этот сок уже называется вином, и прикосновение нееврея делает его запрещенным для питья, даже если нееврей коснулся только косточек или кожицы. Поэтому если чаны с давленым виноградом стояли в доме нееврея — следует запретить их для питья, поскольку, возможно, из них отлили немного сока. И запрещено использовать нееврея для работы в давильне, даже если чан снабжен поршнем (то есть нееврей давит на поршень, а не непосредственно на виноград. —
Перев.).
8. Не следует прибегать к помощи нееврея для извлечения косточек и шкурок винограда из давильни даже после того, как первое и второе вино уже слили, поскольку, возможно, они еще влажны от сока.
9. Если нееврей долил воды в вино, то, если он намеревался развести вино (чтобы оно стало лучше. —
Перев.),это вино запрещено пить; если же он не намеревался развести его или даже если его намерение непонятно — разрешено.
10. Винный уксус, который произведен из кошерного вина, — если он настолько крепкий, что, если его плеснуть на землю, пузырится, прикосновение нееврея не запрещает его; если же он произведен из обычного нееврейского вина, он по-прежнему запрещен для еды.
11. И также водка, произведенная из обычного нееврейского вина, а также из косточек, шкурок и осадка от такого вина, имеет тот же закон, что и само это вино. Но если она сделана из кошерного вина или после того, как она стала водкой, прикосновение нееврея не делает ее запрещенной.
12. Винный камень принято разрешать, поскольку его самого не используют для еды.
13. Если нееврей коснулся вина не рукой, а каким-либо предметом, а также если прикосновение произошло по приказанию нееврея — следует спросить раввина, как следует поступить.
14. Если человек посылает вино через нееврея, он должен внимательно проследить за тем, чтобы везде, где есть кран или отверстие, залепленное смолой, были две печати.
15. Если еврей сделал вино для нееврея кошерным способом, чтобы продавать его потом евреям, — в разных конкретных случаях есть разные законы, и в некоторых случаях не помогает ни наличие двух печатей, ни то, что ключ находится все время у еврея, и нужно спросить у раввина, имеющего право постановлять Галаху, как именно следует поступить. И человек, желающий сохранить свою жизнь, отдалится от такого вина.
16. Сосуды из-под обычного нееврейского вина, если это такие сосуды, в которых вино обычно хранится только небольшое время, и это вино хранилось в них меньше двадцати четырех часов — не важно, сделаны ли эти сосуды из кожи, из дерева, из стекла, из камня или из металла: если они не просмоленные, их следует тщательно вымыть водой три раза, и они разрешены, если же они просмолены, закон их другой. И также закон глиняных сосудов другой.
17. Если сосуды предназначены для длительного хранения в них вина, то есть их делают специально, чтобы хранить в них вино по меньшей мере три дня: хотя сам сосуд принадлежит еврею, а нееврей держал в нем свое вино только небольшое время, тем не менее он нуждается в коше-ровке «наливанием», то есть сосуд наполняется водой по самые края и должен простоять так по меньшей мере двадцать четыре часа, после этого вода выливается и сосуд наполняется водой вторично и должен простоять в таком виде по меньшей мере двадцать четыре часа, потом вся процедура повторяется третий раз. И нет необходимости, чтобы эти три двадцатичетырехчасовых промежутка следовали один за другим без перерыва. Если вода простояла в сосуде несколько дней, это засчитывается только за один двадцатичетырехчасовой промежуток.
Некоторые говорят, что, если вино простояло в сосуде двадцать четыре часа, ко-шерование «наливанием» не годится, потому что консервирование приравнивается к варке, и требуется кипячение, и в случае, когда нег большой нужды в этом сосуде, необходимо поступать согласно этому мнению.
18. Стеклянные сосуды, поскольку они гладкие и твердые, то, даже если в них наливают вино для длительного хранения, им для кошерования достаточно трехкратного промывания в воде.
19. Если в сосуде было кошерное вино и его вылили и, пока сосуд был еще влажным настолько, чтобы можно было «коснуться и намочить» (введенное Талмудом определение сильно влажной вещи; имеется в виду, что жидкости было столько, что можно было коснуться рукой сосуда, а потом этой же рукой коснуться сухой поверхности, и на ней остался бы влажный след. —
Перев.),к влажному месту прикоснулся нееврей — для кошерования сосуда достаточно трижды промыть его водой, хотя бы это был такой сосуд, в который наливают вино для длительного хранения.
20. Трехкратного промывания водой или «наливания» достаточно только в том случае, если сосуд использовался только для холодного вина; однако, если вино было горячим, для кошерования сосуда требуется кипячение, как и в других случаях, когда в сосуде варилась запрещенная еда.
21. Сосуды, используемые в давильне: хотя в них и не хранят вино длительное время, но, поскольку в них наливают вино часто и помногу, их закон строже, чем в других случаях, и требуется узнать у раввина, как их кошеровать.
22. Все сосуды из-под вина, которые простояли без использования двенадцать месяцев, разрешены, поскольку все следы вина из них заведомо испарились; и даже если в течение этих двенадцати месяцев эти сосуды использовались для воды, это ничему не мешает.
Глава 48
ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЙ НА ПИЩУ, ИЗГОТОВЛЕННУЮ ИЗ ПЯТИ ВИДОВ ЗЛАКОВ
1. Хлеб, который испечен из пяти видов злаков, но представляет собой хлеб с начинкой, если его собираются съесть меньше, чем необходимо для установления трапезы, то для этого хлеба не требуется нетилат ядаим и на него не произносится благословение на хлеб «…дающий хлебу вырасти из земли», а произносят на него благословение «…сотворивший разные виды пищи», после него — благословение «…за пищу и средства к существованию…». Но если человек съедает этого хлеба столько, сколько необходимо для установления трапезы, то закон его как закон настоящего хлеба, и требуется сделать нетилат ядаим, произнести благословение «…дающий хлебу вырасти из земли», а после еды — Биркат га-Мазон.
2. Что такое «хлеб с начинкой»? Некоторые говорят, что это хлеб, испеченный в виде кармана, наполненного фруктами, мясом или сыром и т.д.’, или в виде вафель; некоторые же говорят, что это хлеб, тесто для которого замешано2 на масле, жире, меду, молоке, яйцах или фруктовом соке1, даже если к ним примешана вода, но ее меньше, чем этих жидкостей. Мы же облегчаем требования закона в соответствии с обоими этими мнениями и считаем и то и другое «хлебом с начинкой»5.
3. Сколько необходимо съесть хлеба для полноценной трапезы, оценивается не по данному конкретному человеку, а по большинству людей — сколько обычно съедают во время дневной или вечерней трапезы для сытости1: если человек съел это количество хлеба с начинкой, то, даже если он еще не сыт, по закону считается, что он ел хлеб. Если же он ел этот хлеб с гарниром г, то оценивают также по большинству людей: если бы они съели такое количество хлеба с таким количеством гарнира, были бы они сыты? Если же он съел небольшое количество хлеба с начинкой без гарнира и насытился, а остальные люди, съев столько хлеба без гарнира, не были бы сыты, но, съев столько хлеба с гарниром, были бы сыты — в этом случае съеденный им хлеб с начинкой также считается хлебом5.
4. Если сначала человек намеревался поесть только немного такого хлеба, произнес на него благословение «…сотворивший разные виды пищи», а после этого передумал и решил съесть столько, сколько необходимо для установления трапезы, то если того дополнительного хлеба, который он собрался съесть, меньше, чем необходимо для установления трапезы, а количество, необходимое для установления трапезы, получится, только если добавить его к тому хлебу, который он уже съел (как намеревался изначально), то он может продолжать есть6, а после еды должен произнести Биркат га-Мазон. Но если того дополнительного хлеба, который он намеревается съесть, столько, сколько необходимо для установления трапезы, то он должен сделать нетилат ядаим и произнести на тот дополнительный хлеб, который он собирается съесть, благословение на хлеб «…дающий хлебу вырасти из земли»; однако завершающего благословения «…за пищу и за средства к существованию…» на тот хлеб, который он уже съел, произносить не следует, поскольку уже съеденный им хлеб объединится с тем, который он будет есть сейчас, и ко всему съеденному хлебу будет относиться Биркат га-Мазон.
5. Если тесто замешано на воде и представляет собой жидкое тесто: если оно печется в печи или даже на противне, но без смазывания его жидкостью, или даже если он смазал противень жиром, чтобы тесто не подгорело, — в этом случае эта смазка не считается жидкостью, и закон этого теста — как закон полноценного хлеба, и, даже если человек съедает только ке-заит такого изделия, он должен сделать нетилат ядаим, произнести благословение на хлеб «…дающий хлебу вырасти из земли», а после еды произнести Биркат га-Мазон. Если же это тесто подарено в какой-то жидкости, то данное изделие не считается хлебом, даже если человек съедает его столько, сколько необходимо для установления трапезы.
И также такие лепешки, которые делаются очень тонкими и пекутся в форме между двумя железками, не называются хлебом, и даже если человек съедает их столько, сколько необходимо для установления трапезы, должен произнести перед едой благословение «…создающий разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…».
Иногда же делают очень жидкое тесто, то есть насыпают в миску муки, заливают водой и размешивают ложкой, а после этого вьыивают такое тесто на листья овощей и запекают их в печи на листьях — тогда получившееся изделие имеет тот же закон, что и хлеб с начинкой.
6. Изделия из теста, которое было сварено7, а после этого испечено, как делают бублики и т.д., считаются полноценным хлебом, но только в том случае, если оно хорошо пропечено.
7. Настоящий хлеб, который сварили или пожарили8 в масле или чем-то похожем, даже если он больше не выглядит, как хлеб, например, в случае, если его залили яйцом, — все равно, если один кусок имеет размер ке-заит, он полностью считается хлебом9; если же кусочки хлеба имеют размер, меньший, чем ке-заит, даже если из-за варки они раздулись и теперь слипшиеся куски имеют размер больший, чем ке-заит, или же если из-за варки они слиплись и образовали большой комок, и даже если эти куски выглядят, как хлеб, тем не менее они не считаются хлебом, и перед тем как их есть, произносят благословение «…создавший разные виды пищи», а после них — «…за пищу и за средства к