если он отвечает на благословение, которое и сам должен благословить и которое должно быть засчитано ему, как будто он сам его произнес, как, скажем, благословение на трубление в шофар и на чтение Книги Эстер, он также не должен говорить: «Благословен Он и благословенно имя Его!» — поскольку эти слова прерывают благословение. А как отвечать «амен», если он не может прерваться, будет разъяснено, если будет таково желание Б-га, в соответствующих местах (в главах 14 и 16).
10. Отвечающий «амен» должен внимательно следить за тем, чтобы произнести это слово в точности так, как оно пишется, не произнося первое «а» слишком коротко и не проглатывая «н». Также следует очень внимательно следить за тем, чтобы не отвечать «амен», прежде чем благословляющий завершит все благословение, поскольку это то, что Талмуд называет «скомканный амен». И также не следует отвечать «амен», когда благословляющий давно уже договорил’,поскольку этот «амен» Талмуд называет «амен-сирота»4; но следует ответить «амен» немедленно после того, как благословляющий завершил свое благословение. И не следует отвечать «амен» громче, чем произнесено благословение, ибо сказано: «Возвеличьте Б-га со мной, и давайте вознесем имя Его вместе!»
11. Не отвечают «амен» на собственное благословение (кроме как в Биркат га-Ма-зон, благословении после еды, после слов «…строящий по милосердию Своему Иерусалим».) И даже если он завершает благословение одновременно с хазаном — не следует отвечать «амен». Однако, если он произносил одно благословение, а хазан — другое, и они закончили одновременно, нужно ответить «амен» на благословение, произнесенное хазаном. Но если он завершил благословение «Да будет восхваляемо…» (благословение после Псукей де-Зим-ра), или благословение «…хранящий народ Свой, Израиль, вечно» (благословение после вечернего «Шма»), или благословение «Будут восхвалять тебя…» (благословение после чтения Галлеля) вместе с хазаном, также следует ответить «амен» (поскольку многие мудрецы считают, что в этих случаях следует отвечать «амен» даже на собственное благословение).
1 И только в том случае, когда он изучает стих из Писания, цитируемый в его книге, а не когда он учит благословения.
2 А если он сомневается но поводу благословения «Меэйн Шалот» («тройного» благословения), съел ли он достаточно для сытости (и должен ли произносить его. —
Перев.),пусть съест еще еды того же вида и благословит.
Относительно благословения на Тору — см. ниже, параграф 7.
2″ Относительно благословений хазана при повторении молитвы сомневается МБ, учитываются ли они; а относительно благословений на чтение Торы и Гафтары он написал, что они учитываются только в тяжелой ситуации.
‘ Но все то время, пока большая часть общины продолжает произносить «амен», можно его произносить. И также можно произнеси «амен», если не прошло «время для фразы» (2-3 секунды).
4 И так же называется «амен», который отвечают на благословение, которого не слышали и не знают, о чем оно было. А если он знает, в чем состояло благословение, то, если это не такое благословение, слушание которого должно засчитаться за выполнение обязанности благословить — можно ответить «амен», даже не слыша благословения; а если он слушает, чтобы выполнить обязанность благословить, отвечать «амен» в этом случае не следует.
Глава 7
ЗАКОНЫ УТРЕННИХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ
1. Мудрецы спорят, нужно ли отвечать «амен» после слов «…заниматься Торой». Некоторые говорят, что это место не является завершением благословения и что слова «сделай же так… чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст…» — продолжение того же самого благословения, так что весь этот текст представляет собой одно благословение. А раз так, отвечать после слов «заниматься Торой» «амен» не нужно. А некоторые говорят, что» в этом месте благословение заканчивается, а слова «сделай же так… чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст» начинают новое благословение, поэтому после слов «заниматься Торой» необходимо ответить «амен». И поэтому следует произносить это благословение шепотом, чтобы товарищ его не услышал бы этого благословения и не оказался бы в ситуации, когда непонятно, как поступать1.
2. Благословение «…наделивший сердце способностью отличать день от ночи» не произносят до рассвета2.
3. Благословение «…раскрывающий глаза слепым» может произнести и слепой, поскольку и он получает от этого пользу: ведь другие указывают ему дорогу. (И если произнес благословение «…распрямляющий согбенных» до благословения «…освобождающий узников», то ему нельзя теперь произнести благословение «…освобождающий узников», поскольку эта тема уже содержится в словах «распрямляющий согбенных», ведь освобождение членов тела необходимо для распрямления спины!2’)
4. После слов «…прогоняющий сон с моих глаз и дремоту с моих век» не отвечают «амен», поскольку в этом месте благословение не кончается, и слова «и да будет угодно Тебе…» также относятся к этому же благословению. А завершается оно словами: «…дающий истинное добро народу Своему, Израилю!»
5. Тот, кто бодрствовал всю ночь, произносит утром все утренние благословения, кроме благословения на омовение рук, которое произносить не следует. А относительно благословений «Б-г мой! Душа…» («Элокай нешама») и «…прогоняющий сонс моих глаз…», а также благословений на Тору мудрецы сомневаются, должен ли он их произносить или нет3, поэтому ему нужно устроить так, чтобы он смог услышать их от другого и ответить «амен» (и см. также главу 6, параграф 9).
6. Все утренние благословения, если он не произнес их до того, как помолился, может произнести и после молитвы4, кроме благословения на омовение рук (поскольку, если, как полагают некоторые, утреннее омовение рук установлено в связи с молитвой, после того как он уже помолился, нет смысла в этом благословении) и благословения «Б-г мой! Душа…» (поскольку обязанность упомянуть это он уже выполнил, произнеся благословение из «Шмонэ Эс-рэ» «…воскрешающий мертвых»5).
7. А если он не произнес до молитвы благословений на Тору, мудрецы спорят, нужно ли произносить их после молитвы или нет. Некоторые полагают, что их не нужно произносить, так как он уже выполнил эту обязанность, произнеся благословение «Ты возлюбил нас любовью великой…» (второе благословение перед чтением «Шма»), поскольку в нем также содержится тема благодарности за дарование Торы: «…и дай нашему сердцу способность понимать и постигать Тору Твою, внимать словам ее, учиться и обучать ей…». А некоторые говорят, что благословение «Ты возлюбил нас любовью великой…» освобождает его от необходимости произнести утренние благословения на изучение Торы только в том случае, если сразу после молитвы он занимался Торой. Поэтому необходимо постараться не забыть произнести благословение на Тору до молитвы. Но если уж случилось так, что он забыл произнести это благословение до молитвы, он должен выучить что-нибудь из Торы сразу после молитвы3. А если он и это забыл, то теперь, раз мы сомневаемся, каков закон, он не должен произносить благословение на Тору7.
8. Если его вызвали к Торе до того, как он произнес утренние благословения на Тору, то, если он в состоянии сначала произнести все благословения на Тору и сказать сразу после этого хотя бы один стих из Торы, например: «Благословит тебя…», пусть так и сделает, а после того выйдет к Торе и благословит. А если он не может этого сделать, пусть выходит к Торе как есть. А после этого, раз он уже сказал: «…который избрал нас…» (перед чтением Торы), он должен будет произнести только: «Освятивший нас Своими заповедями…», «и сделай же так… чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст…» до слов «…народ Свой, Израиль», а после этого произнести отрывки из Торы: «Благословит тебя…» — и т.д.
1 А если услышал — большинство Ахроним пишут, что отвечать не следует.
2 Если он услышал крик петуха, начиная с полуночи и позже — может благословить.
2’А Ахроним разрешают ему благословить. Но лучше бы ему услышать это благословение от кого-нибудь еще, имея в виду, что, слушая, он сам выполняет обязанность благословить.
3 И также не следует произносить «Ашер Яцар», если он не ходил в туалет (см. выше, глава 2, сноска 5). Если человек спал днем даже долго, у некоторых есть обычай не произносить после этого благословений на Тору, но тот, кто благословляет, не делает себе хуже. Если человек спал днем и не благословил, а потом бодрствовал всю ночь — утром пусть благословит.
4 до конца четвертого часа. А если не сделал этого — может благословлять до полудня. А благословляющего после полудня, и даже ночью перед сном, не следует одергивать.
5 И лучше, произнося это благословение, держать в голове, что этим он не выполняет обязанность произнести «Элокай нещама». И даже если он не сделал этого, то все равно, благословляя «Элокай неша-ма» после молитвы, не делает себе хуже. А желающий сделать все самым правильным образом пусть поспит немного днем и благословит после этого.
6 Следует при произнесении благословения «Любовью великой…» иметь в виду выполнить также и обязанность благословить на Тору.
7 А по мнению МБ, должен.
Глава 8
ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ДЕЛАТЬ ДО МОЛИТВЫ, НАЧИНАЯ С РАССВЕТА
1. С того момента, как появляется свет зари, то есть рассеянный свет солнца на востоке, поскольку с этого момента начинается время утренней молитвы (так как, если он начал молиться в это время, обязанность помолиться считается выполненной, как будет указано ниже, в начале главы 18), запрещается человеку начинать работу1 или какие-либо свои занятия2 или выходить в дорогу*, пока он не помолится, как сказано: «Пусть праведность перед ним пойдет, и направит по дороге свои шаги». Под праведностью здесь имеется в виду молитва, в которой человек провозглашает праведность своего Творца, а после этого, говорит стих, пусть направит свои шаги, куда захочет4.
2. И запрещается ему есть и пить, как сказано: «Не ешьте на крови…», то есть не ешьте, пока не искупили молитвой свою кровь. И обо всяком, кто сначала ест и пьет, а потом молится, сказало Писание: «И Меня отбросил ты за свою спину», и можно прочесть не «спину» («гавеха»), а «гордыню» («гееха»). Сказал Святой, благословен Он: «После того как этот человек так возгордился, он принимает на себя иго Царства Небес?!»
Даже пить кофе или чай с сахаром и молоком до молитвы запрещено. Но старому и больному человеку, который не может вытерпеть голода и жажды до окончания общественной молитвы, и в особенности в Шаббат и в Йом-Тов, когда молятся гораздо дольше, лучше разрешить спокойно помолиться Шахарит дома, сделать Кидуш, съесть что-нибудь (см. ниже, глава 77, параграф 15), а после этого пусть пойдет в синагогу, внимательно выслушает вместе с миньяном общественную молитву, а потом помолится с ними Мусаф. Лучше уж сделать так, чем пить кофе с молоком и сахаром или что-то в этом роде, прежде чем принять на себя иго царства Небес.
Но в лечебных целях5 можно есть и пить до молитвы6, поскольку это не связано с гордыней. И также если человек