сказать, его «валентность»), не есть строго определенная величина. Тем не менее, я буду обозначать ее через ν, помня, что она определена, как говорят физики, с точностью до порядка. А именно, ν= 10. Трудно представить себе человека, у которого число друзей исчисляется сотнями. С другой стороны, и человек, который способен дружить не более, чем с одним человеком, представляет скорее исключение, чем правило.
Связи, которые не являются валентными, я назову массовыми связями (сокращенно: т — связями). Число таких связей у одного человека может быть очень велико, а благодаря изобретению средств массовой коммуникации оно становится принципиально неограниченным. Отношения, в которые человек вступает с прохожими на улице или со случайными попутчиками в автобусе,— пример m-связи. Президент Соединенных Штатов Америки находится в т — связи со всеми гражданами, которые смотрят по телевизору его выступление. Священник находится в массовой связи со всеми прихожанами, которые слушают его проповеди и время от времени приходят исповедоваться, а милиционер — с жителями своего участка, которых он иногда отвозит в вытрезвитель или арестовывает. Поверхностное, «шапочное» знакомство — тоже массовая связь. Поэтому я вынужден вводить новое словосочетание «валентная связь», а не просто говорить о «личной» связи. Когда пользуются выражением личная связь, хотят противопоставить ее общественной связи, то есть связи, формализованной в каких-то общественных структурах, но ничего не говорят о характере взаимоотношений между людьми.
Человек обладает врожденной потребностью в валентных связях: она досталась ему в наследство от общественной организации его животных предков, которая основывалась на индивидуализированных связях между особями. Этот способ организации свойственен не только предкам человека, но и многим другим позвоночным, как мы узнаем из замечательной книги одного из крупнейших современных специалистов по поведению животных Конрада Лоренца. [27] Это наиболее сложный способ социальной организации в животном мире. Кроме организации, основанной на индивидуализированных связях, Конрад Лоренц описывает еще три типа сообщества животных.
1) Самый примитивный тип общества — это анонимная стая или стадо. Мы находим его, например, у сельди, у леммингов, у многих копытных. Животные в стаде испытывают друг к другу взаимное притяжение, распознавая представителей своего вида по общим для них признакам и не делая никаких различий между отдельными индивидуумами. Сила притяжения со стороны стада, действующая на одно животное или небольшую группу, «чудовищно велика и возрастает с размером стада, возможно — в геометрической прогрессии».[28]
2) Второй тип общества обладает, в отличие от стада, некоторой структурой. Здесь силы связывают конкретную пару особей, а именно самца и самку, производящих и воспитывающих общее потомство. Но силы эти определяются исключительно распределением особей по территории; сила связывает не особь X с особью Y , а особь, живущую в месте А, с особью другого пола, живущую в том же месте. Поэтому, когда по каким-либо причинам территориальное распределение меняется, связи безболезненно разрываются и заменяются новыми. Так живут, например, ящерицы и аисты. В книге Лоренца описывается следующий эпизод из семейной жизни аистов, свидетелем которого был проф. Э. Шюц. Весной аисты-самцы прилетают раньше самок. Одной весной аист, живший на крыше дома профессора Шюца, прилетел, как обычно, на старое место. Спустя некоторое время, появилась самка, но не хозяйка гнезда, а другая (хозяева были окольцованы). Самец приветствовал ее всеми знаками внимания, причитающимися супруге, после чего они стали возиться с гнездом. Через два дня прилетела прежняя хозяйка гнезда и вступила в отчаянную территориальную схватку с новой хозяйкой. Самец наблюдал за битвой равнодушно, не делая попыток помочь какой-либо из сторон. Победила старая хозяйка, после чего самец принялся как ни в чем не бывало продолжать ремонт гнезда. Такого рода связи можно назвать «производственными»: особи выступают здесь как исполнители определенной функции и поэтому являются взаимозаменяемыми.
3) Третий способ общественной организации — жить кланами или большими семьями. Из млекопитающих так живут, например, крысы. К этому же типу относится жизнь общественных насекомых, как например, пчел. Число особей в клане слишком велико, чтобы его члены могли распознавать друг друга индивидуально. В большинстве случаев принадлежность к клану распознается по запаху. Кланы ведут друг с другом свирепые войны. Животных, попавших в чужой клан, обычно убивают.
4) Четвертый и наивысший тип общества — это общество, основанное на индивидуализированных связях. Каждая такая связь представляет собой самостоятельное явление: она связывает конкретную особь Х с конкретной особью Y (хотя, конечно, механизм возникновения связи един). Особи Х и Y могут быть как разных полов, так и одного пола. Лоренц называет такие отношения между животными дружбой — без всяких кавычек, ибо смысл и механизм этих явлений у человека таков же, как и у высших животных; совокупность особей, связанных между собой попарными отношениями дружбы, он называет группой. Зачатки индивидуализированных связей встречаются у некоторых рыб; шире они распространены среди птиц (галки, гуси) и еще шире — среди млекопитающих (классический пример — волки). Лоренц подробно и с большой теплотой описывает отношения дружбы между дикими серыми гусями.
Валентные связи между людьми не исчерпываются, конечно, теми отношениями дружбы, которые доступны и животным, но эти отношения входят как важная биологическая компонента. Культура вносит новые элементы в валентные связи, придает им дополнительные измерения. Для кибернетика здесь важен следующий факт: когда мозг животного развивается в достаточной степени, чтобы уверенно отличать друг от друга много различных особей своего вида, возникает и становится все более распространенным новый тип общественной организации — основанный на индивидуализированных связях. Индивидуализированные связи, подобно валентным связям между атомами, дают возможность строить сколь угодно сложные структуры, не сводящиеся к простой куче, стаду. Эти структуры могут быть одновременно сильно связанными и подвижными, способными к трансформации. В этом — отличие индивидуализированных V-связей от массовых и смысл их появления в процессе эволюции жизни.
Модель пересекающихся V-иерархий
Президент США избирается путем всеобщего прямого голосования. Его выступления может смотреть и слушать каждый гражданин, и принятые им решения непосредственно влияют на каждого. Это — массовая связь; на связях такого рода основано современное демократическое государство, объединяющее миллионы граждан. Валентные связи ограничены сверху числом n . Можно ли на основе валентных связей построить общественную систему, представляющую из себя единое целое и включающую миллионы индивидуумов? Можно, но необходимым условием является наличие в такой системе четкой многоуровневой иерархии.
Я предлагаю читателю рассмотреть следующую схему или модель принятия решений и управления обществом, основанную на V- связях.
В жизни человека и человеческого общества можно выделить несколько важных аспектов: производственный, бытовой, научно-исследовательский, политический и др. Каждому аспекту соответствует иерархическая система валентных связей, с помощью которой общество принимает решения, связанные с этим аспектом и проводит принятые решения в жизнь. Будем называть их V- иерархиями. Общее число выбранных аспектов, а следовательно V- иерархий, не должно быть велико: вероятно, в пределах от 2 до 8.
Образование каждой V- иерархии происходит следующим образом. Вначале все граждане объединяются в — и, следовательно, разбиваются на — группы по V человек. Здесь V существенно меньше v и заключено, вероятно, в пределах от 4 до 8. Предполагается, что в группе устанавливаются — в результате активных контактов — валентные связи между каждой парой членов. Образование группы должно происходить на строго добровольных началах; процесс этот, конечно, не простой, и займет он немало времени. Когда образование групп закончено, каждая группа — будем называть эти группы группами основного или нулевого уровня — выделяет одного представителя. Это будут представители первого уровня. Они объединяются в группы первого уровня, опять-таки основанные на V- связях между членами. Представитель первого уровня продолжает оставаться членом своей группы основного уровня и участвовать в ее жизни. Таким образом, он будет участвовать в жизни двух групп одновременно. Группы первого уровня выбирают представителей второго уровня и т.д., пока на вершине пирамиды не оказывается один представитель.
Иерархия не остается фиксированной раз и навсегда. В любой момент (или раз в течение определенного времени — этот, как и многие другие вопросы, я оставляю без конкретизации) группа i- го уровня может отозвать своего представителя на i+1 — ом уровне и заменить его другим (но отозвать своего представителя, поднявшегося на i+2 -ой уровень, без согласия соответствующей группы i+1-ого уровня она не может). Так как принять решение, что человек чего-то недостоин, требует гораздо меньше времени, чем принять решение, что он достоин, представитель высокого уровня, совершивший единодушно порицаемое деяние, может в мгновение ока скатиться до самого низа иерархии. Далее, контакты между членами разных групп (которые не запрещаются и значит будут иметь место) могут приводить к изменению состава групп, что также может влиять на движение вверх и вниз по иерархии. Массовые связи тоже, разумеется, сохраняются и будут играть роль: человек, написавший хорошо читаемую книгу, воздействует на все общество в целом (и надо думать, на свое продвижение по одной из V-иерархий).
Каждая группа представителей принимает решения, относящиеся ко всем представителям и рядовым членам групп, участвовавшим в выборе этой группы. Деятельность V- иерархии, и в частности взаимоотношения между уровнями, должны быть основаны на принципе структурно-функционального параллелизма. Я не могу конкретизировать эту мысль, так как строю чисто абстрактную схему, но я допускаю, например, что в политической V- иерархии (или одной из политических иерархий, ибо их может быть несколько, в соответствии с различными аспектами политической жизни) применение физического насилия может разрешаться только со стороны членов группы, к которой принадлежит данный индивидуум, включая представителя.
Сделаем несколько несложных математических расчетов, чтобы убедиться, что наша схема не вступает в противоречие с реальными цифрами, характеризующими сегодняшнего человека и человеческое общество.
Обозначим через N число членов общества. Высота иерархии, которую обозначим через h, будет связана с N и V соотношением
Vh=N или h=logN/logV.
Положим V=5, N= 250 млн. Тогда h =12. Допустим, что образование группы на каждом уровне будет занимать полгода (с учетом времени, необходимого для установления долговременных валентных связей). Тогда формирование всей V- иерархии будет выполнено за 6 лет.
Займемся теперь вопросом о полном числе валентных связей, в которые должен будет вступать член нашего гипотетического общества. Член каждой иерархии вступает в V—1 связей со своими товарищами по группе основного уровня. Если его избирают представителем первого уровня, то число его связей будет 2 (V-1) . Если он поднимается до второго уровня, — 3(V-1) и т.д.
Глава иерархии должен иметь h(V-1) связей (столько же, сколько на уровне h — 1 , ибо ему уже не с кем контактировать по горизонтали). В нашем примере h (V — 1) = 48.
Итак, чем выше положение гражданина в некоторой V-иерархии, тем больше он должен иметь валентных связей. Это, во-первых, предъявляет к высокопоставленным представителям