Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Апокалиптика и социализм. С. В. Булгаков

— высказывает мысль, что «иудейская эсхатология проистекает из профетии, именно из неисполненного пророчества. Она принимает его содержание и точнее определяет лишь когда и как» (следуют примеры). Эту мысль повторяет и Charles. Eschatology etc., 168 слл. Даже если принять это объяснение, оно лишь дает ключ к пониманию отдельных черт апокалиптики, но совершенно не объясняет происхождения ее в целом. При всем религиозном синкретизме апокалиптика есть нечто до такой степени оригинальное и исключительное, что должно быть признано продуктом творческой деятельности иудейского духа в послепленную эпоху.

25

25 Я разделяю тот экзегетический принцип при понимании пророческих образов, по которому не следует искать буквального понимания пророчества. Справедливо говорит в своем прекрасном исследовании «The prophets of Israel and their place in history», 1907, покойный W. Robertson Smith: «Даже более серьезные исследователи Писания не всегда ясно сознают всю важность устранения буквального понимания пророчеств… Всякая древняя мысль, касающаяся абстрактных и трансцендентных представлений, обычно выражалась при помощи образов и аналогий, и эта общая истина воспринималась и выражалась в частных и даже случайных формах» (стр. 339-340). «Большая ошибка предполагать, чтобы ясновидцы (seers) Израиля глядели в отдаленное будущее с таким же ясным пониманием деталей, какое им свойственно относительно современных событий. Сущность мессианских пророчеств идеальна, не буквальна; дело пророка не предвосхищать историю, но намечать основания божественной благости, управляющей будущим, ибо они вечны как планы Иеговы. Истинная вера и не спрашивает ни о чем, кроме этого; только неверие испытывает раньше времени и срока…» (стр. 249).

26

26 Cornill. Der israelitische Prophetismus, 1906, стр. 36: «Израильский пророк есть человек, который имеет способность временные вещи рассматривать под углом вечности, который всегда распознает власть Бога и, как воплощенный голос Бога, умеет своим современникам раскрывать план Божий и руководить ими по воле Божией». «У Исайи впервые находим мы ясно сознанный план мировой истории; все, что происходит на земле, руководимо единой сверхмирной святой волею и имеет последней целью прославление Бога» (стр. 57). «Более величественной теологии истории, если можно так выразиться, чем у Второисайи, никогда не бывало» (стр. 143). Ср. также Robertson Smith, 1. с. passim, также Charles, 1. с.

27

27 Ср. Bertholet. Daniel und die griechische Gefahr, 58.

28

28 L. с., 174.

29

29 Яркое, чисто пророческое выражение идея Бога в истории получает в апокалипсисе Варуха:

О Господи! Ты вызываешь наступление времен, и они стоят перед Тобою,

Ты повелеваешь преходить господству миров, и они Тебе не прекословят,

Ты устрояешь бег времен года, и они повинуются Тебе.

Ты один знаешь продолжительность поколений и не открываешь своих

тайн широкой массе…

30

30 См. сравнительную характеристику пророков и апокалиптиков у H. Gressmann. Der Ursprung der israelitisch-jüdischen Eschatologie, Göttingen, 1905, стр. 158: «Там (у пророков) царит цветущая жизнь, здесь — серая теория». Впрочем, все это противопоставление здесь преувеличено и извращено общей узкой «религиозно-исторической» точкой зрения автора, тоже плодом самой «серой» теории.

31

31 «Детерминистическому пониманию истории соответствует, если исторические картины набрасываются не в соответствии пестрому содержанию жизни, но распределяются по категориям. История народов размещается в стереотипные числа, в математические формулы. То это четыре мировых царства, то семь седьмин или десять мировых недель или даже двенадцать частей мира, которые полагаются писателями в основу их исторических воззрений. Высший пункт развития выражается в распространенном тогда обыкновении представлять, что все будущее развитие предусматривается богопросвещенными мужами прошлого и записано ими» (Baldensperger. Das messianischи Selbstbewusstsein Jesu im Lichte der messianischen Hoffnungen seiner Zeit, 3-te Aufl., 1903, стр. 80).

32

32 «Настоящим признаком апокалиптики, несмотря на ее имя, является не откровение, но тайна» (Baldensperger, l. с., 188).

33

33 «Апокалиптическая схема висит над историей», ib., 187.

34

34 III Эздра: «Быстро спешит век сей к исходу» (IV, 26).

35

35 Даже в современном протестантизме, при всем его рационализме и преобладании имманентной религиозной ориентировки, эсхатология оказывается неистребимой, как об этом можно судить по интересным и характерным очеркам: Ernst Troeltsch. Erlösung и Eschatologie (Religion in der Gegenwart und der Geschichte, Lief. 29-39, 1910, 484-487).

36

36 Возможно, что и сильно эсхатологическое настроение соединяется с своеобразной активностью в жизни, но ее источник — в дополнительных мотивах, связанных с основным, так, напр., деятельность первохристиан по распространению христианства, по-видимому, связывалась отчасти с надеждой ускорения конца, обещанного после проповедания Евангелия всем народам.

37

37 С исчерпывающей полнотой работа эта, в значительной мере справочного характера, исполнена в книге Р. Volz. Jüdische Eschatologie von Daniel bis Akiba, 1903, a в русской литературе в цит. соч. прот, Смирнова. Р. Volz (61) дает следующую схему противоположных «полюсов развития» представлений апокалиптики:

«Израиль — человек или мир.

Искупление Израиля — блаженство благочестивых.

Враги — злые вообще, слуги сатаны.

Уничтожающий суд Ягве — всемирный суд над отдельными лицами и конец мира.

Возобновление святой земли и народа — возобновление мира.

Продолжение существования общины — индивида с воскресением и бессмертием.

Человеческие силы и земные блага — сверхчеловеческие силы и потусторонние блага.

Палестина, Иерусалим — небо и рай».

38

38 Цитировано по переводу прот. Л. Смирнова: «Псалмы Соломона с приложением од Соломона». Казань, 1896 г., стр. 97 и сл. Подлинный текст см. в издании Gebhardt. Die Psalmen Salome’s» стр. 131 и сл. Нумерация стихов в переводе Смирнова и издании Гебгардта не совпадает, в цитатах мы придерживались нумерации Смирнова.

39

39 В de poenitentiis et de proemiis и в de execrationibus перечисляются блага, участниками которых будет иудейский народ в мессианскую эпоху: мирное расположение животных, всеобщий мир среди людей, обеспеченный победой Израиля и одолением врагов и выступлением могучего властителя, избыток во всем, богатство, большое плодородие, уважение, детское счастье, глубокая старость, полное здоровье.

40

40 Еврейский текст шмоне-эзре и других молитв мессианского содержания см. в приложении к Dalman. Die Worte Jesu, 1898. Немецкий перевод у Schürer, l. с., II, 384-385. Приведем, пользуясь этим переводом, некоторые прошения этой молитвы: «10. Возвести великой трубой наше освобождение и водрузи знамя для наших рассеянных и собери нас с четырех концов земли… 11. Восстанови наших судий, как и прежде, и наши советы, как и в начале, и удали от нас скорбь и воздыхания; и царствуй над нами, Ты, единый Господи, в милости и сострадании… 12. И клеветникам да не будет никакой надежды; и все, делающие злое, да скоро пойдут к погибели, и все они скоро будут искоренены; и ослаби, и раздроби, и сокруши, и сломи гордых в наши дни. 13. Над праведными и благочестивыми и старейшими Твоего народа, дома Израилева, и над остатком ученых книжников и прозелитов и над нами да поднимется милосердие Твое, Господь Бог наш. И дай богатую награду всем, воистину уповающим на имя Твое; и дай часть нашу среди них во веки, чтобы мы не посрамлены были, ибо уповали на Тебя. 14. И в Иерусалим, город наш, возвратись, сжалившись, и живи посреди его, как Ты сказал, и устрой его вскоре в вечное строение, и трон Давида скоро водрузи в средине его. 15. Отрасль Давида, раба Твоего, скоро произрасти и возвыси род его помощью Твоей… 17. …и восстанови жертвенное служение в святая святых Своего дома. И жертву Израиля и его молитву прими в любви с благоволением. И да будет Тебе благодарна ежедневная жертва Израиля, народа Твоего. О, да узрят очи наши Твое возвращение в Сион с состраданием. Да прославлен будет Господь, повелевающий возвратиться на Сион истине Своей».

41

41 См. Volz, l. с., 45.

42

42 См. Volz, § 15 и passim.

43

43 Цитаты сделаны по немецкому переводу у Kautsch, Pseudepigraphen. Русского перевода А. Смирнова: «Книга Еноха», 1888 г., я не имел.

44

44 В главе 62-й находим еще такие черты: грешники «будут составлять для праведных и избранных Его зрелище, они будут радоваться на Него, что гнев Господа духов на них и Его меч упился кровию их (12). Господь духов будет жить над ними, и они будут с тем «сыном человеческим» (мессией) есть, садиться и вставать во всю вечность. Праведники в избранные поднимутся от земли и перестанут опускать взор свой, а будут облечены в одежды славы (14)». В так называемом 10-недельном апокалипсисе (91-93) читаем даже такие слова: «О вашем падении (грешников) не будет сожаления, и Творец ваш будет радоваться вашей погибели» (sic!). Вообще апокалипсис Еноха содержит большой и разнообразный ассортимент эсхатологических мотивов, в частности, и о мучениях грешников в долине Иосафата, «в геенне огненной»; чрез посредство Нового Завета некоторые образы вошли во всеобщее употребление, их можно найти в лубочных картинах страшного суда, столь излюбленных среди русского народа. Недаром Бальденшпергер назвал Псевдоеноха «иудейским прототипом католического Данте».

45

45 Это место замечательно тем, что его приводит св. Ириней (Против ересей, V, 33) в качестве изречения Папия, ученика ап. Иоанна Богослова, причем усваивает ему авторитет слов самого Господа, переданных учеником. Впрочем, эта цитата, общая Псевдоваруху и Псевдопапию, может происходить и из общего, хотя и утраченного, источника.

46

46 Ср. еще пророчества о мессианском царстве в сивиллинах, III, V.

47

47 На свои настойчивые вопросы о судьбе грешников Эздра получает такой ответ: «Этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих… Многие сотворены, но немногие спасутся» (8, 1, 3). А после настойчивых сетований своих он слышит: «Настоящее настоящим, будущее будущим. Многого недостает тебе, чтобы ты мог возлюбить создание Мое более Меня» (8, 46-47).

48

48 Ср. W. Bousset. Der Antichrist.

49

49 См. Schürer, 1. с., II, 440 слл., W. Bousset, I. с., Xlll. Volz, l c., на русском языке см. Смирнова, цит. соч., часть II, кн. С. Трубецкой, цит. соч., ч. II, гл. III. Из памятников укажем хотя важнейшие места: Oracula Sibyllina. III, 63-74, II, 154-170, пришествие Белиара и конец мира, последние знамения — III, 795-805, V, 512-531, 207-213. Енох Эфиопский: дни последней скорби I, 5-7, вся вторая часть, гл. 37-71, 10-недельный апокалипсис 91, 12-17, 93. Assumpfio Mosis, 7 (последние времена), 10 (мессианское время, знамения в природе), III Эздра: знамения конца и антихрист (V, 4-13, VI, 20-28, XIII, 31-32), последовательность событий и сроки (5-ое, 6-ое, 7-ое видение). Сирский Варух: приближение конца 23, 7, 24, 25, 3-4. Последние испытания разделены у Варуха на следующие 12 частей (глава 27); 1) начало беспорядков, 2) избиение великих мира, 3) смерть многих, 4) послан меч, 5) голод и засуха, 6) беспорядки и ужасы, 7) … (пропуск), 8) многие явления демонов, 9) ниспадение огня, 10) многое ограбление и угнетение, 11) злодеяние и роскошь, 12) смесь всего предыдущего. — Последние испытания снова описываются в гл. 48, воскресение мертвых — глава 50 — 51. Видение 12-ти темных и светлых туч с изображением последних времен — гл. 53, 56-57, 70, 72. —

Скачать:TXTPDF

Апокалиптика и социализм. С. В. Булгаков Социализм читать, Апокалиптика и социализм. С. В. Булгаков Социализм читать бесплатно, Апокалиптика и социализм. С. В. Булгаков Социализм читать онлайн