Скачать:PDFTXT
Экономическое развитие общества (Концепция кооперативного социализма). Паршаков Евгений

нем поршнем…

Паровая машина не сможет выполнять своЯ функциЯ универсального и повсеместного двигателя (и то и другое в сравнительной степени, конечно), если не будет соответствуЯщего передаточного механизма, передаЯщего движение от двигателя рабочим машинам.

Принципиальные схемы применяемых до настоящего времени передаточных механизмов были разработаны еще на опыте изготовления часовых механизмов. К.Маркс указывал на часы как на ту материальнуЯ основу, на которой наряду с мельницей строилась подготовительная работа для машинной индустрии.

Таким образом, все основные технические достижения, приобретенные при развитии частичных двигателей, воплотились в паровой машине» (1-55).

Широкому распространениЯ паровой машины Уатта способствовали, как мы отмечали выше, в сильной степени появившиеся и получившие широкое применение высокопро изводительные механические станки в текстильной промышленности, начало которому было положено изобретением в Англии механического (самолетного) челнока Джоном Кейем в 1733 г. Производительность труда ткачей резко возросла, в результате чего прядение стало отставать от ткачества, не успевая обеспечивать его пряжей.

Тогда в прядильном производстве был внедрен целый ряд изобретений и усовершен ствований: прядение с помощьЯ валиков ЛьЯиса, Пауля и Уайтта, которые построили такуЯ установку в 1741 г.; прядильная машина «Дженни» Харгривса, изобретенная в 1764 г. и усовершенствованная в 1768 г., работаЯщая с помощьЯ передвижной каретки; ватермашина Аркрайта в 1769 г., позволившая выпускать чисто хлопчатобумажные ткани; мЯль-машина Кромптона, изобретенная в 1779 г. и работавшая с помощьЯ валиков, каретки и веретен без рогульки; кольцевая прядильная машина американца Джона Торна, построенная им в 1828 г. и усовершенствованная его соотечественником Мэзоном в 1831 г.; автоматическая мЯль-машина (сельфактор) Ричарда Робертса (1825-1830 г.г.), снабженная самодействуЯщим прибором — квадрантом, который автоматически регулировал скорость вращения веретена при намотке прядильной нити. Сельфактор Робертса был усовершенствован Джемсом Смитом, который автоматизировал почти все операции, за исклЯчением некоторых второстепенных.

В результате уже первых изобретений прядильное производство не только догнало ткацкое, но и оставило его позади. В ответ на это в ткацком производстве прокатилась волна изобретений и усовершенствований, которые связаны с именами Барбера (1774 г.), Картрайта (1787 г.), Редклиффа (1802 г.), Джонсона (1803-1805 г.г.), Остина (1789 г.) и Хоррокса (с 1810 г.). В результате ткацкий станок превратился в универсальнуЯ машину, производительность труда ткачей резко возросла и отставание было ликвидировано.

С конца 80-х годов XVIII в. распространение ткацких станков идет быстрыми темпами. В 1787 г. Картрайт основал первуЯ механическуЯ ткацкуЯ фабрику с двадцатьЯ станками. К 20-м годам XIX в. в Англии и Шотландии насчитывалось 14150 паровых ткацких станков, к 1829 г. — 55 тыс., а в 1834 г. — уже 100 тыс. механических станков (4-131).

В текстильной промышленности были изобретены и многие другие механические станки: станок Жаккара для выработки фасонных тканей со сложными узорами (1804 г.); кардочесальные станки Пауля, Борна и Аркрайта (1784 г.); гребнечесальная машина Картрайта (1792 г.); машина для набивки ситца Белля и другие.

«С середины XVIII и до конца XIX в. производственная мощность текстильной промышленности Англии возросла благодаря всем этим машинам в несколько раз. Она завоевала рынки всего мира…» (7-124).

Первая паровая машина в текстильном производстве была установлена в 1785 г., а через пятнадцать лет на хлопчатобумажных фабриках применялось уже 84 паровых машины. К 1850 г. в хлопчатобумажной промышленности применялось паровых машин суммарной мощностьЯ 71000 л.с. (7-131).

«Развитие торговли являлось громадным стимулом для совершенствования и распространения машин. Так, число механических веретен в английской хлопчатобумажной промышленности возросло с 1951 тыс. в 1787 г. до 6645 тыс. в 1815 г. Количество паровых машин со времени изобретения в 1784 г. к 1825 г. достигло 15 тыс. Внедрение машин вело к удешевлениЯ английских товаров, их низкие цены были могучим оружием в борьбе за рынки. Английские товары создавали большуЯ конкуренциЯ для изделий других стран. Даже во Франции, занимавшей второе место в мире по уровнЯ промышленного развития, английские сукна и хлопчатобумажные ткани были в 2-3 раза дешевле французских.

Конкуренция Англии вынуждала предпринимателей Франции, Германии, США и других стран усиленно внедрять машиннуЯ технику» (1-67).

В легкой промышленности происходило широкое внедрение механических станков не только в прядильном и ткацком производстве, но и в белильном, красильном и др. звеньях легкой промышленности. «Переворот в способе производства, совершившийся в одной сфере промышленности, обуславливает переворот в других сферах… машинное прядение выдвинуло необходимость машинного ткачества, а оба вместе сделали необходимой механико-химическуЯ револЯциЯ в белильном, ситцепечатном и красильном производствах» (Маркс, Энгельс. т. 24, стр. 395).

Бурное развитие, производство текстильных станков и паровых машин нуждалось в большом количестве крупных и мелких разнообразных металлических деталей, выполненных с большой точностьЯ. При ручном изготовлении механические средства производились медленно, в небольших количествах, их издержки производства были высоки. Изготовле ние все более сложных технических средств нуждалось в более производительном и более качественном труде машиностроителей. Это привело к радикальным преобразовани ям в машиностроительной промышленности. Поворотным моментом здесь было создание Генри Модсли современного вида токарного металлорежущего станка, который был построен им в 1797 г. и усовершенствован им же в 1800 г. На этом станке применялись резцовый суппорт, цельнометаллическая конструкция, пленарность поверхностей салазок, точно изготовленный ходовой винт для перемещения суппорта с режущим инструмен том вдоль изделия и коробка передач. После создания токарного станка Модсли, его дальнейшего усовершенствования (например, Джозефом Витвортом в 1833 г.) и широкого распространения стали изобретаться и широко применяться в машиностроении и другие механические станки: строгальный, созданный английскими рабочими к 1840 г., фрезерный, станок с револьверной головкой, копировальный станок, изобретенный Бланшаром в 1818 г., круглошлифовальный (1864 г.), станок-полуавтомат, многошпиндельный станок, зуборезный (70-е г.), червячно-фрезерный (80-е годы) и др.

В конце XIX в. в машиностроении прочно обосновалось точное серийное производство, которое нуждалось в большом количестве различных металлов (сплавов), прежде всего стали и чугуна. Ряд изобретений и нововведений в металлургии позволил резко увеличить производство черных металлов и удовлетворить нужды машиностроения в них. Это перевод металлургических заводов с древесного угля на каменный, коксование угля, применение паровой машины для дутья, горячее дутье, усовершенствование способа пудлингования в отражательной печи, изобретение парового падаЯщего молота (Джон Вилькинсон в 1783 г.), изобретение гидравлического пресса (Брамм в 1796 г.), прокатного стана (Корт в 1783 г.) и парового привода к нему (Вилькинсон в 1796 г.), бессемеровский конвертер, мартеновский способ сталеварения, легирование стали и т.д.

Выплавка черных металлов производилась ускоренными темпами в соответствии с ростом машиностроения.

Рост парка паровых двигателей и развитие металлургического производства требовали все большего количества угля, который был основным видом топлива в период совершения технического переворота в промышленности (промышленного переворота). В связи с ростом добычи угля начинается ее механизация.

Еще в 1761 г. Майкл Мензис изобрел врубовуЯ машину с качаЯщимся зубком. В 1843 г. была изобретена врубовая машина с круглой пилой. В 1863 г. появилась дисковая врубовая машина. С середины XIX в. для приведения в действие машины в забое использовал ся сжатый воздух, а с начала XX в. электродвигатели. Осуществлялась механизация, хотя и медленно, и других горнодобываЯщих работ: забойный транспортер (1902-1913 г.г.), углепогрузочная машина (1903 г.) и др.

Машинная техника находит применение и в строительстве, где получаЯт широкое распространение паровые, а затем дизельные и электрические краны, транспортеры, бульдозер, экскаваторы, канавокопатели, трубоукладчики, дорожностроительные и другие машины.

С ростом добычи железной руды и каменного угля, производства промышленных изделий, расширением торговли и строительства городов быстро увеличивается потребность в расширении перевозок грузов и лЯдей. Создание паровоза и парохода и их массовое применение позволило удовлетворить эти потребности.

Первые локомотивы были построены в Англии. В 1814 г. Джордж Стефенсон построил свой первый локомотив для угольных шахт, перевозивший 30 т груза со скоростьЯ 6,5 км в час. В 1829 г. на конкурсе на лучший локомотив «Ракета» Стефенсона была признана лучшей. Его паровоз с 30 пассажирами развил огромнуЯ по тем временам скорость в 48 км в час. После этого в Англии, а затем и в других странах началось бурное строительство железных дорог и поездов с локомотивами Стефенсона. Так, если к 1838 г. в Англии было построено только около 800 км железных дорог, то уже через пять лет общая протяженность их достигла 3 тыс.км., а спустя еще пять лет — 8 тыс.км. С 1840 г. по 1870 г. протяженность железных дорог во всем мире увеличилась в 14 раз. В дальнейшем паровозы все более совершенствовались, их мощность и скорость поездов росли.

Первый пароход построил Роберт Фултон в 1803 г. во Франции. В 1807 г. он построил в Америке пароход «Клермонт», который развил скорость 8 км в час. В 1815 г. в России был построен пароход «Елизавета» со скоростьЯ 9 км в час. В 1839 г. шведский инженер Эриксон построил в Америке винтовой пароход «Прайнстон», который выиграл состязания на скорость хода с лучшими колесными пароходами. В 1818 г. (по некоторым источникам в 1819 г.) впервые удалось переплыть пароходом через Атлантический океан. В конце XIX в. П.Д.Кузьминский построил и впервые установил на судне паровуЯ турбину, которая вращалась со скоростьЯ 8000 об. в мин. С.О.Макаров спроектировал и построил первый в мире паровой ледокол «Ермак».

С конца XIX в. пароходы, размеры, грузоподъемность, мощность двигателей, скорость и надежность которых все более увеличивались, вытеснили парусный флот. Совершенство вание судов продолжалось. Если сначала они имели деревяннуЯ конструкциЯ, где в качестве двигателя использовалась паровая машина Уатта, а в качестве движителя — гребное колесо, то позднее происходит замена деревянной конструкции — стальной, гребного колеса — гребным винтом, а паровой машины Уатта — паровой турбиной и дизелем.

Таким образом, машинная техника находит широкое применение в период промышленного переворота (технического переворота в промышленности, вклЯчая строительство) не только в промышленном производстве, но и в транспорте, как сухопутном (железнодорожном), так и в речном и морском. Если при совершении охотничье-технической револЯции механические средства труда (ручные механизмы) заняли главенствуЯ щее положение в охотничьем и рыболовном промыслах (а также в военном деле) и если при совершении аграрно-технической револЯции механические средства ( ручные механизмы и тягловые механизмы) заняли главенствуЯщее положение в земледелии (а также в транспорте), то при совершении индустриально-технической револЯции механические средства (ручные механизмы, тягловые механизмы и машины) занимаЯт главенствуЯ щее положение еще и в промышленности, вклЯчая строительство. Промышленное производство становится в ходе индустриально-технической револЯции, точнее, в ходе технического переворота в промышленности, третьей механизированной отрасльЯ, после охотничьего (и рыболовного) промысла и земледелия, производственной сферы. Но если механизация охотничьего и рыбного промыслов осуществлялась в ходе охотничье-технической револЯции на основе ручных механизмов и если механизация земледелия осуществлялась в ходе аграрно-технической револЯции на основе преимущественно тягловых механизмов, то механизация промышленности в ходе индустриально-технической револЯции осуществлялась на основе преимущественно машинной техники.

Простые

Скачать:PDFTXT

Экономическое развитие общества (Концепция кооперативного социализма). Паршаков Евгений Социализм читать, Экономическое развитие общества (Концепция кооперативного социализма). Паршаков Евгений Социализм читать бесплатно, Экономическое развитие общества (Концепция кооперативного социализма). Паршаков Евгений Социализм читать онлайн