отличие его от других впечатлений,
увеличившаяся способность ощущать различия может связывать с уменьшившимися различиями не
уменьшившиеся последствия. Этот процесс происходит повсюду. Глаз настолько приспосабливается к
незначительному количеству света, что ощущает, наконец, различия в цветах так же, как прежде
чувствовал их только при гораздо более сильном освещении; незначительные различия в положении и
наслаждении жизнью, встречающиеся внутри одного и того же социального круга, вызывают, с одной
стороны, зависть и соперничество, а с другой — высокомерие, словом, создают все последствия
дифференциации в той же степени, что и различия между двумя очень отдаленными друг от друга
слоями, и т.д. Нередко даже можно наблюдать, что наше отличие от других лиц ощущается тем сильнее,
чем больше у нас с ними общего в остальных отношениях. Поэтому, с одной стороны, те последствия
дифференциации, которые социализм считает вредными и подлежащими устранению, совсем не
устраняются им; с другой стороны, социализм отнюдь не так уж опасен культурным ценностям
дифференциации, как это было бы желательно его врагам; приспосабливание нашей различительной
способности может сообщить как раз меньшим личностным различиям при социализированном строе
ту же силу и в хорошем, и в дурном отношении, какой обладают различия нашего времени.
==409
00.htm — glava19
Глава V
О скрещении социальных кругов
Социальный круг как случайное соединение разнородных элементов;
прогрессивное движение к установлению ассоциативных отношений между однородными элементами
разнородных кругов. Возможность для одного человека быть членом различных групп;
вытекающая отсюда определенность личности. Новая дифференциация внутри вновь образовавшихся
кругов, конкуренция, принадлежность к противоположным группам. Индивидуальная свобода в выборе
коллективистской принадлежности. Ассоциация на основании объективной, а не внешней, локальной и
механистической сопринадлежности;
абстрактный характер объединяющих точек зрения. Создание из индивидуальных кругов кругов более
высокого порядка;
отделение координированных кругов друг от друга. Случайная целесообразность объединения согласно
схематическим нормам
Р азличие между развитым и более грубым мышлением обнаруживается в различии тех мотивов,
которые определяют ассоциации представлений. Случайного сосуществования в пространстве и
времени бывает сначала достаточно, чтобы психологически связать представления; соединение свойств,
образующее конкретный предмет, выступает сначала как единое целое, и каждое из них находится в
тесной ассоциативной связи с другими, только в окружении которых оно и стало нам известным. Как
самостоятельное содержание представления оно осознается лишь тогда, когда появляется еще в
нескольких разнородных сочетаниях; одинаковое во всех этих сочетаниях ярко высвечивается и
одновременно соединяется между собой, все более освобождаясь от сплетения с тем, что является
объективно28 иным и что связано с ним вследствие случайного сосуществования в одном предмете.
Таким образом, ассоциация отрывается от возбуждения, вызываемого тем, что может быть актуально
воспринято, и восходит к тому возбуждению, которое основывается на содержании представлений и на
котором строится образование понятий более высокого порядка, вычленяя тождественное даже из
самых разнородных смешений, встречающихся в действительности.
Развитие, через которое проходят здесь представления, кое в чем аналогично взаимоотношениям
индивидов. Сначала отдельный человек обнаруживает, что его окружение, будучи относительно
безразлично к его индивидуальности, приковывает
==410
его к своей судьбе и навязывает ему тесное сосуществование с теми, рядом с кем он поставлен
случайностью рождения; и это «сначала» относится к первоначальным ступеням как
филогенетического, так и онтогенетического развития. Ход этого развития нацелен на установление
ассоциативных отношений между гомогенными составными частями, принадлежащими к гетерогенным
кругам. Так, семья охватывает некоторое число разнородных индивидуальностей, тесно охваченных
этой связью. Но по мере развития каждый ее член завязывает связи с личностями, находящимися вне
этого первоначального круга ассоциации, отношения с которыми основываются совсем на другом: на
объективно одинаковых способностях, склонностях, деятельности и т д.; ассоциация, основанная на
внешнем сосуществовании, все более уступает место ассоциации, основанной на отношениях
содержательного порядка. Подобно тому, как более общее понятие связывает то, что обще большому
числу очень разнородных комплексов созерцаний, точно так же более высокие практические точки
зрения сводят воедино одинаковых индивидов из совершенно чуждых и не связанных друг с другом
групп; создаются новые круги соприкосновения, которые под самыми разными углами пересекают
прежние круги, сравнительно более естественные, больше основанные на чувственных отношениях29.
Один из самых простых примеров мы уже приводили, а именно, что первоначальная взаимосвязь
семейного круга видоизменяется тем, что индивидуальность уводит отдельного человека в другие
круги30; один из высших примеров — это «республика ученых», наполовину идеальная, наполовину
реальная связь, объединяющая всех, кто вообще причастен к такой в высшей степени общей цели, как
познание, а в остальном — что касается национальности, личных и специальных интересов,
социального положения и т.д. — принадлежит к самым различным группам. Еще сильнее и
характернее, чем в наше время, способность духовных и культурных интересов извлекать однородное
путем дифференциации из самых разнородных кругов и соединять его в новую общность обнаружилась
в эпоху Возрождения. Гуманистический интерес сломил средневековую обособленность кругов и
сословий и сделал людей, отправлявшихся от самых различных точек зрения и нередко остававшихся
верными самым разнообразным профессиональным призваниям, активными или же пассивными
участниками идей и познания, чрезвычайно многообразно перекрещивавших прежние формы и
членения жизни. Господствовало представление, что все значительное взаимосвязано; об этом
==411
свидетельствуют появляющиеся в XIV в. сборники биографий, изображающие в одной книге жизнь
выдающихся людей как таковых, — все равно, будь то богословы или художники, государственные
мужи или филологи. Только при таких обстоятельствах становится возможным, чтобы могущественный
король Неаполя Роберт вступил в дружбу с поэтом Петраркой и подарил ему свою пурпуровую мантию;
только при таких обстоятельствах чисто духовное значение могло быть обособлено от всего остального,
что еще ценилось, и в результате этого венецианский сенат, выдавая Джордано Бруно курии, мог
написать: Бруно — один из злейших еретиков, он совершил самые ужасные вещи, вел распутную и
прямо дьявольскую жизнь, — но в остальных отношениях он один из самых замечательных умов,
которые только можно себе представить, он человек необычайной учености и величия духа. Склонность
гуманистов к странствованиям и авантюрам и даже их характер, отчасти изменчивый и непостоянный,
соответствовали этой независимости духовного начала, составлявшего их жизненный центр, от всех
других требований, обращенных к человеку; такая независимость должна была сделать их
равнодушными именно по отношению к этим требованиям. Отдельный гуманист, вращаясь среди
пестрого разнообразия жизненных отношений, воспроизводил судьбу гуманизма, который в одни и те
же рамки духовного интереса заключал бедного схоласта и монаха, а равно и могущественного
полководца, и блистательную герцогиню.
Число различных кругов, к которым принадлежит отдельный человек, является, таким образом, одним
из показателей высоты культуры. Если современный человек принадлежит прежде всего к семейству
своих родителей, потом к семье, основанной им самим, а вместе с тем и к семье своей жены; если,
далее, он принадлежит своему профессиональному кругу, что уже само по себе часто включает его в
несколько кругов с различными интересами (так, например, во всякой профессии, где есть начальники и
подчиненные, каждый находится в кругу своего особого вида деятельности, должности, бюро и т.д. в
рамках этой профессии, которая всегда охватывает высших и низших; далее, он является членом того
круга, который образуется всеми, кто равен ему по положению, но чей вид деятельности и т.д. — иной);
если он осознает себя гражданином своего государства, сознает свою принадлежность к определенному
социальному сословию, если он, кроме того, — офицер запаса, состоит членом нескольких союзов и
общается с людьми самых различных кругов, — то это является уже очень большим разнообразием
групп, из которых некоторые, правда, координиро
==412
ваны31, однако другие можно было бы упорядочить таким образом, что одна из них выступит как
изначальная связь, от которой индивид, благодаря своим особым качествам, отличающим его от других
членов первого круга, обращается к кругу более отдаленному. При этом связь с первым кругом может
сохраниться, подобно тому как одна сторона какого-нибудь сложного представления, даже если
психологически она давно уже вступила в чисто содержательные ассоциации, не обязательно должна
утерять ассоциации, соединяющие ее с тем комплексом, с которым она в какой-то момент находится в
пространственной и временной связи.
Отсюда следует многое. Те группы, к которым принадлежит индивид, образуют как бы систему
координат, так что каждая новая группа, присоединяющаяся к этой системе, определяет его со все
большей точностью и однозначностью. Если речь идет о принадлежности только к одной из этих групп,
то это еще оставляет индивидуальности широкий простор; но чем больше их становится, тем менее
вероятности, что найдутся другие лица, демонстрирующие собой ту же комбинацию групп, что все эти
многочисленные круги пересекутся еще раз в одном пункте. Подобно тому, как конкретный предмет
теряет для нашего познания свою индивидуальность, если на основании одного из его качеств его
подводят под общее понятие, и снова приобретает ее по мере того, как артикулируются другие понятия,
под которые его подводят другие свойства, так что каждая вещь, говоря платоновским языком,
участвует во стольких идеях, сколько у нее качеств, и тем самым приобретает свою индивидуальную
определенность, — точно так же личность относится к тем кругам, к которым она принадлежит. Нечто
совершенно аналогичное можно наблюдать и в области теоретико-психологической: то, что мы в нашей
картине мира называем объективным, что, как представляется, противостоит субъективности
отдельного впечатления как нечто вещное, есть на самом деле только наслоившееся и повторенное
субъективное, — подобно тому, как причинность, объективное результирование, по мнению Юма,
состоит лишь в часто повторяющихся, временных чувственных следованиях, и подобно тому, как
субстанциальный предмет, противостоящий нам, есть только синтез чувственных впечатлений. Таким
образом, мы образуем из этих элементов, ставших объективными, то, что мы называем
субъективностью kat exochn*, — личность, индивидуальным образом ком
*
По преимуществу (греч.).
==413
бинирующую элементы культуры. После того как синтез субъективного создал объективное, теперь уже
синтез объективного производит новое и высшее субъективное, подобно тому как личность отдает себя
социальному кругу и теряется в нем, чтобы затем снова восстановить свою самобытность посредством
индивидуального скрещения социальных кругов. Впрочем, ее целесообразная определенность
становится до известной степени противоположной ее каузальной определенности: ведь и по
происхождению своему она представляет собой только пункт, в котором перекрещивается
бесчисленное множество социальных нитей, только результат наследования от самых различных кругов
и периодов приспособления; она становится индивидуальностью только благодаря особенности тех
количеств и комбинаций, в которых сочетаются в ней родовые элементы. И вот, если она, со всем
разнообразием своих стремлений и интересов, вновь присоединяется к социальным образованиям, то
это является как бы излучением и возвратом полученного ею в аналогичной, но только сознательной и
усиленной форме.
Определенность ее будет тем большей, чем в большей степени определяющие ее круги окажутся
однопорядковыми, а не концентрическими. Это значит, что постепенно сужающиеся круги, такие,
например, как нация, социальное положение, профессия, особая категория в рамках данной профессии,
не дадут участвующему в них лицу столь индивидуального положения (потому что наиболее тесный
круг уже сам по себе означает принадлежность к более широким), какое он получит, если помимо своей
профессиональной позиции будет, скажем, принадлежать еще к какому-нибудь научному обществу,
состоять членом наблюдательного совета в каком-нибудь акционерном обществе и занимать почетную
должность в городе; чем менее принадлежность к одному кругу сама по себе указывает на
принадлежность к другому, тем определеннее личность характеризуется тем, что находится в точке
пересечения обоих. Я хочу здесь только обозначить, как неизмеримо возрастает возможность
индивидуализации также и благодаря тому, что одно и то же лицо может занимать в различных кругах,
к которым оно принадлежит одновременно, совершенно различные по относительной высоте позиции.
Ибо стоит только образоваться (на основании некоторой общей точки зрения) какому-либо новому
объединению,