границ, с неисчерпаемостью
противодействующих в нем сил. Однако глубокий мир, который, как священный ореол, окружает
руину, несет в себе эту констелляцию: мрачный антагонизм, обусловливающий форму всего бытия —
то действуя лишь внутри природных сил, то в самой душевной жизни, то, как в нашем случае, между
природой и материей, —этот антагонизм здесь также не достигает равновесия, но дает одной стороне
преимущество, другую уничтожает и при этом все-таки предлагает уверенный в своей форме, спокойно
пребывающий образ. В эстетической ценности руины соединяются неуравновешенность, вечное
становление борющейся с самой собой души с умиротворением формы, с точным установлением
границ произведения искусства. Поэтому там, где руина разрушена до такой степени, что неспособна
создать ощущение ведущей вверх тенденции, ее метафизически-эстетическое очарование исчезает.
Остатки колонн на Forum Romanum просто уродливы и все, тогда как до половины обломанная колонна
может восприниматься как в высшей степени очаровательная.
Правда, чувство умиротворенности легко приписать и другому мотиву, тому, что руина вызывает
воспоминание о про
==232
шлом. Она — остаток прошлого, жизнь из которого ушла, — но это не просто нечто негативное и
примысленное, как при виде бесчисленных, когда-то проплывавших в потоке жизни и случайно
выброшенных на берег вещей, которые не могут быть вновь подхвачены течением. В данном случае
непосредственно созерцаемым настоящим является то, что жизнь с ее богатством и изменениями когдато была здесь. Руина создает в настоящем форму прошедшей жизни, и не по ее содержаниям или
следам, а по ее прошлому как таковому. В этом состоит и очарование древностей; ведь лишь
ограниченные по своей логике люди могут утверждать, что абсолютно точная их имитация может
обладать равной эстетической ценностью. Пусть даже мы в отдельных случаях бываем обмануты, — в
предмете, который мы держим, мы духовно властвуем над целым отрезком времени, начиная с момента
возникновения этого предмета; прошлое с его судьбами и изменениями концентрировано в данной
точке эстетически созерцаемого настоящего. Здесь, как и при созерцании руины, этой высшей формы
выражения прошлого в настоящем, действуют столь глубокие и всеобъемлющие энергии нашей души,
что резкое разделение между созерцанием и мыслью в данном случае совершенно несостоятельно.
Здесь действует душевная целостность, которая, как и ее объект, охватывает прошлое и настоящее
слитыми в единую форму, охватывает всю сферу телесного и духовного видения в эстетическом
наслаждении, коренящемся в единстве более глубоком, чем единство эстетического наслаждения.
Так, цель и случайность, природа и дух, прошлое и настоящее снимают в этом пункте напряжение
своих противоположностей, или, вернее, сохраняя это напряжение, ведут к единству внешнего образа, к
единству внутреннего воздействия. Создается впечатление, будто часть бытия должна сначала
подвергнуться разрушению, чтобы утратить всякое сопротивление по отношению к идущим со всех
сторон течениям и силам. Быть может, в этом и состоит очарование разрушения, упадка, декаданса
вообще, очарование, выходящее за пределы чисто негативного, за пределы упадка. Богатая и
разносторонняя культура, безграничная способность производить впечатление, открытость
многостороннего понимания, свойственные эпохам декаданса, и означают соединение всех
противоположных тенденций. Выравнивающая справедливость связывает не оказывающее
сопротивления единство всего, и распадающегося, и противостоящего друг другу, с упадком тех людей
и того творчества, которые теперь только податливы в своей пассивности и неспособны уже ни создать
своими силами собственные формы, ни сохранить их.
==233
00.htm — glava11
Женская культура
ультуру можно рассматривать как совершенствование индивидов, которое достигается
К
посредством объективации духа в исторической деятельности рода. Благодаря тому, что единство и
целостность субъективного существа реализуется путем овладения такими объективными ценностями,
как нравы и знание, искусство и религия, социальные образования и формы выражения своих
внутренних переживаний, это существо становится культивированным. Таким образом, культура —
единственный синтез субъективного и объективного духа, последний смысл которого может
заключаться только в совершенствовании индивидов. Однако поскольку содержания объективного духа
должны сначала противостоять этому процессу совершенствования в качестве самостоятельных,
обособленных как от создающего, так и от воспринимающего их, чтобы затем войти в этот процесс как
его средства или разделы, то эти содержания, все высказанное и сформированное, идеально
существующее и реально действующее, совокупность чего составляет достояние культуры времени,
можно определить как его «объективную культуру». В отличие от этого установления мы определяем
проблему, которая сводится к тому, в какой мере распространенности и интенсивности индивиды
воспринимают эти содержания как проблему «субъективной культуры». Как с точки зрения
действительности, так и с точки зрения ценности оба эти понятия вполне самостоятельны по
отношению друг к другу. Множество людей может быть исключено из сферы высокоразвитой
объективной культуры, тогда как, напротив, та же масса людей может быть настолько причастна
относительно примитивной культуре, что субъективная культура достигает в данном случае огромной
высоты. Соответственно варьируется и ценностное суждение: чисто индивидуалистически и прежде
всего чисто социально мыслящий че
==234
ловек связывает все значение культуры с тем, сколько человек и в каком объеме причастны к ней,
какую степень развития, счастья, красоты и нравственности извлекает из нее реализованная в индивиде
жизнь. Другие же, которым важна не польза от вещей, а сами вещи, не только беспокойный поток
деятельности и наслаждения, а вневременной смысл носящих отпечаток духа форм, будут
интересоваться развитием объективной культуры, указывая, что ценность произведения искусства,
знания, религиозной идеи, даже правового положения и нравственной нормы не зависит от того,
насколько часто или редко они попадают на случайные пути действительной жизни.
На развилке этих двух линий разделяются и две проблемы, поставленные современным женским
движением. На стадии возникновения оно как будто направлялось в сторону субъективной культуры.
Поскольку женщины стремились перенять формы жизни и деятельности мужчин, речь для них шла о
личном участии в уже существующих, но закрытых для них культурный сферах, которые, как они
полагали, дадут им новое счастье, новые обязанности или новое развитие личности; здесь борьба всегда
идет только за права отдельных людей, пусть даже их число составляет миллионы в настоящем или
будущем, а не за то, что выходит за пределы всего единичного и личного. Речь идет о количестве
ценностей, а не о создании объективно новых. С этим направлением связаны, вероятно,
эвдемонистические, этические, социальные акценты женского движения. Однако при этом не исчезает
другая, более абстрактная, созданная значительно менее настоятельной необходимостью сторона
вопроса — возникнет ли из этого движения качественно новое образование, увеличение объективного
содержания культуры? Не умножение существующего, не только дополнение к уже созданному, а новое
созидание? Пусть даже женское движение, как полагают его сторонники, неизмеримо поднимет
субъективную культуру или, как пророчествуют его противники, угрожает ей падением, — в обоих
случаях рост объективной культуры не будет зависеть от женского движения, о шансах которого здесь
идет речь; или, точнее, речь идет об основе этих шансов, о принципиальном отношении женской
сущности к объективной культуре.
Здесь важно прежде всего установить тот факт, что культура человечества не является по своим чистым
объективным содержаниям чем-то как бы бесполым и вследствие своей объективности отнюдь не
находится по ту сторону различия между мужчиной и женщиной. Напротив, наша объективная
культура является — за исключением очень немногих областей — только мужской. Муж
==235
чины создали искусство и промышленность, науку и торговлю, государство и религию. Вера в чисто
«человеческую» культуру, в которой речь не идет о мужчинах и женщинах, происходит из того же
основания, из которого такой культуры не существует, — из наивного отождествления «человека» и
«мужчины», вследствие чего во многих языках оба понятия выражаются одним словом. Пока я
оставляю в стороне вопрос, объясняется ли этот мужской характер объективных элементов нашей
культуры внутренней сущностью полов или просто превосходством мужчин в силе, ничего общего с
вопросом культуры, собственно, не имеющим. Это во всяком случае служит поводом для того, чтобы
называть недостаточно высокие свершения в различных областях чисто «женскими», а выдающиеся
успехи женщин — «достойными мужчин». Поэтому не только характер, но и мерило нашей
деятельности в области культуры связаны со специфически мужской энергией, с мужскими чувствами,
с мужским интеллектом, — что важно для всей культуры, в частности же, для тех ее пластов, которые
можно определить как относящиеся к полупродуктивности; где из духовной основы творчества не
извлекается как бы впервые нечто новое, но в то же время и не происходит механическое повторение
точно предписанных образцов, а совершается нечто среднее. В исследовании истории культуры эта
чрезвычайно важная для тонкости общественной структуры особенность еще недостаточно изучена. В
пространных областях техники и торговли, науки и военного дела, литературы и искусства требуется
бесчисленное количество деяний, так сказать, вторичной оригинальности, которые внутри данных форм
и предпосылок содержат инициативу, своеобразие, творческую силу. И именно здесь очевидна
необходимость в мужских силах, так как эти формы и предпосылки происходят из мужского духа и
придают свой характер этим как бы эпигонским деяниям.
Приведу лишь один пример такой мужской сущности как будто вполне нейтральных содержаний
культуры. Часто подчеркивают «чуждость», женщин «праву», неприятие ими юридических норм и
приговоров. Однако это совсем не должно означать чуждость праву вообще, а означает лишь чуждость
мужскому праву, которое мы только и имеем и которое поэтому отождествляем с правом как таковым,
— так же, как исторически сложившаяся, временем и местом определенная мораль, которой мы
располагаем, отождествляется нами с понятием морали вообще. Во многом отличающееся от мужского
женское «чувство справедливости» создало бы и иное право. Ибо при всей логической
проблематичности этого чувства нельзя отрицать, что законодательство, как и судопро
==236
изводство, в конечном итоге основаны лишь на такой основе. Если бы существовала объективно
устанавливаемая конечная цель права вообще, то, исходя из нее, можно было бы в принципе чисто
рационально конструировать каждое правовое определение; однако и эта конечная цель могла бы быть
положена только посредством надлогического деяния, которое было бы не чем иным, как другой
формой «чувства справедливости», его кристаллизацией в прочное логическое образование. Поскольку
же этого нет, чувство справедливости остается как бы в текучем состоянии, в котором оно, действуя и
направляя, примешивается к каждому определению и решению, подобно тому как почти во всех
клетках полностью расчлененного животного тела присутствует какое-либо количество
недифференцированной протоплазмы. Каждое определенное чувство права дало бы, следовательно,
право, и основанное таким образом на специфически женском чувстве право только потому не было бы
признано объективно значимым «правом», что его объективное априори отождествляется с правом
мужским. То обстоятельство, что объективное содержание нашей культуры носит вместо кажущегося
нейтрального в действительности мужской характер, основано на многообразном сплетении
исторических и психологических мотивов. Культура, в конечном счете состояние субъектов, пролагает
свой путь не только через объективации духа; с продвижением каждого из ее больших периодов сфера
объективного все более расширяется, индивиды в своем развитии, своей продуктивности все дольше
пребывают в этой промежуточной области; это приводит к тому, что объективная культура
представляется в конечном итоге культурой вообще, а ее выражение в восприятии субъектов не как ее
цель и смысл, а как в сущности иррелевантное частное дело этих субъектов. Ускорение развития
затрагивает в большей степени вещи, чем людей, и «отделение рабочего от средств производства»
являет собой лишь очень специальный экономический случай общей тенденции, которая состоит в том,
что акцент действия и ценности культуры переносится с людей на совершенствование и
самодостаточное развитие объективного. Это не требующее доказательства овеществление нашей
культуры находится в тесном взаимодействии с другим ее бросающимся в глаза свойством — с ее
специализацией. Чем в большей степени человек создает вместо целого лишь отдельную, не имеющую
самостоятельного значения часть, тем в меньшей