Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Апокалиптика и социализм. С. В. Булгаков

него и бросил на пол несколько монет, одну за другой, говоря: «Когда выйдет вся медь, тогда и до золотых слов доберешься».

Не у каждого в его сокровенном письме написаны золотые слова, но все носят в себе некую живую тайну, хотя и не всегда это сознают, все имеют личный о себе апокалипсис. Но он не может раскрыться, пока мы не израсходовали всех своих медных денег, не отдали жизни всего, что ей должны…

Примечания

1

1 Доклад, читанный в заседании московского религиозно-философского общества 9 апреля 1910 года. Напечатано (с сокращениями) в «Русской мысли», 1910, VI-VII.

2

2 Литература об апокалиптике чрезвычайно обширна. Назовем некоторые новейшие сочинения: вводные очерки по отдельным апокалипсисам в издании Kautsch. Die Pseudepigraphen des alten Testaments. 1900, и издании Hennecke. Handbuch zu den neutestamentlichen. Apokryphen. Статьи в Realenzyclopedie für protestantische Theologie und Kirche, 3-te Aufl. W. Bousset. Apokalyptik (Bd. I), G. Beer. Pseudepigraphen des Alten Testaments (Bd. 16). В издании «Die Religion in der Geschichte und Gegenwart» (Handwörterbuch, hrsg. von F. M. Schiele) статьи Fiebig. Apokalyptik-jüdische. Vischer Ap. christliche. W. Bousset. Die jüdische Apokalyptik, 1903. W. Bousset. Die Religion des Judenthums im neutestamentlichen Zeitalter. 2-te Aufl., 1906. E. Schürer. Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, 2-te Aufl. I-II Theile. R. H. Charles. Eschatology hebrew, jewish and Christian. London, 1989. Paul Volz. Jüdische Eschatologie von Daniel bis Akiba, Tübing. u. Lpzg., 1903. Wellhausen. Israelitische und jüsdische Geschichte. 6-te Aufl., 1909. Cornill. Einleitung in das Alte Testament. 6-te Aufl., 1908. M. Friedländer. Die religiösen Bewegungen innerhalb des Judenthums im Zeitalter Jesu. Berlin, 1905. W. Baldensperger. Die messianisch-apokalyptischen Hoffnungen des Judenthums. 3-te Aufl. Strassburg, 1903. Welthausen. Skizzen und Vorarbeiten. VI Heft. Berlin, 1899 (Zur apokalyptischen Litteratur) Hollmann. Welche Religion halten die Juden als Jesus auftrat. 1905. (из серии Religionsgesch. Volksbücher). P. Fiebig. Die Offenbarung Johannis und die römische Apokalyptik der römischen Kaiserzeit. 1907. W. Staerk. Neutestamentliche Zeitgeschichte. Lpzg., 1907. (Sammlung Goschen). Fr. Giesebrechf. Die Grundzüge der israelitischen Religionsgeschichte, 2-te Aufl. Lpzg., 1908. А. Ревилль. Иисус Назарянин, пер. с франц., т. I, гл. XIII. СПб., 1909. Prof. Jos. Feiten. Neutestamentliche Zeitgeschichte oder Judentum und Heidentum zur Zeit Christi und der Apostel. Règensburg, 1910, Bde. I-II.

В русской литературе см. весьма обстоятельную монографию проф. прот. Ал. Смирнова: Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа (от маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами). Казань, 1899. См. также кн.: С. Н. Трубецкой. Учение о Логосе (глава об иудейской апокалиптике).

Специальная литература относительно отдельных памятников приводится в соответствующих местах.

3

3 Bertholet. Daniel und die Griechische Gefahr. 1907. Cornill. Die Einleitung in das Alte Testament. 6-te Aufl., 1908, и др.

Я не считаю эту гипотезу безусловно неприемлемою и для православно-церковного сознания, хотя, конечно, такое литературно-историческое решение само по себе и не бесспорно и не исчерпывает вопроса о религиозном авторитете священных книг, который зависит отнюдь не от исторической точности надписания их автора, но от церковной оценки содержания этой книги, выражающейся в признании ее каноничности и опирающейся на ее содержание. Однако я не считаю возможным и нужным мимоходом затрагивать здесь этот сложный и серьезный вопрос.

4

4 Die Apokryphen und Pseudepigraphen des Alten Testaments; 2 Bde., Tübingen, 1900. Для нашей цели важен второй том, содержащий переводы псевдэпиграфов с обстоятельным критическим введением и комментарием при каждом из них.

5

5 Neutestamentliche Apokryphen и Handbuch zu den neutestamentliehen Apokryphen. Tübingcn und Leipzig, 1904.

6

6 Ср., напр., prof. Baldensperger. Die messianisch-apokalyptischen Hoffnungen des Judentums. 3-te Aufl. Strassburg, 1908. Vorwort: «Вследствие неверности в датировании источников и неудовлетворительности состояния текстов мы находимся лишь в подготовительной фазе к действительной истории».

7

7 На русском языке был издан проф. прот. А. Смирновым: Книга Еноха (исследование, текст и объяснение), 1888. Есть и английское издание Чарльза.

8

8 Из разных изданий греческого текста см. особенно О. Gebhart. Die Psalmen Salomo’s. Leipzig, 1895. (Harnack und Gebhart. Texte und Untersuchungen, z. Gesch. der altchr. Litter. XIII B. Heft 2). Есть в русском переводе прот. Смирнова: Псалмы Соломона. Казань, 1896.

9

9 Полный перевод с критическими примечаниями и вступительным очерком проф. Гункеля см. у Kautsch, op. cit.

10

10 Перевод на немецкий язык см. у Kautsch, l. с. Чарльзом издан английский перевод сирского Варуха.

11

11 Ср. проф. Зелинский. Из жизни идей. СПб., 1905 («Первое светопреставление»).

12

12 Различалось несколько сивилл по месту их пророчествования: 1) Герофила в Греции и М. Азии, прозванная эрифрейской сивиллой, 2) ливийская, 3) куманская в Нижней Италии, 4) еврейская, или так называемая вавилонская или египетская. Форма пророчеств — гекзаметр, иногда с применением акростиха. «Сборник, которым мы располагаем, есть дикий хаос, который никогда не удастся упорядочить и систематизировать даже самой проницательной критике… даже отдельные книги представляют собой произвольные агрегаты отдельных кусков. Проклятие псевдонимного писательства, по-видимому, особенно тяготело над этими оракулами» (Schürer, l. с., II, 794). С этим сходятся отзывы и остальных специалистов

13

13 Издание текста сивиллиных пророчеств на греческом и немецком языках под редакцией Friedlieb. Χρησμοι Σιβυλλιακοι, Die sibyllinische Weissagungen, Leipzig, 1852.

Новейшее издание Kirchenvaterkommission Прусской Академии наук под редакцией Геффкена 1902 года. Ср. его критическое введение: Johannes Geffcken. Komposition und Entstehungenzeit der Oracula Sibyllina. Leipzig, 1902. W. Bousset. Sibyllen und sibyllinischen Bücher (RE3, 18), очерк F. Blass’a в издании E. Kautsch’a, а также общую литературу об апокалиптике.

14

14 Незнание еврейского языка и сложность талмудической литературы не позволили мне познакомиться с этим материалом по подлинникам. Тексты названных молитв см. у Volz, 1. с., Schürer, l. c., Bousset, 1. с., также G. Dalman, Die Worte Jesu. Leipzig, 1898.

15

15 См. его произведения «De praemiis et poenitentiis» и «De execrationibus» (Philonis Judaei opera omnia. Vol. V. Lipsiae, 1828).

16

16 Особенно эту мысль подчеркивает Friedländer. Die religiösen Bewegungen innerhalb des Judentums im Zeitalter Jesu. Berlin, 1905. Он называет фарисеев и саддукеев «Obere Zehntausend» и противопоставляет им апокалиптиков как «die Frommen und die Lehrer jener und breitesten Volksschichten, der Am-haarez in der hasmonäischen Zeit» (22-23), «die wirklichen Volkspropheten der beiden letzten vorchristlichen Jahrhunderts» (77), a «der grösste aller Apokalyptiker Jesus». — Весьма любопытна позиция этого еврея, стоящего на основе своей религии и исходя из нее приходящего к выводу, что «Jesus (не церковный Христос, воплощенный Логос, но пророк Иисус современного «либерального» протестантизма) ist die Erfüllung der Zeit» (328), «denn er war unser und sein Evangelium ist unser» (XIX).

17

17 Из новейших исследований сюда особенно относятся Baldensperger. Das Selbstbewusstsein Jesu im Lichte der messianiachen Hoffnungen seiner Zeit и особенно новейшее радикально-эсхатологическое направление, имеющее представителями Albert Schweitzer. Das Messianitäts und Leidengeheimniss, 1901. Его же. Von Reimarus zu Wrede. Tübingen, 1906 и Johannes Weiss. Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes. Göttingen, 1900. Предшественника оно имеет в Реймарусе, анонимном авторе изданных Лессингом «Вольфенбюттелевских фрагментов» (см. вообще Schweitzer. Von Reimarus zu Wrede). Ср. еще на эту тему речь E. Schürer. Das messianische Selbstbewusstsein Jesu, 1903.

18

18 Beer. Pseudepigraphen des A. T. (RE3, 16, 23430).

19

19 Вот как характеризует это движение, для нас столь хорошо знакомое, Велльгаузен в своей «Israelitische und jüdische Geschichte», 6 Aufl., 1907, 335-336: «Людьми эпохи были зелоты. Это было очень смешанное общество. Честные мечтатели и воодушевленные патриоты принадлежали к нему, люди недостаточного образования и сильной веры, не имевшие страха и не знавшие раздумья, ибо они о политическом положении не знали ничего, кроме того, что Бог сильнее Рима. К ним присоединялись также и сомнительные элементы; фанатизм был неразборчив относительно своих приверженцев. Как обычно, выдвигались самые прямолинейные люди действия и получали руководящую роль. Настоящие герои не выносились наверх течением; недостаток выдающихся умов в иудейском восстании поражает, действуют только элементарные силы. Терроризм, практиковавшийся зелотами, был ужасен. Они полагали, что, кто не восстанет против рабства, должен быть принужден к свободе, и соответственно этому и поступали. Их последнее средство убеждения было злодейское убийство». Исторический очерк революционных движений в Иудее в новозаветную эпоху, кроме сочинений Иосифа Флавия «Иудейские древности», рус. пер. Генкеля, в двух томах. СПб., 1900 г. и «Иудейская война», рус. пер. Л. Я. Чертка, см. у Schürer, также у Staerk. Краткий и популярный очерк представляет работа Hans Witidisch. Der messianische Krieg und das Urchristentum. Tübingen, 1909.

20

20 Staerk. Neutestamentliche Zeitgeschichte, I, 150, Wellhausen, 359, 365, Гункель (Kautsch, Pseudepigraphen, II, 333).

21

21 Gunkel (Kautsch, Pseudepigraphen, II, 333) замечает по этому поводу: «Иудейско-апокалиптическая литература пережила две катастрофы: первую, когда иудейская синагога, собираясь с силами после римских ударов, оттолкнула от себя апокалиптику и литературу на греческом языке; таким образом погиб иудейский оригинал. Если тогда погибла не вся иудейско-греческая литература, то объясняется это тем обстоятельством, что она влилась одновременно в христианские общины. Излюбленность и огромное распространение апокалиптической литературы на этой второй ее родине доказывают многочисленные переводы на столь удаленных один от другого языках. Но и здесь литературу эту постигла новая катастрофа: она исходила от греко-философского духа, наполнявшего греческую теологию и боровшегося в апокалипсисах с восточной мифологией. Таким образом случилось, что иудейские апокалипсисы исчезли из греческой церкви, где продолжал влиять философский дух, и что, напротив, они утверждались в младших варварских церквах, к которым принадлежит и латинская».

22

22 Кроме всей цитированной литературы по апокалиптике, в изобилии содержащей сравнительно-исторический материал, ср. особенно Hermann Gunkel. Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit. Eine religionsgeschichtliche Untersuchung über Gen. I und. Ap. Ioh. 12. Mit Beiträgen von Heinrich Zimmern, Göttingen, 1896. Hermann Gunkel. Zum religionsgeschichtlichen Verständniss der Neuen Testaments. Göttingen, 1904. W. Bousset. Der Antichrist in der Überlieferung des Sludenthums, des neuen Testaments und der alten Kirche. Ein Beitrag zur Auslegung der Apokalypse. Göttingen, 1895. Hugo Gressmann. Der Ursprung der Israelitisch-jüdischen Eschatologie. Göttingen, 1905. (Эта книга своими крайностями может дать яркие примеры всей шаткости, а иногда и произвольности сравнительно-исторических построений и особенно поучительна с точки зрения научной методологии.) Ernst Böklen. Die Verwandschaft der jüdisch-christlichen mit der parsischen Eschatologie. Göttingen, 1902. A. Jeremias. Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. Leipzig. 1906. Его же. Babylonisches im Neuen Testament, 1904. O. Pfleiderer. Das Urchristenthum, II. Berlin, 1902. Многочисленные издания из серии «Religionsgeschichte Volksbücher и Die Religion in der Geschichte und Gegenwart, hrsg. von M. Schiele и мн. др. Обзор и изложение религиозно-исторической литературы дает Carl Clemen. Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments. Giessen, 1909 (см. особенно главу «Die letzten Dinge»).

23

23 Ср. Bertholet. Daniel und die griechische Gefahr, 1907, 33-34.

24

24 Wellhausen, — Skizzen und Vorarbeiten, VI, 226,

Скачать:TXTPDF

Апокалиптика и социализм. С. В. Булгаков Социализм читать, Апокалиптика и социализм. С. В. Булгаков Социализм читать бесплатно, Апокалиптика и социализм. С. В. Булгаков Социализм читать онлайн