плотских, никоим образом этому поверить не может. Духовные же называют их, верящих этому, греческим именем хилиастов» (Творения блаж. Августина, изд. Киевской духовной академии, ч. 5, Киев 1882 г., стр. 192-193).
77
77 L. с., 203. Под воскресшими «разумеются души мучеников, не получившие обратно своих тел. Ибо души благочестивых умерших не отделяются от церкви, которая и в настоящее время представляет собой царствие Христово… Итак, хотя они еще не с своими телами, однако души их царствуют уже с Ним, пока пройдут эти тысяча лет… Итак, в настоящее время церковь царствует со Христом в первый раз в лице живых и умерших» (ib., 204-205). Близко к Августину стоит автор древнейшего из дошедших до нас толкований на Апокалипсис св. Андрей, арх. Кесарийский (V или VI в.), в русском переводе Вл. Юрьева: Толкование на Апокалипсис св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Москва, 1904 г., стр. 117-118. Обзор различных толкований хилиазма см. у Atzberger, op. cit., или у Semitsch (Bratke), Chiliasmus. (RE3, 3).
78
78 Главу 20, в которой излагается учение о тысячелетнем царстве, можно рассматривать в последовательной связи со всем предыдущим изложением, и тогда его наступление относится к концу истории, после антихриста (как, наприм., принимается это в «Повести об антихристе» Вл. Соловьева), но можно рассматривать и как вполне самостоятельную, эпизодическую главу, стоящую вне последовательной связи. Так толкует Августин и его последователи.
79
79 Вера эта является почти всеобщей в историческом человечестве. Ср. на эту тему поучительные сопоставления у Dieterich, Nekyia, стр. 35-36.
80
80 История этих движений излагается в моем курсе истории экономических учений (готовится к печати). Довольно полный и обстоятельный обзор их см. у Каутского в коллективной «Истории социализма». Яркую характеристику средневекового сектантского движения читатель найдет также в новейшем исследовании E. Troeltsch, Die Soziallehren der christlichen Kirchen (Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik, 1908-1910).
81
81 Историю английских хилиастических движений см. в превосходном исследовании H. Weingarten. Die Revolutionskirchen Englands (в русском переводе: Народная реформация). Ed. Bernstein. Sozialismus und Demokratie in der grossen englischen Revolution. 2 Ausg. Stuttgart, 1908. Ср. также мой курс по истории социальных идей в 19 веке (готовится к печати).
82
82 Даже престарелый 76-летний Кант в «Streit der Fakultäten» говорит о «философском хилиазме», уверенность в котором родят в его душе впечатления великой французской революции.
83
83 Уже давно, еще в «Проблемах идеализма», и затем в ряде статей сборника «От марксизма к идеализму», 1903 г., указывал я на эту религиозную природу социализма. Знакомством с историческими параллелями социализма это убеждение только углубилось и утвердилось.
84
84 «По поводу последних событий» (1900). Собр. сочин. В. С. Соловьева, т. VIII, стр. 585.
85
85 О Федорове см. в очерке «Философские характеристики», II.
86
86 Эта антиномическая природа сознания с поразительной силой философской интуиции отмечена Достоевским (едва ли знавшим Канта) в материалах к «Бесам», впервые напечатанным в приложении к VIII тому 6-го издания. (СПб., 1906). Ставрогин (князь) говорит здесь в разговоре с Шатовым: «Не понимаю, для чего вы имение ума, т. е. сознания, считаете высшим бытием из всех, какие возможны?.. Почему вы отрицаете всякие тайны? Заметьте еще, что, может быть, неверие сродно человеку, и именно потому, что он ум ставит выше всего, а так как ум свойствен только человеческому организму, то и не понимает и не хочет жизни в другом виде, т. е. загробной, не верит, что она выше. С другой стороны, человеку свойственно по природе чувство отчаяния и проклятия, ибо ум человека так устроен, что поминутно не верит в себя, не удовлетворяется сам собой и существование свое человек потому склонен считать недостаточным. Мы, очевидно, существа переходные и существование наше на земле есть, очевидно, процесс, беспрерывное существование куколки, переходящей в бабочку» (стр. 604-605).
87
87 Наиболее яркое выражение такого настроения мы находим в недавно опубликованных («Русская мысль», 1910 г., V) юношеских письмах философа к Е. В. Селевиной. Здесь читаем, между прочим: «Сознательное убеждение в том, что настоящее состояние человечества не таково, каким быть должно, значит для меня, что оно должно быть изменено, преобразовано. Я не признаю существующего зла вечным, я не верю в черта» (стр. 171).
88
88 «Вместо христианских загробных верований и аскетизма явился земной гуманный утилитаризм; вместо мысли о любви к Богу, о спасении души, о соединении со Христом — заботы о всеобщем практическом благе. Христианство же настоящее представляется уже не божественным, в одно и то же время и отрадным и страшным учением, а детским лепетом, аллегорией, моральной басней, дельное истолкование которой есть экономический и моральный утилитаризм» (Леонтьев. Восток, Россия и славянство, т. I, стр. 164-165).
89
89 В моем распоряжении имеется лишь копия этого письма, доставленная мне, однако, еще самой А. Н. Шмидт. Оно помечено 23 апреля 1900 года.
Комментарии
1
**1 Прорицание после события (лат.).
2
**2 Суди не выше сапога (лат.).
3
**3 Король умер, да зравствует король!
4
**4 Действующие лица (лат.).
5
**5 Мушиные лапки, каракули (фр.).