дружественного равноправия, которое царит в пределах социалистической системы. Иногда они бывают вынуждены признать, что социализм обеспечивает равные права и возможности для развития народов внутри одного многонационального государства. Но поверить в то, что одни государства могут искренне стремиться к экономическому подъему других и оказывать им бескорыстную помощь,— это выше их сил.
Любопытным образчиком психологии среднего буржуазного политика служат прорицания одного американского журналиста, который уверял, что, оказывая помощь Китаю, русские роют себе могилу, ибо прирост населения в Китае настолько велик, что, став могущественным в экономическом отношении, он будет стремиться к «покорению
России». Подчинение, насилие, диктат — вот единственный доступный их пониманию язык. Где им поверить, что мы искренне рады экономическим успехам КНР, ибо они означают рост нашего общего могущества, могущества социализма.
Общий экономический и культурный подъем — вот главная цель всех стран социалистического лагеря, которые общими усилиями строят новое, коммунистическое общество.
Разумеется, было бы нелепо утверждать, что социалистические государства в политических и торговых отношениях между собой не ищут никакой выгоды. Понятие «взаимная выгода» так или иначе присутствует во всех соглашениях, регулирующих экономические и культурные связи внутри социалистического лагеря. Все дело в том, как понимать выгоду. Когда Советский Союз предоставляет широкую материальную помощь и долгосрочные кредиты другим социалистическим государствам, такие соглашения не всегда могут считаться выгодными с точки зрения элементарного коммерческого расчета. Но политически неверно рассматривать эти соглашения как коммерческую сделку. В братской, бескорыстной помощи, оказываемой социалистическими государствами друг другу, находит проявление единство их целей. И эта помощь выгодна обеим сторонам, равно как и всем другим странам социалистического лагеря, ибо развитие производительных сил любой из них приближает победу коммунизма.
Развитие производительных сил социалистических стран означает, в частности, возможность все более широкого кооперирования и обмена между ними, специализации, позволяющей резко увеличить производительность труда, производить продукции больше и сокращать затраты. Такая специализация уже успешно развивается. Совет экономической взаимопомощи, согласовывающий (в возможной на данном этапе степени) экономические планы развития социалистических государств, — это прообраз того единого центра, который будет направлять развитие экономики и культуры будущего коммунистического общества.
Одним из примеров новых отношений между социалистическими государствами служит Объединенный институт ядерных исследований. Впервые в истории науки найдена наиболее достойная и соответствующая ее благородным задачам форма творческой организации, совместного коллективного труда ученых разных стран. При этом не в области археологии или этнографии, а в ядерной физике, в самой злободневной, если можно так выразиться, отрасли современной науки, каждое слово которой рассматривается на Западе как величайший секрет.
Отношения между социалистическими государствами не могут не быть равноправными уже по той простой причине, что ни одна из сторон не ищет возможности выиграть что-либо в ущерб своим партнерам. В пределах социалистической системы выигрыш одного государства означает выигрыш и для других, равно как проигрыш одного неизбежно означал бы общий проигрыш.
Разумеется, процесс установления нового типа международных отношений и их развития не всегда может проходить гладко и безболезненно, как и всякий исторический процесс. Не исключены недоразумения и ошибки, имеющие своим источником догматическое или ревизионистское извращение принципа пролетарского интернационализма, этой важнейшей теоретической основы взаимоотношений социалистических государств. Так, немалый ущерб социалистической системе принесло догматическое представление, согласно которому все социалистические страны должны повторить в деталях опыт Советского Союза.
Догматик — тот же верующий; он поклоняется заученным цитатам, как мусульманин — корану, а христианин — священному писанию. Ему невдомек, что методы и средства социалистического строительства, примененные в одной стране, не всегда годятся для других стран, имеющих свои национальные особенности и строящих социализм в иных исторических условиях. Слепо следуя догме, он утрачивает способность критически мыслить и уже не в состоянии заметить вреда, причиняемого его действиями. А будучи, как всякий верующий, немного фанатиком, он объявляет ересью любое отклонение от единственно доступной его пониманию формулы. Словом, «если не от бога, значит, от черта».
Еще большую опасность для взаимоотношений социалистических государств представляют попытки ревизовать принцип пролетарского интернационализма. Отказываясь от всякого использования опыта строительства социализма в других странах, ревизионисты тем самым отвергают сам социализм, основные истины которого имеют всеобщее значение. Люди, ослепленные националистическим чванством и тем не менее называющие себя коммунистами, всерьез пытаются доказывать, будто коммунизм — сугубо «частное дело» каждой нации. Изобретено даже такое противоестественное понятие, как «национальный коммунизм».
Социализм в теории и на практике был и остается общим делом трудящихся всего мира, и окончательная его победа во всем мире возможна лишь при условии их интернациональной солидарности. Первым лозунгом научного социализма был лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Эта солидарность особенно важна для взаимоотношений социалистических государств, сплоченность и тесное единство которых служат надежной гарантией национальной независимости и суверенитета каждого из них, залогом успешного коммунистического строительства.
Объединенные в братское содружество, социалистические страны могут полностью решать и решают все вопросы своих взаимоотношений путем товарищеского обсуждения, на основе принципов пролетарского интернационализма. Это со всей очевидностью показал опыт последних лет, когда были решительно устранены все недоразумения, имевшие место в отношениях между социалистическими государствами, и еще больше упрочилось их единство.
Совещание представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве в ноябре 1957 г., выработало на основе марксизма-ленинизма принципы их взаимоотношений. В Декларации совещания говорится:
«Свои взаимоотношения социалистические страны строят на принципах полного равноправия, уважения территориальной целостности, государственной независимости и суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга. Это — важные принципы, однако они не исчерпывают всей сущности отношений между социалистическими странами. Неотъемлемой частью их взаимоотношений является братская взаимопомощь. В этой взаимной помощи находит свое действенное проявление принцип социалистического интернационализма»[6].
Важнейшее значение для дальнейшего развития отношений равенства и братства между народами стран социалистического лагеря имеет теоретическое положение, выдвинутое в докладе Н. С. Хрущева на внеочередном XXI съезде КПСС. В докладе указывается, что по мере дальнейшего развития экономики и культуры благодаря сотрудничеству и взаимопомощи выравниваются общие линии развития всех социалистических государств и они общим фронтом будут переходить к коммунизму.
Равноправие для всех
Следует остановиться на взаимоотношениях социалистических государств с другими странами. И в этой области внешней политики социалистические государства руководствуются марксистско-ленинскими принципами — правом наций на самоопределение, равноправием больших и малых государств. Уже с того момента, как на международной арене появилось первое социалистическое государство, оно начало оказывать оздоровляющее влияние на всю систему международных отношений, внося в них гуманность, уважение суверенных прав всех народов и многие другие принципы. С ростом авторитета Советского Союза, а затем и всего социалистического лагеря эти принципы находят все более широкое признание.
Великий же почин международного равноправия был сделан первым социалистическим государством, которое начало свое выступление на международной арене с предложения заключить мир без аннексий и контрибуций, с отказа от кабальных договоров, навязанных царской Россией некоторым зависимым странам Востока. Это было отрицанием вековой несправедливости, и за ним последовало утверждение новых норм международного права и международной морали: Советское государство заключило первые в истории равноправные соглашения большой страны с малыми.
Если попытаться коротко рассмотреть, какой непосредственный вклад вносят социалистические государства в развитие равноправных международных отношений, то необходимо выделить по крайней мере три основных момента.
Вступая в те или иные межгосударственные отношения, социалистические государства не позволяют ущемить свои суверенные права.
Вспомним «план Маршалла», предложенный после разрушительной второй мировой войны с целью обеспечить проникновение американского капитала во все страны, согласившиеся принять «помощь» «дяди Сэма», и утвердить там политическое влияние США. Эти и многие другие откровенные и завуалированные попытки навязать социалистическим государствам неравноправные соглашения неизменно встречали решительный отпор. И не потому, что социалистические страны не нуждались в помощи. Отнюдь нет. Империалисты выдвигали свои предложения очень своевременно — именно в те моменты, когда помощь была необходима.
И не из ложно понимаемого чувства национальной гордости. Напротив, ничто так хорошо не согласуется с моральными принципами социализма, как дружеская помощь человека человеку, народа народу, государства государству.
Предложения, подобные «плану Маршалла», были отвергнуты потому, что они выдвигались с нечистыми намерениями, потому, что их принятие означало бы большую или меньшую степень ущемления суверенитета социалистических государств. Народ, раз и навсегда избавившийся от «собственных» эксплуататоров, завоевавший себе свободу, никогда не согласится поступиться ею, какие бы ему за это не сулили блага.
Социалистические государства не только защищают свою независимость, они никогда не используют возможности ущемить права и интересы своих партнеров.
Социалистическим государствам чужды методы политического шантажа, и они ведут переговоры, заключают соглашения не с «позиции силы», а с позиции равноправия. В настоящее время СССР и другие социалистические государства оказывают разнообразную экономическую помощь ряду стран Азии, Ближнего и Среднего Востока. Эта помощь не оговаривается никакими условиями политического характера. Поэтому ее охотно и с благодарностью принимают.
Один американский журналист горько сетует по поводу того, что рубль «нравится азиатам больше доллара». По-видимому, предпочитают рубль потому, что вслед за долларами в страну проникают «тихие» и шумные американцы, которые облюбовывают подходящие места для военных баз и диктуют свою волю парламентам и правительствам.
Мы выбрали вопрос об оказании помощи, ибо какие еще отношения создают больше возможностей для злоупотребления силой, чем отношения должника с кредитором. И именно здесь с наибольшей наглядностью видна верность социалистических государств идеям равноправия и дружбы народов.
Социалистические государства не только сами строго соблюдают принцип равноправия, они постоянно отстаивают право наций на самоопределение, противодействуют посягательству на суверенные права народов.
Конечно, в первые годы после революции влияние СССР в большой мере ограничивалось, если можно так выразиться, «личным примером»: сразу же после Октябрьской революции Советское правительство отказалось от несправедливых договоров, навязанных царской Россией Ирану, Турции и другим странам Востока. Но, по мере того как росли международный авторитет и влияние Советского государства, его голос звучал все сильнее, и с ним были вынуждены считаться, тем более, что провозглашаемые им идеи отвечали коренным интересам зависимых народов и встречали энергичную поддержку трудящихся всего мира.
Вклад социалистического государства в распространение принципа равноправия на все международные отношения нашел свое яркое выражение при разработке Устава Организации Объединенных Наций. СССР активно добивался внесения в Устав наиболее прогрессивных принципов международного права. На всем протяжении деятельности ООН делегации Советского Союза и других социалистических государств неизменно выступают в защиту священных прав наций на решение своей судьбы и самостоятельное государственное развитие. Твердая позиция, занятая СССР и другими странами социализма, суровое предостережение агрессорам в 1956, 1957 и в 1958 гг. трижды помогли восстановить справедливость: агрессоры ушли из Египта, не решились прийти в Сирию и республиканский Ирак, интервенция в Ливане не достигла поставленных перед ней задач.
Не только по этим направлениям идет вклад социалистических государств в развитие равноправных отношений на международной арене. Этой благородной цели так или иначе служит вся их внешняя политика. Так, своей