Скачать:PDFTXT
Кицур Шульхан Арух

благословение Времени, и это не будет считаться перерывом между благословением и съеданием*. Если же человек не произнес благословение Времени, когда ел этот фрукт в первый раз, больше он не может произнести его. Если перед ним лежит несколько видов новых фруктов, достаточно для всех них одного благословения Времени.

Если два вида фруктов несколько схожи, как вишня и черешня, или даже если они одинаково называются, отличаясь только вкусом, как белый инжир и черный инжир, то, если человек произнес благословение Времени на один вид, а потом ему попался второй, он произносит благословение Времени также и на него, поскольку это две разные радости15.

15. Если человек произнес благословение Времени на виноград, то некоторые говорят, что он больше не должен произносить это благословение на новое вино, поскольку это все одна и та же радость, так как вино производят из. винограда. А некоторые говорят, что, несмотря на это, он должен произнести благословение Времени на новое вино, поскольку новому вину человек радуется больше, чем новому винограду. И поэтому лучше бы, если человек уже произносил благословение Времени на виноград, когда он потом будет пить новое вино, произнести сначала благословение Времени на какой-нибудь новый фрукт, имея в виду, что оно будет относиться также и к вину.

Если же человек произнес благословение Времени на новое вино, все согласны, что исследует произносить благословение Времени на новый виноград.

И все это относится только к случаю, когда человек пьет готовое вино, когда оно еще совсем молодое, так что заметно, что это именно новое вино; если же это уже настоящее вино, то, даже если человек не произносил еще благословение Времени на новый виноград, он не должен произносить благословение Времени на это вино, поскольку невозможно различить, новое это вино или старое.

16. Благословение Времени не произносится на созревшие виноградины, сорванные с еще не созревших гроздей; необходимо, чтобы созрела вся гроздь целиком. И также на любой другой фрукт благословение Времени произносится только после того, как он полностью созрел.

17. Не принято произносить благословение Времени на овощи и корнеплоды, поскольку они хранятся длительное время закопанными в землю или в песок, и, кроме того, их едят весь год, и, кроме того, они не вызывают такой уж сильной радости16.

18. Не произносят благословения Времени на запах, поскольку им наслаждается душа, а душа вечна.

19. В будущем человеку придется отвечать перед Б-гом за все, что он видел и не попробовал. Рабби Элъазар копил мелкие деньги, покупал понемногу от каждого нового вида фруктов раз в год и съедал.

20. Если человек встречает своего товарища после тридцатидневной разлуки (смотри следующую главу, параграф 12), и он очень любит этого человека, и тем более если речь идет о человеке, который выше его по уровню, например о его отце или его раввине, и он радуется, видя его, — он должен произнести благословение Времени, хотя в течение этих тридцати дней он получил от него письмо17. Если же он видит его по истечении двенадцати месяцев, произносит благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, возвращающий мертвых к жизни» (из-за того, что за этот срок человек забывается так же, как забывается мертвый, как сказано: «Был я забыт, как мертвый, сердцем, был как потерянный сосуд»; и объясняют мудрецы наши благословенной памяти: как потерянный сосуд, если не найдется в течение двенадцати месяцев, полностью забывается, так и мертвый полностью забывается по истечении двенадцати месяцев). И в этом случае произносить благословение Времени не следует. Если же он в этот период времени получил от него письмо или какие-либо известия о его здоровье, произносит не благословение «…возвращающий мертвых к жизни»18, а благословение Времени19. И здесь нет разницы между мужчиной и женщиной, то есть даже мужчина, который видит своюжену, мать, сестру или дочь, и также женщина, которая видит своего мужа, отца, брата или сына, произносят эти благословения.

21. Если у человека есть товарищ, которого тот никогда не видел, но, посылая друг другу письма, они подружились, то, если он после этого видит его, не произносит на это благословения, поскольку, раз они никогда раньше не встречались лицом к лицу, их любовь не так сильна, чтобы они радовались встрече.

(О благословении «…Который добр и творит добро», произносимом на смену сорта вина, смотри в главе 49.)

1 МБ пишет нечто в этом роде для того случая, когда значение радостного события сохраняется продолжительное время (например, если его жена родила). И см. МБ, глава 223, параграф 15, где написано, чтобы человек отнесся внимательно к тому, чтобы благословить сразу, до того, как он привыкнет к новой радости и не будет ощущать ее такой сильной.

2 Или же одну за другой, но не успел еще произнести благословение на первую.

3 Поскольку возможно, что в будущем этого несчастья и не случится.

4 Если у человека уже есть несколько сыновей и он хотел, чтобы у него родилась дочь, неясно, следует ли ему произносить благословение на рождение сына.

5 Из-за смерти которых он обязан соблюдать траур.

6 «Бээр Эйтев», и не приводится в МБ.

7 После того, как произнесет благословение «…справедливый Судья».

8 А также в случае, если у него нет братьев, но есть домочадцы, как в параграфе 9.

9 Если же в этот момент они еще не годятся для использования, следует произнести благословение Времени только в момент начала использования.

10 А после этого — благословение Времени (если он произносит его сейчас, как указано в предыдущем примечании).

11 В МБ не приводится.

12 Если он купил одежду только для своих домочадцев, произносит благословение: «…Который добр и творит добро», поскольку он удостоился того, что его домашние будут одеты в дорожную одежду.

13 А но мнению МБ, следует произнести благословение Времени.

13/1 Если он радовался, приобретя их, и хочет произнести благословение Времени, не следует запрещать ему это.

14 Возможно, МБ имеет в виду, что лучше в этом случае сначала откусить и съесть немного этого фрукта, а потом произнести благословение Времени.

15 А некоторые спорят с этим, и можно придерживаться любого мнения. Но лучше в этом случае найти новый фрукт другого вида, на который еще не произносилось благословение Времени, и произнести его, имея в виду, что произнесенное благословение будет относиться также и к сомнительному фрукту.

16 Но на овощи, по вкусу которых понятно, что это овощи нового урожая, благословение Времени произносят.

17 А по мнению МБ, если он получил от него письмо или если другие сообщили ему о его здоровье,произносить благословение Времени не следует (если дело обстоит не так, что в тот момент он был болен, а сейчас понравился).

18 В МБ это написано по поводу благословения Времени (как в предыдущем примечании), однако очевидно, что к данному случаю это тоже относится.

19 См. примечание 17.

Глава 60

БЛАГОСЛОВЕНИЯ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ПРИ ВИДЕ ЧЕГО-ЛИБО

1. При виде плодовых деревьев в цвету произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, в мире Которого нет недостатка ни в чем; Он создал в нем прекрасные творения и прекрасные деревья, чтобы ими наслаждались люди». И это благословение произносится только один раз в год. Если же человек не произнес этого благословения, пока не выросли плоды, больше он не может его произнести1. Некоторые говорят, что, если человек не произнес этого благословения, когда в первый раз увидел плодовые деревья в цвету, больше он не может его произнести2.

2. На метеоры, которые выглядят как звезды, стрелой пролетающие по небу, оставляя за собой светящийся след, и на комету, то есть звезду с хвостом и со светящимся следом, и на землетрясение, и на бури, и на молнии — на каждое из этих явлений благословляют: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, творящий мироздание»3. (И на метеоры произносят благословение только один раз за ночь, хотя бы потом еще появлялись такие же метеоры. А на комету, произнеся благословение один раз, больше произносить благословение вообще не следует, кроме случая, когда человек, благословив, не видел после этого комету тридцать дней.)

На гром, услышанный после того, как сверкнула молния, произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сила и могущество Которого наполняют мир». Если же человек увидел молнию и одновременно услышал гром, он произносит только одно благословение — «…творящий мироздание»1. И также если человек произнес на молнию благословение «…творящий мироздание»и в течение «времени произнесения фразы» после появления молнии раздался гром, произносить на него отдельное благословение не нужно, поскольку к грому в этом случае относится благословение, произнесенное на молнию5. На молнию или на гром произносят благословение только в течение «времени произнесения фразы»; если же человек прождал больше, он не может произнести благословения.

3. Одно благословение относится ко всему времени, пока не разошлись облака. Если же между одной и другой молнией облака разошлись и небеса очистились — следует благословить еще раз6.

Молнии, появляющиеся без грома, а только из-за тепла (зарницы), не являются настоящими молниями, и произносить на них благословение не следует.

4. Видящий радугу7 произносит благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, помнящий союз, и верный союзу Своему, и выполняющий Свои обещания».

Запрещено смотреть на радугу долго.

5. На моря и на высокие горы, славные во всем мире своей высотой, произносят благословение: «…творящий мироздание»7′.

6. Тот, кто видит солнце светящим максимально ярко, а это бывает раз в 28 лет, когда астрономическая весна наступает в начале ночи 4-го Нисана, утром 4-го Нисана, когда солнце начинает светить, произносит благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, творящий мироздание». И перед этим благословением следует произнести 148 главу Тгил-лим: «Восхвалите Б-га! Восхвалите Г-спода с небес…», после этого произносят благословение, после этого — отрывок из благословения перед «Шма» утром в Шаббат: «Б-г, Властелин над всеми…» до слов «…Святые Серафим, Хайот и Офаним прославляют Его великолепие и величие», а после этого — 19 главу Тгиллим: «Руководителю хора…», после этого — «Алейну» и Кадиш.

7. Если есть возможность выбора времени благословения, лучше всего благословить утром, немедленно при появлении луча солнца, поскольку сказано в Талмуде: «Усердные в служении Б-гу выполняют заповеди как можно раньше». И хорошо бы, если возможно, произнести это благословение при большом скоплении народа, поскольку сказано: «В скоплении народа — великолепие царя». (И следует объявить об этом накануне, чтобы люди знали о том, что им следует собраться.) Если же невозможно собраться рано утром, ради этого не следует откладывать произнесение этого благословения8, а следует каждому произнести это благословение немедленно, когда он увидит светящее солнце, поскольку необходимость поспешить с выполнением заповеди больше, чем необходимость собрать побольше

Скачать:PDFTXT

Кицур Шульхан читать, Кицур Шульхан читать бесплатно, Кицур Шульхан читать онлайн