Скачать:PDFTXT
Избранное. Том второй

в нашей голове самостоятельность, а

она сама по себе содержит эти стороны и еще многие другие в слитном виде. Поэтому дифференциация,

которая якобы является принципом разделения, в действительности очень часто представляет собой

начало примиряющее и сближающее, и именно потому также — сберегающее силы духа, который

оперирует этим принципом теоретически или практически.

Здесь дифференциация опять обнаруживает свое отношение к монизму; как только прекращается

образование отдельных групп и понятий с резко очерченными границами и в то же время

освобождается место для индивидуализации, а вместе с ней — и для опосредствования и

постепенности, — так тотчас же образуется связный ряд мельчайших различий, и тем самым вся

совокупность явлений предстает как единое целое. Но, в свою очередь, от любого монизма требовалось,

чтобы он был принципом, экономящим силы мышления. Конечно, требование это весьма справедливо;

но я бы все-таки усомнился, безусловна ли и настолько ли непосредственна его правомерность, как это

кажется. Если даже монистическое воззрение на вещи и ближе к действительности, чем, например,

догма об обособленных творческих актах и соответствующие теоретико-познавательные допущения, то

и оно, в свою очередь, нуж

==431

дается в синтетической деятельности и притом, может быть, более всеобъемлющей и напряженной, чем

та, которая удовлетворяется признанием генетической взаимосвязи между сколь угодно многими

рядами явлений, если только кому-то бросается в глаза явное сходство между ними. Конечно, чтобы

объяснить всю совокупность физических движений одним-единственным источником сил и их

взаимопревращениями, требуется мышление более высокого порядка, чем для того, чтобы для каждого

различного явления установить различную причину: для тепла — особую тепловую силу, для жизни —

особую жизненную силу или — с известным типичным преувеличением — для опиума — особую vis

dormitiva38. Наконец, гораздо труднее, пожалуй, познать жизнь души как то единое целое, каким она

предстает при разложении на процессы, совершающиеся между отдельными представлениями, чем

иметь дело с обособленными душевными способностями и думать, что воспроизводство представлений

объясняется «памятью», а способность делать умозаключения — «разумом».

Конечно, там, где монистическое воззрение не коррелирует с дифференциацией и индивидуализацией

своих содержаний, оно часто экономит силы, однако не в том смысле, что деятельность принимает иной

и в целом более высокий характер, но в смысле косности и инертности. Например (останемся в

теоретической сфере), отнюдь не всегда к столь высоким и всеобщим абстракциям, какова, скажем,

индийская идея Брамы, восходит сильное мышление; часто наоборот — мысль слабая и неспособная к

сопротивлению, которая бежит от суровой жестокой действительности, не будучи в состоянии

справиться с загадками индивидуальности, вынуждена подниматься все выше и выше до

метафизической идеи Bce-Единого, с которой прекращается вообще всякое определенное мышление.

Вместо того чтобы спускаться в темную шахту отдельных явлений мира, из которой только и можно

извлечь золото истинного и правильного познания, более неповоротливое и слабосильное мышление

просто перескакивает через противоречия бытия, к сопряжению которых оно должно было бы

стремиться, и купается в эфире всеединого и всеблагого начала Но где основанный на дифференциации

монизм, как в указанных выше случаях, затрачивает больше энергии, чем плюралистический образ

мысли, это является, скорее, чем-то преходящим, нежели окончательным. Ведь зато таким образом

добываются куда более богатые результаты, так что в сравнении с ними происходит все же меньшая

затрата сил, — подобно тому как, например, локомотив расходует гораздо больше энергии, чем

почтовая карета, но по отношению к результа

==432

там, которых он достигает, он тратит силы гораздо меньше. Так, большое государство с единообразным

управлением нуждается в большом составе чиновников, организованном до мелочей по принципу

разделения труда; но при помощи такой значительной затраты сил, которая нужна ему ввиду его

единообразия и дифференциации, оно выполняет сравнительно гораздо больше, чем было бы

выполнено в том случае, если бы та же территория распалась бы на много небольших государственных

единиц, из которых каждая в отдельности не нуждалась бы в высокодифференцированном

правительственном механизме.

Труднее решается вопрос об экономии сил при такой дифференциации, которая создает враждебные

противоположности, как, например, в указанном выше случае, когда корпорация, сначала единая,

образует внутри себя несколько различных, противоположных друг другу партий. Это можно

рассматривать как разделение труда, потому что тенденции, лежащие в основании образования партий,

суть влечения человеческой природы вообще, до известной степени, хотя и не одинаково, присущие

каждому отдельному человеку, и можно себе представить, что разнородные моменты, которые прежде

взвешивались и относительно уравнивались в голове каждого отдельного человека, теперь перенесены

на различных людей и перерабатываются каждым на свой особый лад, причем уравнивание происходит

при совместном участии всех. Партия, которая как таковая представляет собой только воплощение

известной односторонней мысли, подавляет в том, кто к ней принадлежит, и именно поскольку он к ней

принадлежит, все инородные влечения, от которых с самого начала он не бывает обычно свободен. Если

мы проследим психологические моменты, определяющие партийность каждого в отдельности, то

увидим, что в громадном большинстве случаев она обусловлена не непреодолимой естественной

склонностью, но случайными обстоятельствами и влияниями, которым он подвергался и которые

развили в нем именно одно из различных возможных направлений и одну из потенциально имевшихся

сил, тогда как другие остались в зачаточном состоянии Этим последним обстоятельством,

исчезновением внутренних противодействий, которые до вступления в одностороннюю партию

частично отнимают силы у нашего мышления и воли, объясняется власть партии над индивидом,

которая, среди прочего, обнаруживается в том, что самые нравственные и совестливые люди участвуют

вместе с другими во всей этой безоглядной политической борьбе интересов, которую признает

необходимой их партия как таковая,

==433

хотя она также мало принимает в расчет соображения индивидуальной морали, как и государства в

отношениях между собой. В этой односторонности заключена ее сила, и это особенно хорошо

показывает то, что партийная страсть сохраняет еще весь свой пыл, а часто даже впервые развивает его

тогда, когда партийность уже совершенно потеряла свой смысл и значение, когда борьба за

положительные цели совершенно прекратилась и только принадлежность к партии, лишенная всякого

объективного основания, вызывает антагонизм по отношению к другим партиям. Быть может, самым

ярким примером этого являются цирковые партии в Риме и Византии; хотя не было ни малейшего

существенного различия между белой партией и красной партией или между голубой и зеленой, тем

более что даже лошади и возницы не принадлежали партиям, но содержались предпринимателями,

которые отдавали их внаймы любой из них, — тем не менее достаточно было случайно выбрать ту или

другую партию, чтобы стать смертельным врагом противоположной. Такой же характер имели в

прежние времена бесчисленные раздоры между отдельными семьями, если они продолжались в течение

нескольких поколений; часто бывало так, что объект спора уже исчез давным-давно, но факт

принадлежности к той или иной семье создавал для каждого члена партийное положение

непримиримой враждебности по отношению к другой семье. Когда в XIV-XV вв. в Италии

образовались тирании, и разделение на политические партии потеряло благодаря этому вообще всякий

смысл, борьба между гвельфами и гибеллинами все-таки продолжалась, но была уже лишена всякого

содержания: партийная противоположность сама по себе получила такое значение, что смысл ее стал

совершенно не важен. Одним словом, дифференциация, заключающаяся в делении на партии,

разворачивает такие силы, значимость которых обнаруживается именно в той бессмысленности, с какой

она, часто без всякого ущерба для себя, отбрасывает всякое содержание и сохраняет только форму

партии вообще. Правда, всякое социальное соединение проистекает из слабости и неспособности

индивида к поддержанию своего существования, и слепая, бессмысленная преданность партии, как,

например, в указанных выше случаях, встречается особенно часто в периоды упадка и бессилия народов

или групп, когда отдельный человек утрачивает надежное чувство индивидуальной силы, по крайней

мере, что касается прежних форм ее выражения. Во всяком случае, в данной форме обнаруживается еще

известное количество силы, которое помимо нее осталось бы нераз

==434

вито. И если благодаря именно такому разделению на партии столько энергии может быть растрачено

совершенно впустую, то это является лишь преувеличением и злоупотреблением, от которого не

гарантирована у людей ни одна тенденция. В целом, следует сказать: образование партий создает

центральные формы, принадлежность к которым избавляет отдельного человека от внутренних

противодействий и тем самым приводит его силы к большей эффективности, направляя их в единое

русло, где они могут излиться, не встречая психологических препятствий. А благодаря тому что партия

борется против партии и каждая содержит в себе в концентрированном виде много личных сил,

результат должен обнаружиться во взаимном учете моментов и соответствующих им сил в более

чистом виде, скорее и полнее, чем если бы борьба между ними происходила в индивидуальном духе или

между отдельными индивидами.

Своеобразное отношение между расходованием силы и дифференциацией устанавливается при таком

разделении труда, которое можно было бы назвать количественным; тогда как разделение труда в

обычном смысле означает, что один работает над одним, а другой — над другим, т.е. указывает на

качественные отношения, разделение труда является важным и в том смысле, что один работает

больше, чем другой. Это количественное разделение труда служит повышению культуры, конечно,

только вследствие того, что оно становится средством для качественного, так как большее или меньшее

количество труда, который сначала по существу одинаков для всех, приводит к сущностно различному

формированию личностей и их деятельности; рабство и капиталистическое хозяйство обнаруживают

культурную ценность такого количественного разделения труда. Превращение его в качественное

происходило сначала на почве дифференциации физической и духовной деятельности. Простое

освобождение от первой должно было само по себе вызвать усиление последней, ибо она более

спонтанна, чем первая, и часто не нуждается в сознательных импульсах и усилиях. И вот, также и здесь

обнаруживается, что экономия сил благодаря дифференциации становится средством для достижения

значительно более эффективного действия сил. Ведь в противоположность труду физическому

сущность духовного труда можно полагать в том, что он с меньшей затратой сил достигает большего

эффекта.

Конечно, эта противоположность не абсолютна. Нет ни такой физической деятельности, имеющей здесь

для нас важность, которую не направляли бы так или иначе сознание и воля,

==435

ни духовной, которая не сопровождалась бы физическим действием или опосредствованием. Значит,

можно только сказать, что сравнительно большая духовность экономит силы в деятельности. Можно

установить аналогию между этим соотношением более физического и более духовного труда, с одной

стороны, и низшей и высшей душевной деятельности — с другой. Правда, психический процесс, не

выходящий за пределы единичного и чувственного, требует меньшего напряжения, чем процесс

отвлеченный и рациональный; но зато тем меньше его теоретические и практические результаты.

Мышление согласно логическим принципам и законам ведет к экономии сил, поскольку благодаря

своему объединяющему характеру оно заменяет продумывание единичного: закон, концентрирующий в

единой формуле обстоятельства бесчисленного множества отдельных случаев, означает наивысшую

экономию сил мышления; кто знает закон, относится к тому, кто знает только отдельный случай, как

тот, кто владеет машиной, — к тому, кто работает руками. Но если, таким образом, мышление более

высокого порядка — это соединение и концентрация, то всетаки прежде всего оно является

дифференциацией. Потому что хотя каждое единичное событие в мире — это всего лишь единственный

случай проявления определенного закона, на самом деле оно представляет собой точку пересечения

необычайно многих действующих сил и законов, и нужно сначала психологически разложить его на эти

составляющие, чтобы познать ту отдельную связь, которая сравнивается с такими же связями в других

явлениях, в результате чего и определяются основание и область действия более высокого закона. Более

высокая норма только и может подняться

Скачать:PDFTXT

Избранное. Том второй Зиммель читать, Избранное. Том второй Зиммель читать бесплатно, Избранное. Том второй Зиммель читать онлайн