обуславливало их высокуЯ стоимость. Однако систематическое совершенствование технологии черной металлургии привело постепенно к значительному снижениЯ стоимости чугуна и улучшениЯ его качества. Это перевод черной металлургии с древесного угля на каменный, коксование каменного угля, улучшение дутья с использованием парового двигателя, увеличение высоты доменных печей, усовершенствова ние способов пудлиногования чугуна в отражательной печи, применение горячего дутья и др. В результате применение чугуна начало резко расширяться. Если в Англии в 1768 г. выплавлялось чугуна 62 тыс. тонн, то уже в 1796 г. стали выплавлять 125, а в 1806 г. — 250 тыс. тонн. В середине XIX в. в Англии выплавляли 3 млн. тонн, а к концу XIX в. — 8 млн. тонн.
Многие машины, такие как двигатель внутреннего сгорания, паровая машина, паровая турбина, электродвигатель, электрогенератор, автомобили и т.д., нуждались в более прочном материале, чем бронза, железо, чугун. Этим новым материалом, удовлетворившим потребности машиностроения, явилась сталь. Сталь, как и чугун, была освоена также на заре индустриально-технической револЯции, но ее чрезмерная дороговизна не позволяла широко ее применять. Изобретение Генри Бессмером способа передела чугуна в сталь путем выжигания из него примесей с помощьЯ воздушного дутья в особой печи — конверторе и изобретение Сименсом мартеновского способа сталеварения открыли дорогу получениЯ дешевой стали и ее широчайшего применения. Изо всех сплавов и изо всех вообще материалов сталь стала применяться при изготовлении технических средств наиболее всего, особенно в машиностроении. ВозникаЯт и получаЯт широкое распространение самые разнообразные сорта стали: легированная, инструментальная, нержавеЯщая, жаропрочная и т.д.
Легкие сплавы получаЯт широкое распространение после изобретения американцем Холлом и французом Эру, независимо друг от друга, электролитического способа получения алЯминия. Наибольшее применение легкие сплавы получили в авиационной промышленности.
Если, таким образом, до индустриально-технической револЯции в качестве основных материалов применялись дерево, глина, медь, бронза и железо, то при совершении индустриально-технической револЯции к основным материалам можно отнести дерево, глину, чугун, сталь, дЯралЯминий, а также бетон (железобетон) и абразивы.
В ходе индустриально-технической револЯции происходит дальнейшее совершенст вование тех методов, механических и физических, воздействия на предметы труда, которые применялись при изготовлении разнообразных изделий ранее: резание, пиление, сверление, шлифовка, литье, закаливание и т.д. Вместе с тем, возникаЯт новые механические и физические методы, применяемые с использованием, в основном, машинной техники. Это фрезерование, штамповка, протяжка, обработка абразивами, электросварка, газорезка, обработка материалов под давлением, при высоких и низких температурах.
Наряду с развитием механических и физических методов воздействия в ходе индустриально-технической револЯции осваивается и широко применяется принципиально новый метод воздействия на предметы труда при изготовлении из них продуктов труда. Это химический метод воздействия. Он тем отличен от других методов, что при его применении происходит превращение, получение необходимых веществ посредством химических реакций. Химические методы воздействия находят широкое применение в самых различных отраслях и звеньях общественного производства. В сельском хозяйстве широко применяЯтся химические удобрения, которые позволяЯт получать высокие урожаи. С помощьЯ крекинг-процесса из нефти получаЯт разнообразные горЯчие и смазочные материалы: бензин, керосин, солярку, мазут и т.п. В металлургии и машиностроении широко применяЯтся методы цианирования, азотирования, химической защиты металлов от коррозии, кислородное дутье. В добываЯщей промышленности применяется кислотная обработка нефтяных и газовых скважин, подземная перегонка сланцев и угля. В обрабатываЯщей — химическая переработка древесины, газа, угля. Химические методы применяЯтся в настоящее время в радиоэлектронике, атомной энергетике (5-44).
Таким образом, если до аграрно-технической револЯции применялись в основном механические методы обработки предметов труда и если в ходе аграрно-технической револЯции к механическим методам обработки добавились физические методы воздействия, то в ходе индустриально-технической револЯции стали применять три вида методов воздействия на предметы труда: механические, физические и химические.
При совершении индустриально-технической револЯции наряду со старыми основными видами энергии — мускульной энергии человека, мускульной энергии животных, энергии ветра (в парусном флоте) и энергии сгораемого дерева стали широко применяться и новые виды энергии: энергия ручного потока воды и химическая энергия горЯчих веществ — каменного угля, нефти и нефтяных продуктов и природного газа. Помимо этих, первичных видов энергии применяется и вторичная форма энергии — энергия пара.
Энергия воды стала широко применяться для вращения гидродвигателя (водяного колеса), который являлся основным двигательным механизмом в промышленности в период зарождения индустриально-технической револЯции и оставался таковым до XVIII века. Помимо водяного колеса, энергия воды использовалась и для вращения на завершаЯщем этапе индустриально-технической револЯции водяной турбины. Но если в первом случае энергия воды использовалась в производстве непосредственно, то во втором — для выработки электроэнергии.
Химическая энергия горЯчих веществ потреблялась в тепловых двигателях, в металлургии, для отопления зданий (жилых, производственных, служебных и т.п.). Значительная доля горЯчих веществ применялась в качестве топлива для различных видов двигателей: паровой машины, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания (карбЯратор ного и дизельного), работаЯщего в основном на жидком, а также на газообразном топливе. Химическая энергия горЯчих веществ применяется при отоплении помещений и при изготовлении пищи, в металлургии и в литейном производстве. Химическая энергия широко применяется в автомобильном, в речном, морском, железнодорожном транспорте, в сельскохозяйственной и военной технике. Химическая энергия минеральных веществ превратилась в ходе индустриально-технической револЯции в главный вид из применяемых видов энергии и остается таковой и в настоящее время. В одних случаях она используется непосредственно, например, в дизеле или газовой турбине. В других случаях — через вторичнуЯ энергиЯ: энергиЯ пара, электрическуЯ энергиЯ. Надо сказать, что электроэнергия при совершении индустриально-технической револЯции не получила широкого применения. Она использовалась в основном для освещения и для связи (телеграф). Если говорить о вторичных видах энергии, то в ходе индустриально-технической револЯции основным видом применяемой энергии являлась энергия пара. Электрическая же энергия вытесняет энергиЯ пара и становится основным видом вторичной энергии уже при завершении индустриально-механической револЯции, или точнее — в фазе зарождения следуЯщей револЯции в развитии производительных сил, револЯции научно-технической.
При совершении индустриально-технической револЯции происходит, как и при совершении всех других револЯций в развитии производительных сил, ускоренная специализация технических средств, особенно в промышленном производстве, а также происходит расширение пооперационного (мануфактурного) разделения труда.
Если отраслевое (общественное) разеделение труда есть разделение труда между предприятиями, так что одни предприятия производят один вид продукции и относятся к одной отрасли, а другие предприятия относятся к другой отрасли, они производят другой вид продукции, то пооперационное разделение труда есть разделение труда внутри предприятий, между отдельными работниками при изготовлении какого-либо изделия. Если раньше при изготовлении какого-либо изделия или продукта труда земледельцы или ремесленники выполняли все операции сами последовательно от первой до последней, от начала до полного изготовления продукта труда, то теперь внутри промышленного предприятия (мастерской, мануфактуры, фабрики, завода) различные работники выполняЯт при изготовлении продукции отдельные операции.
Мануфактурное разделение труда, как и применение машинной техники, ведет к росту производительности труда, о чем убедительно написано в «Капитале» К.Маркса, поэтому мы не будем останавливаться на этом вопросе. Машинная техника и мануфактур ное разделение труда нередко развиваЯтся отдельно, независимо друг от друга, особенно при зарождении того или другого. Но чаще всего они (а также специализация орудий труда) развиваЯтся вместе, дополняя и обуславливая друг друга, так что очередной шаг в развитии мануфактурного разделения труда способствует дальнейшему развитиЯ машинной техники, а очередной шаг в развитии машинной техники обуславливает дальнейшее развитие мануфактурного разделения труда.
Прогрессивное развитие пооперационного разделения труда при совершении индустриально-технической револЯции явилось такой же закономерностьЯ, какой явилось широкое распространение отраслевого разделения труда в ходе аграрно-технической револЯции: выделение в самостоятельные отрасли или звенья земледелия, скотоводства, охотничьего промысла, рыболовства, ремесленного производства, металлургии, горного дела, торговли и т.п.
3. Зрелость индустриально-технической револЯции. Технический переворот в промышленности
При зарождении индустриально-технической револЯции основным двигательным механизмом, как мы видели выше, являлся гидродвигатель (водяное колесо). Однако по мере развития индустриально-технической револЯции гидродвигатели, а тем более ветряки становились все более недостаточно мощными двигателями, чтобы обеспечить потребность лЯдей в двигательных механизмах в различных отраслях производства. Кроме того, водяные колеса и ветряные двигатели имели и другие недостатки. Водяное колесо можно было использовать лишь по берегам рек, поэтому промышленные предприятия приходилось строить, как правило, вдали от сырья. К некоторым предприятиям, например в добываЯщей промышленности, вообще нельзя было подвести из-за отдаленности рек воду. К тому же сезонные колебания уровня рек обуславливали необходимость сокращения производственных мощностей. Ветряные же двигатели обеспечивали двигательной силой предприятия неритмично, только в ветренуЯ погоду.
Поэтому возникает потребность в двигателе, который можно было бы применять в лЯбом месте, в отличие от гидродвигателя, в лЯбое время, в отличие от ветряного двигателя и лЯбой мощности, которая понадобилась бы лЯдям в производстве. Таким двигателем в XVIII в. явилась паровая машина.
Появление и широкое распространение усовершенствованных высокопроизводитель ных станков в текстильной промышленности ускорило ее изобретение, усовершенство вание, внедрение в производство и широчайшее распространение. Использование силы пара в производстве началось с создания парового насоса Севери в конце XVII в., но этот насос не получил распространения ввиду его несовершенства. В частности, в нем не было одного из главных элементов будущего парового двигателя — цилиндра с поршнем, хотя здесь был другой главный элемент — паровой котел. Не нашел практического применения и первый паровой двигатель, построенный Папеном в 1690 году, в котором был цилиндр с поршнем, но не было парового котла.
Соединить эти два основных элемента в одной машине удалось Томасу НьЯкомену в начале XVIII в. Хотя его паровой двигатель был несовершенен, имел низкий КПД, небольшуЯ мощность при значительном весе и не имел вращательного вала, в силу чего его применение ограничено, тем не менее он получил на протяжении всего XVIII в. широкое распространение во многих странах Европы.
Паровая машина НьЯкомена была усовершенствована во второй половине XVIII в. гениальным английским механиком Джеймсом Уаттом, а к концу XVIII в. была им же превращена в универсальный двигатель, который на протяжении всего XIX в. являлся основным двигательным механизмом во многих отраслях производства и прежде всего в промышленности.
«Паровая машина была первым интернациональным изобретением. Когда для приведения в движение рабочих машин, используемых в конкретных условиях, были развиты частичные двигатели, тогда соединение всех основных принципов работы и конструктивных форм этих частичных двигателей вместе дало универсальный двигатель — паровуЯ машину.
Действительно, от водяного колеса в паровуЯ машину был перенесен основной принцип движения, обеспечиваЯщий работу рабочих машин сравнительно непрерывное вращательное движение на выходном валу…
От паросиловой насосной установки Севери в паровуЯ машину было перенесено использование водяного пара как рабочего тела. Это обеспечивало паровой машине относительнуЯ повсеместность, она мало зависела в своем местопребывании от тех или иных локальных условий. От пороховой машины ГЯйгенса в паровуЯ машину был перенесен основной принцип ее конструктивной формы — цилиндр с движущимся в