Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Инерция страха. Социализм и тоталитаризм. В. Ф. Турчин

сказать, его «валент­ность»), не есть строго определенная величина. Тем не менее, я буду обозначать ее через ν, помня, что она определена, как го­ворят физики, с точностью до порядка. А именно, ν= 10. Трудно представить себе человека, у которого число друзей исчисляется сотнями. С другой стороны, и человек, который спо­собен дружить не более, чем с одним человеком, представляет скорее исключение, чем правило.

Связи, которые не являются валентными, я назову массовы­ми связями (сокращенно: т — связями). Число таких связей у одного человека может быть очень велико, а благодаря изоб­ретению средств массовой коммуникации оно становится принципиально неограниченным. Отношения, в которые чело­век вступает с прохожими на улице или со случайными попут­чиками в автобусе,— пример m-связи. Президент Соединенных Штатов Америки находится в т — связи со всеми гражданами, которые смотрят по телевизору его выступление. Священник находится в массовой связи со всеми прихожанами, которые слушают его проповеди и время от времени приходят испове­доваться, а милиционер — с жителями своего участка, которых он иногда отвозит в вытрезвитель или арестовывает. Поверх­ностное, «шапочное» знакомствотоже массовая связь. Поэтому я вынужден вводить новое словосочетание «валентная связь», а не просто говорить о «личной» связи. Когда пользуют­ся выражением личная связь, хотят противопоставить ее об­щественной связи, то есть связи, формализованной в каких-то общественных структурах, но ничего не говорят о характере взаимоотношений между людьми.

Человек обладает врожденной потребностью в валентных связях: она досталась ему в наследство от общественной ор­ганизации его животных предков, которая основывалась на индивидуализированных связях между особями. Этот способ организации свойственен не только предкам человека, но и мно­гим другим позвоночным, как мы узнаем из замечательной книги одного из крупнейших современных специалистов по по­ведению животных Конрада Лоренца. [27] Это наиболее сложный способ социальной организации в животном мире. Кроме организации, основанной на индивидуализированных связях, Конрад Лоренц описывает еще три типа сообщества животных.

1) Самый примитивный тип общества — это анонимная стая или стадо. Мы находим его, например, у сельди, у леммингов, у многих копытных. Животные в стаде испытывают друг к другу взаимное притяжение, распознавая представителей своего вида по общим для них признакам и не делая никаких разли­чий между отдельными индивидуумами. Сила притяжения со стороны стада, действующая на одно животное или неболь­шую группу, «чудовищно велика и возрастает с размером стада, возможно — в геометрической прогрессии».[28]

2) Второй тип общества обладает, в отличие от стада, неко­торой структурой. Здесь силы связывают конкретную пару особей, а именно самца и самку, производящих и воспитываю­щих общее потомство. Но силы эти определяются исключитель­но распределением особей по территории; сила связывает не особь X с особью Y , а особь, живущую в месте А, с особью другого пола, живущую в том же месте. Поэтому, когда по каким-либо причинам территориальное распределение меняет­ся, связи безболезненно разрываются и заменяются новыми. Так живут, например, ящерицы и аисты. В книге Лоренца описы­вается следующий эпизод из семейной жизни аистов, свидете­лем которого был проф. Э. Шюц. Весной аисты-самцы прилетают раньше самок. Одной весной аист, живший на крыше дома профессора Шюца, прилетел, как обычно, на старое место. Спустя некоторое время, появилась самка, но не хозяйка гнезда, а другая (хозяева были окольцованы). Самец приветствовал ее всеми знаками внимания, причитающимися супруге, после чего они стали возиться с гнездом. Через два дня прилетела прежняя хозяйка гнезда и вступила в отчаянную территориальную схватку с новой хозяйкой. Самец наблюдал за битвой равнодушно, не делая попыток помочь какой-либо из сторон. Победила старая хозяйка, после чего самец принялся как ни в чем не бывало продолжать ремонт гнезда. Такого рода связи можно назвать «производственными»: особи выступают здесь как исполнители определенной функции и поэтому являются взаимозаменяемыми.

3) Третий способ общественной организации — жить клана­ми или большими семьями. Из млекопитающих так живут, например, крысы. К этому же типу относится жизнь обществен­ных насекомых, как например, пчел. Число особей в клане слишком велико, чтобы его члены могли распознавать друг друга индивидуально. В большинстве случаев принадлежность к клану распознается по запаху. Кланы ведут друг с другом свирепые войны. Животных, попавших в чужой клан, обычно убивают.

4) Четвертый и наивысший тип общества — это общество, основанное на индивидуализированных связях. Каждая такая связь представляет собой самостоятельное явление: она связывает конкретную особь Х с конкретной особью Y (хотя, конечно, механизм возникновения связи един). Особи Х и Y могут быть как разных полов, так и одного пола. Лоренц называет такие отношения между животными дружбой — без всяких кавычек, ибо смысл и механизм этих явлений у человека таков же, как и у высших животных; совокупность особей, связан­ных между собой попарными отношениями дружбы, он называет группой. Зачатки индивидуализированных связей встречаются у некоторых рыб; шире они распространены среди птиц (галки, гуси) и еще шире — среди млекопитающих (классический пример — волки). Лоренц подробно и с большой теплотой описывает отношения дружбы между дикими серыми гусями.

Валентные связи между людьми не исчерпываются, конеч­но, теми отношениями дружбы, которые доступны и животным, но эти отношения входят как важная биологическая компонен­та. Культура вносит новые элементы в валентные связи, при­дает им дополнительные измерения. Для кибернетика здесь ва­жен следующий факт: когда мозг животного развивается в до­статочной степени, чтобы уверенно отличать друг от друга много различных особей своего вида, возникает и становится все бо­лее распространенным новый тип общественной организации — основанный на индивидуализированных связях. Индивидуали­зированные связи, подобно валентным связям между атомами, дают возможность строить сколь угодно сложные структуры, не сводящиеся к простой куче, стаду. Эти структуры могут быть одновременно сильно связанными и подвижными, способ­ными к трансформации. В этом — отличие индивидуализирован­ных V-связей от массовых и смысл их появления в процессе эволюции жизни.

Модель пересекающихся V-иерархий

Президент США избирается путем всеобщего прямого голо­сования. Его выступления может смотреть и слушать каждый гражданин, и принятые им решения непосредственно влияют на каждого. Это — массовая связь; на связях такого рода осно­вано современное демократическое государство, объединяющее миллионы граждан. Валентные связи ограничены сверху числом n . Можно ли на основе валентных связей построить общест­венную систему, представляющую из себя единое целое и вклю­чающую миллионы индивидуумов? Можно, но необходимым условием является наличие в такой системе четкой многоуров­невой иерархии.

Я предлагаю читателю рассмотреть следующую схему или модель принятия решений и управления обществом, основан­ную на V- связях.

В жизни человека и человеческого общества можно выделить несколько важных аспектов: производственный, бытовой, научно-исследовательский, политический и др. Каждому аспекту соответствует иерархическая система валентных связей, с по­мощью которой общество принимает решения, связанные с этим аспектом и проводит принятые решения в жизнь. Будем назы­вать их V- иерархиями. Общее число выбранных аспектов, а сле­довательно V- иерархий, не должно быть велико: вероятно, в пределах от 2 до 8.

Образование каждой V- иерархии происходит следующим образом. Вначале все граждане объединяются в — и, следова­тельно, разбиваются на — группы по V человек. Здесь V су­щественно меньше v и заключено, вероятно, в пределах от 4 до 8. Предполагается, что в группе устанавливаются — в резуль­тате активных контактов — валентные связи между каждой па­рой членов. Образование группы должно происходить на строго добровольных началах; процесс этот, конечно, не простой, и займет он немало времени. Когда образование групп закончено, каждая группа — будем называть эти группы группами основ­ного или нулевого уровня — выделяет одного представителя. Это будут представители первого уровня. Они объединяются в группы первого уровня, опять-таки основанные на V- связях между членами. Представитель первого уровня продолжает оставаться членом своей группы основного уровня и участво­вать в ее жизни. Таким образом, он будет участвовать в жизни двух групп одновременно. Группы первого уровня выбирают представителей второго уровня и т.д., пока на вершине пира­миды не оказывается один представитель.

Иерархия не остается фиксированной раз и навсегда. В любой момент (или раз в течение определенного времени — этот, как и многие другие вопросы, я оставляю без конкретизации) группа i- го уровня может отозвать своего представителя на i+1 — ом уровне и заменить его другим (но отозвать своего представителя, поднявшегося на i+2 -ой уровень, без согласия соответствующей группы i+1-ого уровня она не может). Так как принять решение, что человек чего-то недостоин, требует гораздо меньше времени, чем принять решение, что он достоин, представитель высокого уровня, совершивший единодушно порицаемое деяние, может в мгновение ока скатиться до само­го низа иерархии. Далее, контакты между членами разных групп (которые не запрещаются и значит будут иметь место) могут приводить к изменению состава групп, что также может влиять на движение вверх и вниз по иерархии. Массовые связи тоже, разумеется, сохраняются и будут играть роль: человек, написавший хорошо читаемую книгу, воздействует на все об­щество в целом (и надо думать, на свое продвижение по одной из V-иерархий).

Каждая группа представителей принимает решения, относя­щиеся ко всем представителям и рядовым членам групп, участ­вовавшим в выборе этой группы. Деятельность V- иерархии, и в частности взаимоотношения между уровнями, должны быть основаны на принципе структурно-функционального паралле­лизма. Я не могу конкретизировать эту мысль, так как строю чисто абстрактную схему, но я допускаю, например, что в политической V- иерархии (или одной из политических иерархий, ибо их может быть несколько, в соответствии с различными ас­пектами политической жизни) применение физического наси­лия может разрешаться только со стороны членов группы, к которой принадлежит данный индивидуум, включая представи­теля.

Сделаем несколько несложных математических расчетов, чтобы убедиться, что наша схема не вступает в противоречие с реальными цифрами, характеризующими сегодняшнего чело­века и человеческое общество.

Обозначим через N число членов общества. Высота иерархии, которую обозначим через h, будет связана с N и V соотноше­нием

Vh=N или h=logN/logV.

Положим V=5, N= 250 млн. Тогда h =12. Допустим, что образование группы на каждом уровне будет занимать полго­да (с учетом времени, необходимого для установления долго­временных валентных связей). Тогда формирование всей V- ие­рархии будет выполнено за 6 лет.

Займемся теперь вопросом о полном числе валентных связей, в которые должен будет вступать член нашего гипотетического общества. Член каждой иерархии вступает в V—1 связей со свои­ми товарищами по группе основного уровня. Если его избирают представителем первого уровня, то число его связей будет 2 (V-1) . Если он поднимается до второго уровня, — 3(V-1) и т.д.

Глава иерархии должен иметь h(V-1) связей (столько же, сколько на уровне h — 1 , ибо ему уже не с кем контактировать по горизонтали). В нашем примере h (V — 1) = 48.

Итак, чем выше положение гражданина в некоторой V-иерар­хии, тем больше он должен иметь валентных связей. Это, во-первых, предъявляет к высокопоставленным представителям

Скачать:TXTPDF

Инерция страха. и тоталитаризм. В. Ф. Турчин Социализм читать, Инерция страха. и тоталитаризм. В. Ф. Турчин Социализм читать бесплатно, Инерция страха. и тоталитаризм. В. Ф. Турчин Социализм читать онлайн