Скачать:PDFTXT
Социализм и равенство. Г. Х. Шахназаров

среди специалистов с высшим образованием 53% женщин. Какой переворот, какая революция в положении женщины! И это на протяжении жизни одного поколения. А сколько скрыто за сухими цифрами удивительных женских судеб, подобных судьбе киргизки Турсун Усмановой, проданной в тринадцатилетнем возрасте за калым второй женой, а затем прошедшей путь от забитой рабыни домашнего очага до министра.

Другая сторона интересующего нас вопроса заключена в гарантиях охраны женского труда, учитывающих специфические особенности женской физиологии. Законы социалистического государства запрещают использовать труд женщин на тяжелых и вредных для здоровья работах. Сюда относится ряд видов труда в горнорудной, металлургической, химической, полиграфической и других отраслях промышленности, в строительном деле, на железнодорожном и водном транспорте. Во многих случаях использование женского труда на определенных работах оговаривается особыми условиями, предусматривающими ежемесячный медицинский осмотр (при этом администрация обязывается по требованию врача перевести женщину на другую, более легкую работу), создание на предприятиях комнат личной гигиены и т. д.

Но, несмотря на все сделанное для уравнения труда женщин и предоставление им ряда привилегий, эта задача далеко не может считаться решенной. Было бы нелепостью отрицать, что у нас женщины зачастую заняты на нелегких работах, от которых их желательно было бы освободить.

Вот что говорилось об этом в докладе Н. Поповой на международном семинаре, посвященном равноправию советских женщин:

«Часто зарубежные люди бросают нам упрек в том, что наши женщины работают на стройках, на благоустройстве дорог. Указанное положение является следствием тяжелой, разрушительной войны, которая погубила миллионы наиболее молодой, физически сильной части мужского населения. Мы предпочитаем, чтобы женщина работала главным образом у пульта управления, у автоматического станка, на посту инженера, учителя, врача, агронома, на административной работе, управляла сельскохозяйственными машинами и т. д. Но разве могла бы Советская страна без помощи женщин победить врага, подняться из пепла и руин? Разве без активного участия женщин можно было бы за 4—5 лет восстановить разрушенные войной города и села, фабрики и заводы, школы и жилища?»

Можно добавить к этому, что без вклада советских женщин не было бы и того высокого уровня развития производительных сил, который позволяет сейчас постепенно освобождать женщин от нелегкого физического труда. Главным путем решения этой проблемы является применение совершенной техники во всех областях производства, механизация и автоматизация производственных процессов, благодаря которым женщины смогут в сравнительно недалеком будущем участвовать во всех отраслях общественного труда. С развитием автоматизации будет неуклонно сокращаться список вредных профессий и в конце концов сведено до минимума преимущество физической силы, которое сейчас еще дает себя чувствовать.

Наконец мы подошли к рассмотрению самой сложной по трудности задачи — задачи обеспечения для женщин права на труд и возможности принимать участие в трудовой деятельности.

Если иметь в виду правовую сторону этого вопроса, то он ‘ясен: законы социалистического государства воспрещают всякую дискриминацию женщин при трудоустройстве. Закон не допускает возможности отказа в приеме на работу беременной женщины или кормящей матери.

Далее, если иметь в виду не только само право на труд, но и гарантии его осуществления, то они распространяются на женщин так же, как и на всех других членов общества. Когда в Советском Союзе было покончено с безработицей, с нею покончили для всех.

Масштабы вовлечения женщин в производительный общественный труд можно оценивать по следующим данным. С 1929 по 1941 г. число женщин — работниц и служащих — возросло более чем в три с половиной раза и составило около 12 млн. — 38,4% всех работающих. В настоящее время женщины составляют уже свыше 45% всех работающих в промышленности.

Эти цифры представляют собой результат не только общей гарантии права на труд, заключающейся в постоянной возможности устроиться на работу. Они в большей мере зависят от тех особых дополнительных возможностей для занятия трудом, в которых нуждаются женщины. Чтобы женщина могла принять полностью равноправное участие в общественном труде, необходимо облегчить ей воспитание детей и ведение домашнего хозяйства.

В советском социалистическом обществе сделано многое в этой области. Так, женщины, занятые на производстве, получают почти четырехмесячный отпуск на период родов. Администрация обязана предоставлять кормящим матерям дополнительные перерывы для кормления ребенка. Во всех случаях сохраняется заработная плата. Создана и постоянно расширяется сеть яслей, детских домов и т. д.

И тем не менее всего этого недостаточно. Не секрет, что в тысячах семей женщины, нередко уже получившие среднее и высшее образование и овладевшие профессией, вынуждены сидеть дома, присматривая за детьми и ведя хозяйство. Как правило, такая необходимость возникает на непродолжительный срок, но нередко она длится годами. По мере того как дети растут и достигают школьного возраста, заботы не сокращаются, а, напротив, увеличиваются.

Коммунистическая партия и Советское государство придают серьезное значение этой проблеме и принимают эффективные меры для ее решения. Убедительное доказательство этого — создание школ-интернатов, организация питания учащихся в школе, групп продленного школьного дня и т. д. Выделяются все большие средства на создание детских домов, яслей и других детских учреждений.

Если уже сейчас мы говорим о существенном облегчении для женщин трудностей, связанных с уходом за детьми, то в дальнейшем, естественно, встанет вопрос о возможно полной ликвидации этих трудностей. В не столь отдаленном будущем в СССР будет обеспечен порядок, при котором все дети с малолетства поступают в специальные учреждения, где их воспитывают, прививают им лучшие человеческие качества, гармонично развивают их таланты.

Гораздо более простой проблемой является освобождение женщин от обременительных забот по ведению домашнего хозяйства. Здесь все решение состоит во всемерном развитии специальных учреждений бытового назначения, в организации общественного питания, механизации и электрификации быта. То, что делается в этой области уже на наших глазах, неуклонно сокращает время, необходимое для домашних работ, и позволяет женщинам иметь больше досуга.

Конечно, можно было бы удовлетвориться уже достигнутым уровнем вовлечения женщин в общественный труд и в общественную жизнь. Этот уровень, пожалуй, не вызвал бы возражений у многих весьма взыскательных социалистов-утопистов, мечтавших о равноправии женщин с мужчинами. Но коммунизм ставит гораздо более смелые и грандиозные задачи — добиться полного участия женщин в общественном труде, в создании материальных и культурных ценностей, в поступательном прогрессе общества.

Вовлечение женщин в общественный труд, подъем их культурного уровня повлекли за собой более активное участие в общественной и политической жизни. Свыше 500 тыс. советских женщин являются депутатами Советов всех степеней, многие из них занимают высокие руководящие посты в советском государственном аппарате, в различных отраслях народнохозяйственной, политической, научной деятельности.

Конечная цель

Подытоживая все сказанное, можно теперь получить ответ на поставленные ранее вопросы.

Социалистическая революция устраняет главные причины общественного неравенства: частную собственность и основывающуюся на ней эксплуатацию труда, диктатуру эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством. В ходе революции с исторической арены исчезают эксплуататорские классы, остаются дружественные классы рабочих и крестьян, а также трудовая интеллигенция, имеющие общие интересы и судьбу. Шее члены социалистического общества равны по отношению к средствам производства; независимо от социальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии и других признаков они имеют равные права во всех областях жизни.

При социализме провозглашаются не только широкие политические, но и важнейшие социальные права (право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости и др.). Государство не только предоставляет гражданам равные права, но и постоянно заботится о создании условий, при которых все граждане имели бы необходимые возможности для осуществления своих прав. Возможности эти зависят от уровня общественного богатства и, по мере его роста, политические и социальные права людей неуклонно расширяются, наполняются все более глубоким содержанием.

Господствующие при социализме принципы — «кто не работает, тот не ест», «каждому по труду» — представляют собой высшую историческую справедливость по сравнению с капиталистическим способом распределения, прежде всего по капиталу. При социализме нет классового неравенства, а сохраняется лишь неравенство в доле той части общественного продукта, который распределяется через фонд заработной платы. В то же время определенная, постоянно возрастающая часть общественного продукта распределяется коммунистическим путем, независимо от количества и качества затраченного каждым труда.

Таким образом, при социализме достигается равенство людей, находящее свое выражение в том, что: а) все свободны от эксплуатации, б) все равны по отношению к средствам производства, в) все должны трудиться и имеют право получать по труду.

Социализм есть первая стадия коммунистического общества, не отделенная никакой стеной от второй его фазы — коммунизма. В процессе постепенного перехода от социализма к коммунизму шаг за шагом осуществляется пролетарское требование равенства.

«Демократия, — указывал Ленин, — означает равенство… Но демократия означает только формальное равенство. И тотчас вслед за осуществлением равенства всех членов общества по отношению к владению средствами производства, т. е. равенства труда, равенства заработной платы, пред человечеством неминуемо встанет вопрос о том, чтобы идти дальше, от формального равенства к фактическому, т. е. к осуществлению правила: «каждый по способности, каждому по потребностям»»[7].

Принцип распределения по потребностям представляет собой наивысший возможный предел общественного равенства. Дальше этого разговор о равенстве теряет всякий смысл, ибо вкусы и потребности людей остаются разными как при социализме, так и при коммунизме.

Социалистическая демократия, развиваясь, отрицает всякую несправедливость и в конце концов отрицается сама, уступая место обществу, в котором исчезают всякие различия между людьми разных классов, исчезают сами классы.

Ликвидация классов — самое радикальное решение проблемы равенства людей в обществе и представляет собой требование равенства, выдвигаемое научным социализмом. Вместе с классами снимается сама проблема равенства. Это понятие потеряет всякий смысл и найдет свое место в историческом архиве. Вот как рисует эту картину Энгельс:

«Через несколько поколений общественного развития, при коммунистическом строе и при увеличении количества средств поддержания жизни, люди должны будут дойти до того, что гордые требования равенства и права будут казаться столь же смешными, как смешно, когда теперь кичатся дворянскими и тому подобными наследственными привилегиями. Противоположность как по отношению к старому неравенству и к старому положительному праву, так и по отношению к новому, переходному праву исчезнет из практической жизни; тому, кто будет настаивать, чтобы ему с педантической точностью была выдана причитающаяся ему равная и справедливая доля продуктов,— тому в насмешку выдадут двойную порцию»[8].

Естественным результатом исторического процесса построения коммунизма, в ходе которого исчезнут классы, явится постепенное отмирание наций: человечество объединится в единую братскую семью с общей цивилизацией и общей судьбой. Исчезновение национальных различий будет означать полное снятие с повестки дня проблемы национального равноправия. Хочется думать, что не столь уж отдаленные наши потомки будут иметь честь, прибывая на соседние планеты, именовать себя не русскими или американцами, немцами или китайцами, а просто «землянами».

Предстоит еще нелегкий путь. Но мы верим в прекрасное будущее человечества, трудимся ради него и по многим приметам чувствуем его приближение.

1

В.

Скачать:PDFTXT

и равенство. Г. Х. Шахназаров Социализм читать, и равенство. Г. Х. Шахназаров Социализм читать бесплатно, и равенство. Г. Х. Шахназаров Социализм читать онлайн