Скачать:PDFTXT
Избранное. Том второй

с признанием таковых со

стороны совокупности, то учение, относительно которого имеет место это признание, обеспечивает всю

поддержку и все удовлетворение, сообщаемые первыми. Одно вполне заслуживающее доверия лицо

рассказывало мне о беседе с одним из высших сановников католической церкви, в ходе которой

последний сказал: «Самыми искренними и полезными приверженцами католической церкви всегда

были те люди, которые совершили прежде тяжкий грех или впали в заблуждение». Это вполне понятно

психологически. Тот, кто сильно заблуждался, в нравственной области или в теоретической, бросается в

объятия всему, что кажется ему непогрешимой истиной; это значит, что субъективный

индивидуалистический принцип оказался в его глазах настолько неудовлетворительным, что он ищет

теперь тот уро

*

Вообще, в целом (греч.); отсюда, собственно, и «католический», т.е. вселенский.

==398

вень, на котором согласие с совокупностью даст ему надежность и спокойствие.

Между тем невыгодная сторона такого преимущества состоит не только в том, что социологический

уровень, как показано выше, чтобы быть доступным всем, должен быть настолько низок, что высшие

вынуждены спуститься гораздо больше в сравнении с тем, насколько он поднимает низших; помимо

этого освобождение от индивидуальной ответственности и инициативы приводит к тому, что

пропадают без дела нужные для этого силы, причем оно сообщает индивиду беззаботную уверенность25,

задерживающую заострение и формирование его склонностей. В царстве птиц мы находим тому

замечательные примеры; рассказывают об австралийских лорикетах, туканах и об американских

голубях, что они ведут себя очень глупо и неосторожно, когда летят большими стаями, и, наоборот,

обнаруживают пугливость и смышленость, когда держатся по одиночке. Каждая отдельная птица,

полагаясь на своих товарищей, избавляет себя от некоторых высших индивидуальных функций, но от

этого в конце концов страдает и уровень совокупности.

Однако в общем и целом социальный уровень имеет тем больше шансов на повышение, чем больше

членов он насчитывает. Во-первых, борьба за существование и за привилегированное положение острее

в тех случаях, когда она ведется многими, чем тогда, когда ведется немногими, и отбор происходит в

первом случае с большей суровостью. На высоком уровне культуры, доступном высшим десяти

тысячам, положение которых достаточно обеспечено для того, чтобы они могли завоевать себе

возможность существования ценою гораздо меньшей борьбы, — на этом уровне, на котором индивид

специализируется достаточно рано, чтобы иметь возможность занять положение, вокруг которого

борьба идет сравнительно не так ожесточенно, то и дело обнаруживаются невыгодные стороны менее

сурового отбора. Уже во внешнем отношении, думается мне, все возрастающая физическая слабость

наших высших сословий происходит в значительной степени от того, что слабых и едва

жизнеспособных детей они все-таки выращивают благодаря отличному уходу и гигиене, причем,

конечно, не могут сделать их надолго нормальными и сильными людьми. В эпохи более грубые, а также

среди низших сословий, куда не проникли еще гигиенические средства, доступные лишь немногим,

естественный отбор уносит более слабые существа и позволяет вырасти только более сильным. Но,

кроме того, с

==399

самого начала существует вероятность, что среди большого числа участвующих есть больше

выдающихся натур, так что эта борьба находит благоприятный материал, и вследствие энергичного

вытеснения более слабых средний уровень становится все более благоприятным для совокупности. Эта

польза большого числа обнаруживается во всей природе. Один знаток говорит об овцах в одной части

Йоркшира, что порода их не может быть улучшена потому, что они обычно принадлежат бедным

людям, у которых их всегда немного; с другой стороны, как отмечает Дарвин, садовники, работающие

на продажу и разводящие одни и те же растения в большом количестве, достигают лучших результатов

в образовании новых и ценных разновидностей, чем простые любители; Дарвин прибавляет, что

распространенные и обыкновенные виды имеют больше шансов произвести в данный промежуток

времени положительные изменения, чем виды более редкие. Мне кажется, что это обстоятельство

значительно проясняет органическое развитие вообще. После того как известный вид распространился

и стал господствующим, из него благодаря особенным условиям выделяется подвид, который,

существуя в немногих экземплярах, обнаруживает известную стабильность. Если после этого

возникают новые жизненные условия, требующие иного приспособления, то вид, оставшийся на

первоначальной ступени и более многочисленный, будет иметь на основании указанных выше

преимуществ большой численности больше шансов хотя бы отчасти измениться применительно к

новым требованиям, чем тот подвид, который уже выделился и, может быть, прежде был лучше

приспособленным. Вот почему аристократии, поднявшиеся благодаря дифференциации над общим

уровнем и образовавшие на некоторое время более высокий самостоятельный уровень, так часто теряют

потом свою жизнеспособность в противоположность уровню более низкому. Потому что последний

благодаря численному перевесу своих участников прежде всего с большей вероятностью породит при

изменившихся условиях выдающиеся личности, особенно хорошо к ним приспособленные; кроме того,

низкая ступень развития, при которой более резкая дифференциация существует еще в зародыше,

является для многих более благоприятным условием, потому что она представляет мягкий, легко

поддающийся формированию материал, тогда как резко очерченные индивидуализированные формы

хотя и более соответствуют своим первоначальным жизненным условиям, но измененным и

противоположным условиям соответствуют, нередко, меньше. Этим и

==400

объясняется, почему классы с односторонне выраженным социальным достоянием имеют меньше

преимуществ в эпохи изменчивые, в эпохи оживленного движения, чем те классы, у которых совсем

мало общего; так, в движениях современного культурного общества шансы крестьянского сословия и

аристократии уступают шансам среднего промышленного и торгового сословия, у которого нет таких

прочных и определенно дифференцированных социальных святынь.

Говоря о социальном уровне и его отношении к индивидуальности, надо иметь в виду два его значения,

которые в предыдущих рассуждениях мы не всегда могли отделить друг от друга. Под общим духовным

достоянием некоторого числа людей можно понимать ту часть индивидуального достояния, которая

равно наличествует у каждого из них; но кроме того, оно может обозначать и то коллективное

достояние, которым ни один из них сам по себе не обладает. С точки зрения теории познания общность

в последнем смысле можно было бы назвать реальной, а в первом — идеальной, поскольку она может

быть познана как таковая только через взаимное сравнение, посредством соотносящего познания; что

такое-то число других имеет такие же свойства, как и данный индивид, — это само по себе могло бы и

не касаться его в том смысле, что означало бы действительное единство с ними. Между высотами двух

этих социальных уровней существуют самые разнообразные отношения. С одной стороны, восходящее

развитие можно будет выразить формулой, что объем социального уровня в смысле тождественности

уменьшается в пользу социального уровня в смысле коллективного достояния; предел такому развитию

ставится тем обстоятельством, что индивиды должны сохранить известную степень одинаковости,

чтобы им еще можно было получать известные выгоды от единого общего достояния. Конечно, с

расширением последнего единообразие его в строгом смысле слова должно пострадать и распасться на

многораздельные части, единство которых из субстанциального постепенно превращается в чисто

динамическое; иными словами, оно обнаруживается еще только в функциональном взаимосцеплении

отдельных составных частей, по содержанию своему очень различных, которые, соответственно, и дают

возможность разнородным индивидуальностям участвовать в общем публичном достоянии. Так,

например, всепроникающая и многочленная правовая система будет возникать там, где появляется

сильная дифференциация между отдельными людьми по положению, профессии и имущественному

состоянию и где возмож

==401

ные между ними комбинации образуют множество вопросов, которые не могут быть удовлетворительно

разрешены определениями примитивного права; несмотря на это, между всеми этими лицами должно

будет все-таки сохраниться известное единообразие, чтобы это право действительно могло быть

всесторонне удовлетворительным и соответствовало нравственному сознанию отдельных людей.

Расширение социального уровня в смысле одинаковости и в смысле общего достояния не сможет,

следовательно, обойтись без компромисса даже и там, где возрастающая дифференциация создает или

находит такие формы публичного духа, которые открывают для самых разнообразных стремлений и

образов жизни возможность совместного существования на основах права и нравственности. Наоборот,

так или иначе вызванное расширение коллективного достояния должно повести за собой и расширение

индивидуального сходства. Это бывает наиболее очевидно тогда, когда какая-либо нация старается

присоединить к себе завоеванные провинции также и внутренним образом, путем насильственного

введения своего языка, своего права и своей религии; в течение нескольких поколений сгладятся резкие

различия между старыми и новыми провинциями и тождественность объективного духа приведет к

большей тождественности также и между отдельными экземплярами субъективного духа. Я сошлюсь на

пример, по сущности своей отсюда очень далекий: это замечательное взаимное уподобление во всем

существе, в характере, наконец, и в чертах лица, которое можно иногда наблюдать между престарелыми

супругами. Судьба, жизненные интересы и заботы создали для них очень широкий общий уровень,

общий совсем не в том смысле, чтобы каждый из них с самого начала обладал одинаковыми личными

свойствами; но он возникает и существует26 между ними до известной степени в качестве

коллективного достояния, из которого нельзя вычленить долю отдельного супруга, потому что она

вообще как таковая не существует. Подобно тому как в случае притяжения между двумя

материальными предметами ни одному их них нельзя приписать тяжесть в качестве его

индивидуального свойства, потому что каждый из них имеет тяжесть только по отношению к другому,

точно так же в переживаниях и внутренних приобретениях, при конституировании объективного духа в

пределах брачной жизни нельзя всегда приписывать каждому из супругов некоторую, хотя бы и

равную, долю в нем, потому что он создается только в совместности и благодаря ей. Но эта

совместность, в свою очередь, оказывает воздействие на то,

==402

что представляет из себя каждый в отдельности, и создает ту тождественность в личностном мышлении,

чувствовании и волении, которая, как мы уже сказали, проявляется, в конце концов, и вовне.

Предпосылкой для этого является, конечно, то, что индивидуальные различия с самого начала не

чрезмерно велики, потому что иначе образование такого объективного общего уровня встретило бы

затруднения. В то же время абсолютная величина последнего имеет известный предел, если она должна

привести к тем последствиям, о которых идет речь; а именно, при известной степени расширения снова

открывается возможность, чтобы сообразно с индивидуальными наклонностями кто-то больше

находился под влиянием некоторой части, под влиянием одного из отношений коллективного

достояния, другой — под влиянием других; при этом общее достояние может все еще существовать; но

тогда как относительно индивидуального достояния участников величина его прямо пропорциональна

его уподобляющему действию, то в абсолютном выражении она, возрастая сама, создает все больше

возможностей неодинаковых воздействий. Поэтому постепенное взаимоотождествление наблюдается

особенно у тех супругов, отношения которых спокойны и просты, и если бы кто-нибудь захотел

высказать это именно о бездетных супругах, то это имело бы как раз такой смысл; ибо хотя общий

уровень сильно увеличивается благодаря появлению детей, но он становится от этого разнообразнее и

дифференцированнее, и это делает сомнительным одинаковое воздействие его на индивидов

В хозяйственной области обнаруживается другая комбинация между социальным уровнем в обоих его

значениях и дифференциацией. Обильное предложение одинаковых услуг при ограниченном спросе

создает конкуренцию, которая в гораздо большей степени, чем принято считать, уже непосредственно

является дифференциацией. Ведь хотя предлагается совершенно один и тот же товар, но каждый

должен все-таки стараться отличить себя от других, по крайней мере, по способу предложения, потому

что иначе потребитель оказался бы в положении Буриданова осла. Каждый должен стараться отличить

себя от всех других оформлением товара, или, по крайней мере, его размещением, тем, что расхваливает

свои услуги или, по крайней мере, тем, с какой миной он это делает. Чем однороднее предложения по

своему содержанию, тем более значительны различия, которые придаются этому предложению со

стороны индивидуальной; этому содействует еще и то, что

Скачать:PDFTXT

Избранное. Том второй Зиммель читать, Избранное. Том второй Зиммель читать бесплатно, Избранное. Том второй Зиммель читать онлайн