Скачать:PDFTXT
Избранное. Том первый

безнадежнее становилась возможность удовлетворить

глубочайшие потребности своей природы в чем-либо созерцаемом, действительном, во всем его

существе возникало ужасное напряжение, для устранения которого счастливый инстинкт заставил его

обратиться к классическому миру, миру Италии. Это стремление стало для него, как он пишет из Рима,

«в последние годы своего рода болезнью, излечить меня от которой могло лишь видение и присутствие

его предмета». Именно эту разорванность элементов его существа, единство которых составляло

последний смысл его существования, мог он иметь в виду, сообщая в решающем письме герцогу о

своем отъезде лишь один основной мотив — «придать своему существованию большую целостность».

А три четверти года спустя в ощущении исполнения своей надежды: «Я познакомился со счастливыми

людьми, которые счастливы только благодаря своей цельности, — этого я тоже хочу и должен

достигнуть, и я смогу». Рассмотренный с другой стороны, этот смысл жизни, счастье его существования

заключались в том, что его глубочайшее созидание, возникающее из самой подлинной сущности его

жизни и необходимое, находило подобие и подтверждение в объективности идеи, в созерцании, в

действительности — по крайней мере таким образом, что его творческая сила художника создавала

перед ним, вокруг него мир, который выполнял

==246

эту задачу. Эта витальная гармония была уничтожена годами, проведенными в Веймаре, с их

мелочностью и сумбурностью, их северным уродством, их поэтической бесплодностью. Италия,

которая должна была восстановить прежний мир Гёте, восстановила его. Значительно более поздняя

запись гласит: «Ищите в себе, и вы найдете все; радуйтесь, если вне вас, как бы вы это вне вас

находящееся ни определяли, есть природа, которая говорит Да и Аминь всему, найденному вами в вас

самих». Эту «природу» он искал в Италии, она дала ему успокаивающую уверенность в том, что его

глубочайшая сущность не была оторванной от сущности мира, обреченным на метафизическое

одиночество атомом. И Италия могла дать ему это, ибо в ней он нашел также примирение объективного

разрыва между действительностью и идеей, между существованием и ценностью, примирение,

осуществленное как созерцаемое и художественное. Тем самым Гёте стал чистейшим и

выразительнейшим воплощением феномена, единственного и ни с чем не сравнимого во всей истории

культуры человечества: северянина в Италии. Нордический человек, который не ограничивает свое

пребывание в Италии тем, что рассчитано на иностранцев, и достигает, проникая через

интернациональную нивелировку больших улиц, подлинной почвы жизни Италии, чувствует, как

слабеют в нем прочные категории, устои и штампы, вносящие в нашу жизнь столько жесткого и

принудительного; и не только в смысле освобождения, которое дает каждое путешествие, но

поразительное переплетение истории, ландшафта и искусства, а также смешение небрежности и

темперамента, свойственных итальянскому народу, предоставляют столь же богатый, сколь податливый

материал для любого формирования дня и жизни. Слова Фейербаха: Рим указывает каждому то место, к

которому он призван — выражают то же, лишь более позитивно, как бы насильственно. Это

своеобразное освобождение, которое тотчас же может активно проявиться в данных ценностях и

которое, разумеется, ощущает не итальянец, а только чужой в Италии, получило на примере Гёте свое

классическое выражение. Познанная им теперь действительность и возведенная в искусство истина

научили его тому, что идеальные ценности жизни не должны находиться за пределами самой жизни, как

ему казалось «в серенькие дни на севере» и как это было монументально представлено в философии

Канта.

Ибо речь идет не только о художественном и общем экзистенциальном, но в первую очередь о

«нравственном перерождении», которое Гёте испытал в Италии. Рассмотренный нами

==247

выше жизненный идеал, который заключается в совершенствовании данной природой

индивидуальности как таковой, возвышаясь над фиксируемыми в понятиях противоположностями

добра и зла и включая в себя все жизненное напряжение между ними, — этот идеал изначально заложен

в гётевском отношении к бытию и в Италии, несомненно, лишь приобрел ясность и прочность; ибо и в

этом заключена возможность для человека обрести «большую целостность». Однако в этом я не могу

видеть специфическое влияние Италии на его моральные воззрения и склонен скорее отнести это

влияниеречь здесь, конечно, может идти лишь о гипотетическом толковании — к этической оценке,

которую обрело у него чувственное. Именно характерное значение для гётевского видения жизни

чувственного вообще составляет трудность для истолкования этого значения; дело в том, что это слово

мы употребляем в двойном значении: в одном случае как рецептивность, связанную с миром как

представлением, присущее вещам или перенесенное на них качество; в другом — как импульсивность,

присущую миру как воле, желание, ищущее удовлетворения в наслаждении вещами, —два смысла этого

слова Гёте не разделяет. Как вдох и выдох представляются ему символом единства

противонаправленностей, так он трактует и единство слова «чувственность», чтобы выразить глубокую

сопричастность созерцания и желания, объективного и субъективного в нашем отношении к бытию.

Как понятая таким образом чувственность не воспринималась им как противоположность

«теоретическому разуму», как он страстно боролся с этим рационалистическим различением ценностей,

так, с другой стороны, он не мог считать чувственность и принципиально враждебно противостоящей

«практическому разуму». Из этого развивается на другой стороне понятие нравственного,

охватывающее и моральное в более узком смысле. Это можно было бы назвать целостностью

состояний всего внутреннего человека, доходящей как в постоянстве чувства, так и в смене чувств до

сознания. Поскольку здесь устраняется ограничение понятия нравственности практически-моральным,

и не выходящее за свои пределы бытие наполняет категорию нравственности, эта категория может

включить также понятие чувственности; своеобразное, определенное таким образом единство, которое

являет собой для Гёте общий корень или субстанцию объективно воспринимающей и субъективно

жаждущей «чувственности», охватывается нравственным началом в широком смысле. Убедительным

доказательством служит то, что глава «Учения о цветах»,

==248

озаглавленная «Чувственно-нравственное действие цвета», отделена от главы «Эстетическое действие

цвета». Но это отношение общего характера получает в гётевском воззрении на жизнь еще большую

остроту, очень значительную для его понимания расхождения и взаимопроникновения

действительности и ценностей. Решающими служат следующие слова из «Вильгельма Мейстера»:

«Нехорошо заниматься нравственным совершенствованием в одиночестве, замыкаясь в себе; напротив,

легко убедиться, что тот, чей дух стремится к моральной культуре, имеет все основания развивать также

тонкую чувственность, чтобы не подвергаться опасности пасть со своей моральной высоты, предавшись

соблазнам беспорядочной фантазии». В другом месте Гёте даже утверждает, что трем возвышенным

идеям — Бог, добродетель и бессмертие — «очевидно соответствуют три соответствующие им

требования высшей чувственности — золото, здоровье и долгая жизнь». В «Поэзии и правде» он

порицает «обособление чувственного от нравственного, которое разъединяет ощущения любви и

ощущения желания». Этим, следовательно, намечается великая идея возвышения и совершенствования

чувственного в самом себе (разумеется, в едином смысле его обоих значений), обладающая этической

ценностью; она достигает своей вершины в следующем изречении: «Только чувственно-наивысшее есть

элемент, в котором может воплотиться нравственно-наивысшее». И этой идее не противоречит, а

подтверждает ее, если Гёте в некоторых случаях допускает решительное отклонение чувственным

притязания нравственного на господство, — ибо поскольку чувственность вследствие своего

формирования и возвышения уже входит в нравственность в ее широком смысле, она не может быть

вновь подчинена ей. Постоянно подчеркивая чувственный характер искусства, Гёте отрицает, что

музыка и искусство вообще «воздействуют на моральность», и считает особенным заблуждением

рассматривать сценическое искусство, «посвященное в сущности лишь высшей чувственности, как

нравственное, способное поучать и исправлять». Оригинальность и глубина этой точки зрения состоит в

том, что чувственному вследствие его нравственной самостоятельности запрещается или не вменяется в

обязанность служить просто средством для нравственного. Так же, как в объективно-метафизической

сфере данная природой действительностьотличие от христианства) представляется ему не чем-то

самим по себе лишенным ценности, и что, если исходить из ценности, может быть сделано ее

преддверием и средством, — а в себе и самой по себе

==249

ценностью; таким же образом и ее субъективному подобию, чувственности не следует исходя из

нравственности, ей самой по себе чуждой, придавать нравственные ценности; она обладает ценностью

сама по себе и для себя и черпает ее из того же первоисточника. И чистота этого познания связана, как

мне представляется, с тем, что достигнуто им в Италии. Как ни далек он был от признания

принципиального дуализма, но в последние годы перед путешествием в Италию ему не раз грозила

опасность утратить чувственно-нравственную целостность своего существа. Прежде всего, конечно, изза его отношения к замужней женщине, при котором, какую бы форму оно ни принимало, всегда могла

быть удовлетворена лишь одна сторона дуализма и которое в последние годы из-за ревности Шарлотты

как бы дополнительно привело к появлению трещин, идущих в том же направлении. В Италии все это,

по-видимому, обрело ясность и впервые принципиально вошло в норму. Уже через несколько месяцев

он пишет: «Как целительно для меня в моральном отношении жить среди народа, совершенно

чувственного по своему характеру». Конфликт разрешился, как разрешались все внутренние

противоречия его жизни: не посредством подавления одной из сторон или посредством компромисса

между обеими, а посредством возврата к основному единству его существа; ценность этого единства

была для него ценностью абсолютной, и оно пронизывало этой ценностью все ответвления его

отношения к миру, сколь ни расходились они по своей направленности. В учении Канта о морали, где

речь идет о борьбе чувственности и страсти с требованием долга, выражена, вероятно, судьба

большинства людей («Между чувственным счастьем и душевным миром остается человеку лишь

пугающий выбор»), а результат этой борьбы — либо неудовлетворенный дуализм, либо внутреннее

оскудение. В душе Гёте чувственное боролось против требования гармонии, уравновешенной

тотальности жизни, — ведь он не боится говорить о преувеличении морального, представление для

Канта немыслимое, — поэтому и победа могла быть в данном случае полной, ибо враг сам включен в

единство обретенной в конечном итоге формы; в этом и смысл, как мы увидим, всех его отречений и

преодолений себя. Быть может, к провиденциальное™ судьбы Гёте относится то, что однажды ему

грозил -распад чувственности и нравственности — как будто для того, чтобы Италия могла вернуть ему

единство на более высокой, осознанной и дифференцированной ступени, другими словами, чтобы он

мог ощутить в чувственном тот ценностный поток жизненного единства,

==250

который несет на себе нравственность. Это сформулировано в его словах, относящихся к марту 1788 г.:

«В Риме я впервые обрел себя, я впервые нахожусь в согласии с самим собой, впервые стал счастливым

и разумным».

Определяющим в развитии отношений между выраженной в эстетической форме ценностью и

действительностью, которое в Италии вступило в свою вторую решительную фазу, было прежде всего

греческое искусство, а также искусство Высокого Возрождения. Общее отношение Гёте к античности,

хорошо всем известное, не нуждается здесь в рассмотрении; если теперь классический мир и не

представляется нам полным осуществлением единого идеала, самый этот идеал уже не кажется

абсолютным, а воспринимается как исторически ограниченный, наряду с которым другие эпохи с

равным правом выражают свои иные потребности; если мы находим в греческом искусстве более

многообразное и даже более глубокое, чем видел в нем Гёте, — об оригинальных творениях эпохи

действительно высокого искусства он почти ничего не знал, —то забывать о громадных культурных

достоинствах его «классицизма» не следует. То, что он внедрил в немецкую культуру, как неоспоримое

почти в течение века и внутренне действенное идеальное достояние, такое представление о греческом

искусстве (это заслуга его, а не Лессинга и Винкельмана) остается одним из поразительнейших

культурных свершений, даже если и, быть может, именно если это представление было исторически

неверным и

Скачать:PDFTXT

Избранное. Том первый Зиммель читать, Избранное. Том первый Зиммель читать бесплатно, Избранное. Том первый Зиммель читать онлайн