никогда полностью не выполняемые обещания.
Понимание Кантом объективности, т.е. права, необходимо значимого для всех субъектов без
исключения соединять известные качества в предмет, известные представления — в суждения, столь
строго, что, желая сохранить его чистым, он не позволяет ему достигнуть всего познания данного мира,
а ограничивает его опытом, который не может быть свободен от чувственной и поэтому всегда
корригируемой субъективности. После того как субъективность и объективность стали для Канта
полюсами познаваемого мира, он вновь сближает их, толкуя одну в ее завершенности как подобие
источника другой; ибо без сознания Я не было бы и
==43
субъективной жизни, как мы ее знаем. Именно самый глубокий внутренний пласт Я есть мотив и сила,
посредством которых вещи становятся объектами, представления — истинами вне Я: категории,
действие которых превращает материал чувств в познание, суть отдельные способы, с помощью
которых центральное единство нашего самосознания решает задачу преобразования субъективно
данного в объективный мир, каналы, по которым вся широта явлений стремится к концентрации в
единства и в единство. Вследствие того что именно сокровенная глубина души, последняя инстанция в
ней, предоставляет свою форму, чтобы образовать самое объективное, по своему смыслу самое от нее
независимое, — вследствие этого образ мира обретает несравненную законченность, и она достигнута
не ценой сужения задачи, напротив, весь ее смысл заключается в широте напряжения, которое она
полагает между самосознанием и миром объективной истины. Здесь осуществились все предчувствия и
указания, которые, то смутно ощущая, то мистически глубокомысленно, стремятся выразить, что
человек достигает чистейшей истины вещей, погружаясь в самого себя: ибо, с одной стороны, они
доведены до своего самого радикального смысла, они охватывают всеобъемлющую форму всего
внутреннего и всего внешнего; с другой — избегают заблуждения и ограниченности предполагаемой
возможности познать мир, не воспринимая его. Опыт сохраняет все отдельные черты своей
действительности, и ему теперь только в качестве целого гарантирована неразрывная связь: точка, из
которой опыт исходит и которой он завершается, абсолютность субъекта и абсолютность объекта
вросли друг в друга. Единство его формы охватывает все ступени бытия, которые приближаются к нему
в виде идеала и своим происхождением из единого Я служат залогом того, что при этом развитии не
может быть по крайней мере принципиальных ошибок.
В этом пункте необходимо внести исправление в обычное понимание Канта. Что мир есть наше
представление — воспринимается обычно как основополагающее открытие Канта и из этого, в
сущности, исходило его культурное воздействие; распространенность этого воздействия основана на
том, что постигнутая таким образом структура мира есть полное выражение настроенности самых
противоположных натур. Мир есть мое представление, следовательно, мое представление есть мир, я
его господин, во мне — пространство для него, вне меня нет ничего. Мир есть мое представление — его
действительность, открытая истина вещей для меня вечно недостижимы, я
==44
замкнут в узости моей способности представлять, от духа, стремящегося к бытию, она отступает, как
плоды от руки Тантала. Экспансивные и энергичные, так и склонные к резиньяции и пессимизму
натуры могли строить на этом учении свою картину мира — и это является несомненно одной из
причин его привлекательности. И все-таки это основано на заблуждении. Подобное понимание
кантовского идеализма придает ему такое значение для субъективной жизни личности и ее отношения к
бытию вообще, которое совершенно не соответствует намерениям Канта. Я, соединяющее мир воедино
и создающее этим его как объективное бытие, — это Я, как мы еще увидим, отнюдь не личностно,
отнюдь не «душа», для которой доступность или недоступность мира вне ее — вопрос жизненной
ценности. И соответственно то, в чем нам вследствие характера мира как представления отказано,
отнюдь не есть предмет, стремление к которому имело бы смысл, но, как сказал однажды Кант, «просто
каприз», вернее, создание нашей фантазии и произвола в значительно большей степени, чем
эмпирически представляемое бытие, которое в этом обвиняют. Несомненно, учение Канта утверждает
суверенность духа по отношению к миру, но оно коренится в другом: в господстве, которое Я как
формирующая центральная сила мира сознания осуществляет над материалом чувственных
впечатлений. Дух означает: сведение воедино многообразного, внедрение друг в друга элементов
бытия, по отношению к которому простая рядоположность и последовательность чувственных
впечатлений не могут служить ни подобием, ни сближением. По мере того как эта решающая энергия
нашей духовности направляет данное содержание объективной картины мира, чтобы оно в конце
концов вошло в ее форму как в свое осуществление, смысл духа становится одновременно смыслом
вещей; господство, посредством которого последняя инстанция нашего мышления формирует всю
совокупность наших чувственных восприятии, бесконечно более глубоко и ценно, чем то, что может
нам дать в сущности стерильная истина, состоящая в том, что представляемый нами мир есть наше
И все-таки этой мысли как будто присуща еще последняя узость. При соединении субъекта и объекта в
единстве самосознания можно было бы считать пространство, в которое они входят, как бы слишком
ограниченным, будто субъект в силу его интеллектуального эгоизма заставляет вещи говорить его
субъективным и всегда односторонним языком. Лишь дальнейшее развитие этих основных понятий
Канта расширяет их
==45
настолько, что величина объекта скорее охватывает субъект, чем страдает от производимого им
ограничения.
Для Канта материал его проблем — мир, данный нам как эмпирическое познание. Также как
представление, которое его только и интересует, из мира выходит, оно должно вновь возвращаться в
мир. Для Канта было бы неприемлемо объяснение, которое делало бы это единственно действительное
бытие зависимым от пребывающей вне его пределов инстанции. Как ни превосходит принципиальная
значимость априорных понятий и норм каждое мгновенное состояние опыта, свое действенное
существование они имеют лишь внутри каждой эмпирической картины мира. Так же обстоит дело и с
Я, посредством которого мы имеем объективный мир и которое живет и выражает себя только в
названных категориях. Элементы бытия ведь никогда не бывают связаны в опыте (разве что в
метафизической или религиозной спекуляции) только совершенно общим единством; они либо
принадлежат в качестве различных свойств одной субстанции и образуют таким образом одну вещь,
либо два элемента связываются, будучи извлечены из пестроты следующих во времени друг за другом
событий, в один причинный ряд, либо субъект и предикат образуют одно суждение, либо множество
происшествий составляют судьбу одного существа и т.д. Я — как бы первичная энергия,
выражающаяся во всех этих формах, — Кант называет его «средой категорий» — момент единства этих
различных объединений, который так же не обладает обособленным от них существованием, как душа в
широком смысле не существует вне чувств, мыслей, стремлений человека. То, что мы называем Я, не
что иное, как единство, в котором встречаются отдельные содержания представляемого мира: не
существует единства без элементов, которые им или в него формируются, во всяком случае не
существует в границах познаваемого мира. Субстанциальная «простота» субстанции души в качестве
метафизического носителя представляемой жизни так же не имеет ничего общего с единством внутри
этой жизни, как характер оболочки с характером ее содержания. Я самосознания живет только в мире,
принимающем его форму, подобно тому как Бог пантеизма живет в мире, в котором он изливает себя
как его смысл и подлинное бытие и вне которого он также не есть что-либо, как мир вне его. Я,
схваченное обособленно, вне его функции, осуществляемой на материале чувственного мира,
оказывается просто общим чувством существования, как представление — схемой, из которой, правда,
нечто другое может извлечь свое
==46
определение, но которое само есть лишь нечто совсем неопределенное и пустое. Одним словом. Я,
отражением и продуктом которого оказалось единство, характер объектов, познаваемость вещей, — это
Я — не что иное, как функция для создания всего этого. У функции, которая несет на себе наш
познаваемый мир, нет своего носителя, Я растворяется в своем действии, оно не более чем
деятельность; оно и мир, в котором оно живет, так же, как мир в нем, не имеет бытия в смысле
стабильной субстанции, а есть лишь становление, беспрерывное образование, преобразование, развитие.
Как мир нашего познания открылся нам в качестве процесса, в котором чувственная данность входит в
форму как объект, как связь, как суждение, так Я, предоставляющее ей эту форму, растворяется в ней; Я
— не сторона по отношению к этой данности, а лишь ее формирование; вне ее оно может иметь лишь
идеальную значимость чистого, абсолютного, полностью гармоничного единства, к которому мир,
развиваясь, стремится в нашем познании.
В этом обнаруживается достойная упоминания эволюция основных философских мотивов. С
пояснения, что факт мыслящего Я есть единственно совершенно несомненный, началась философия
Нового времени; в несколько более свободном определении: самосознание явило собой единственно
непосредственную и безусловно значимую реальность. Вводя объективный мир в самосознание — ибо
он объективен лишь постольку, поскольку самосознание дает ему его форму, — Кант предоставил
объективному миру величайшую действительность, которой располагает в определенный момент
мышление. Однако то, что Я растворяется в содержаниях мира, что оно есть просто форма и функция,
благодаря которой эти содержания связываются в познаваемый, единственно реальный космос, —
означает, что леса снимают, когда строение закончено. Решающая мысль, что объективность
существует в единстве, которое представления получают от структуры их арены, Я, — устраняет
сомнение Декарта в объективно-действительном; но вследствие этого Я теряет свое особое положение,
свою выходящую за пределы мира единичных познаваемостей значимость; оно — в гносеологическом
понимании — теперь не выше мира. Таким образом, в этом духовно-историческом развитии мир
должен был сначала утратить всю свою реальность, передав ее Я, чтобы оно принесло себя ему в
жертву и тем самым вернуло ему его реальность на более высокой ступени.
Тем самым вновь становится ясной нелепость или непонимание утверждения, будто Кант
субъективировал мир.
==47
Значительно правильнее было бы обратное: что Кант объективировал Я, полностью растворив его в
мире, который в качестве познаваемого есть его деяние. Если же, следуя обыденному восприятию,
понимать субъект как душевную сущность, обладающую существованием и значением для себя по эту
сторону ее функции применительно к материалу бытия, а объект как действительность по ту сторону
познаваемости и ее форм, в которые действительность лишь впоследствии вводится, — то Кант вообще
стоит над всей этой противоположностью. Для него, поскольку речь идет о познании, существует
только один мир, а не его посюсторонность и потусторонность. Для метафизики, которая кристаллизует
внутренние движения мира опыта в особые существа в качестве носителей и оснований этих движений,
единство мира находится, с одной стороны, в абсолютном Я, с другой — в абсолютном бытии, которое
само по себе не входит в множественность и особенность мира опыта. Но смысл метафизики в
потребностях, находящихся вне познания. Для познания же, для которого закрыто абсолютное — не как
следствие недостатка и резиньяции, а как абсолютное выражение его сущности, — единство может
означать только взаимодействие частей существования, динамическое отношение, посредством
которого элементы мира становятся суждениями, предметами, причинами и действиями,
осмысленными связями. Так, мир есть система взаимно несущих факторов, Я — деятельность, которая
приводит чувственные элементы к этим противоположным действиям, т.е. к их единству, но не выходит
из них; Я есть жизненность мирового процесса, который состоит в связи этих элементов, — понятной,
образующей объекты, формирующей хаос чувственности.
Если это сближение субъекта и объекта правильно толкует ядро кантовского идеализма, то оно
представляет собой один из величайших синтезов двух расходящихся по обе стороны путей духовного
развития Нового времени. Ибо