последовательной борьбой за мир и разоружение, за прекращение ядерных взрывов и запрещение атомного оружия социалистические страны противодействуют самому безжалостному виду насилия — войне и способствуют созданию такой атмосферы, в которой могут успешно складываться дружественные деловые и культурные отношения суверенных национальных государств, независимо от их социального и политического строя.
Ныне принцип равноправия может считаться общепризнанным. Он значится первым среди пяти принципов мирного сосуществования — знаменитых «панча шила». Он дважды торжественно провозглашен на конференциях стран Азии и Африки — в Бандунге и в Каире. И если на Западе есть еще государственные деятели, которые открыто не заявили о признании этого принципа как единственной нормальной основы международных отношений, то вряд ли найдется хоть один политический деятель, который решится публично его отвергнуть.
Равноправие для всех государств, больших и малых, развитых и слаборазвитых, — в достижении этой благородной цели выдающийся вклад принадлежит странам социализма.
Мужчины и женщины
«Прогресс человечества состоит в устранении всего, что ставит в зависимость и подчинение человека от человека, класс от класса, пол от пола…» «Если говорить о равенстве всех людей, то нелепо исключать из него половину человеческого рода».
Эти слова принадлежат выдающемуся пропагандисту научного социализма Августу Бебелю, который оставил интересный труд «Женщина и социализм».
В книге Бебеля есть любопытная мысль. Она заключается в том, что из всех слоев общества, кровно заинтересованных в установлении коммунизма, наиболее заинтересованы в нем женщины. Бебель подчеркивает, что это понимали давно. В одной из комедий греческого драматурга Аристофана рассказывается, как женщины предъявили свои права на власть. Мужчины, уставшие от политических распрей, согласились уступить им власть, желая посмотреть, что из этого выйдет. И когда женщины стали править, первой их заботой стало «введение коммунизма».
Это — шутка, особенно если учесть, что в те времена могло существовать самое смутное представление о коммунизме. Но шутка родилась не случайно, она опирается на тот несомненный факт, что при любом эксплуататорском строе женщины составляли самую забитую и униженную часть общества, которая больше всех мечтает об иных, справедливых порядках.
При капитализме в особенно бесправном положении находятся женщины из народа. Постоянные материальные трудности, особенно возрастающие в период беременности и ухода за ребенком, привязанность женщины к домашнему очагу резко ограничивают ее возможность применить свои способности, активно участвовать в общественной жизни.
То полезное, что капитализм сделал для разрешения женского вопроса, — вовлечение части женщин в общественный труд — наполовину обесценивается практикуемой при этом жестокой дискриминацией. В наиболее развитых и цивилизованных капиталистических странах женский труд оплачивается намного ниже мужского при равной производительности. При этом характерно, что дискриминация в оплате женского труда не только не сокращается, а, наоборот, имеет тенденцию увеличиваться. Так, в США в 1920 г. женщина получала в среднем на 22,8 цента в час меньше мужчины, в 1939 г.— на 29 центов, в 1948 г. — на 41,3 цента. В 1950 г. женщина-работница получала в среднем на 1285 долларов в год меньше, чем мужчина. Дискриминация женского труда дает монополиям ежегодно свыше 5 млрд. долларов сверхприбыли.
Дискриминация женщин из народа, вовлекаемых в общественное производство, не ограничивается пониженной оплатой их труда. Другая сторона этой дискриминации состоит в том, что капиталистическая система делает очень мало для обеспечения нормальных условий женского труда. Физические особенности женщины требуют особых гарантий охраны труда, если она занята на тяжелых работах; ей в гораздо большей степени, чем мужчине, нужна медицинская помощь; как мать, она нуждается в целой системе специальных учреждений: родильных домах, яслях, детских садах, консультациях и т. д. Женщина-мать, не имеющая к своим услугам подобных учреждений, вынуждена оставлять работу (иной раз без надежды получить ее вновь), терять квалификацию, ограничивать семью в средствах.
Система бизнеса не может и не хочет учитывать этого. Ее заветная цель — дать как можно больше прибылей при наименьших вложениях капитала и издержках. Как гигантская мельница, она методически перемалывает в своих жерновах рабочую силу и остается безразличной к тому, какие нужды и потребности эта рабочая сила имеет.
Особая сложность женского вопроса в условиях капитализма состоит в ограничении гражданских и политических прав женщин, которое распространяется уже не только на женщин из трудящихся классов, хотя, разумеется, тяжелей всего отзывается именно на их положении. Буржуазия всегда противодействовала, например, предоставлению женщинам избирательных прав. Почему — не трудно понять: это означало приобрести незначительное число голосов женщин из господствующих классов и усилить своего классового противника миллионами голосов женщин из народа. Поэтому каждый шаг в области политического равноправия женщин пролетариату приходилось завоевывать в жестокой борьбе. В Англии женщины получили право голоса только в 1932 г., во Франции — в 1945 г. А в такой буржуазно-демократической республике, как Швейцария, женщины отстранены от участия в выборах и поныне.
Общественное бесправие женщины проявляется и в семейных отношениях, когда изо дня в день женщина — мать, жена, дочь — сталкивается с суровыми законами, ограничивающими ее возможность проявить свою волю и обязывающими к безоговорочному послушанию. По законам Российской империи, а ныне по законам некоторых капиталистических государств право собственности на имущество, приобретенное за время брака общими усилиями обоих супругов, принадлежит мужу. Без его разрешения жена не вправе совершать сделки и вступать в иные гражданские правоотношения. Если глава семьи вздумает переменить местожительство, жена обязана безропотно следовать за ним. Право воспитания детей и распоряжения их судьбой также принадлежит мужу. Вступая в брак, женщина обязана носить фамилию своего супруга.
Эти и многие другие нарушения прав женщины как члена семьи были закреплены в законодательном порядке. А сколько еще других подобных правил, провозглашаемых религией и намертво закрепляемых всем традиционным укладом общественной жизни! Запрещение браков с инаковерующими. Паранджа, выдача замуж малолетних, покупка невесты и ее умыкание, многоженство и двоеженство, освящаемые кораном. Результат этих и многих других унизительных и жестоких правил — бесчисленные трагедии женщин, лишаемых права на любовь, семью, материнство.
Конечно, нельзя забывать о том, что отношения в семье во многом зависят от уровня сознательности ее членов, их представлений о любви и дружбе, долге и справедливости. В противовес буржуазной морали, пролетариат выдвигает свою собственную мораль, которая решительно осуждает всякие нарушения прав женщины. Эта мораль господствует в большинстве пролетарских семей, ее справедливые принципы разделяются всеми, кто достаточно разумен, чтобы порвать с вековыми предрассудками и религиозными заповедями, освещающими неравенство женщин.
Но только социалистическая революция способна покончить со всеми ограничениями социальных, политических и гражданских прав женщины, закрепленными буржуазным правом и буржуазной моралью.
Чтобы сделать женщину активным борцом за свое освобождение, надо было дать ей в первую очередь возможность ощутить свои гражданские права в семье. Право голоса в семейных отношениях — это самое простое, самое понятное и непосредственно ощутимое для миллионов женщин изменение в их судьбе — играло серьезную политическую роль: оно готовило женщину к принятию прав и обязанностей гражданина, активного, равноправного участника общественной жизни.
Уже в декабре 1917 г. Лениным были подписаны первые декреты социалистического государства о браке и разводе, а в 1919 г. был издан кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Все предусмотренные законами ограничения прав женщин устранялись. Отныне женщина получала равные права с мужчиной в имущественном отношении, она могла свободно избирать профессию и местожительство, родительские права принадлежали в одинаковой мере обоим супругам, их фамилия устанавливалась на основе соглашения. Новый законодатель — пришедший к власти пролетариат — рассматривал семью как коллектив, в котором ни один из членов не должен пользоваться никакими привилегиями. В соответствии с политикой отделения церкви от государства Российская республика признавала лишь гражданские браки.
Но все эти акты могли служить и служили лишь прелюдией, вступлением к решению основной задачи — обеспечению экономических условий равноправия женщин. Попытаемся коротко ответить на вопрос, каковы экономические условия равенства женщин с мужчинами и в каком размере эти условие уже созданы в советском социалистическом обществе.
Не нужно много доказывать, что главной предпосылкой равноправия женщины в любой области жизни является ее равное участие в общественном труде (и, как важное следствие этого, ее одинаковая с мужчиной возможность обеспечивать себя материально). Такое равноправие должно быть создано всюду: в праве на труд и возможности заниматься трудовой деятельностью, в самом труде, в оценке результатов труда.
Рассматривать эти три момента следует, как это ни покажется странным… с конца. Дело в том, что по сложности решения в общественном масштабе эти задачи выступают в обратном порядке.
Что касается последней задачи, то она решается благодаря устранению всякой дискриминации при оценке результатов женского труда. Принцип равной оплаты за равный труд распространяется на всех, в том числе и на женщин. В Советском Союзе, а также и в других социалистических государствах труд женщин, в каких бы отраслях материального и культурного производства они ни были бы заняты, оплачивается одинаково с трудом мужчины.
Таким образом, социалистическое государство сразу же и безболезненно устанавливает порядок, недосягаемый в условиях капитализма.
Следующая по сложности задача обеспечить условия равноправия женщин в процессе самого труда.
В отличие от системы частного предпринимательства социалистическая система обязательно учитывает характерные особенности женской рабочей силы. Иначе не может быть. Там, где производство имеет конечной целью благополучие человека, оно станет отрицать само себя, если не будет учитывать интересов любого отряда грудящихся в процессе производства.
По своим физиологическим данным женщина не приспособлена к выполнению ряда работ, требующих большой физической силы. Пока сохраняется потребность в таких работах, равноправие женщины может быть обеспечено только теми видами трудовой деятельности, которые не вредят ее здоровью (труд педагогов, врачей и других работников в области культуры, некоторые профессии в промышленности и сельском хозяйстве, не требующие больших физических усилий).
Разумеется, для этого необходимо в первую очередь предоставить женщинам возможность овладеть соответствующими профессиями, получить образование. Опыт Советского Союза показывает, что социалистическое государство сознательно стремится открыть перед женщинами такие возможности.
В 1955/56 учебном году женщины составили 54,8% всех учащихся средних специальных учебных заведений (без заочников) и 52,3% всех студентов высших учебных заведений (также без заочников).
При этом женщины существенно преобладали как раз в тех высших учебных заведениях, которые готовят специалистов по отраслям труда, не требующим применения большой физической силы. Женщины составляли 75% студентов высших учебных заведений, выпускающих специалистов пищевой промышленности, 74,5% — легкой и особенно текстильной промышленности, 71% — студентов-медиков, 67%—среди учащихся университетов и педагогических вузов.
Соответственно такому целенаправленному развитию образования женщины заняли ведущее место в ряде отраслей трудовой деятельности. Они составляют сейчас 70%- учителей, 76% врачей (и 91% всего медицинского персонала), около 70% работников научных, учебных и культурно-просветительных учреждений. Около 19 тыс. советских женщин имеют ученые звания и степени. Женщины составляют свыше 42% научных сотрудников Академии наук СССР. Всего