но мнению МБ, если ошибка обнаружилась в таком месте, где можно прерваться (см. выше, глава 23, параграфы 19-21), пусть прервется в этом месте и произнесет бла1-ословение после чтения,
лпосле этого пусть вынесут ему новый свиток, и он благословит на чтение но нему.
6 А в месте, в котором принято (в этом случае) благословлять заново, не следует это запрещать.
7 Если вызванный в момент обнаружения неко-шерносги свитка еще не произнес благословения после чтения, пусгь читает с остальными вызванными шепотом и не отвлекаегся, и произнесет благословение, когда они закончат чтение, и прочтет также Гафта-ру — по одним мнениям, с благословениями, а но другим — без. А Кадиш пусть произнесут после Гафтары. А по мнению «Маген Авраам», все остальные вызванные читают с благословениями (без Мафтира), а седьмой вызванный читает Гафгару с благословениями, и Кадит произносят после Гафтары.
8 МБ: если у кого-то есть обычай разрешать себе это, не следует запрещать ему.
9 По мнению МБ, достаточно, чтобы осталось
5или 6 стежков; а если это произошло в другой книге, см. выше, параграф 10.
10 По мнению МБ, даже таким способом запрещено убирать каплю в Шаббат. В случае, если каплю увидели между двумя вызванными, нужно вынести другой свиток; но если она замечена во время чтения, можно прочесть закрытое месго наизусть, а после этого продолжать все по порядку.
Глава 25
ЗАКОНЫ ЧТЕНИЯ «АШРЕЙ», «У-ВА ЛЕ-ЦИЙОН» И ДАЛЕЕ ДО КОНЦА МОЛИТВЫ
1. Читают «Ашрей», и нужно думать о смысле произносимого, особенно же при чтении стиха «Раскрываешь Ты ладонь Свою…» следует очень тщательно сосредоточиться. 2. После этого читают «Начальнику хора — хвалебная песнь от Давида». И вот в какие дни этот отрывок не читают: Рош-Ходеш, Ханука, Пурим, а также в високосный год, 14-го и 15-го числа первого Ада-ра, канун Песаха и канун Йом-Киппура,
Девятое Ава; также не произносят этот отрывок в доме соблюдающего траур. И в день, когда не произносят «Начальнику хора…», фразу «Б-г долготерпеливый…» перед открыванием Ковчега также не произносят.
3. Произносят Кдушу в отрывке «У-ва ле-Цийон» вместе с переводом на арамейский, и нужно внимательно следить за тем, чтобы сосредоточиться на произносимых словах; перевод же следует произнести шепотом1.
4. Запрещено выходить из синагоги до произнесения этой Кдуши.
5. Необходимо постараться произнести эту Кдушу вместе с общиной. И поэтому, если человек пришел в синагогу в момент, когда община произносит ее, пусть произнесет ее вместе с ними, даже перед своей молитвой2. И точно так же он может произнести ее до двух первых стихов, то есть стихов «И придет Избавитель в Сион…» и «А Я заключаю с вами союз…», а после Кдуши пусть произнесет эти стихи; и тем более разрешается ему пропустить «Ашрей» и «Начальнику хора…», чтобы произнести эту Кдушу вместе с общиной. Но потом он должен восполнить то, что пропустил.
6. И произносят «Алейну» («На нас возложено…»), и этот отрывок необходимо произносить в страхе и трепете. Эту молитву установил Йегошуа в день, когда захватил Йерихо. А после этого произносят Тгиллим на день недели и другие главы из Тгиллим — во всяком месте по своему обычаю.
7. Выходя из синагоги, человек должен произнести стих: «Г-сподь, направь меня…», и поклониться в сторону Ковчега, как ученик, испрашивающий у учителя позволения удалиться.
Когда он выходит из синагоги, пусть не выходит так, чтобы Ковчег остался у него за спиной, а в стороне; и так же он должен отходить от возвышения, у которого молился в качестве хазана.
8. Выходящему из синагоги запрещается бежать или быстро идти, поскольку он показывает этим, что задержаться в синагоге для него — тяжкая повинность. О чем идет речь? О случае, когда человек уходит по своим делам. Но если он идет из синагоги в Бейт-Мидраш, он обязан бежать.
1 А молящийся в одиночку может произнести его громко.
2 В МБ написано: «Мне кажется, что в еврейском мире не принято произносить
этуКдушу перед молитвой».
Глава 26
ЗАКОНЫ КАДИША СИРОТЫ
1. В Мидрашах приводится множество историй, в которых рассказывается, что из-за Кадиша, который читал сын по отцу или по матери, они спасались от Страшного Суда; поэтому есть обычай произносить Кадиш, а также читать Мафтир и молиться в качестве хазана, особенно на исходе Шаббата, потому что в это время души возвращаются в Гехином, и также в вечернюю молитву, когда муки Гехинома усиливаются. И относительно Кадиша есть много различий в законах, связанных с разницей в обычаях.
2. Соблюдающий первые семь дней траура, не важно, маленький он или взрослый, член ли он этой общины или гость, — он читает все1 Кадиши и не уступает никому из соблюдающих траур. И даже если среди этих семи дней оказался праздник, после которого законы семи дней траура больше не соблюдаются, и также если праздник выпал среди тридцати дней траура, после чего законы тридцати дней также не соблюдаются, — по отношению к Кадишу и семь, и тридцать дней продолжаются. И также по отношению к Кадишу не действует правило: «Часть дня засчитывается за весь день». Так что даже в Минху седьмого дня он имеет право читать все Кадиши.
Эти семь и тридцать дней отсчитываются от дня похорон. И даже если соблюдающий траур не узнал о смерти отца или матери вовремя и соблюдает семь дней траура с момента, когда узнал об этом, — тем не менее по отношению к Кадишу эти дни не считаются семью днями траура. И также если смерть произошла в праздник, для Кадиша семь дней отсчитываются от дня похорон.
3. Если в синагоге присутствует также человек, у которого сегодня йорцайт (годовщина смерти), то, если соблюдающий семь дней траура — маленький, который ходит в синагогу все семь дней, тогда тот, у кого йорцайт, имеет право прочесть один Кадиш. А если сегодня у нескольких людей йорцайт, каждый из них имеет право на один Кадиш, даже если маленькому, соблюдающему семь дней траура, не останется ни одного.
Если же в синагоге присутствует соблюдающий тридцать дней траура, он также имеет право2 на один Кадиш. Но если присутствуют несколько соблюдающий тридцать дней, из-за них маленький, соблюдающий семь дней, не лишается всех Кадишей до одного.
Если же соблюдающий семь дней траура — взрослый, который не ходит в синагогу все семь дней траура, несмотря на то что дома он молится в миньяне, приходя в синагогу, он имеет право на все Кадиши. А если в синагоге присутствует человек, у которого сегодня йорцайт, — соблюдающий семь дней все равно произносит все Кадиши, кроме одного, вопрос о котором решается жребием. Но в том случае, если он из-за праздника прекращает соблюдать законы семи дней траура или если отец его умер в праздник — закон его таков же, как и закон маленького, поскольку он также может приходить в синагогу каждый день.
4. Двое соблюдающих семь дней траура — маленький и взрослый, приходя в синагогу в Шаббат, имеют равные права на Кадиши. А если есть в синагоге человек, у которого сегодня йорцайт, его право на Кадиш аннулируется правом взрослого. И поэтому в этом случае взрослый имеет право произнести на один Кадиш больше — тот самый Кадиш, который маленький должен был бы уступить тому, у кого сегодня йорцайт.
5. Тот, у кого сегодня йорцайт, а также соблюдающий тридцать дней траура имеют преимущественное право на Кадиш по сравнению с остальными соблюдающими траур, которые соблюдают законы года траура. Но тем не менее они должны предоставить и им также возможность прочесть какие-либо Кадиши. И следует установить, чтобы Кадиш де-Рабанан, а также Кадиш, читаемый после «Алейну», читали отмечающие йорцайт или соблюдающие тридцать дней траура, а остальные Кадиши читали бы остальные соблюдающие траур, если они есть, по числу Кадишей3.
6. Если в синагоге есть человек, у которого сегодня йорцайт, и соблюдающий тридцать дней траура — в случае, если на них хватает Кадишей с избытком, соблюдающий тридцать дней имеет преимущественное право на Кадиши, а тот, у кого йорцайт, имеет право только на один Кадиш. А если сегодня у нескольких людей йорцайт — каждый из них имеет право на один Кадиш, даже если соблюдающему тридцать дней не останется ни одного, поскольку он прочтет все Кадиши завтра, а тот, у кого йорцайт, если не скажет их сегодня, пропустит время.
7. Если есть двое соблюдающих траур в одинаковом положении, пусть бросят жребий, и тот, кто по жребию уступит другому право читать Кадиш в вечернюю молитву, получит вместо этого один Кадиш в утреннюю без всякого жребия, а по поводу оставшегося третьего Кадиша пусть бросят жребий. И также есть несколько соблюдающих траур в одинаковом положении — пусть бросают жребий, и получивший Кадиш по жребию больше не участвует в жеребьевке, пока не прочтут все остальные1.
8. Член местной общины имеет преимущественное право читать Кадиш перед гостем (если тот соблюдает не семь дней траура). Если в синагоге присутствует член местной общины, у которого сегодня йорцайт, и гость, у которого также йорцайт, — гость не имеет права ни на один Кадиш1.
Если в синагоге присутствует член местной общины, соблюдающий тридцать дней или год траура, и гость, у которого йорцайт, — гость имеет право на один Кадиш1. Если же присутствуют члены местной общины, у одного из которых йорцайт, а другой соблюдает тридцать дней траура, и гость, у которого йорцайт, — гость также имеет право на один Кадиш, и член местной общины, у которого йорцайт, не имеет права сказать ему: «Я имею преимущество перед тобой!» — поскольку тот может возразить ему: «Я претендую не на твой Кадиш, а на тот, который положен соблюдающему тридцать дней!» И пусть член местной общины, у которого йорцайт, скажет первый Кадиш, а гость, у которого йорцайт, — второй, а соблюдающий тридцать дней — третий.
9. Гость, соблюдающий тридцать дней, и местный, соблюдающий год траура, имеют равные права на Кадиш.
10. Если в синагоге присутствуют член местной общины, у которого сегодня йорцайт, и гость, соблюдающий тридцать дней траура, — местный житель имеет право произнести первый и второй Кадиши, а гость, у которого йорцайт, — третий.
11. Если в синагоге присутствует гость, соблюдающий год траура, он имеет право сказать один из тех Кадишей, которые говорят члены местной общины, также соблюдающие год траура1.
12. Членом местной общины называется по отношению к этим законам всякий, у кого есть место постоянного проживания в этом городе, хотя он и не платит в этом городе подушного налога, или5 тот, кто платит в этом городе подушный налог, хотя и не живет здесь постоянно.