Скачать:PDFTXT
Избранное. Том второй

ею закона, в чем состоит противоположность, требующая ее подчеркивания?

Решающим представляется здесь понятие «действия», которое — мне приходится вновь обратиться к

установленному выше — в качестве точно очерченного, находящего свой смысл в собственном центре

и своей замкнутой периферии, должно быть рассмотрено как допускающее достаточное описание

понятием, если действия вообще подчинены общим законам. Если Кант требует, чтобы принцип

нравственного действия мог быть

==137

всегда и повсюду значимым законом, то это предполагает, что такое действие можно рассматривать как

совершенно одинаковое в самых различных процессах жизни. Пока отдельные моменты жизни,

импульсы, решения входят в единство устойчивого существования, они имеют значение только в связи

с его центром и ходом развития, существуют вообще только как дыхания такой индивидуальной жизни.

Для того чтобы стать материалом выходящей за пределы индивида закономерности, они должны быть

изъяты из этой связи. Ибо только в самостоятельности по отношению к индивиду, не получая больше

питания из его кровообращения, они могут быть введены в другие комбинации и в них может открыться

нормативная форма для любого числа других индивидов. У Канта, правда, часто появляется мотив,

который как будто вводит действие в непрерывность всей связи жизни: он подчеркивает «прогресс

моральности», происходящий в индивиде на протяжении его жизни. Однако это относится прежде всего

к тем, у кого такой постоянный прогресс действительно наблюдается, что, как известно из опыта, не

слишком часто происходит, и Гёте, например, казалось очень сомнительным. Человек, говорит он,

старея, становится, правда, другим, но нельзя сказать, чтобы он становился лучшим. Но оставляя это в

стороне, следует сказать: для Канта такой прогресс был, что очевидно, последовательностью отдельных

действий, которые посредством растущего количества находящейся в каждом из них моральности

составляют поднимающийся ряд. Следовательно, предметом нравственной оценки является

изолированное действие, относящееся к прочно установленному понятию. И так обстоит дело со всеми

общими принципами, не только с категорическим императивом. Заповедь Бога, или «середина» у

Аристотеля, или оптимальность общественного развития имеют в виду не действие, поднимающееся из

центра отдельной жизни, а то, которое как бы с некоей высоты ограничивается понятием. При этом

безразлично, понимается ли действие только как внешнее opus operatum* или как чисто волевое

содержание души, равнодушное к тому, приведет ли оно к успеху или нет; ибо и в последнем случае

оно принимается во внимание для общего закона только при вычленении его из целостности жизни и

ограничении смыслом, выражаемым понятием. Жизнь в моральном рассмотрении состоит здесь в сумме

сопоставленных друг с другом отдельных действий, одно из которых прекращается на границе господ

*

Совершённый акт (лат.).

==138

ства его понятия, а другое начинается с границы соответствующего ему понятия. Близость к психологии

представления здесь несомненна. Посредством этого психологического метода из потока сознания,

содержания которого беспрерывно переходят друг в друга, вычленяется содержание, допускающее

какое-либо логически самостоятельное выражение, или схватываются логические ядра этих текучих

содержаний и облекаются своего рода телами души, в которых каждое содержание выступает как

«представление». Представления, ограниченные таким образом в виде единств, дают образ жизни души,

в которой они поднимаются и падают, связываются друг с другом или отделяются друг от друга,

воспроизводят друг друга или препятствуют друг другу, попеременно господствуют в области сознания

или погибают и т.д., — причем так, будто каждое представление само по себе обладает особой силой,

которая, так сказать, ничего не знает об общем индивидуальном источнике жизни всех. Эта

механистическая картина «игры представлений», теперь уже в основном потерявшая научное значение

своих принципов, в значительной степени определяет распространенное понимание душевных

процессов. Такой способ представлять себе внутреннюю действительность посредством «общих

законов нравственности» распространился и на идеальность долженствования. Общий закон не может

относиться к внутренним процессам, поскольку они находятся внутри связи индивидуальной жизни,

возможны только в ней и являются лишь в данное время-происходящей сценой из всей единой драмы

жизни. Он схватывает витальное содержание не в форме жизненности, а в форме понятийной

содержательности, которая в качестве всеобщей может повторяться в каждом жизненном процессе и

находить в каждом одну и ту же, выведенную из морального закона, оценку. В этических рефлексиях —

и столь же глубоко в обывательском слое — вообще несомненно господствует механистическое

мышление: закон и послушание, эгоизм и бескорыстие, счастье и добродетель, чувственность и разум и

многое другое выступают здесь как точно определенные величины. Насколько это соответствует

именно известной беспомощности интеллектуального формообразования по отношению к живой,

доступной лишь гибкому образованию понятий действительности, можно видеть на примере

средневековой этики. Во всей средневековой литературе обнаруживаются схематизации добродетелей и

пороков, в которых они противостоят друг другу как точно очерченные персонификации, — вплоть до

странного символа, посредством которого животные

==139

часто олицетворяют отдельные пороки. В такой иерархии этических качеств их функциональный

характер полностью отступает перед замкнутой субстанциальностью. Но оставляя в стороне эту

крайность, следует сказать, что этические качества очень часто считаются твердо определенными

величинами именно по своей объективной идее, даже если признается, что в субъективном их

выражении могут содержаться колебания и противоположности, и могут рассматриваться в отношениях

смешения, компенсации, притяжения и отталкивания, прежде всего в их количественной

определяемости, будто они элементы физической системы. И так же как такие элементы могут быть

подчинены закону природы лишь потому, что каждый из них точно и константно детерминирован

принимающимися во внимание определениями, в этических отношениях существует корреляция между

всеобщностью законов и изолированной очерченностью, с которой отдельные действия изымаются из

потока жизни. И это возможно, пока долженствование выведено из жизни и принципиально ей

противопоставлено; в самом деле, ничто не препятствует тому, чтобы исходить по

рационалистическому методу из замкнутых образований, которые исчерпаны своими понятиями и

посредством этих понятий подчинены общему принципу. Но как только в долженствовании познается

форма самой жизни, подобная дискретность исключается; течение долженствования сопутствует, хотя и

протекая в совсем иной области, течению действительной жизни, непрерывность которой не входит в

резко очерченные понятия и отклоняет их логическую иерархию.

Промежуточное пояснение

отношении между содержаниями сознания в качестве пережитых и содержаниями сознания в

В

качестве существующих в обособленной идеальности заключена парадоксальность, которую я хочу —

поскольку это отношение составляет принципиальную проблему данных страниц — рассмотреть в ее

общем, а это означает здесь в ее теоретическом значении. Если долженствование постигнуто как

жизненный процесс, которому его содержания противостоят в более или менее императивной форме

(еще до метафизического применения, которое рассматривает эту трансцендентность как глубоко

имманентную жизни), то ввести в исследуемые теперь теоретические отношения в качестве общей

формы этические ценности и вопросы не составит трудности.

==140

Нашу душевную жизнь в каждый наблюдаемый период следует рассматривать как непрерывно

протекающий процесс, сознание которого есть ни с чем не сравнимый факт, ибо оно еще не разделилось

на познающего субъекта и познаваемое в какой-то степени объективное содержание. Если мы мыслим

это сознание предметным, это происходит в виде какой-то картины — движения, течения,

разматывающейся нити или чего-то подобного. Однако мы знаем, что этим не постигнута его сущность,

что оно исчезает для нас в то мгновение, в котором вообще постигается, т.е. должно превратиться в

объект; знание о непрерывной жизни, быть может, единственно интуитивное в абсолютном смысле,

которое нам дано. Однако именно в этом смысле оно никогда не бывает для нас действительно только

им; там, где мы его таковым имеем, оно уже всегда абстрагировано, опредмечено. Оно существует лишь

в некоторых содержаниях, с которыми оно совершенно непостижимым образом связано; мы все время

знаем, надеемся, верим, чувствуем чтото, наше наблюдение и рефлексия всегда наполняются

содержаниями. Однако по мере того как мы себе их представляем и схватываем этим в них жизнь, ее

непрерывность разрывается — совершенно тоже происходит, когда мы научно-интеллектуально

составляем из отдельных «событий» «историю», беспрерывно продолжающуюся жизнь. Ибо тем, что

содержания представлений в чисто психологическом смысле сменяют друг друга без перерыва,

трудность не преодолена. Как только мы осознаем их в качестве содержаний, не только обладаем ими

психологически, но в этом обладании нечто предполагаем, предполагаемое становится образованием с

дискретной собственной значимостью. Когда я представляю себе нечто — звезду, войну, сосуд или

основное метафизическое понятие, оно в качестве содержания представления есть нечто совершенно

твердое и неизменное. После него или вместо него я могу мыслить нечто иное, быть может, то, что

лишь очень мало от него отличается, но это было бы именно другим, а не изменившимся прежним.

Таков характер содержания мышления: его объективный предмет во времени и в пространстве

пребывает, как все космическое, в постоянном, беспрерывном изменении; субъективный процесс,

посредством которого он мыслится, таков же. Сам же предмет может быть лишь тем, что он есть, и если

в словоупотреблении говорится о его изменении, то это антропоморфное перенесение сознания Я,

чувствующего себя непоколебимым во всех изменениях своего прохождения. Конечно, если вещь

находится во внешнем или внутреннем движении, я могу

==141

представить себе и движение, являющееся изменением; но тогда именно это изменение есть прочное в

идеальном царстве содержаний, его понятие — вневременно пребывающее в своем так-бытии. В

представлении легко возникает картина, будто живое сознание пробегает это царство, видя и

воспринимая то одно, то другое из его содержаний и наполняясь в следующее мгновение другим.

Наиболее наглядным это, пожалуй, становится в формах изобразительного искусства. Все, что было или

есть реальность в Венере Милосской, находится в непрерывном движении: творческий процесс в душе

художника и его работающая рука, самый камень, который не только длительно подвергается

атмосферному и иному воздействию, но в котором также постоянно происходят и молекулярные

процессы; чувственное восприятие зрителем и значение для его души этого образа. Здесь нигде нет

чего-то в абсолютном смысле стабильного. И все-таки художественное творение, которое мы имеем в

виду, говоря «Венера Милосская», обладает этой стабильностью, его форма не подвержена

действующим во времени физическим или психическим силам, она абсолютно вневременна, неизменна,

пусть даже мрамор, находящийся в Лувре, из которого создана Венера Милосская, разрушится и о ней

никогда никто больше не вспомнит. В этой вечности однажды мыслимой формы участвует каждое

содержание предметного сознания как таковое. Осуществленное физически или психически оно

пребывает в panta rei* космоса; однако в форме собственного смысла, там, где его ищет мысль, оно не

допускает никакого вторжения, его периферия так связана с центром, что не открывается ничему

другому; чистым созерцанием этого служит также художественное произведение, остров внутри своей

рамы, в который не может войти ничто другое, никакое бытие или движение всего остального мира.

Между тем мы никогда не обладаем сознанием в его чистой собственной жизни, а всегда имеем лишь

содержания, образы, то и это, короче говоря, неподвижно-дискретное, которое связано не в самом себе,

а только в постоянно протекающем сознании. Таким образом, остается это странное отношение: хотя

душевная жизнь, Я, есть непрерывный, в себе свободный от границ процесс, этот процесс мы имеем

исключительно в виде содержаний сознания, сущностный смысл которых есть не процесс, а

дискретность и безвременное в-себе-пребывание; они могут присутствовать или отсутствовать, но

движение, процесс им не присущи. Когда

*

Все течет (греч.).

==142

мы мыслим, мы — только сосуд содержаний, или, вернее, существование содержаний; несущий или

производящий процесс мы постичь не можем, так как в момент его постижения он уже есть

содержание. И все-таки мы знаем его — сознанием sui generis*, существующим только для него и ни для

чего иного, — как последнюю реальность именно этого мышления в отличие от идеальных,

выражаемых в понятиях содержаний.

Правда, метафизическое

Скачать:PDFTXT

Избранное. Том второй Зиммель читать, Избранное. Том второй Зиммель читать бесплатно, Избранное. Том второй Зиммель читать онлайн