Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Кицур Шульхан Арух

ли речь об овощах, злаках или бобовых. Если же они посеяны вместе, запрещено заниматься их выращиванием, и заповедь требует вырвать их; однако в пищу они не запрещены. 2. Минимальное расстояние, на котором разрешается сеять два вида овощей, — тефах с половиной. Некоторые же говорят, что это расстояние составляет три те-фаха, а Хазон Иш постановил, что достаточно тефаха с половиной, не включая того места, которое занимают сами посевы. (Если разные виды овощей посеяны полосами в пределах шести тефахов, даже на указанном расстоянии, следует спросить мудреца, как с ними поступать.) Если же речь идет о грядках, размер которых больше десяти и одной пятой ама на десять и одну пятую ама, то минимальное расстояниемежду ними больше. И также минимальное расстояние между злаками и бобовыми, или между ними и овощами больше (см. книги законоучителей).

Запрещенные смеси трав и винограда

3. Запрещено сеять поблизости от виноградника. Если же травы посеяны недалеко от виноградника, и посевы и виноградник запрещены к использованию. Насколько необходимо отдалять посевы от виноградника и от одной виноградной лозы — см. «Шульхан Арух».

4. Запрещенные смеси растений, а также трав и винограда не запрещены вне Земли Израиля, кроме как в случае, когда человек посеял два вида злаков или овощ и виноград одновременно.

5. Запрещенные смеси деревьев запрещены также и вне Земли Израиля (см. выше, «Кицур Шульхан Арух», глава 174).седьмой год (Шмита)

Запрещенные полевые работы

1. Все работы на поле, обработка посевов и плодов запрещены в седьмой год. Если же работы выполняются для предотвращения ущерба, то некоторые из них разрешены, например полив, однако здесь имеются различные ограничения.

2. Если действие связано с улучшением состояния поля или посевов, но делается для другой цели (например, если человек обламывает ветви дерева, поскольку ему нужны дрова, а дерево из-за этого станет расти лучше), — следует спросить мудреца, разрешено ли это.

3. Относительно посева (и других работ) растений в горшках или выноса их из дома под открытое небо, существует множество различных законов.

4. «Добавка к седьмому году» в наше время не действует, однако посадка деревьев (а по мнению некоторых, также посев) запрещена за некоторое время до Рош га-Шана седьмого года. По мнению Хазон Иш, запрещено только сажать плодовое дерево за 44 дня до Рош га-Шана.

5. Жатва или сбор фруктов (а также остальные работы, связанные с обработкой плодов) запрещены в седьмой год только в случае, когда человек жнет сразу все свое поле, как обычно делают при жатве. Однако жать понемногу для непосредственных нужд разрешается, таким образом и в таких количествах, как указано в книгах законоучителей.

6. Запрещено охранять урожай на поле, поскольку он является ничьим. Если же человек опасается неевреев, диких зверей, ущерба, который может быть нанесен деревьям, и тд., пусть спросит мудреца, как ему поступить.

Плоды седьмого года

7.Плоды седьмого года обладают «святостью плодов седьмого года». Запрещено уничтожать их и запрещено использовать их не так, как обычно используют такие плоды. (И запрещено выжимать их, однако некоторые плоды можно выжимать.)

Относительно других растений, которые человек использует, таких как цветы, — см. в книгах законоучителей.

8. Плодами седьмого года не торгуют. Даже если то делают так, как разрешается делать это с плодами седьмого года, все равно действуют различные ограничения. И деньги, вырученные за эти плоды, обладают той же святостью, что и сами плоды.

9. Если человек охранял свое поле и не объявил плоды его никому не принадлежащими или если он обрабатывал свое поле — мудрецы спорят, запрещены ли плоды этого поля.

10. Когда плоды определенного вида перестают встречаться на полях, необходимо выполнить по отношению к плодам этого вида и вырученным за них деньгам «заповедь вынесения из дома». Как делается «вынесение из дома»? Хозяин выносит эти плоды из своего дома на улицу и объявляет их ничьими в присутствии троих, даже если это его друзья и, несомненно, не станут забирать эти плоды, и произносит: «Братья мои, весь дом Израиля, кому нужны эти плоды, пусть придет и возьмет их», а после этого можно отнести их обратно в дом. Если человек нарушил это требование и не выносил своих плодов из дома — они запрещены. (Если человек купил плоды, которые во время, когда необходимо было выполнить эту заповедь, находились во владении нееврея, пусть выполнит эту заповедь немедленно, — Хазон Иш.)

11. Овощи, которые выросли, даже самосевом, на поле еврея, мудрецы запретили для еды. И это и есть запрет «самосева».

Как действует седьмой год на денежные долги, разъясняется в «Кицур Шульхан Арух», глава 180.

Законы отделения халы разъясняются в «Кицур Шульхан Арух», глава 35, запрета нового урожая — в главе 173. О законах просыпанных при жатве колосьев, забытых на поле снопов и оставленного несжатым края поля, а также о законах первой состриженной шерсти — см. «Шульхан Арух», «Йорэ Дэа», главы 332 и 333.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ШЕСТЬСОТ ТРИНАДЦАТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Всевышний дал нам и записал для нас в Торе множество заповедей. Мудрецы наши благословенной памяти сосчитали эти заповеди, их оказалось ровно 613. Почему «ровно»? Потому что число 613 -необычное, оно представляет собой сумму двух чисел: 248 и 365.

248 — столько у человека органов, и каждому органу соответствует повелевающая заповедь, освящающая этот орган и позволяющая ему правильно работать. 365 — столько дней в году, и каждому дню соответствует запрещающая заповедь, позволяющая ему существовать и не дающая исчезнуть в небытии.

Большая часть приведенных ниже заповедей регламентирует Служение в Храме, а также различные действия евреев, связанные с Храмом и Землей Израиля. В наше время, когда у нас нет Храма и мы изгнаны из Эрец-Исраэль, мы не можем выполнять эти заповеди. Поэтому в практической Галахе нашего времени они не рассматриваются. В то же время имеется огромное количество заповедей, данных нам мудрецами нашего народа (мицвот де-рабанан), которых вы не найдете в списке 613 заповедей, зато в книге «Кицур Шульхан Арух» они подробнейшим образом разбираются. Во избежание путаницы мы поместили в конце нашей книги список заповедей, данных нам Вс-вышним в Письменной Торе. Повелевающие и запрещающие заповеди имеют собственную нумерацию, запрещающие отмечены цифрой в скобках. По традиции приводится название книги и главы Торы, в которой упоминается та или иная заповедь.

«Берешит»

1 «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и размножайтесь».

(Берешит 1:28)

«ЛехЛеха»

2 «Соблюдай завет Мой (…). Обрезан да будет у вас всякий мужчина».

(Берешит 17/9,

1 О)

«Вайишлах»

(1) «Поэтому и доныне, сыны Израиля не едят сухой жилы».

(Берешит 32:33)

«Бо»

3 «Месяц сей для вас начало месяцев» (заповедь об освящении новомесячия и заповедь о високосном годе).

(Шмот 12:2)

4 «И зарежет его все собрание общества Израилева вечером в сумерки» (принесение жертвы Песах в четырнадцатый день месяца Нисан).

(Шмот 12:6)

5«Пусть едят мясо его в ту же ночь, испеченное на огне; с опресноками и горькими травами пусть едят его».

(Шмот 12:8)

(2) «Не ешьте его недопеченным или сваренным в воде».

(Шмот 12:9)

(3) «И не оставляйте от него до утра».

(Шмот 12:10)

6 «К первому дню устраните квасное из домов ваших».

(Шмот 12:15)

7«С вечера (четырнадцатого дня месяца Нисан) ешьте опресноки».

(Шмот 12:18)

(4) «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших».

(Шмот 12:19)

(5) «Ничего квасного не ешьте» (запрет смесей, содержащих квасное).

(Шмот 12:20)

(6) «Никакой иноплеменник не должен есть ее (жертву Песах)».

(Шмот 12:43)

(7) «Поселенец и наемник не должны есть ее».

(Шмот 12:45)

(8) «Не выноси мяса (жертвы) из дома».

(Шмот 12:46)

(9) «И костей ее не ломайте».

(Шмот 12:46)

(10) «Никакой необрезанный не должен есть от нее» (еврей, не обрезанный по какой-либо особой причине).

(Шмот 12:48)

8 «Посвяти Мне всякого первенца, разверзающего всякие недра между сынами Израилевыми, от людей и от скота».

(Шмот 13:2)

(11) «И не ешьте квасного».

(Шмот 13:3)

(12) «И да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя закваски во всех пределах твоих».

(Шмот 13:7)

9 «И скажи сыну твоему в тот день».

(Шмот 13:8)

10 «А всякого разверзающего из ослов выкупай агнцем».

(Шмот 13:13)

11 «Если не выкупишь (разверзающего из ослов), то проруби ему затылок».

(Шмот 13:13)

«Бешалах»

(13) «Пусть никто не выходит из места своего в день седьмой».

(Шмот 16:29)

«Итро»

12 «Я Превечный, Б-г твой, Который вывел тебя из земли египетской» (заповедь верить в единого Б-га, Который был, есть и будет вечно).

(Шмот 20:2)

(14) «Да не будет у тебя богов других» (запрещена мысль о существовании высшей силы, кроме Превечного).

(Шмот 20:3)

(15) «Не делай себе изваяния и никакого изображения».

(Шмот 20:4)

(16) «Не поклоняйся им» (даже если это действие не является служением

им). (Шлют 20:5)

(17) «И не служи им» (даже если служение выражается в действиях, которые воспринимаются как непочтительные).

(Шмот 20:5)

(18) «Не произноси имени Превечного, Б-га твоего, напрасно, ибо Превечный не пощадит того, кто произносит имя Его напрасно».

(Шмот 20:7)

13 «Помни день Субботний, чтобы святить его» (освящение над вином, а на исходе дня — «Гавдала»).

(Шмот 20:8)

(19) «Не делай никакого дела (в Субботу, в день седьмой)».

(Шмот 20:10)

14 «Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои» (т. е. относись к ним с почтением даже тогда, когда их действия противоречат нашим желаниям или интересам).

(Шмот 20:12)

(20) «Не убей» (сюда относится также: не срами ближнего своего при людях).

(Шмот 20:13)

(21) «Не прелюбодействуй» (в основном это относится к замужней женщине, а также в виду имеется всякое запрещенное совокупление).

(Шмот 20:13)

(22) «Не кради» (а также не обманывай, на иврите обман — «гневат даат», т. е. кража мнения, знания).

(Шмот 20:13)

(23) «Не давай ложного свидетельства против ближнего твоего» (сюда относится также: не сплетничай, не создавай ближнему дурной славы).

(Шмот 20:13)

(24) «Не возжелай» (того, что принадлежит ближнему).

(Шмот 20:14)

(25) «Не делайте при Мне богов серебряных».

(Шмот 20:20)

(26) «Не сооружай (жертвенник) из тесаных (камней)» (т. е. не сооружать жертвенник из камней, к которым прикасалось железо).

(Шмот 20:22)

(27) «И не восходи по ступеням на жертвенник Мой».

(Шмот 20:23)

«Мишпатим»

15 «Если купишь раба-еврея» (закон о еврейском рабе, которого отпускают на свободу в седьмом и юбилейном годах, а также о его выкупе).

(Шмот 21:2)

16 «Если она не угодна господину своему, который назначил ее для себя» (о назначении еврейской рабыни для господина или для его сына).

(Шмот 21:8)

17 «Пусть позволит выкупить ее».

(Шмот 21:8)

(28) «Чужому же продать ее («еврейскую рабыню) не властен».

(Шмот 21:8)

(29) «Ее не должен лишать пищи, одежды и супружеского сожития».

(Шмот 21:10)

(30) «Кто ударит отца своего и мать свою».

(Шмот 21:15)

18 «Того должно предать смерти» (через удушение).

(Шмот 21:15)

19 «Если ссорятся люди» (заповедь о том, чтобы судить человека, нанесшего телесное повреждение ближнему своему; закон о штрафах).

(Шмот 21:18)

20 «Он должен быть отмщен».

(Шмот 21:20)

21 «Если забодает вол» (закон о воле, нанесшем ущерб).

(Шмот 21:28)

(31) «И мяса его (побитого камнями вола, который забодал человека) не есть».

(Шмот 21:28)

22 «Если кто-либо раскроет яму» (закон о повреждении чужого имущества).

(Шмот 21:33,34)

23 «Если кто-либо украдет вола

Скачать:PDFTXT

Кицур Шульхан читать, Кицур Шульхан читать бесплатно, Кицур Шульхан читать онлайн