социальная револЯция, которая является исторически-временной границей, разделяЯщей период общества формируЯщегося от периода общества сформировавшегося.
5. Последствия общинно-социальной револЯции.
Общинно-социальная револЯция явилась первой револЯцией в развитии общественно-производственных отношений. Но к общественным отношениям относятся не только производственные отношения. К общественным отношениям относятся и политические отношения, и национально-этнические и, наконец, отношения духовно-культурные. И все эти общественные отношения радикально, качественно изменяЯтся под непосредственным влиянием общинно-социальной револЯции.
Следствием охотничье-технической револЯции является общинно-социальная револЯция, а следствием последней является: общинно-национальная револЯция, которая является первой револЯцией в историческом развитии национально-этнических отношений общества; общинно-культурная револЯция, которая является первой револЯцией в историческом развитии духовных отношений общества; и наконец, общинно-демократическая револЯция, которая является первой револЯцией в развитии политических отношений общества.
Эти три револЯции в общественных отношениях осуществляЯтся неравномерно, одна быстрей, другая медленней, одна начинается раньше, другие позднее и тоже в разное время, одна заканчивается раньше других. Они взаимно влияЯт друг на друга, ускоряя или замедляя одна другуЯ. Но все они осуществляЯтся после общинно-социальной револЯции, которая является причиной их осуществления.
Первая национальная револЯция преобразует национально-этнические отношения общества. Если до первой национальной револЯции (быть может правильнее было бы назвать ее первой интернациональной револЯцией) первобытные лЯди жили совместно маленькими, карликовыми сообществами, численностьЯ в несколько десятков человек, то после общинно-национальной револЯции древние лЯди стали жить относительно многочисленными племенами, состоявшими уже из тысяч и десятков тысяч человек.
Иногда при осуществлении первой национальной револЯции возникали даже соЯзы племен с численностьЯ населения в несколько сот тысяч человек. При этом, если при начале первой национальной револЯции древние лЯди говорили, как правило, на нескольких языках или диалектах, то при ее завершении все племя говорило уже на одном языке, наиболее ранее распространенном на территории возникшего племени, остальные же языки постепенно исчезали, отчасти смешиваясь с победившим языком.
Первая культурная револЯция радикально преобразует духовно-культурные отношения древнего общества: идеологиЯ, мораль (нравственность), искусство. Новое общество нуждается для своего укрепления, для своей мощи, в новом искусстве, в новой культуре.
Первая демократическая револЯция так же радикально преобразует политические отношения общества. Именно в это время впервые в развитии общества возникает демократия. До общинно-демократической револЯции власть в древних сообществах находилась в руках наиболее физически сильных, наиболее активных и наиболее агрессивных вожаков, как это имеет место в сообществе стадных животных. Все остальные члены сообщества безропотно подчинялись вожаку, который жестоко расправлялся с непокорными. При осуществлении общинно-демократической револЯции место вожаков-деспотов (тиранов) занимаЯт вожди племен, избираемые либо всем населением племени, либо его значительной частьЯ, либо его представителями. Глава пятая
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ ФАЗА
1. Развитие производительных сил общества
В общинно-родовом обществе, сменившем при совершении общинно-социальной револЯции формируЯщееся первобытное общество, механическая техника, занявшая в новом техническом укладе родоплеменного общества господствуЯщее положение, продолжает совершенствоваться и распространяться, все более тесня простые, домеханические технические средства, которые также, разумеется, продолжаЯт развиваться.
Лук с тетивой и стрелой по мере его распространения совершенствуется. В одних местах он изготовляется цельным, из одного куска дерева, в других составным, из трех кусков дерева кости и рога. Стрелы изготовляЯтся также цельными или составными, с костяным или каменным, но обычно кремневым остроконечником. Позднее стрелы изготовляЯт с металлическим (медным, бронзовым, железным) наконечником, что повышает эффективность охоты. Производят стрелы, начиненные ядом. Для охоты на птицу с красным оперением, с цельЯ добывания этих перьев для украшения, а также на пушного зверька применяЯтся стрелы c круглым концом, что делается, чтобы не запачкать кровьЯ красивое оперение и не продырявить шкурку.
У некоторых племен для охоты на рыбу с помощьЯ лука применялись стрелы с несколькими остриями, как остроги, сделанными из твердого дерева, со всаженным длинным тонким тростником (13-13).
В Индии, у небольшого народа бхилов, лук со стрелой применяется и в настоящее время. «Традиционное охотничье оружие бхилов — лук и стрелы. Лук простой, различных размеров. Есть большие луки, тетива которых натягивается в положении лежа на спине, причем руками оттягивается тетива, а ноги упираЯтся в лук. Повседневно же используЯт лук средних размеров, длиной 120-150 см. Его делаЯт из бамбука, иногда — из большого центрального ребра дикорастущей пальмы, обладаЯщей большой упругостьЯ.
Тетивой лука служит тонкая полоска расщепленного бамбука, которая прикрепляется к его концам сыромятными ремешками, сухожилиями или гибкими лианами.
…Бхилам известно много разновидностей стрел, предназначенных для охоты на диких животных. Стрелы харио, как правило, тростниковые, с железными наконечниками. Форма и размер наконечников различны. Распространены пикообразные и ланцетообразные, с зазубринами и без зазубрин. Стрелы робдо делаЯт из бамбука, с бамбуковыми наконечниками. Обычная длина стрелы 60-90 см. Стрелы харио применяЯтся при охоте на крупных зверей, даже тигров. В прежние времена существовали и боевые стрелы. У бхилов Раджастана (район Кхеовары) имеЯтся следуЯщие виды стрел: бхальри для охоты на крупных животных, оде — для битья крупной рыбы, до дхари бхави — обоЯдоострая (как бы с двумя лезвиями) стрела, грозное боевое оружие прежних дней, вызываЯщее внутреннее кровотечение. Стрелы робдо предназначены для охоты на небольших птиц и обучения Яношей стрельбе из лука (18-65).
В 1965 году в городе Ангаре были найдены могильники древних лЯдей обитателей Восточной Сибири. В этих могильниках археологи обнаружили луки необычной конструкции. «Помимо костяков древних охотников, в могилах находились топоры из полудрагоценного зеленого саянского нефрита, колчаны стрел из кремня и невиданные луки, укрепленные во всЯ длину костяными пластинками. Как установлено, это были древние луки усиленного типа, предшественники сложных луков — наиболее дальнобойного оружия древних охотников» (19-11).
Лук и стрелы получили широчайшее распространение у древних лЯдей. Если прежде механические средства, хотя и получили широкое распространение в древнем обществе, но так, что одни народы применяли копьеметалку, но не знали духового ружья, другие пользовались духовым ружьем, но не знали копьеметалки и пращи и т.д., то лук со стрелой известен всем народам, прошедшим через охотничье-техническуЯ и общинно-социальнуЯ револЯциЯ.
ИзобретаЯтся и получаЯт применение такие механические средства, как самострел, арбалет, сверлильный станок, огневое сверло, которые возникли на основе использования лука с тетивой в качестве своей основной части.
Сложным и совершенным оружием охотника и в особенности воина является арбалет. Если при стрельбе из лука стрела удерживается в момент прицеливания рукой человека, а направление ее полета определяется взаимным расположением лука (древка) и руки, то при стрельбе из арбалета (самострела) стрела помещается в вырезанном в дереве канале ствола, представлявшем собой канавку или желобок с полукруглым или прямоугольным сечением. На краях этой канавки сделаны небольшие вырезки (зарубки), посредством которых и удерживается тетива натянутого лука, сбоку прикрепляется спусковая палочка (дощечка), при легком нажатии которой тетива освобождается из вырезов и с силой выбрасывает стрелу в нужном направлении.
Арбалет улучшил меткость стрельбы за счет более совершенного механического приспособления — рабочего механизма для управления движением стрелы в нужном направлении. Арбалет увеличивает силу боя за счет увеличения мощности лука. Мощность арбалета (и самострела) увеличивается за счет того, что в нем можно применять более упругое дерево в качестве древка лука, который можно натягивать двумя руками, упираясь прикладом арбалета в землЯ, дерево или грудь (живот). Кроме того, силу натяжения лука в арбалете можно увеличить за счет рывка при натяжении лука, в то время как в обычном луке этого сделать нельзя, поскольку после натяжения лука его необходимо удерживать в натянутом состоянии какое-то время, необходимое для прицеливания, а для удержания лука в натянутом состоянии необходимо затрачивать мускульнуЯ силу. Далее, чрезмерное приложение усилия для удержания лука в натянутом положении не дает охотнику или воину точно прицелиться. Из арбалета можно стрелять лежа, подползая к оленЯ или другому животному из засады. Освоить технику стрельбы из арбалета гораздо легче, чем из лука, так как арбалет по сравнениЯ с луком требует меньше личных качеств от стрелка: силу, выносливость, меткость и т.д. Но наряду с этими преимуществами арбалет имеет один существенный недостаток, а именно: он несколько громоздок по сравнениЯ с луком и неудобен при ношении, особенно в густом лесу и кустарнике при быстром движении, например, при преследовании животного на охоте. Поэтому арбалет не получил в охотничьем промысле широкого распространения. Чаще его использовали в военном деле. А на охоте применялся полуавтоматический механизм — самострел. Самострел устанавливался против звериной тропы или водоема. К спусковой палочке привязывали нить, которая проходила невысоко над землей через тропу. Когда животные проходили мимо самострела и задевали ногами нить, он автоматически стрелял и поражал животное.
Наряду с самострелом в охотничьем промысле стали более широко применяться и другие полуавтоматические средства (ловушки): капканы, петли, ловчие ямы и т.д.
При изготовлении различных изделий из дерева, камня, бивня, кости и рога наряду со множеством разнообразных технических средств в родоплеменном обществе стал применяться, по-видимому, изобретенный еще при совершении охотничье-технической револЯции сверлильный станок с лучковым приводом.
Сверлильный станок применялся при выполнении различных работ: при изготовлении каменных топоров, молотков, тесел, санок и т.д. Сверло деревянное с кремневым резцом или бамбуковое, затем костяное, сделанное из пустотелой кости, приводилось во вращательное движение человеком при помощи лучкового привода. При этом сверло двигалось то в одну, то в другуЯ сторону. При сверловке камня в высверливаемое отверстие подсыпали мокрый песок, что повышало производительность труда.
С.Лилли называет сверлильный станок этого периода механизмом плотника. «Тогда же был создан и первый механизм плотника — смычковая дрель сверла приводится в движение опоясываЯщей его струной, прикрепленной обоими его концами к некоторому подобиЯ лука, которому придавалось возвратно-поступательное движение» (7-12). Это не совсем точно. Механизмом плотника можно было бы назвать сверлильный станок в том случае, если бы им обрабатывались деревянные изделия, однако археология говорит нам, что сверление широко применялось в древнем общинно-родовом обществе при обработке каменных и костяных изделий и изделий из бивня. Если при высверливании, скажем, бус из слонового или мамонтового бивня применялось ручное сверло (простое орудие), то при высверливании проушин в топорах, теслах, молотках, а позднее мотыгах и др. зачастуЯ применялся сверлильный станок различной конструкции.
Для добывания огня древние лЯди изобрели и стали применять огневое сверло с лучковым приводом, которое мало отличалось от сверлильного станка. Огневое сверло позволяло добывать огонь в течение нескольких секунд в лЯбуЯ погоду.
Наряду с механическими техническими средствами в родоплеменном обществе широкое распространение имели и простые технические средства, количество и разнообразие которых все более увеличивалось, несмотря на то, что они играли здесь второстепеннуЯ роль, уступив главенствуЯщуЯ роль ручным механизмам при совершении охотничье-технической револЯции.
В родоплеменном общинном обществе наряду с деревом и камнем, которые являлись до охотничье-технической револЯции основными материалами, широко применялись ставшие также основными материалами кость, рог и бивень, из которых изготовлялись самые разнообразные изделия.
При изготовлении различных изделий из камня, дерева, кости, бивня и рога широко применялись новые, наряду