Скачать:PDFTXT
Кицур Шульхан Арух

котором лежали благовония, впитал их запах, илиесли человек щупает этроги или другие ароматные плоды и на его руках или одежде остается запах, — на этот запах не произносят благословения.

14. В главе 152, параграф в-, будет разъяснено, что запрещено наслаждаться благовониями женщины. А в главе 167, параграф 7, будет разъяснено, что запрещено вдыхать аромат, произведенный для поклонения идолам, и тем более запрещено произносить благословения на эти ароматы.

1 А по мнению МБ: «…Который наделил…».

2 То есть берет его в руки специально, чтобы понюхать. Но если он не взял его в руки, то, даже если он намеревается насладиться его ароматом, он не должен произносить благословение на запах.

3 Относительно благословений на розы см. МБ, глава 216, параграф 17.

4 Дополнительная информация по этому поводу приводится в «При Мегадим».

5 По мнению МБ, растения, стебель которых мягкий и сохраняется из года в год, называются «деревья».

6. В МБ не упоминается.

7 МБ выражается по-другому: «…поскольку оно производится в Земле Израиля».

8 В МБ не упомянуто, кроме гвоздики, благословение на которую, по его мнению, — «…разнообразные благовония».

9 Если они связаны в пучок, лучше отщепить от него один вид, чтобы произнести на него соответствующее ему благословение.

10 А тот, кто не хочет добровольно запретить себе нюхать такие жидкости, имеет полное право понюхать их, произнеся благословение «…создавший разнообразные благовония».

10′ Если перед человеком лежат ароматное дерево и ароматные травы, то, если один запах он любит.больше другого, пусть произнесет благословение вначале на него.

11 На складе. (В магазине — смотри следующий параграф.) Если же человек берег их в руки, чтобы понюхать, должен произнести благословение.

11 Если он окуривает одежду, имея в виду также нюхать, произносит благословение.

12 — И ясно из слов МБ, что произносит благословение, даже если не намеревался нюхать, — если получил удовольствие.

13 Если же склянки с благовониями закрыты, произносить благословение не следует (в особенности если вошедший не имел намерения нюхать).

14 Представляется, что к современным аптекам это не относится.

15 Немедленно.

16 По мнению МБ, все время, пока человек находится в магазине, нельзя сказать, что он «отвлекся», поскольку все время он ощущает запах.

17 То есть если он вошел в другой магазин благовоний, произносит благословение там.

Глава 59

ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВРЕМЕНИ (ШЭЕХЕЙАНУ) И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО»

1. Если человек услышал добрую весть из уст надежного человека, который сам был свидетелем того радостного события, о котором рассказывает, или тем более если человек сам видел это радостное событие, то, если это событие радостно только ему одному, он произносит благословение Времени: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддержал нас, и дал нам дожить до этого времени!» Если же это событие радостно ему и другим, он произносит благословение «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который добр и творит добро», то есть добр к самому этому человеку и творит добро также и другим.

Если в тот момент, когда человек видит радостное событие или слышит известие о нем, он не может произнести благословение из-за того, что его тело нечисто или он находится в нечистом месте, он может произнести благословение и после; то же самое относится к благословению «…справедливый Судья»1.

2. Человек обязан благословлять Вс-вы-шнего, да возвысится Его Имя, также и за дурное, как сказано: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всеми силами твоими». Объясняют мудрецы: «всем сердцем твоим» значит — обоими твоими побуждениями, добрым началом и злым началом (имеется в виду: даже когда человек занят делами этого мира, он должен выполнять требование стиха «На всех твоих путях знай Его». См. выше, глава 31); «всей душой твоей» — даже в том случае, когда Он забирает твою душу; «всеми силами твоими» — всеми возможностями твоими, то есть всем твоим имуществом. Но есть и другое объяснение: слово «силами твоими» (на иврите — «мэодеха») напоминает произнесением и написанием слово «мера» (на иврите — «мида»), и слова «всеми силами твоими» значат поэтому «за все меры, отмеряемые тебе», то есть: за всякую меру, которой Он отмеривает тебе, будь это мера блага или мера наказаний, будь Ему благодарен (на иврите слово «благодарен» читается как «модэ», то есть тоже похоже на слово «мэодеха»).

Какое благословение в этом случае произносится? На дурные вести произносится благословение «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, справедливый Судья».

Если человек услышал несколько вестей одновременно*, не важно, хороших или дурных, достаточно произнести одно благословение. И человек обязан благословлять и на дурную весть, полностью принимая происшедшее и с радостной душой, как он благословляет на добрую весть, как сказано: «За добро и за осуждение буду петь Тебе, Б-же, буду восславлять Тебя», то есть: если это добро — буду петь Тебе, и если это осуждение — буду петь Тебе. Ведь дурное событие для рабов Б-га, да будет благословенно Его Имя, тоже радость и благо, поскольку они принимают с любовью то, что присудил им Б-г, да будет благословенно Его Имя, поскольку все происходящее — искупление их преступлений. Оказывается, что, принимая это печальное событие, человек служит Б-гу, а это служение — для него радость.

3. Если с человеком произошло что-то хорошее или если он услышал хорошую весть, то, даже если можно предполагать, что это хорошее событие повлечет за собой несчастье, как, например, если человек нашел ценный клад, и если царь узнает об этом, заберет себе все его имущество, — тем не менее человек произносит благословение: «…Который добр и творит добро»3. И также если с человеком произошло несчастье или он услышал дурную весть, то, хотя можно предполагать, что из этого несчастья в будущем родится что-то хорошее, как, например, если его поле, залило наводнением и его урожаю нанесен ущерб, а когда наводнение схлынет, окажется, что он получил выгоду, поскольку вода напитала его поле, — тем не менее он произносит благословение: «…справедливый Судья», поскольку благословение произносят не на будущее, а на то, что происходит сейчас.

4. Пусть человек приучит себя говорить по всякому поводу: «Все, что делает Вс-вы-шний, Он делает к добру».

5. Если жена родила человеку сына, он произносит благословение: «…Который добр и творит добро»4; и женщина должнатакже произнести это благословение. Если же жена его умерла при родах, он произносит благословение Времени, поскольку в этом случае происшедшее событие радостно для него одного. И также если отец ребенка умер до его рождения, женщина произносит благословение Времени.

6. Если у человека умер отец, или один из других родственников5, или даже не родственник его, а просто кошерный еврей, а тем более мудрец Торы, из-за смерти которого он страдает, — должен этот человек произнести благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, справедливый Судья». А на6 смерть обычного человека, из-за которой человек не так уж страдает, он говорит: «Благословен справедливый Судья» — без упоминания Имени Б-га и Его Царства. Если после смерти отца остались деньги, переходящие к нему по наследству, он произносит также благословение Времени7. Если же у него есть братья, с которыми он разделит наследство, то вместо благословения Времени он произносит: «…Который добр и творит добро»8.

7. Если человек построил или купил дом или приобрел ценные предметы или одежду, даже если у него уже были такого рода вещи (но те, что он купил сейчас, никогда раньше не принадлежали ему, то есть он купил не то, что раньше продал), и он радуется своему приобретению, — произносит благословение Времени. И в этом случае следует произносить благословение Времени в момент покупки вещи или окончания строительства дома, хотя он еще и не пользовался ими9, поскольку это благословение произносится только на сердечную радость, а радуется человек при приобретении.

8. Надевая же эту одежду, следует произнести благословение: «…одевающий нагих»10. И даже если он уже произнес утром это благословение, он произносит его второй раз сейчас, надевая эту новую одежду. И только в случае, если он надевает эту новую одежду утром, хватает одного утреннего благословения «…одевающий нагих». Некоторые говорят», что, если человек купил новую шляпу, то, надевая ее на голову, должен произнести благословение «…венчающий Израиль великолепием», а надевающий новый ременьблагословение «…препоясывающий Израиль могуществом»; некоторые же спорят с этим. Поэтому лучше надевать эти вещи в первый раз утром и иметь в виду, что эти благословения, произнесенные среди других утренних благословений, будут относиться и к надеванию этих вещей.

Если человек купил талит для молитвы, то, привязав к нему цицит, должен произнести благословение Времени. Если же он не произнес его в этот момент, благословляет при первом надевании, после благословения «…закутываться в цицит».

9. Если человек купил предметы, которыми будет пользоваться не только он, но и его домочадцы, то он произносит благословение: «…Который добр и творит добро»12.

10. Если человеку подарили эти вещи, он произносит благословение: «…Который добр и творит добро», поскольку это благо для него и для того, кто дал ему подарок: ведь если принявший подарок беден, тогда это хорошо для давшего подарок, которому Б-г благословенный предоставил возможность дать милостыню, если же принявший подарок богат, то давший по- дарок радуется, что такой богатый человек принял от него подарок13.

11. Если человек приобретает новые книги, он не должен произносить благословение Времени, поскольку, по выражению Талмуда, заповеди даны не для того, чтобы пользоваться ими14.

12. На вещи, не являющиеся очень ценными, как халат, ботинки или валенки, не следует произносить благословения, даже если купивший их — человек настолько бедный, что радуется им. Если же большой богач купил вещи, которым средний человек обрадовался бы, но для него лично, из-за его богатства, они не так уж важны и он не радуется им, он также не должен произносить благословения.

13- Есть обычай желать тому, кто купил новую одежду: «Пусть она износится и будет куплена новая!» Но купившему ботинки или другую кожаную одежду, даже сделанную из кожи некошерных зверей и птиц, и даже если у одежды только подкладка кожаная, не говорят: «Пусть износится и будет куплена новая!» — поскольку для того, чтобы сделать новую кожаную одежду, следует сначала умертвить животное, а сказано: «…и милосерден ко всем Своим созданиям».

14. Фрукты, которые каждый год кончаются, а потом появляются снова: в первый раз в году, когда человек ест такой фрукт, он произносит благословение Времени; и он должен сначала произнести благословение Времени, а потом благословение на фрукт. Если же он забыл и произнес сначала благословение на фрукт, он может теперь, после этого, произнести

Скачать:PDFTXT

Кицур Шульхан читать, Кицур Шульхан читать бесплатно, Кицур Шульхан читать онлайн