основании такого соединения предметов, взятых из самых
различных областей производства, является их отношение к одной и той же цели, которой все они
вместе служат, их отношение к terminus ad quem*, тогда как обычно в основании разделения труда
лежит единство terminus a quo**, т.е. одинаковое происхождение предметов. Конечно, такие
предприятия предполагают это последнее, но они представляют собой разделение труда, возведенное в
степень, потому что включают в себя определенные части, взятые из совершенно разнородных отраслей
(которые уже сами по себе функционируют при большом разделении труда) и с известной точки зрения
взаимосвязанные, так сказать, гармонирующие с новым основным тоном34.
Объединение в единое социальное сознание, представляющее интерес высокой степенью
абстрагирования от индивидуальных особенностей, обнаруживается в тесной взаимосвязанности
наемных рабочих как таковых. Над чем бы ни трудился каждый из них в отдельности, будь то пушки
или игрушки, но тот формальный признак, что он вообще работает за вознаграждение, объединяет его
со всеми, находящимися в таком же положении; одинаковое отношение к капиталу составляет тот
показатель, который выделяет однородное путем дифференциации из всех разнородных занятий и
создает единство для всех, кто к нему причастен. Еще в начале этого столетия английская реакция
уяснила себе все неизмеримое значение того, что понятие «рабочий» психологически
дифференцировалось
*
Конечный пункт (рассуждения) (лат.). ** Исходный пункт (рассуждения) (лат.).
==420
от понятия «ткач», «механик», «углекоп» и т.д.; изданием Corresponding Societies Act35 она добилась
того, что всякие письменные сношения рабочих союзов между собой и все те общества, в которые
вошли рабочие из различных отраслей производства, были запрещены. Очевидно, реакция сознавала,
что как только всеобщая форма трудового отношения уже не будет слита воедино с отдельной
профессией, как только товарищеское объединение целого ряда отраслей отодвинет различия на задний
план и высветит то, что обще всем им, так тем самым будет создана формула и эгида нового
социального круга, отношение которого к прежним кругам может вызвать непредвиденные осложнения.
После того как дифференциация труда создала различные отрасли его, более отвлеченное сознание
проводит снова ту линию, которая соединяет все, что в нем есть общего, в новый социальный круг.
Подобное же объединение, ведущее к реальным коллективистским учреждениям, приводит к созданию
купеческого сословия как такового. Пока разделение труда еще не очень развито и целый ряд близких
друг другу задач выполняется одним и тем же индивидом или профессиональным кругом, т.е. таковых
сравнительно еще немного, до тех пор в двух направлениях легко совершается чреватое серьезными
последствиями психологическое слияние (точнее говоря, имеет место единство элементов, которое с
точки зрения позднейшей дифференцированности называют слиянием, причем называют неточно,
поскольку это, видимо, предполагает, что элементы, поначалу раздельные, лишь впоследствии
сливаются друг с другом). Во-первых, то более высокое понятие, которое обще целому ряду различных
видов деятельности, еще недостаточно отделено от каждого из них, чтобы приводить к совместным
действиям и появлению общих учреждений. Так, например, только благодаря новейшей культуре
множество женщин объединились ради завоевания политических и социальных прав или для создания
экономической поддержки или других целей таких коллективных учреждений, которые имеют
отношение только к женщинам; мы можем предположить, что до сих пор общее понятие женщины
было для каждой из них еще слишком тесно слито с тем воплощением его, которое она сама собою
представляла, причем здесь, конечно, совершенно безразлично, является ли вычленение этого общего
понятия источником практических формообразований или, напротив, само оно было вызвано внешней
необходимостью. Виды деятельности женщин были и до сих пор остаются, в общем, слишком
сходными между собой, чтобы могло об
==421
разоваться общее понятие, наполненное реальным и практическим содержанием, потому что такое
понятие доводится до сознания только отдельными разнородными явлениями; если бы существовал
только один вид деревьев, то понятие дерева не образовалось бы вовсе. Подобно тому и люди,
внутренне сильно дифференцированные, разносторонне образованные и деятельные, скорее склонны к
космополитическим настроениям и убеждениям, чем односторонние натуры, которым все
общечеловеческое представляется только в данном ограниченном воплощении, потому что они не
обладают способностью проникаться личностью других и, следовательно, доходить до ощущения того,
что обще всем. Нормы, установленные для общения в торговом деле, тем полнее обособляются от
правил, принятых в одной определенной отрасли, чем больше отраслей существует в хозяйственном
производстве, тогда как, например, в тех промышленных городах, где имеется, в сущности, только одна
отрасль, можно видеть, сколь мало еще понятие о промышленности как таковой отделилось от понятий
о железоделательной, текстильной, игрушечной промышленности и как характер той отрасли, понятие о
которой преимущественно заполняет собою сознание, решающим образом определяет обычаи других
отраслей и промышленного общения в целом. При этом, как мы уже сказали, практические последствия
образования общностей более высокого уровня не всегда выступают в хронологическом порядке
следования, но часто бывает и так, что они во взаимодействии создают то возбуждение, которое
помогает вызвать сознание социального сходства. Так, например, сознанием своей взаимосвязанности
ремесленное сословие обязано существованию учеников; если вследствие чрезмерного использования
труда учеников работа становится дешевле и хуже, то устранение этого зла в одной только
специальности вызвало бы переполнение другой вытесненными из первой учениками, так что помочь
может только совместная акция; конечно, она может последовать только благодаря разнообразию
ремесел, но оно должно привести к осознаю единства их всех, несмотря на их специфические различия.
Если, таким образом, дифференциация вычленяет круг более высокого порядка из круга более
индивидуального, в котором первый до сих пор находился лишь в скрытом виде, то она должна также,
во-вторых, отделить друг от друга круги более координированные, однопорядковые. Так, например, цех
надзирал за личностью во всех отношениях, т.е. интерес ремесла должен был регулировать всю ее
деятельность. Кто был при
==422
нят в ученики к какому-нибудь мастеру, тот становился одновременно членом его семьи и т.д.; одним
словом, профессиональный труд централизовал самым решительным образом всю жизнь, не исключая
часто и жизни политической и сердечных дел. Из тех моментов, которые вели к разложению слитого
воедино, мы рассмотрим здесь момент разделения труда. В каждом человеке, многообразные
жизненные содержания которого направляются, исходя из некоторого круга интересов, сила этого
последнего будет уменьшаться по мере снижения его объема. Узость сознания приводит к тому, что
какое-нибудь многосложное занятие вместе с разнообразными принадлежащими ему представлениями
увлекает за собой и остальной мир представлений. Существенных отношений между тем и другим
может вовсе и не быть; поскольку при занятиях, не основанных на разделении труда, необходимо
быстро менять представления, здесь тратится такое количество психической энергии, что от этого
страдает культивирование других интересов, они оказываются ослабленными и тем скорее попадают в
ассоциативную или другую зависимость от центрального круга представлений. Человек, которым
овладевает сильная страсть, устанавливает какую-то связь между ней и всем, что проходит через его
сознание, хотя бы это было самое отдаленное, не имеющее к ней никакого содержательного отношения.
Вся его душевная жизнь получает от этой страсти свой свет и свои тени; и всякое профессиональное
призвание, оставляющее для других жизненных отношений сравнительно немного места в сознании,
создает подобное этому психическое единство. В этом состоит одно из важнейших следствий
разделения труда для душевной жизни; оно основывается на том уже рассмотренном нами
психологическом факте, что в данный промежуток времени, при прочих одинаковых условиях,
растрачивается тем больше силы представления, чем чаще сознание должно переходить от одного
представления к другому. И эта смена представлений имеет то же следствие, что и интенсивность
страсти в вышеуказанном случае. Поэтому занятие, не основанное на разделении труда, опять-таки при
прочих равных условиях, скорее станет всепоглощающим, займет в жизни человека центральное место,
чем занятие в высокой степени специализированное, особенно в те эпохи, которым еще не свойственны
пестрота и изменчивые возбуждения, отличающие жизненные отношения нашего времени. И по мере
того как более одностороннее, а потому и более механическое занятие дает другим отношениям больше
места в сознании, ценность и самостоя
==423
тельность их должны возрастать. Этому координирующему обособлению однопорядковых интересов,
которые до того были слиты в один центральный интерес, способствует еще одно следствие разделения
труда, связанное с упомянутым выделением более высокого социального понятия из более специально
определенных кругов. Ассоциации между центральными и периферическими представлениями и
кругами интересов, образовавшиеся под влиянием чисто психологических и исторических причин,
считаются в большинстве случаев объективно необходимыми до тех пор, пока опыт не сталкивает нас с
лицами, у которых тот же центр, но совершенно другая периферия или та же самая периферия, но
другой центр. Итак, если принадлежность к определенной профессии ставила в зависимость от себя все
остальные жизненные интересы, то со все большим разветвлением отраслей деятельности эта
зависимость должна ослабнуть, потому что, несмотря на различие последних, обнаружилось, что во
всех остальных интересах много сходного. Подобным же образом и в тончайших отношениях душевной
жизни мы обретаем некоторую внутреннюю и внешнюю свободу, когда видим, что у других людей
нравственно необходимые поступки и чувства зависят от совсем иных предпосылок, чем те, с которыми
они были связаны у нас. Это, например, в значительной степени относится к этическому применению
религии, с которой многие чувствуют себя связанными потому, что старая психологическая привычка
всегда соединяла у них нравственные импульсы с религиозными; и только когда опыт показывает, что и
совершенно иначе настроенные в религиозном отношении люди бывают столь же нравственны, это
приводит к освобождению от такой централизации этической жизни и к самостоятельности последней.
Таким образом, возрастающая дифференциация профессий должна была показать индивиду, как
совершенно одно и то же направление остальных содержаний жизни может быть соединено с
различными профессиями и потому должно вообще гораздо меньше зависеть от них. К такому же
следствию приводит и дифференциация этих содержаний жизни, также возрастающая вместе с
развитием культуры. Различие профессий при одинаковости других интересов и различие в интересах
при одинаковости профессий должно было также привести к их психологическому и реальному
разрыву. Если мы взглянем на поступательное движение, уводящее от дифференциации и объединения
на основании внешних, схематических точек зрения, к дифференциации и объединению на основании
глубинной взаимосвязи,
==424
то в области теории обнаруживается нечто абсолютно аналогичное: прежде думали, что можно путем
соединения живых существ в обширные группы на основании признаков внешнего сродства между
ними решить важнейшие проблемы их познания; однако более глубокий и правильный взгляд на это
сложился только благодаря тому, что у существ, кажущихся очень различными, которые
соответственно были объединены под различными родовыми понятиями, открыли черты
морфологического и физиологического сходства и таким образом установили законы органической
жизни, реализованные в далеко отстоящих друг от друга позициях ряда органических существ, а
познание этих законов привело к установлению единообразия того, что прежде, на основании внешних
критериев, делили на родовые понятия совершенно самостоятельного происхождения. Также и здесь
установление единообразия того, что по существу гомогенно в гетерогенных кругах, обозначает более
высокую ступень развития.
Если, таким образом, победа рационально-объективного принципа над принципом поверхностносхематическим идет рука об руку с общим культурным прогрессом, то при известных обстоятельствах
эта связь может и прерываться, так как она не априорна. Хотя солидарность семьи в сравнении с
объединением на основании объективных точек зрения и является принципом механическим, внешним,
однако, с другой стороны, семья окажется основанной на объективном начале, если сопоставить ее с
чисто числовым делением, например, с десятками и сотнями, в древнем Перу, в Китае и в большей
части древней Европы. Социально-политическое единство семьи и ее солидарная ответственность за
каждого члена имеют положительное значение и оказываются тем более рациональными, чем более