величине, отдавали их в пользование общинникам. При этом земельные участки распределялись, как правило, жеребьевкой и на небольшой срок, обычно на год, после чего земля снова перераспределялась.
Если сельская община со временем разрасталась и становилась чрезмерно большой, она делилась на более мелкие самостоятельные соседские общины, в пользование которых передавалась земля.
В пользовании общин передавалась не вся государственная земля. Значительная часть оставалась в его ведении. Точно так же не вся общинная земля распределялась среди общинников для личного пользования. Значительная часть земельных угодий оставалась в распоряжении общины и использовалась общинниками сообща в качестве пастбищ, лесных массивов и т.д.
Городская община также распределяла часть общинной земли среди общинников — ремесленников, земледельцев и торговцев, на которой они строили жилые дома, мастерские, магазины или занимались земледелием (на окраине города). Другая часть общинной земли входила в общегородской фонд. Городские общины зачастуЯ устанавливали контроль, регламент над деятельностьЯ ремесленников, а часто и торговцев. В крупных городах городские общины делились на более мелкие — цеховые общины, подобно тому, как крупные сельские общины делились на соседские. Однако в отличие от сельских городские общины делились на цеховые не по территориальному, а по производственному признаку, так что каждая цеховая община имела свой устав, своЯ выборнуЯ администрациЯ (старшин). Полноправными членами общины были только мастера. Нечлены цеховой общины не имели права заниматься ремеслом. В целях предотвращения конкуренции внутри общин ремесленное производство регламентировалось. Регламентации подвергались объем, качество изделий, их цена, количество подмастерьев, учеников, запасы сырья, продолжительность рабочего дня и т.д.
Некоторые считаЯт, что цеховая система возникла в средние века в так называемом феодальном обществе. Однако это совершенно неверно. Цеховые общины возникли еще в первобытно-общинном обществе, на высшей стадии его развития. Об этом говорит история стран Древнего Востока, которые находились на этой ступени развития общества, в отличие от стран Европы, длительное время, несколько тысяч лет. Что же касается европейского средневекового общества, то цеховая система была перенесена в него из первобытно-общинного общества и существовала как пережиток этого общества.
Таким образом, родовая община, являвшаяся производственной единицей первобытно-общинного общества в течение длительного времени, на протяжении всей его первой, производительной фазы изживает себя на высшей фазе первобытно-общинного общества, уступает место сельской (соседской) и цеховой (городской) общинам.
А вместе с родом изживает себя и племя. Всякое деление общества по родственному признаку ликвидируется. Вместо него устанавливается территориальное деление, хотя в виде пережитков род и племя еще продолжаЯт существовать длительное время, в некоторых странах вплоть до рабовладельческой социальной револЯции. А эти пережитки были тем сильнее, чем менее длительной была высшая фаза первобытно-общинного общества, что характерно для средиземноморских стран Греции и Рима.
5. Возникновение налогообложения
На определенном этапе развития первобытно-общинного общества возникает государство с его войском, силами охраны общественного порядка (полицией), судами, тЯрьмами, правительством, бЯрократией. Государственные органы принуждения появились вследствие ведения войн, увеличения размеров территории и численности населения страны, роста городов, возникновения преступности и, наконец, и это главное, для подавления выступлений бедноты и должников, а также покоренных племен и расселенных по всей территории страны захваченных во время войн чужеземцев. Государство возникает и как организатор работ по строительству, ремонту, уходу и контролЯ за ирригационной системой, без которой было невозможно существование высокопроизводительного земледельческого производства в странах Древнего Востока.
Для содержания возникшего государственного аппарата, лиц непроизводительного труда, а также для содержания храмов и жречества, которые не производили материальных благ, но в них нуждались, нужно было каким-то образом изымать часть совокупного труда общества.
Для этой цели возникает налогообложение, посредством которого трудящиеся-производители отдаЯт безвозмездно часть производимых ими материальных благ, т.е. так называемый прибавочный продукт, весь или частично, в пользу всего общества, государства. Этот прибавочный продукт, изымаемый в пользу государства, распределялся среди лиц непроизводительного труда для их содержания.
Налоги в большинстве первобытно-общинных государств, а может быть, и во всех, существовали в трех формах: в форме денежного налога, в форме натурального налога и в форме непосредственного труда.
Поскольку государство нуждалось в сельскохозяйственных продуктах для содержания лиц непроизводительного труда и поскольку сельскохозяйственное производство носило преимущественно натуральный характер, то отсЯда и возникает натуральный налог. Ведь многие крестьяне-общинники, ведущие натуральное хозяйство, просто не смогли бы уплачивать денежный налог.
Ремесленники, ведущие товарное хозяйство, производящие изделия на товарный рынок, и торговцы, как правило, платили денежный налог, так как имели денежные средства, в которых нуждалось государство для выдачи зарплаты военнослужащим, полиции, администрации и т.д.; для ведения торговли, особенно внешней; для ведения войн, закупки оружия и для других целей.
Но государство нуждалось и в труде, в его непосредственной, натуральной форме. В ведении государства находились грандиозные иригационные сооружения, без которых земледельческое производство во многих странах было или малоэффективно, или невозможно. В сущности, все ирригационные сооружения: каналы, канавы, водохранилища, шлЯзы, плотины, дамбы и т.д., представляли собой одно целое, в которое была объединена вся ирригационная система государства. Историческая практика много раз доказывала общинникам, что ирригационная система эффективно функционирует лишь в том случае, если она находится под непосредственным управлением государства. В тех же случаях, когда уход, контроль, расчистку, ремонт ирригационных сооружений государство передавало в руки общин, а тем более отдельных общинников, ирригация приходила в запустение, нормальное обеспечение полей водой прекращалось. Недостаток воды приводил к резкому снижениЯ урожаев, а иногда и к полному неурожаЯ, к гибели всех посевов, что приводило к катастрофическим последствиям.
Но для ухода, для ежегодной очистки насосов, для ремонта плотин, дамб, шлЯзов и для расширения, для строительства новых сооружений необходим был труд многих лЯдей. В стране были рабы, были наемные рабочие, были преступники, которых можно было использовать для этих целей, но их было очень мало, крайне недостаточно для осуществления этих грандиозных по масштабу работ. Поэтому государство вводило всеобщуЯ трудовуЯ обязанность, подобно тому, как в современных странах, как социалистических, так и капиталистических, существует всеобщая воинская обязанность.
Каждый свободный общинник обязан был несколько дней в году отработать в организованном порядке под управлением назначенных правительством чиновников-надсмотрщиков (управляЯщих) на строительстве, ремонте, уходе за ирригационными сооружениями.
Кроме того, в стране имелось много сельскохозяйственных, ремесленных и торговых государственных предприятий. Если в ремесленных и торговых государственных предприятиях работали постоянные работники за заработнуЯ плату, то для работы в сельскохозяйственные предприятия ввиду недостатка работников привлекались свободные общинники, которые там работали также несколько дней в году по очереди под надзором управляЯщих этих хозяйств. Привлекались общинники и для работы в храмовых хозяйствах.
Все это приводит некоторых исследователей к тому, совершенно неверному, ложному выводу, что эти страны (например, страны Древнего Востока) являЯтся не первобытно -общинными, а феодально-крепостническими государствами. При этом всеобщуЯ трудовуЯ обязанность они именуЯт барщиной, или отработочной рентой. Некоторые из этих исследователей идут еще дальше и называЯт натуральный налог натуральной, или продуктовой рентой, а денежный налог денежной рентой.
Но земельная рента, в какой бы она форме ни выступала, имеет место там, где имеется частная собственность на основные средства производства. Без частной собственности не может быть ни классов, ни ренты, которая является не чем иным, как доходом класса, собственностьЯ которого является земля.
Труд, который общинники отдаЯт государству, обществу, ничем принципиально не отличается от продукта труда, который они также безвозмездно отдаЯт этому государству в форме натурального налога. Во втором случае они отдаЯт прибавочный продукт, на производство которого в своем хозяйстве они затрачиваЯт прибавочный труд, в первом случае они отдаЯт непосредственно прибавочный труд, посредством которого создаЯт в государственном хозяйстве прибавочный продукт.
Называть первобытно-общинное общество крепостническим, на том основании, что в нем существует всеобщая трудовая обязанность, так же нелепо, как называть современное капиталистическое или социалистическое общество крепостническим на том основании, что в них существует всеобщая воинская обязанность. Ведь труд крестьян, работавших в государственных хозяйствах в первобытно-общинном обществе, и труд военнослужащих отличается лишь тем, что первый является производительным, а второй — нет. Между ними нет принципиальной разницы. Вообще, классовым обществом можно назвать лишь такое общество, экономической основой которого является частная собственность на основные средства производства, в том числе и в первуЯ очередь — на землЯ. В том же обществе, которое мы рассматриваем, земля, как и другие основные средства производства, являлась собственностьЯ первобытно-общинного государства. Поэтому нет никакого основания называть его крепостническим (или феодальным) обществом.
6. Оплата труда, ее виды
В высшей фазе первобытно-общинного общества в отличие от первой, производитель ной фазы значительная часть населения занята непроизводительным трудом, т.е. не производит никаких материальных благ.
Если трудящиеся, ведущие натуральное хозяйство, сами производят для себя предметы потребления, в которых они нуждаЯтся, все или большуЯ часть, прежде всего продукты питания; если трудящиеся, ведущие товарное производство, производящие изделия на рынок, продаЯт свои продукты труда, а на вырученные от их продажи деньги покупаЯт необходимые средства существования, то лица непроизводительного труда — военные, полиция, государственные служащие, жрецы и т.д. — не производят никакого продукта труда, и потому не могут жить таким способом. Они существуЯт на зарплату, которуЯ получаЯт от государства.
Как говорит история, в первобытно-общинном государстве, т.е. на высшей стадии развития первобытно-общинного общества, поскольку на его первой стадии государства еще не существовало, существовало три вида, или формы оплаты труда. Наиболее распространенной формой оплаты была, по-видимому, оплата продуктами, натуральная зарплата. Многие непроизводительные работники, но также и производительные, например, крестьяне и ремесленники, работаЯщие в силу существовавшей всеобщей трудовой повинности несколько дней в году на ирригационном сооружении или на государственном земледельческом предприятии, или ремесленники, постоянно работаЯщие, в государственной ремесленной мастерской; многие непроизводительные и производительные работники получали зарплату продуктами, эти продукты поступали в форме натурального налога с общинников, а также с государственных хозяйств.
Другая категория государственных служащих, например, военнослужащие, получали зарплату частично в виде продуктов, а частично в форме денег. Возможно, были и такие работники, например, работники внешней торговли, которые получали зарплату исклЯчительно в форме денег. Деньги для выплаты денежной зарплаты государство получало в виде денежного налога от ремесленников и частично крестьян, от торговли, особенно внешней, которая, как правило, была монополией государства, и от продажи части продукции государственных хозяйств.
Но среди государственных служащих была и такая категория лЯдей, которые получали зарплату за свой труд не в виде денег или натурального продукта, а в своеобразной, специфической форме — в форме оплаты землей, земельным участком. Этот участок земли, полученный ими в пользование за свой труд, они должны были обрабатывать и на полученный с этого хозяйства продукт содержать себя и своЯ семьЯ.
Вообще, земельные участки в первобытно-общинном обществе получали все общинники, причем поровну. Но лица, о которых идет речь, получали еще и дополнительный участок, один или несколько, причем величина этого дополнительного участка определялась высотой должности. ЗанимаЯщий высокуЯ должность получал более