Скачать:PDFTXT
Избранное. Том второй

над дифференциацией всех тех факторов, в случайном

сочетании которых состоит отдельное явление. Теперь очевидно, что духовная деятельность вообще

относится к физической так же, как в рамках первой высшая относится к низшей, ибо, как сказано

выше, различие между физической и духовной деятельностью означает только количественное

преобладание в деятельности одного из этих двух элементов. Мышление втискивается в механическую

деятельность, как деньги — в реальные экономические ценности и процессы, внося концентрацию,

посредничество, облегчение39. Деньги также возникли в процессе дифференциации; меновая

стоимость40 вещей — качество или функция, которую последние приобретают наряду с другими своими

свойствами, — должна была отделиться от них и обрести в сознании самостоятельность, прежде чем

могло состояться объединение этого свой

==436

ства, присущего самым различным вещам, в понятие, стоящее над всем единичным, и в символ. А

экономия сил, которая достигается в результате этой дифференциации и последующего объединения,

тоже состоит в восхождении к понятиям и нормам более высокого порядка, которые обретаются

одинаковым образом. Ясно и без дальнейших рассуждений, к какой экономии сил приводят

концентрация и соединение индивидуальных функций в одну центральную силу; но надо отдавать себе

отчет и в том, что в основании такой централизации всегда лежит дифференциация, что для экономии

сил первая всегда объединяет не комплексы явлений во всей их целокупности, но лишь их выделенные

стороны. Историю человеческого мышления, а также и общественного развития можно рассматривать

как историю тех флуктуации, благодаря которым вся эта пестрая, без всяких принципов

нагроможденная совокупность явлений дифференцируется под тем или иным углом зрения, и

результаты этой дифференциации соединяются в более высокую форму; однако равновесие между

разложением и соединением никогда не бывает стабильным, оно всегда неустойчиво; это более высокое

единство никогда не бывает окончательным, поскольку или оно само снова дифференцируется на

элементы, слагающиеся потом, в свою очередь, в новые и еще более высокие центральные образования,

образуя для них материал, или же прежние комплексы дифференцируются на основании иных точек

зрения, и это создает новые соединения и делает прежние устаревшими.

Все это движение можно представлять себе таким образом, что в нем господствует тенденция к

экономии сил и притом прежде всего в смысле уменьшения трений. Я уже подробнее говорил об этом

выше в ином аспекте, с точки зрения отношения церковных интересов к государственным и научным.

Бесчисленные силы теряются там, где разделение труда еще не указало каждому обособленную область

и где претензия на одно и то же, до известной степени не разделенное, открывает широкий простор

конкуренции; ведь хотя последняя во многих случаях сильно повышает качества продукта и побуждает

к более высокому объективному результату, но в других случаях она часто приводит к необходимости

затрачивать силы на устранение конкурента до начала работы или наряду с ней. В бесчисленном

множестве случаев победа в этой борьбе достигается не путем напряжения всех сил в труде, но при

помощи внешних ему более или менее субъективных моментов; и силы растрачены даром: они гибнут

для дела; они служат только для устра

==437

нения затруднения, которое существует для одного потому, что оно существует для другого, и которое

исчезло бы для обоих при более благоприятной постановке целей: это отношение вдвойне

нецелесообразно, потому что здесь затрачиваются одни силы, чтобы ослабить другие. Если идеалом

культуры является то, чтобы силы людей затрачивались для победы над объектом, т.е. природой, а не

над ближним, то разделение труда на отдельные отрасли должно в высшей степени способствовать

этому идеалу; и если греческие социальные политики считали собственно профессию торговца

пагубной для государства и хотели, чтобы только земледелие считалось достойным и справедливым

извлечением дохода, потому что выгода его не связана с людьми и их ограблением, то нет сомнения,

что недостаточное разделение труда давало им право на такое суждение. Ибо допущение земледелия

обнаруживает их понимание того, что только обращение к объекту может устранить конкуренцию,

которая, согласно их опасениям, могла привести к разложению государства, а также того, что при

тогдашних отношениях, не основанных на разделении труда, обращение к объекту было бы невозможно

нигде, за исключением такой области, как земледелие, где объект так мало доступен конкуренции.

Только возрастающая дифференциация может устранить трения, возникающие из-за того, что индивиды

ставят себе одну и ту же цель, и это последнее заставляет их обратить свои силы не на достижение ее, а

на личную победу над конкурентом.

С иной стороны то же самое показывает рассмотрение индивида. Если вся совокупность волевых и

мыслительных актов индивида, взятая как целое, в противоположность той общественной группе, к

которой он принадлежит, сильно дифференцирована и, следовательно, отличается большим внутренним

единством, то благодаря этому становятся излишними те переходы, та смена иннерваций, которые

необходимы при большем различии в направлениях мысли и в импульсах. В нашем психическом

существе можно наблюдать, по крайней мере, нечто аналогичное физической инерции: это стремление

следовать и впредь той мысли, которая господствует в данный момент, отдаваться и впредь

теперешнему волению, вращаться по-прежнему в данном однажды кругу интересов. И там, где нужна

перемена, где нужен скачок, эту косность еще должен сначала преодолеть особый импульс; новая

иннервация должна быть сильнее, чем того требует ее цель сама по себе, потому что она с самого

начала скрещивается с действием иначе направленной силы, отклоняющее влияние которой может быть

==438

парализовано лишь посредством увеличения энергии. Может быть, эту психофизическую аналогию vis

inertiae можно объяснить тем, что мы никогда не в состоянии учесть с полной определенностью то

количество силы, которое для достижения данной внутренней или внешней цели надо будет перевести

из латентного состояния в действующее; но так как недостаток силы сравнительно с необходимым

количеством ее обнаружился бы очень скоро, то ясно, что мы ошибаемся больше и чаще в сторону

избытка, и двигательная энергия, затраченная нами, продолжает действовать еще и тогда, когда

достигнут тот пункт, на который она рационально направлена. Если в этом пункте возникает новое

направление воли, то перед ним до известной степени оказывается не совсем свободное поле, оно

встречает тот избыток силы, иначе направленной, который приходится еще преодолевать

соответствующим напряжением.

Здесь нужно еще указать на те процессы внутри индивида, которые следует рассматривать, по крайней

мере по аналогии, как трения и конкуренцию. Чем многостороннее наша деятельность, чем менее наше

существо однообразно и ограничено, тем чаще то количество силы, которым мы располагаем,

оказывается предметом притязаний со стороны различных директив; эти директивы подобны

индивидам: они отнюдь не прибегают к мирному дележу наших способностей, но каждая из них,

претендуя на возможно большее количество силы, должна отказывать в нем всем остальным. Повидимому, довольно часто это происходит в такой форме: на прямое устранение конкурирующего

стремления затрачивается сила, по существу не приближающая нас к цели; происходит только взаимное

уничтожение сил, направленных в противоположные стороны, которое дает в результате нуль, прежде

чем дело дойдет до создания чегонибудь положительного. Только два вида дифференциации могут дать

индивиду возможность сберечь те силы, которые в нем растрачиваются таким образом: или он

дифференцируется как целое, т.е. с наибольшей возможной односторонностью настраивает свои

влечения на один основной тон, с которым они все и будут гармонировать, чтобы их одинаковость или

параллельность не порождала конкуренции; или же сам индивид дифференцируется соответственно

своим отдельным сторонам и влечениям, причем области их столь обособлены (будь то в

рядоположенности одновременного существования или, как мы покажем ниже, последовательности

появления), цели — столь резко разграничены и самостоятельны, а ведущие к ним пути — столь

отдалены от других, что между ними не бывает никакого

==439

соприкосновения, а потому и никакого трения и конкуренции. Дифференциация, как в смысле

вычленения всего целого, так и в смысле дифференциации его частей, равным образом приводит к

экономии сил. Если бы мы захотели указать для этого отношения место в космологической метафизике

(при этом, конечно, следовало бы претендовать не более чем на неуверенную догадку, намек-символ),

то можно было бы сослаться на гипотезу Цельнера: силы, присущие элементам материи, должны быть

так устроены, чтобы движения, происходящие под их влиянием, стремились свести число

происходящих в ограниченном пространстве столкновений до минимума. Соответственно, например,

движения в кубическом пространстве, наполненном молекулами газа, разделились бы со временем на

три группы, в каждой из которых движение совершалось бы параллельно двум боковым плоскостям;

тогда молекулы сталкивались бы уже не между собой, но только с двумя противоположными стенками

сосуда, и, таким образом, число столкновений было бы доведено до минимума. Совершенно

аналогично, мы видим, что уменьшение столкновений или трений внутри более сложных организаций

происходит таким образом, что пути отдельных элементов по возможности расходятся. Из той

беспорядочной путаницы, которая ежеминутно сталкивает их в одном месте, где и происходят трение,

отталкивание и уничтожение сил, образуется такое состояние, при котором у каждого есть особый путь.

Поэтому физическую тенденцию можно назвать дифференциацией, равно как и указанную

психологическисоциальную тенденцию — уменьшением столкновений. Сам Цельнер, исходя из

теоретико-познавательных оснований, объясняет это отношение так, что внешним столкновениям

предметов соответствует чувство недовольства, и придает поэтому указанной нами физической

гипотезе такую метафизическую форму: всякий труд, выполняемый естественным существом,

определяется ощущениями удовольствия и неудовольствия, причем движения, в пределах известной

замкнутой области явлений, происходят так, как будто они бессознательно преследуют цель свести до

минимума сумму ощущений неудовольствия.

Ясно, каким образом стремление к дифференциации укладывается в рамки этого принципа. Но можно,

пожалуй, подняться на более высокую ступень абстракции и рассматривать экономию сил как самую

общую формальную тенденцию всего происходящего в природе. Старое и во всяком случае очень

непонятно выраженное основоположение, согласно которому природа всегда идет кратчайшим путем,

тем самым можно было бы заменить макси

==440

мой, согласно которой природа ищет кратчайший путь, вопрос же, к каким целям он ведет, — это уже

дело материальных условий, которым, может быть, и нельзя дать единого определения. Достижение

удовольствия и стремление избежать неудовольствия было бы тогда или одной из этих целей, или, для

некоторых естественных существ, знаком достигнутой экономии сил, или же психологическим

средством, привитым путем воспитания, чтобы привлечь к экономии сил и способствовать ей.

Если, таким образом, мы подчиним дифференциацию принципу экономии сил, то с самого начала

окажется вероятным, что и противоположные ей движения и ограничения должны будут при случае

служить этой высшей цели. Ибо при многообразии и разнородности человеческих дел ни один высший

принцип не осуществляется всегда и повсюду посредством однородных отдельных процессов, но,

вследствие различия в исходных пунктах, а также необходимости неодинаково воздействовать на

неодинаковое, чтобы в результате получить одинаковое, промежуточные члены, ведущие к высшему

единству, должны быть настолько разнородными, насколько они еще отстоят от этого единства в

телеологическом ряду. Бесчисленное множество иллюзий и случаев односторонности в действиях и

познании объясняется заблуждениями на этот счет, тем обманчивым светом монизма, который

психологически излучается единством высшего принципа также и на ведущие к нему ступени.

Опасности чрезмерной индивидуализации и разделения труда слишком известны, чтобы здесь

требовалось говорить о них подробно. Упомянуть все-таки я хочу только об одном, а именно, что сила,

отдаваемая какой-нибудь специальной деятельности, сначала в высшей степени увеличивается

благодаря отказу от другой деятельности, но потом снова уменьшается, если это состояние очень ярко

выражено и долго длится. Потому что недостаток в упражнении производит ослабление и атрофию в

других группах мускулов и представлений, а это уже, конечно, означает, что тем самым поражен и весь

организм. Но так как та часть, которая

Скачать:PDFTXT

Избранное. Том второй Зиммель читать, Избранное. Том второй Зиммель читать бесплатно, Избранное. Том второй Зиммель читать онлайн