the Third Reich. London, 2002. P. 11–12.
834
Lebor A., Boyes R. Surviving Hitler. P. 199.
835
Smelser R. Syring E., Zitelmann R. (Hg) Die braune Elite II. S. 124.
836
См.: Haffner S. Anmerkungen zu Hitler. S. 135.
837
Kershaw 1. Der nationalsozialistische Staat. Geschichtsinterpretationen und Controversen in Überblick. Reibeck bei Hamburg, 1988. S. 165.
838
Irving L. Hitlers war. London, 1977. R 601, 632, 717.
839
Хотя рассматривать сионистскую организацию и ее председателя Вейцмана, как представителей всех евреев, нельзя — их на это никто не уполномочивал…
840
См.: Wasserstein В. Europa ohne Juden //Europaeische Rundschau, 1999. N 3. S. 14.
841
Baumann Z. Modernity and the Holocaust. New York, 1989. P. 66.
842
Aly GHeim S. Vordenker der Vernichtung. Auschwitz und die deutsche Pläne für eine neue europäische Ordnung. Hamburg, 1991. S. 485.
843
См.: Steiner M. Deutsche im Krieg: Kollektievmeinungen, Verhaltensmuster und Mentalitäten // Bracher K.D., Funke M.Jacobsen Я.-А.(Hg) Deutschland 1933–1945. S. 485.
844
Цит. по: ХолмсЛ. Социальная история России 1917–1941. М., 1993. С 107.
845
Haffner S. Anmerkungen zu Hitler. München, 1978. S. 102
846
Haffher S. Anmerkungen zu Hitler. S. 101.
847
См.: Lucacs J. The Hitler of History. P. 220.
848
Haffner S. Anmerkungen zu Hitler. S. 120.
849
Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино. М., 1977. С. 206.
850
Kershaw /. Der nationalsozialistische Staar. Geschichtsinterpretationen und Kontroversen in Überblick. Reinbeck bei Hamburg, 1988. S. 16.
851
Nagl M Occult sciences and Nazi myths // Science-Fiction Studies, 1974. N 1. P. 185.
852
Seal F, Lectures. London, 1957. V. 1. P. 73. Цит по: Лакёр У Черная сотня: происхождение русского фашизма. М., 1994. С. 219.
853
Cp.: Mosse G.L. The Mystical Origins ofNationalsocialism// Journal of the History of Ideas, 1961. V. 22. N 1. P. 81.
854
Milza R Les fascismes. Paris, 1991. P. 154.
855
Cp.: Talgren V.’ Heroismus und Weltanschauung. Helsinki, 1981. S. 174.
856
Бердяев H. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 106.
857
Юнг К. Архетипы и символы. М., 1991. С. 18.
858
Glum Е Der Nationalsozialismus. S. 81.
859
Speer А, Erinnerungen. S. 136.
860
Цит. по: Talgren V. Heroismus und Weltanschauung. Helsinki, 1981. S. 155.
861
Остара — древнегерманская богиня, весны.
862
Hermand /. Der alte Traum vom neuen Reich. Völkische Utopien undNationalsoyialismus. Frankfurt am Main, 1988. S. 292–293.
863
Внутренняя противоречивость и часто нелепость суждений ничуть не беспокоила расовых теоретиков,’ибо они были озабочены не отысканием истины, а оправданием собственных действий и обскурантистских целей. «Падение философского уровня, — указывал в этой связи Д. Лукач, — это наиболее существенная черта иррационализма». См.: Lukacs G. Die Zerstärung der Vernunft. Berlin, 1954. S. 9.
864
См.: Fest J. Hitler. Eine Biographie. Berlin, 1973. S. 60.
865
Daim W. Der Mann, der Hitler die Ideen gab. München, 1958. Passim.
866
См.: HeiberH. Adolf Hitler. Eine Biographie. Berlin, 1960. S. 80.
867
Glum F. Der Nationalsozialismus. S. 82.
868
Хаусхофер еще до войны учился оккультизму у Георгия Ивановича Гурджиева и у других адептов эзотерии. Гурджиев (1877–1949) был, наряду с Еленой Петровной Блаватской (1831–1891), известным в Европе мистиком и духовным учителем. В 1922 г. в Фонтенбло Гурджиев открыл центр эзотерической практики раскрытия индивидуальных способностей человека, где его ц посещал Хаусхофер. Интересно, что идефикс профессора Хаусхофера была идея «жизненного пространства», к тому же он был сторонником идеи превосходства арийцев над прочими расами. Впрочем, как и Гитлер, профессор стыдился своего увлечения эзотерическими сферами и никогда открыто на этот предмет не высказывался. Ср.: Пруссаков В. Оккультный мессия и его Рейх. М., 1992. С. 39.
869
Smelser R., Zitelmann R. (Hg) Die braune Elite. 22 biographisches Skizzen. Darmstadt, 1989. S. 85.
870
Cp.: Шелленберг В. Секретная служба Гитлера. Киев, 1991. С. 101.
871
ТоландД. Адольф Гитлер. Т. 1. М., 1993. С. 141.
872
Cp.: Talgren V. Hitler und die Helden. S, 87.
873
Schmeer K. Die Regie des öffentlichen Lebens im Dritten Reich. München, 1956. S. 13.
874
См.: ТоландД. Адольф Гитлер. M., 1993. С. 71.
875
Thamer H.~U. Verführung und Gewalt. Deutschland 1933–1945. Berlin, 1986. S. 64.
876
RabbowA. Lexikon politischer Symbole. München, 1970. S. 111.
877
Равенскрофт T. Копье судьбы. M., 1998. С. 79.
878
Цит. по: Rabbow А. Lexikon politischer Symbole. S. 46.
879
Лишь 27 февраля 1925 г. коричневый цвет был официально признан партийным цветом. См.: Schmeer К. Die Regie des öffentlichen Lebens im Dritten Reich. S. 14.
880
RabbowA. Lexikon politischer Symbole. S. 114.
881
Hitler A. Mein Kampf. Bd. 2. S. 137.
882
RabbowA. Lexikon politischer Symbole. S. 116.
883
Cp. Burleigh M. Die Zeit des Nationalsozialismus. S. 811.
884
Schmeer К. Das Regie der öffentlichen Lebens im Dritten Reich. S. 23
885
Heiden K. Adolf Hitler. Das Zeitalter der Verantwortungslosigkeit. Einr Biographie. Bd. 1. Zürich, 1936. S. 97.
886
Reich W. Massenpsychologie des Faschismus. Köln, 1972. S. 118–119.
887
Reich W. Massenpsychologie des Faschismus. S. 119.
888
Канетти Э. Версальские заклинания // Новое время, 1994, № 35. С. 44.
889
Клемперер В. LTL Язык Третьего Рейха. Записная книжка филолога. М., 1998. С. 43.
890
Frei N. Der Führerstaat. S. 174.
891
Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Т. 1. Смоленск, 1994. С. 271.
892
Der Spiegel, 1999. N 34. S. 143.
893
Schoenbaum D. Die braune Revolution. Köln, 1968. S. 34.
894
Noite E. Der europäische Bürgerkrieg 1917–1945. Nationalsozialismus und Bolschewismus. Frankfurt am Main, 1987. S. 15.
895
Laue T. The World Revolution of Westernisation. The Twen-tith Century in Global Perspective. New York, 1987. Passim.
896
Thamer H.-U. Verführung und Gewalt. S. 19.
897
Лакер У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. М., 1994. С 158.
898
Haffner S. Anmerkungen zu Hitler. S. 41.
899
Дриёла Рошель П. Фашистский социализм. СПб., 2001. С. 5.
900
Cp.: Schoenbaum D. Hitler’s Social Revolution. New York, 1967. S. 276.
901
См.: Lukacs J. The Hitler of History. P. 81.
902
Цит. no: Greiffenhagen M. Von Potsdam nach Bonn. München, 1986. S. 83.
903
См.: Bracher K. D. Die deutsche Diktatur. S. 368.
904
Известная исследовательница женского вопроса в нацистские времена Д. Клингзик указывала, что отношение Гитлера к женскому вопросу было попыткой повернуть колесо истории вспять. Cp.: Klingsieck D. Die Frau im NS-Staat. Stuttgart, 1982. S. 135.
905
Herf J. Reactionary modernism. Technology, culture, and politics in Weimar and the Third Reich. Cambridge, 1984, D. IX.
906
См.: Broszat M. Zur Struktur der NS-Massenbewegung // VfZ, 1983. H. 1. S. 66.
907
SmelserR. Robert Ley: Hitlers Mann an der «Arbeitsfront». Eine Biographie. Paderborn, 1989. S. 297.
908
Schoenbaum D. Die braune Revolution. S. 317.
909
Herf J. Reactionary Modernism. P. 55.
910
Prinz M., Zitelmann R, (Hg) NS und Modernisierung. Darmstadt, 1991. S. 19.
911
Соті G., Gies H. Blut und Boden. S. 56.
912
Speer A. Erinnerungen, Frankfurt am Main, 1969. S. 229.
913
Nipperdey Th. 1933 und die Kontinuität der deutschen Geschichte // Historische Zeitschrift, 1978. Bd. 227, H. 1. S. 104.
914
Aubin H, Zorn W. (Hg) Handbuch der deutschen Wirtschaftsund Sozialgeschichte. Bd. 2. Stuttgart, 1975. S. 716.
915
Sachse C. Siegel T. Spode H. Spohn W. Angst, Belohnung, Zucht und Ordnung. Herrschaftsmechanismen im Nationalsozialismus. Opladen, 1982. S. 106
916
См.: Alber J. Nationalsozialismus und Modernisierung // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie, 1989. Jg. 41. H. 2. S. 354.
917
Bracher K. D., Funke M, Jacobsen Я.-A. (Hg) Nationalsozialistische Diktatur 1933–1945. Eine Bilanz. Düsseldorf, 1983. S. 280.
918
ZapfW. Wandlungen der deutschen Elite. Ein Zirkulationsmodell deutscher Führungsgruppen 1919–1961. München, 1965. S. 160.