Скачать:PDFTXT
Избранное. Том второй

образ, который сам по

Э

себе еще не ведет к каким-либо выводам; речь шла только о том, чтобы заменить обычное

представление, рассматривающее смерть как бы неорганично, только как завершающее жизнь

перерезание нити паркой, представлением более органичным, для кото

==84

рого смерть есть с самого начала формирующий момент в непрерывном процессе жизни. Но видеть ли в

ее эмбиотическом распространении предвидение или тень отдельной смерти, автохтонное

формирование или окраску каждого момента жизни самого по себе — во всяком случае только такое

представление вместе с угрозой смерти обосновывает ряд метафизических представлений о сущности и

судьбах души. Я не разделяю категорические модификации, которые привносит в последующие

соображения тот или другой смысл смерти; выделить в них значение того и другого не потребовало бы

длительных размышлений.

==85

Глубокий смысл гегелевской формулировки — каждое нечто требует своей противоположности и

вместе с ней переходит в более высокий синтез, в котором оно, правда, снято, но именно посредством

этого «приходит к самому себе», — быть может, нигде так не очевиден, как в отношении между жизнью

и смертью. Жизнь сама требует смерть как свою противоположность, как «другое», которым становится

нечто и без которого это нечто вообще не имело бы своего специфического смысла и своей формы.

Жизнь и смерть стоят на одной ступени бытия как тезис и антитезис. Тем самым над ними поднимается

нечто более высокое, ценности и напряжения нашего бытия, которые находятся за пределами жизни и

смерти, чья противоположность их больше не затрагивает; но в них жизнь, собственно, только и

приходит к самой себе, к высшему смыслу самой себя. Основа этой мысли состоит в том, что жизнь в ее

непосредственной данности совершает свой процесс в полной неразличенности от ее содержаний.

Правда, в определении факта сознания как «процесса» заключается, в сущности, нечто гипотетическое

или конструированное. Ибо то, что действительно существует, что мы внутренне созерцаем,

переживаем, мыслим, всегда есть нечто, содержание; правда, оно никогда не бывает стабильным, а

непрерывно следует одно за другим, но что его создает, несет энергия (по крайней мере нечто подобное

энергии), что оно движимо сознанием, что оно не просто безжизненно есть — это связано не с

сознанием непосредственно данного предмета, а есть чувство темного, протекающего не в идентичном

этому пласту, движения жизни. Просто одно теперь-такбытие и другое теперь-так-бытие (Jetzt-Sosein),

простая смена образов еще не есть движение, процесс, даже в том случае, если здесь ощущается не

сочетание точек, а непрерывность, как в линии. Однако даже если для дифференцированного

рассмотрения дело обстоит так, при непосредственном пережива

нии господствует чувство, что нечто «происходит», что содержание образов в качестве представляемого

оживляется чем-то сильным, функциональным. Здесь содержание и процесс образуют единство,

которое разделяет на то и другое лишь последующий анализ. Однако это разделение, особенно когда

речь идет о высших ценностях, возможно, как мне кажется, лишь благодаря тому факту, что его

носитель, его процесс подчинен смерти. Если бы мы жили вечно, жизнь с ее ценностями и

содержаниями, оставалась бы, вероятно, нeдиффepeнциpoвaнной и сплавленной воедино, не

существовало бы никакого реального побуждения мыслить ее вне той единственной формы, в которой

мы ее знаем и часто можем неограниченно переживать. Однако нас ждет смерть, и благодаря этому мы

воспринимаем жизнь как нечто случайное, преходящее, как то, что, так сказать, может быть и иным.

Лишь вследствие этого возникла, по-видимому, мысль, что содержания жизни, даже судьбу ее процесса

не следует разделять, лишь благодаря этому мы стали обращать внимание на независимое от всякого

протекания и окончания действующее вне жизни и смерти значение известных содержаний. Лишь

знание о смерти устранило этот сплав, эту идентичность жизненных содержаний и жизни. Однако

именно благодаря этим значимым вне времени содержаниям временная жизнь и достигает своей

чистейшей вершины; вбирая их, больших, чем она сама, в себя или изливаясь в них, жизнь выходит за

свои пределы, не теряя себя, даже, в сущности, только обретая себя; ибо лишь таким образом ее

протекание как процесс получает смысл и ценность и как бы узнает, для чего оно нужно. Жизнь должна

сначала идеально обособить от себя эти содержания, чтобы сознательно возвыситься до них, и она

совершает это обособление, помня о смерти, которая может, правда, завершить процесс жизни, но не

аннулировать значение ее содержаний.

Не могу не остановиться здесь на аналогии, в которой проявляется принципиальная сторона этих

духовных структурных отношений. Несоответствие, существующее между нашими влечениями и

возможностями, с одной стороны, и их реальными внутренними и внешними осуществлениями—с

другой, должно относиться к мотивам формирования нашего непрерывно действующего Я. Если бы

наши желания всегда полностью осуществлялись, это привело бы к уничтожению акта воли и возник бы

новый акт, с новым содержанием, внутренний процесс с его отношением к действительности оказался

бы полностью исчерпан, Я не могло бы выйти из этого сплетения с действитель

==86

ностью сопровождающего его на каждом шагу. Но это происходит, когда воля преодолевает

соприкосновение с действительностью потому, что она волю не удовлетворяет, когда вопящее Я еще

есть там, где действительности уже нет Гармоничное, полностью удовлетворяющее отношение между

волей и действительностью значительно больше поглотило бы сознание Я сделало бы Я в его

собственном прохождении значительно менее познаваемым. Отсутствие, как и недостаточность – «нет»

и «слишком мало» во внешнем мире по отношению к нашей воле позволяет ей в соприкосновении с

ним действовать таким образом, что Я осознает в этом свою независимость, прежде всего

проистекающую только из его собственных импульсов непрерывность. Поэтому в людях, которым во

многом было отказано и которые глубоко разочарованы в возможностях мира, как правило, проявляется

более ярко выраженное и, начиная с некоторой точки, неизменное Я, чем в тех, жизнь которых

проходила гладко; и черты их лица также более определенны и отчетливы, чем у других.

Противоположное проявляется в отношении к искусству. Произведению искусства относительно легко

удовлетворить нас, так как все наши притязания к нему приходят к нам сначала от него; оно отклоняет

все извне поставленные проблемы и долженствования; то, чего мы хотим от него, может исходить

только от него. Оно — своеобразное творение, выражающее «идею», в которой оно должно

завершиться, форму, которой оно удовлетворит всем требованиям, исходя из себя самого, только из

себя самого, — и даже тогда, когда его действительность не соответствует этим идеально

предначертанным в нем требованиям. Если же она им соответствует, смысл художественного

произведения как таковой достигнут, достигнута самодостаточность, позволяющая созерцающему

художественное произведение предъявлять к нему только те ценностные требования, которые

коренятся в самом произведении; даже его несовершенство определяется — здесь это подробно

показано быть не может— его собственной природой, его индивидуальным идеалом; этим отношение

воли к произведению искусства в принципе отличается от тех требований, которые воля обычно

предъявляет не только всему технически-материальному, но и другим людям, более того,

божественным силам. Эта структура художественного произведения представляется мне глубоким

основанием того факта, который Шопенгауэр в конечном счете описывает только как феномен и

толкует только спекулятивно, утверждая, что перед произведением искусства воля умолкает. По

отношению к совершенному

==87

произведению искусства, которое Шопенгауэр ведь только и имеет в виду, воля не может предъявлять

требований — разве только исходя из школьных теоретических представлений или из чуждых

искусству тенденций —требований, которые не были бы предобразованы в нем самом и в качестве

таковых удовлетворены. На этой границе воля должна остановиться, выйти за ее пределы она не может.

Поэтому, как утверждалось, волящее Я умирает перед художественным произведением и затем

начинает жить вновь. В этом, следовательно, состоит исключение из того типичного желания большего

(Mehr-Verlangen) и, следовательно, из столь же типичной неудовлетворенности тем, что предоставляет

жизнь мира. Поэтому здесь не достигается и успех последней констелляции для образования Я. Люди,

жизнь которых протекает преимущественно в эстетическом наслаждении (несомненно резко

отличающиеся от художественно продуктивных натур с обычным для них преизбытком воли), не

обладают обычно непрерывным, стойким, независимым от удовлетворения потребностей Я. Они живут

в относительно коротких интервалах, без труда входят во все противоположности, скорее позволяют

вещам господствовать над собой, чем подчиняют их своему суверенному Я. Так этот негативный аспект

подтверждает показанный ранее позитивный: подобно тому как процесс жизни должен отрицаться

смертью, чтобы содержания жизни выступили в своем более длительном, чем ее процесс, значении, и

содержания воли должны отрицаться неудовлетворенностью, чтобы процесс воли, волящее личностное

Я открылось в своем выходе за пределы каждой данной связанности содержанием. Одна и та же

формальная структура отделяет содержания от процесса и процесс от содержаний.

Следовательно, это не только аналогия, но и сторона центральной, действующей между Я и его

содержаниями проблемы жизни, которую надо охватить по возможности более широко, чтобы понять

имманентное ей значение смерти. Поэтому мне придется еще раз вернуться к совершаемому в процессе

жизни образованию Я, причем в более общем, чем раньше, понимании этого мотива, ибо таким образом

проблема смерти достигнет в своем развитии новой стадии.

Процесс душевной жизни не только своими только что подчеркнутыми отклонениями, но и ростом

всего своего развития все яснее и сильнее выявляет образование, которое можно назвать Я. Речь идет о

сущности и ценности, о ритме и, так сказать, внутреннем смысле, присущими нашему существованию

как данной особой части мира, о том, чем мы, собственно

==88

говоря, с самого начала являемся и все-таки в полном смысле еще не являемся. Это Я находится под

своеобразной, еще требующей более детального рассмотрения категорией, которая есть нечто третье, по

ту сторону его существующей действительности и ирреальной, только требуемой идеи ценности.

Однако Я в начале своего развития теснейшим образом связано как для субъективного сознания, так и в

своем объективном бытии, с отдельными содержаниями жизненного процесса. И так же как этот

жизненный процесс отделяет от себя свои содержания, как они обретают значение по ту сторону их

динамически-реального переживания, так и он, как бы на другой его стороне, отпускает от себя Я,

которое в определенном смысле дифференцируется от него uno actu* с содержаниями, а тем самым

отделяется и от содержаний, полностью наполняющих сначала наивное сознание в качестве особого

значения и ценности, существования и требования. Чем больше мы пережили, тем решительнее Я

выступает как единое и непрерывное во всех колебаниях маятника судьбы и представлениях о мире; и

не только в психологическом смысле, в котором восприятие одинакового и пребывающего в различных

явлениях становится легче и неизбежнее вследствие роста их числа, но и в объективном смысле, таким

образом, что Я чище концентрируется в себе самом, выходит из всех текучих случайностей пережитых

содержаний, развивается все более уверенно и независимо от них в направлении своего собственного

смысла и идеи. Здесь выступает идея бессмертия. Как в рассмотренном выше случае смерть ведет к

уничтожению жизни, чтобы сделать свободной вневременность ее содержаний, так она на другой

стороне разделяющей линии полагает конец ряду переживаний определенных содержаний без того,

чтобы требование Я вечно совершенствоваться или продолжать существоватьпротивоположность

вневременности — было устранено. Бессмертие как желание многих глубоких людей сводится по

своему смыслу к тому, чтобы Я могло полностью совершить свое обособление от случайности

отдельных содержаний. В религии бессмертие имеет обычно иной смысл. Здесь речь идет большей

частью о том, чтобы иметь; душа хочет блаженства или созерцания Бога или, быть может, лишь

дальнейшего существования вообще; либо при более ярко выраженной этической сублимации

Скачать:PDFTXT

Избранное. Том второй Зиммель читать, Избранное. Том второй Зиммель читать бесплатно, Избранное. Том второй Зиммель читать онлайн