Скачать:TXTPDF
Демократический социализм — будущее России. А. В. Шубин

не касается непосредственно экологии — не касается и нас» порочен в корне. Никогда не удастся вылечить экологические болезни, не трогая их социальных корней. Призывы «зеленых» мыслить глобально касаются не только географии, но и сферы мышления — экологисты должны думать обо всем: о правах беженцев и вопросах государственного устройства, обсуждать минимум зарплаты и положение в Сербии. Все это связано с экологией и необходимо для нашего дела, в том числе для поиска союзников, без которых наше движение не сможет стать достаточно влиятельным для выполнения своих задач. Социальная трансформация, способная снизить остроту экологического кризиса, может проводиться в союзе с теми социально-политическими силами, которые не считают экологические проблемы приоритетными, но разделяют конкретные програмные положения социально-экологического движения.

Поиск политических союзников — дело сложное. И здесь бытуют две основные ошибки, которые, как правило, делают одни и те же люди. Первая ошибка — отказ от собственного лица в политике и поддержка всех, кто на каком-то этапе одобряет какие-то экологические лозунги и программы. При отсутствии собственного лица это приводит лишь к проталкиванию в систему власти людей, забывающих об экологии сразу после того, как «попользовались» поддержкой экологов. На эти грабли движение наступило в 1989–1990 гг., но наши «аполитичные» товарищи хотят наступать на них снова и снова.

Вторая ошибкапопытка объединить «всех экологов» в единый фронт. Но среди людей, которые считают себя экологами — представители самых разных направлений, придерживающиеся диаметральных представлений по общественным вопросам от гайдаризма до национал-радикализма. Постоянно всплывают новые группы граждан, желающие, как например «кедровики», использовать экологическую вывеску в своих отдельных целях. Таким образом блок «всех экологистов» представляется мне беспринципным.

Для эффективного воздействия на систему власти наиболее целесообразным может быть сближение социально-экологических сил (то есть социально ориентированных экологистов) с другими гражданскими и социально ориентированными (лево-центристскими, социал-демократическими в подлинном смысле этого слова) общественными и политическими организациями. Осознав свои политические приоритеты, мы должны сближаться с теми, кто эти приоритеты разделяет, а не с теми, кто разделяет лишь кусочек нашего названия.

Александр Шубин

1994 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕЗИСЫ к предвыборной платформе ФНПР

1. Почему профсоюзы идут на выборы?

Профсоюзы — не политическая организация. Они объединяют наемных работников для защиты их социально-экономических интересов: права на труд, на достойные условия и размер его оплаты, на социальную поддержку со стороны государства.

Наше главное оружие в этой борьбе — коллективные договоры и соглашения между работниками и работодателями. По инициативе Федерации Независимых Профсоюзов России, входящих в нее профобъединений в стране действует целая система таких договоров, начиная с Генерального Соглашения между Правительством РФ, профсоюзами и предпринимателями и кончая коллективными договорами на каждом предприятии. Система социального партнерства призвана гарантировать соблюдение прав трудящихся.

Но сегодня она практически не работает из-за безответственности властей и работодателей. По их вине на плечи трудящихся взвалена вся тяжесть проводимых в стране реформ. Да и сами результаты подобного реформирования вызывают все большую тревогу.

1.1. Продолжается спад промышленного и аграрного производства и рост инфляции. Разрушается структура отечественной промышленности: в первую очередь гибнут предприятия наиболее передовых отраслей, обеспечивавших технологическое развитие и независимость страны — оборонная промышленность, точное приборостроение и машиностроение. Топливно-энергетический комплекс, бывший на протяжении многих лет источником национального богатства, растаскивается под давлением региональных интересов. Сельское хозяйство, лишенное поддержки перед лицом импортной интервенции, резко снизило свою продуктивность. Потерпел крах план повальной фермеризации страны; колхозы и совхозы объявлены «неперспективными» и брошены на произвол судьбы.

1.2. Общий спад производства и бюджетный дефицит привели к глубокому кризису отечественной науки, культуры, системы образования и здравоохранения, финансируемых по остаточному принципу. Следствием этого явилась серьезная духовная деградация общества.

1.3. Экономические реформы по сути свелись к либерализации (росту) цен и неупорядоченной приватизации бывшей общенародной собственности. Вопреки заверениям, это не привело ни к росту производства и качества продукции, ни к превращению трудящихся в подлинных совладельцев своих предприятий. Собственность все больше сосредотачивается в руках нескольких неподконтрольных обществу финансовых групп, капитал перетекает из сферы производства в сферу обращения. Возрастает отчуждение трудящихся от средств производства и продукта своего труда, растет криминализация экономики, спекуляция и вывоз из России ресурсов и капиталов.

1.4. Такие реформы привели к невиданному падению уровня и качества жизни населения:

рост заработной платы, стипендий, пенсий и пособий резко отстает от роста цен; установленный Государственной Думой размер минимальной оплаты труда перестал играть сколь-нибудь регулирующую функцию. В результате сегодня 47 миллионов граждан живут за чертой бедности; происходит неуклонное сокращение числа рабочих мест. Сегодня 10 миллионов человек не имеет работы. На карте России появились зоны социального бедствия, где на одно рабочее место претендуют сотни людей;

— настоящей бедой стала хроническая невыплата государством и работодателями задолженности по заработной плате. В апреле эта задолженность составляла 5,6 трлн. рублей.

— несмотря на спад производства продолжает ухудшаться экологическая ситуация. 17 % территории страны по экологическим причинам не пригодны для нормального проживания. Из-за несоблюдения работодателями требований экологической и технической безопасности растет производственный травматизм. Аварии на производстве и транспорте убивают и калечат ежегодно сотни тысяч людей;

— резко снизилось качество медицинского обслуживания. Отсутствие либо чрезмерно высокая цена лекарств уже стали причиной смерти многих больных;

— миллионы людей потеряли трудовые сбережения, свои права на собственность в результате резкого роста цен, разрекламированных государственным телевидением мошеннических операций с ваучерами и акциями;

переход в государственное управление пенсионного фонда и фонда социального страхования привел к резкому росту бюрократического аппарата этих организаций, потерей общественного контроля за расходованием средств. Миллионы людей лишились возможности получать нормальную пенсию, отдыхать и оздоравливаться в санаториях и домах отдыха. Под угрозой развала — система летнего отдыха детей и подростков.

— резко сократился доступ трудящихся к благам культуры, повсеместно закрываются бесплатные клубы и библиотеки, дома культуры и народного творчества. Потерян престиж честного труда, престиж образования и квалификации, теряется вера людей в собственные силы, в свою страну, в будущее своих детей.

1.5. ФНПР, профсоюзы России не могли и не могут мириться с подобными процессами. Повсеместно они выступили в качестве организаторов коллективных действий трудящихся — собраний и митингов, пикетов и забастовок. Десятки тысяч рабочих и служащих при поддержке своих профсоюзных комитетов подали иски в суды с требованиями выплаты задолженности по заработной плате, восстановления их трудовых прав.

Профсоюзные органы всех уровней неоднократно обращались к Президенту, Правительству РФ, главам администраций, руководителям предприятий с конкретными предложениями по решению социально-экономических проблем.

Мы никогда не отказывались от переговоров и полностью прошли свою часть пути. Не наша вина, что диалог не приносит успеха.

В апреле 1994 г. свыше 2,5 миллионов россиян поставили свои подписи под Первомайскими требованиями профсоюзов, 27 октября 1994 г. и 12 апреля 1995 г. миллионы наших сограждан участвовали по призыву ФНПР во Всесроссийских коллективных акциях.

Но Правительство пошло лишь на частичные уступки, не меняющие сути нынешней ситуации. Новые долги по зарплате растут быстрее, чем гасятся старые, вопреки обещаниям бумажных программ останавливаются предприятия и растет безработица.

Все больше людей сегодня убеждается: виной нынешнего кризиса — не конъюнктура рынка, не промахи и ошибки реформаторов, а сам социально-экономический курс правительства — курс на реформы исключительно в интересах меньшинства «новых русских» за счет огромного большинства населения страны. Свидетельством тому — все возрастающая дифференциация доходов, разрыв общества между полюсами ужасающей бедности и непомерного богатства.

Профсоюзы не против реформ. Мы понимаем необходимость модернизации экономики, всего уклада жизни, с тем, чтобы преодолеть технологическое отставание от Запада, сделать людей богаче и свободнее. Но для этого нужны совсем другие реформы. Необходим новый курс, ставящий во главу угла интересы трудящихся, отечественных товаропроизводителей.

Наши попытки внести коррективы в проводимые преобразования, придать им социальную направленность, в том числе путем взаимодействия с фракциями Думы, не достигли успеха. Дума покорно шла в хвосте у Правительства, пренебрегая нуждами людей во имя «большой политики».

Вместо того, чтобы помочь нашей борьбе за право на труд и зарплату, думская оппозиция пыталась использовать «профсоюзную карту» в игре с властью.

Поэтому сегодня мы поднимаем лозунг непосредственного представительства трудящихся в органах законодательной власти. Мы будем бороться за то, чтобы наши представители вошли в новый состав парламента, чтобы голос трудящихся и их профсоюзов играл решающую роль в выработке новой социально-экономической политики.

Наша платформа должна лечь в основу действий будущей левоцентристской коалиции, в основу нового курса реформ.

2. Чего мы добиваемся?

Связанные с профсоюзами жесткими обязательствами, наши представители в Думе будут добиваться практической реализации принципов:

2.1. Социального государства, предполагающего:

— гарантированное право на труд для каждого взрослого здорового гражданина и проведение государством политики стабильной занятости (принятие энергичных мер по сдерживанию безработицы, создание новых рабочих мест в общественном секторе экономики, налоговое поощрение создания рабочих мест в негосударственном секторе, организацию разветвленной системы планирования трудовых ресурсов и переквалификации кадров, жесткий контроль профсоюзов на всех уровнях за увольнениями и сокращением производства);

— гарантированную справедливую оплату труда, включая установление минимальной заработной платы на уровне выше официально рассчитанного с участием профсоюзов прожиточного минимума, обеспечение справедливых пропорций оплаты труда для работников разных секторов экономики по принципу: за одинаковую работу одинаковая зарплата и — более высокая зарплата за более квалифицированный труд;

— гарантированное от смерти до рождения право на получение гражданином пособия в размере прожиточного минимума, если он не может трудиться по независящим от него причинам;

— гарантированное право каждого гражданина на отдых и восстановление здоровья за счет работодателя, включая ежегодный оплачиваемый отпуск и при необходимости санаторно-курортное лечение;

право каждого гражданина на бесплатное образование — среднее — для всех, среднее-специальное и высшее — по конкурсу и на бесплатную переквалификацию в случае потери работы;

— гарантированное государственное пенсионное обеспечение на уровне не ниже прожиточного минимума по старости и инвалидности;

— гарантированное бесплатное медицинское обслуживание в экстренных случаях и при хронических заболеваниях (включая частичную или полную оплату лекарств для необеспеченных граждан);

право на обеспечение жильем по государственной норме площади на человека;

наличие государственных программ адресной поддержки наиболее уязвимых групп населения: инвалидов, ветеранов, молодежи, детей, многодетных и неполных семей и т. п.

— проведение налоговой и кредитной политики, поощряющей квалифицированный труд, науку, культуру, производственное вложение капитала, благотворительность.

2.2. Экономической демократии, предполагающей:

участие трудящихся через систему коллективных договоров и соглашений в определении условий труда и его оплаты; обязательность для работодателей вести переговоры с объединениями трудящихся, заключать с ними коллективные договоры и соглашения;

— безусловное право наемных работников, лиц свободного труда, ассоциированных товаропроизводителей и их объединений на защиту своих социально-экономических интересов в органах государственной власти и непосредственно путем организации на основе закона коллективных действий вплоть до забастовок;

участие трудящихся через свои профсоюзы и иные представительные органы в управлении предприятием, контроле за распределением прибыли и инвестиций, в определении дальнейшей судьбы предприятия — независимо

Скачать:TXTPDF

Демократический социализм — будущее России. А. В. Шубин Социализм читать, Демократический социализм — будущее России. А. В. Шубин Социализм читать бесплатно, Демократический социализм — будущее России. А. В. Шубин Социализм читать онлайн