в случае, если у него не было определенных намерений, он не должен благословлять вторично, когда еда или питье того же вида были перед ним на столе. Если же он намеревался съесть больше, нет необходимости, чтобы другая еда или питье были перед ним на столе.
3 Если он разговаривал, пока жевал, непонятно, нужно ли ему благословлять вторично.
4 и не отвлекался.
5 До ревиит, если речь идет о напитках, и до ке-заит, если о еде.
6 А если напитка немного и он может, хоть и с трудом, произнести благословение, пока он еще у него во рту, пусть произнесет.
7 А по мнению МБ, следует произнести завершающее благословение (если он выпил ревиит). А благословение, которое нужно было произнести перед питьем, не следует произносить ни в каком случае.
8 Если перед человеком лежали два фрукта: один из «семи видов», а второй — тот, который он больше любит, то, по мнению МБ, если он произнес благословение на более любимый, то, хотя он и поступил неправильно, его благословение относится и к фрукту из «семи видов». И даже если он поступает по закону и произносит благословение на фрукт из «семи видов», хорошо бы ему специально иметь в виду, что благословение относится также и к более любимому. (Что будет, если один целый, а другой нет, в МБ не объясняется.)
9 А если он сделал так — см. ниже, глава 56, параграф 2.
10 По мнению МБ, даже если у него не было никакого специального намерения, его благословение к винограду не относится.
11 «Семь видов» (а по мнению Виленского Гаона, только изделия из злаков) имеют тот же закон, что и хлеб.
12 А но мнению МБ, если случилось так, что он перешел с места на место (в одном и том же доме), произносить новое благословение не следует. И даже тому, кто считает, что это разрешено делать даже нарочно, есть на кого опереться. Если же он видит из этой другой комнаты то место, где он начал есть, или если он изначально имел в виду перейти потом в другую комнату, — можно перейти в другую комнату даже сознательно.
13Фраза «поскольку имеют в виду вернуться» в МБ не приводится. Источником же «Кицур Шульхан Арух» является в данном случае «Хайей Адам».
14 По мнению «Хайей Адам», если сад огорожен, нет необходимости в сформулированном намерении, а если сад не огорожен, то намерение помогает.
Глава 51
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗАВЕРШАЮЩЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ
1. Поев плодов дерева, кроме относящихся к «семи видам» (как будет разъяснено ниже, параграф 7), плодов земли и овощей, а также того, что не растет из земли, необходимо произнести завершающее благословение «…сотворивший множество живых существ…». И даже если человек и ел, и пил, достаточно одного благословения.
2. Произносят завершающее благословение и читают Биркат га-Мазон только в том случае, если съедено необходимое минимальное количество еды, то есть ке-за-ит; если же съедено меньше ке-заит, завершающего благословения произносить не следует. А относительно напитков некоторые говорят, что завершающее благословение не следует произносить, если выпито меньше ревиит, некоторые же говорят, что и в случае напитков, если выпито ке-заит, нужно произносить завершающее благословение. Поэтому, чтобы не попадать в сомнительную ситуацию, следует пить любых напитков или меньше ке-заит, или ревиит. И водка в смысле этого закона не отличается от остальных напитков.
3. Про вещь в том виде, в каком она сотворена Б-гом, как, например, один целый орех, или другой плод, или даже одна фа-солина, некоторые говорят, что, даже если объем ее меньше, чем ке-заит, тем не менее, поскольку это целый плод, после его съедания следует произнести благословение; а некоторые спорят с этим. Поэтому, для того чтобы не попадать в ситуацию, где непонятно, что делать, не следует есть таких целых плодов меньше ке-заит.
Если же плод разломался перед едой, он больше не считается целым плодом, и все согласны, что, если таких плодов съели меньше ке-заит, не следует произносить благословение после еды.
4. Когда подсчитывают, съеден ли ке-заит, суммируют все съеденное. Если человек съел половину ке-заит вещи, после которой произносят: «…сотворивший множество живых существ…», а половину ке-заит — вещи, после которой произносится «Меэйн Шалош» (то есть один из «семи видов»), или даже половину ке-заит хлеба — после такой еды нужно произнести благословение
«…по слову Которого…». И кажется мне, что тот же самый закон будет в случае, если человек съел половину ке-заит плодов из «семи видов», после которых произносится «…за дерево и плод дерева…», и половину ке-заит вещи, после которой произносится «…за пищу и средства к существованию…» (то есть изделия из злаков) или половину ке-заит хлеба (то есть получилось, что ни на одну из съеденных вещей в отдельности не произносится: «…сотворивший множество живых существ…») — произносит после такой еды1 благословение «…сотворивший множество живых существ… Если же человек съел половину ке-заит вещи, после которой нужно произносить благословение «…за пищу и средства к существованию…», и половину ке-заит хлеба, произносит после такой еды благословение1 «…за пищу и средства к существованию…».
Выпитое же не подсчитывается вместе со съеденным1′.
5. Если человек съел половину ке-заит, подождал и съел еще половину ке-заит, то, если от начала первой еды до конца второй прошло меньше времени, чем требуется «для съедания порции хлеба», то съеденное в первый и во второй раз объединяется и нужно произносить завершающее благословение; но если времени прошло больше, они не объединяются. А в случае питья напитков они не объединяются, даже если прошло меньше времени2.
6. Если человек пьет горячий напиток маленькими глоточками (как пьют чай или кофе), то, раз он не выпивает за один раз требуемое минимальное количество, хотя именно так и принято его пить, его глотки не объединяются, и он не должен поизносить завершающего благословения3.
7. Семью видами плодов славна Земля Израиля, как сказано в Писании: «Земля пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната, земля маслин и финикового меда»; а после этого написано: «Земля, в которой не в бедности будешь ты есть в ней хлеб (…) и поешь, и насытишься, и благословишь…». И поскольку про хлеб прямо сказано в Торе: «И поешь, и насытишься, и благословишь…», поэтому после хлеба из пяти видов злаков, то есть пшеницы и ячменя, прямо указанных в стихе, а также полбы, овса и ржи, которые также считаются подвидами пшеницы и ячменя,следует произносить Благословение после еды, Биркат га-Мазон, состоящее из трех полных благословений и благословения «…Который добр и творит добро…» (которое было добавлено после составления основного текста, в Явне). Но если кушанье не является настоящим хлебом, а представляет собой мучное изделие из пяти видов злаков, и также если это изделие из винограда, то есть вино или собственно виноград, свежий или сушеный, большой или маленький, или инжир, или гранат, или маслины, или финики, о которых говорит Тора, используя слово «мед», поскольку из них вытекает сладкий сок, — после съедания всех этих кушаний произносят одно благословение «Меэйн Шалош» (на иврите — «как три». — Перев.), которое включает в себя в кратком варианте все три основных благословения и благословение «…Который добр и творит добро…», из которых состоит Биркат га-Мазон.
8. Благословение «Меэйн Шалош» после изделий из злаков начинается словами: «(…) за пищу и средства к существованию», завершается же словами: «и мы будем благодарить Тебя за землю и за пищу — Благословен Ты, Г-сподь, за землю и за пищу и за средства к существованию»4.
Произнося благословение после вина, начинают словами: «(…) за виноградную лозу и плод виноградной лозы…», завершают же словами: «и мы будем благодарить Тебя за землю и за плод виноградной лозы — Благословен Ты, Г-сподь, за землю и за плод виноградной лозы».
Произнося благословение после плодов из «семи видов», начинают словами:«(…) за дерево и плод дерева…», а завершают словами: «…за землю и за плоды — Благословен Ты, Г-сподь, за землю и за плоды». (А в земле Израиля или даже вне Земли Израиля тот, кто ест плоды, выросшие в Земле Израиля, произносит: «…за землю и за плоды ее»5.)
Если человек ел блюдо из злаков, а также пил вино — объединяет оба благословения в одно. И так же делают в случае, если ели фрукты и пили вино, и даже если ели виноград и пили вино, фрукты и блюда из злаков, или даже если ели фрукты, изделия из злаков и пили вино — все они объединяются в одно благословение. И говорят сначала: «…за пищу и средства к существованию», потом: «…за виноградную лозу», а потом: «…за дерево».
Если благословение после изделий из злаков объединяется с другими, в завершении благословения не следует говорить: «…и за средства к существованию», а надо сказать: «…Благословен Ты, Г-сподь, за пищу и за плод виноградной лозы», или: «…за пищу и за плоды», или:«…за пищу и за плод виноградной лозы и за плоды».
Текст этого благословения приводится во всех сидурах, и каждый еврей должен знать все варианты этого благословения наизусть.
9- В Шаббат, Йом-Тов и Рош-Ходеш упоминают в этом благословении тему дня. Если же человек забыл и не упомянул темы дня, не заставляют его читать благословение сначала.
10. К этому благословению нужно относиться так же строго, как и к Биркат га-Мазон, в том, что указано в главе 44, параграф 65*.
11. В благословении «…сотворивший множество живых существ…» некоторые произносят «за все, что создал Ты», а некоторые «за все, что создал» — и так правильно6. И вот смысл этого благословения «Сотворивший множество живых существ и все, в чем они нуждаются» — Вс-вышний создал живые существа и то, чего им не хватает, то есть все необходимое для них, то есть вещи, необходимые для поддержания их жизни, как хлеб и вода, и также все остальные вещи, которые Он создал, которые не так уж необходимы для поддержания жизни, а нужны просто для удовольствия, как фрукты и т.д., и за это мы благословляем Тебя, дающего жизнь мирам. И необходимо произнести после «хет» в слове «хей» звук «а» (и тогда все слово будет читаться как «хай», «живой», и получится: «Благословен живущий вечно». — Перев.у. (А Виленский Гаон согласился с теми, кто считает, что следует завершать благословение с упоминанием Имени Б-га и говорить: «Благословен Ты, Г-сподь, дающий жизнь мирам.)8
12. Если человек ел такие фрукты, после которых следует произносить «Меэйн Ша-лош», а также такие фрукты, после которых произносится «…сотворивший множество живых существ…», то после еды следует произнести благословение «Меэйн Шалош», и, поскольку в ней упоминаются «плоды дерева»,