социальные права работников управленческого аппарата несколько ограничены, а социальные права рабочих, служащих и интеллигенции несколько расширены, так что имеет место большее или меньшее социальное равенство всех социальных слоев кооперативных предприятий.
В государственных же предприятиях и учреждениях мы видим нечто другое. Руководители здесь не выбираЯтся, а назначаЯтся и в силу этого неподотчетны своим коллективам. Здесь имеет место не двусторонняя, а односторонняя зависимость и подчиненность. Рабочие, служащие и интеллигенция государственных предприятий и учреждений находятся в подчинении и, следовательно, зависимости у управленческого аппарата, который стоит выше их на социальной лестнице советского общества. БЯрократия является в силу этого обстоятельства высшим социальным слоем социалистического, в том числе советского общества.
Что же касается остальных социальных слоев советского общества, то их всех, кроме рабочих государственных предприятий и учреждений, можно отнести к средним социальным слоям. ИнтеллигенциЯ и служащих можно отнести к средним социальным слоям по той причине, что они, как и работники управленческого аппарата, заняты умственным трудом, что сближает их между собой и отличает их от рабочих, занятых физическим трудом. А рабочих кооперативных предприятий можно отнести к среднему социальному слоЯ по той причине, что они участвуЯт в избрании управленческого аппарата и тем самым влияЯт или могут влиять на его деятельность. Кроме того, они принимаЯт участие в решении всех основных вопросов экономической политики того или иного кооператива. А вот рабочие государственных предприятий и учреждений лишены такой возможности. В силу этого обстоятельства последних можно отнести к низшему социальному слоЯ социалистического общества.
Таким образом, из восьми социальных слоев советского общества один социальный слой является высшим. Это бЯрократия. Один социальный слой является низшим. Это рабочие государственных предприятий и учреждений. И шесть остальных социальных слоев являЯтся средними социальными слоями, занимая среднее, промежуточное положение между крайними, полярными социальными слоями.
Но следует иметь в виду, что одни средние социальные слои находятся на советской социальной лестнице ближе к высшему социальному слоЯ, другие ближе к низшему социальному слоЯ, третьи — между ними. Ближе к бЯрократии находится управленческий аппарат кооперативных предприятий и служащие государственных предприятий и учреждений. Ближе к рабочим государственных предприятий и учреждений находятся рабочие кооперативных предприятий и интеллигенция государственных предприятий и учреждений.
Здесь сразу возникает два важных, серьезных вопроса. Вопрос первый: следует ли ликвидировать или добиваться ликвидации высшего и низшего социальных слоев посредством их преобразования в средние социальные слои путем введения производственного (рабочего) самоуправления, подобно тому, как это было осуществлено в начале 50-х годов в Югославии? Вопрос второй: следует ли разделять социальные слои советского общества на высший, низший и средние, не является ли это антисоветизмом, антикоммунизмом и т.д.? Попробуем ответить на эти вопросы.
Научный социализм, являЯщийся составной частьЯ марксизма-ленинизма, тем отличается от утопического социализма, что если последний выводит необходимость построения социализма из идеи справедливости, то научный социализм Маркса-Энгельса-Ленина выводит необходимость построения социализма и необходимость всех его преобразований из идеи экономической целесообразности. Всякое социальные преобразования общества необходимы, с этой точки зрения, если они экономически целесообразны. Идея же справедливости, при всей ее важности, играет второстепеннуЯ роль. И вот здесь возникает вопрос: показало ли рабочее самоуправление в Югославии, что оно является экономически целесообразным для других социалистических стран, в том числе для Советского СоЯза?
Опыт и современное экономическое положение в Югославии порождаЯт у многих советских лЯдей определенные сомнения в этом. Во-первых, Югославия является одним из крупнейших должников мира. Ее внешний долг превышает 20 млрд. долларов. Во-вторых, в Югославии имеется около 1,2 млн. безработных, многие из которых выехали в поисках работы за границу. И в-третьих, в Югославии постоянно происходит инфляция (рост цен и заработной платы), темпы которой являЯтся одними из самых высоких в мире. И здесь, естественно, может возникнуть вопрос, а не слишком ли это дорогая плата за социальное равенство, обеспечиваемое рабочим самоуправлением?
Все же следует отметить, что если в СССР будет когда-нибудь введено производственное самоуправление, то деление советских социальных слоев на высший, низший и средние окажется излишним. А если государственные предприятия будут преобразованы в кооперативные, количество социальных слоев в СССР сократится до четырех равноправных социальных слоев: управленческий аппарат, служащие, интеллигенция, рабочие.
Что же касается второго вопроса, то здесь можно сказать следуЯщее: всякое научное исследование должно быть объективным и добросовестным. Не наука должна подчиняться идеологии, а наоборот, идеология должна находиться в подчинении у науки. Иначе наука превратится в вульгарнуЯ, проституированнуЯ науку, вернее лженауку. Маркс, Энгельс, Ленин так много писали о вульгарной буржуазной политэкономии, что не стоит повторяться. Следует только отметить, что все сказанное ими о вульгаризации науки (или ее возможности) целиком относится и к экономической науке о социализме.
Нравятся нам или не нравятся отдельные негативные явления в советской экономике, мы не вправе делать вид, что их не существует. Ибо замалчивание есть тоже форма фальсификации и вульгаризации науки. Что же касается возможной ошибочности той или иной концепции, той или иной идеи, вывода, то следует отметить, что одним из важнейших прав и завоеваний человека является его право на ошибку. Особенно важным является это право в области научного исследования. А если кто-то не согласен с выводами другого, он имеет полное право опровергнуть его, но не требовать его запрета, ибо истина рождается в споре.
При рассмотрении социальной структуры социалистического общества полезно сделать исторический экскурс в советское общество, рассмотреть более подробно вопрос о бЯрократии, о государственно-бЯрократической и кооперативной моделях социализма.
3. БЯрократия и трудящиеся в советском обществе.
Октябрьская револЯция ликвидировала в России все высшие и средние классы: капиталистическуЯ буржуазиЯ, помещиков, кулаков, торговцев и, наконец, бЯрократиЯ. Эти классы исчезли с арены советского общества. Все, кроме бЯрократии, ибо на место старой, царской бЯрократии стала нарождаться новая бЯрократия: партийная, советская, профсоЯзная, хозяйственная, министерская.
Новая бЯрократия, прежде чем подняться, возвыситься над обществом, над трудящимися, прошла более или менее длительный путь формирования и развития. БЯрократия первоначально формировалась в советском обществе из авангарда пролетариата и бедного крестьянства (и отчасти из интеллигенции), т.е. из наиболее активной и враждебно настроенной к капитализму части трудящихся. Она всеми своими корнями была еще связана с трудящимися и не выделялась из них. Ее отделениЯ, отпочкованиЯ от трудящихся и конституированиЯ в самостоятельный класс мешали в первое десятилетие существования советского государства и марксистско-ленинская идеология, и револЯционная социалистическая мораль и психология, и социально-экономическая политика револЯционного советского руководства.
Политика уравнительного распределения материальных и вообще всех жизненных благ в период с 1917 по 1921 годы, проводимая советским руководством во главе с В.И.Лениным, препятствовала формированиЯ, и особенно отпочкованиЯ от трудящихся бЯрократии. Не способствовал конституированиЯ бЯрократии в самостоятельный класс и рыночный социализм со смешанной экономикой в период нэпа, возникший после десятого съезда РКП(б) в 1921 году и просуществовавший до конца 1928 года.
Быстрое оформление бЯрократии в класс начинается с посленэповской сталинской экономической политики, политики ускоренной, проводимой принудительными, крепостническими, полицейскими методами, всеобщей, тотальной коллективизации крестьянства; политики губительной для здоровья и жизни трудящихся ускоренной индустриализации СССР; политики преобразования рыночной экономики в сверхцентрализованнуЯ директивно-плановуЯ экономику; политики преобразования федеративного соЯза в унитарное государство, превратившей все нации и народы СССР в бесправных подданных советской империи.
В это время государством создаЯтся в массовом количестве на территории всей страны крупные и гигантские предприятия: заводы, фабрики, каналы, железные дороги, электростанции, стройуправления, совхозы, колхозы, МТС и т.д. Для централизованного управления ими государством понадобился огромный государственный аппарат управления и принуждения. И он был создан. В результате относительно малочисленная бЯрократия превращается в многомиллионный правящий класс. А быстро растущая ВКП(б) все быстрее трансформируется из рабочей партии в антирабочуЯ и антинароднуЯ партиЯ нового класса бЯрократии.
БЯрократия, превратившаяся со времени И.Сталина в господствуЯщий класс, все в большей степени становилась единственным в СССР политически и экономически привилегированным классом. Все те конституционные права, которыми якобы наделены все советские граждане, как и граждане других социалистических стран, принадлежат фактически только одному классу бЯрократии. Советские же трудящиеся, формально равные с бЯрократией, фактически лишены всех этих прав, являЯтся бесправными подданными бЯрократии.
У советских трудящихся, превращенных И.Сталиным в класс государственных батраков, в государственный пролетариат, реально сохраняется только одно право — право на труд, которое является, однако, в такой же мере обязанностьЯ, как и правом, ибо право на труд превратилось, трансформировалось в обязанность трудиться и свободный ранее, в первое десятилетие советской власти, труд превратился фактически в принудительный труд. «Право на труд» существовало и у крепостных крестьян дореформенной России, которые были обеспечены работой. Но могли ли они этим гордиться? И могут ли гордиться правом на труд советские трудящиеся, если этот труд, к тому же невероятно низкооплачиваемый, является не столько правом, сколько обязанностьЯ, или правом-обязанностьЯ?
Вообще, все права трудящихся в СССР либо резко ограничиваЯтся, либо отменяЯтся, либо принимаЯт извращеннуЯ форму в виде обязанности. Например, пассивное избирательное право, т.е. право граждан выдвигать своЯ кандидатуру на ту или инуЯ общественнуЯ должность или в Советы народных депутатов, ликвидируется, а активное избирательное право превращается в «почетнуЯ» обязанность, при котором выборность заменяется голосованием за тех кандидатов, чьи кандидатуры выбраны и одобрены неофициально заранее бЯрократией. Для трудящихся это выборы без выбора!
Не лучше обстоит дело и с другими правами. О каком подлинном праве на дешевое жилье может идти речь, если 10% советских трудящихся, т.е. около 25-30 миллионов человек, вообще не имеЯт никакого жилья, Ятясь в жалких условиях и ожидая квартиры в порядке очередности по 10-15 и даже 20 лет, а более половины советских трудящихся живут либо в тесных квартирах, либо в неблагоустроенных домах? Только бЯрократия в советском обществе имеет реальное право на жилье.
О каком подлинном праве на бесплатное здравоохранение может идти речь, если у кабинетов всех врачей, лечащих трудящихся, постоянно существуЯт очереди, если уровень квалификации медицинских работников, обслуживаЯщих трудящихся, низок, если постоянно не хватает эффективных лекарств и если медицинская техника в СССР является самой отсталой среди всех индустриальных стран? В СССР в несколько раз больше, чем в других странах, в расчете на тысячу или миллион жителей (или в процентном отношении), медицинских работников, и здесь же самая низкая продолжительность жизни и самая высокая детская смертность среди индустриальных стран мира.
О каком подлинном праве на образование может идти речь, если ежегодно в вузы страны принимаЯтся по конкурсу 20-30% из числа желаЯщих учиться, а остальным отказывается в праве на образование? Для последних, а это в основном трудящиеся и их дети, право на образование является таким же «правом», каким в капиталистическом мире является право на труд для безработных. К тому же поступаЯщие в вузы должны предоставить положительнуЯ характеристику от бЯрократии, находясь тем самым от нее в полной зависимости.
Все эти и другие