политических прав.
Предоставляя своим гражданам самые широкие политические права, социалистическое государство возлагает на них ряд обязанностей. Каждый советский человек обязан честно трудиться, исполнять законы государства, участвовать в защите Отечества. Равные в правах равны и в обязанностях.
В первые годы Советской власти развитие политической активности трудящихся серьезно тормозилось наследием царского режима — безграмотностью. В деревне, где проживала большая часть населения, грамотных было меньше 20% . Естественно, что в таких условиях трудно было говорить о подлинном равноправии, так как неграмотный человек, по словам Ленина, стоит вне политики, его надо сперва обучить азбуке.
И Советское государство выделяло большие средства на ликвидацию неграмотности, руководствуясь не только просветительными целями, но и стремлением привлечь массы людей к участию в политической жизни, обеспечить равную для всех возможность использовать свои политические права. В 1919 г. правительство РСФСР привяло декрет, в котором говорилось:
«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СИ К. постановил: 1) Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать обязано обучиться грамоте на родном или русском языке, по желанию».
Теперь, когда в СССР создана самая развитая и передовая система народного образования, не приходится и говорить о том, насколько выросли уровень политической сознательности людей, их готовность активно участвовать в управлении. Политическое равноправие находит яркое выражение в составе и деятельности органов власти. Около 1 млн. 800 тыс. советских граждан являются депутатами Советов всех степеней, свыше 2,5 млн. человек работают в различных комиссиях при Советах.
Важная особенность советской системы состоит в том, что участие в представительных органах не может стать профессией и рассматривается как почетная общественная обязанность. Депутаты съезжаются на сессии Советов: рабочий — от станка, колхозник — с поля, ученый — из лаборатории. Окончилась сессия, и все они возвращаются к своему труду. Таким образом, избранники народа остаются в своих коллективах, и товарищи всегда могут высказать мнение об их политической деятельности. Кроме того, существуют различные формы контроля общественности над деятельностью народных представителей, в том числе такие действенные, как обязанность депутатов систематически отчитываться перед избирателями, право избирателей отозвать депутата, если он не оправдает оказанного ему доверия.
Социалистическая демократия, следовательно, обеспечивает главные условия политического равноправия: представление самых различных интересов в органах власти и народный контроль над их деятельностью.
Но это не все. Ведь наличие условий для осуществления политических прав еще не служит гарантией того, что все или хотя бы большинство граждан в полной мере используют свои права. Не каждый склонен к активной политической или общественной деятельности, есть люди, чьи интересы почти не выходят за рамки их личной жизни. Полное равноправие, в самом законченном понимании этого слова, немыслимо без преодоления остатков безразличия к общественной жизни, без воспитания у всех членов общества чувства хозяйской ответственности за судьбы своей страны.
Коренным принципом социалистической демократии является ее постоянное развитие и совершенствование, идущее по линии вовлечения все более широких трудящихся масс в управление государством. Здесь речь идет уже не только о равном праве каждого гражданина на участие в делах государства, а непосредственно о самом его участии.
Опыт показывает, что решение этой грандиозной задачи не может быть обеспечено одним использованием старых политических форм, таких, как всеобщее избирательное право и представительные органы власти. Нужны новые политические формы, которые позволили бы рядовому члену общества не только косвенно (через своего представителя — депутата), но и лично участвовать в решении государственных дел. Такой формой, в частности, является общенародное обсуждение законов.
Особенно часто эта форма народовластия применяется после XX съезда КПСС, решения которого знаменовали новый этап в развитии социалистической демократии. Всенародному обсуждению подвергались все важнейшие государственные акты, принятые за последние годы: закон о государственных пенсиях, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации МТС, о дальнейшем развитии системы народного образования и др. В обсуждении тезисов доклада Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС приняло участие более 70 млн. человек, были опубликованы в прессе сотни тысяч статей и заметок, содержащих замечания и предложения трудящихся по семилетнему плану развития народного хозяйства СССР. Таким образом, чуть ли не половина всего взрослого населения приняла непосредственное участие в решении важнейшей государственной проблемы. Это и есть социалистическое равноправие.
Нетрудно видеть, что всенародное обсуждение законов, равно как и другие меры по развитию социалистического демократизма (расширение прав союзных республик и местных органов власти, повышение роли профсоюзов, передача общественным организациям некоторых функций, выполнявшихся государственными органами и др.), означает все большее приближение к цели, указанной великим Лениным,— обеспечить участие всех граждан в управлении государством. Достижение этой цели будет означать наиболее полное политическое равноправие. При таком порядке вещей демократия и равноправие получат такое развитие, после которого может последовать лишь постепенное отмирание государства[3].
«Ростки коммунизма»
Среди великих прав советского человека, завоеванных в результате построения социализма, особое место занимают такие социальные права, как право на образование, на отдых, на материальное обеспечение в старости и при нетрудоспособности. Заботу об осуществлении этих прав целиком берет на себя общество. По мере роста общественного богатства из государственного бюджета выделяется все больше средств на удовлетворение целого круга насущных человеческих потребностей.
В докладе на XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев говорил: «У нас имеется действительно коммунистический путь повышения благосостояния трудящихся, создания лучших условий жизни для всего общества в целом, в том числе и для каждого человека. Сюда относятся: обеспечение людей благоустроенным жильем, организация общественного питания, улучшение бытового обслуживания людей, расширение сети детских учреждений, совершенствование народного образования, организация отдыха и улучшение медицинского обслуживания населения, строительство учреждений культуры и т. д.
В первые годы Советской власти, когда появились у нас общественные столовые, детские сады, ясли, В. И. Ленин назвал их «образцами ростков коммунизма»… Теперь мы имеем уже не отдельные ростки, а целую систему различных организаций коммунистического типа, и наша обязанность — умножать эти организации, улучшать и совершенствовать их работу.
Почему же мы называем этот путь улучшения условий жизни людей коммунистическим? Потому что средства, расходуемые на народное образование, медицинское обслуживание, культурное строительство и т. д., распределяются между всеми членами общества вне прямой зависимости от той доли труда, которую каждый из них внес в общественную казну. Здесь практически уже перестает действовать принцип «по труду» и начинает вступать в свои права принцип «по потребностям». Конечно, речь идет пока об удовлетворении минимальных потребностей, но, чем быстрее развивается народное хозяйство и увеличивается общественное богатство, тем больший круг потребностей и в более полных размерах будет удовлетворяться коммунистическим путем.
Таким образом, в социалистическом обществе не только господствует равенство людей в смысле их одинакового отношения к средствам производства и права получать по труду; здесь уже существует равенство людей в долях той части общественного продукта, которая распределяется через общественные фонды.
Рассмотрим это на нескольких примерах.
Все виды обучения в СССР, от учебы в школе до учебы в институтах и университетах, бесплатны, и каждый советский гражданин имеет гарантированную возможность получить образование. Но всякую возможность можно использовать, а можно и не использовать. Не у каждого проявляется тяга к учебе, по-разному складываются жизненные обстоятельства. Казалось бы, можно с этим примириться: условия, мол, созданы, а не хочешь учиться — не учись, в конце концов это твое личное дело.
Примерно так могли бы рассуждать родители, которым безразлична судьба их детей. Хорошие родители во что бы то ни стало добьются, чтобы их дети получили образование. Социалистическое государство не может оставаться равнодушным к судьбе своих юных граждан, оно обязывает их пройти курс всеобщего обучения. Первоначально это была начальная, затем неполная средняя школа.
Наше мировоззрение, подтверждаемое всем опытом жизни, подсказывает, что человек только тогда способен чувствовать себя полноценным и равноправным членом общества, когда он хорошо подготовлен к труду. «Человек должен трудиться,— говорил А. П. Чехов, — работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
Задача советской школы не ограничивается тем, чтобы научить подростков читать, писать, считать, разбираться в законах физики и химии, уметь отыскать на карте нужную точку. Главная задача школы состоит в том, чтобы воспитать человека, развитого умственно и физически, обладающего хорошими знаниями основ науки и производства, любящего работать и умеющего находить счастье в самоотверженном, честном труде на благо своего социалистического общества. Именно решению этой задачи посвящена перестройка системы школьного образования. В итоге через несколько лет в СССР будет осуществлено всеобщее обязательное восьмилетнее образование, включающее трудовое воспитание и политехническое обучение.
Забота социалистического государства о том, чтобы все без исключения его граждане получили образование, имели хорошую трудовую квалификацию, представляет собой одно из важных условий общественного равенства.
Особое место в системе народного образования занимают школы-интернаты. Интернат — прообраз школы будущего, когда коммунистическое общество целиком возьмет на себя заботу о воспитании и обучении подрастающего поколения. В 1958 г. 180 тыс. детей воспитывалось в школах-интернатах, а в 1965 г. их число возрастет до 2,5 млн.
Как известно, при приеме в интернат предпочтение отдается детям малообеспеченных родителей. Здесь, как мы видим, принцип «равного права» уже не властен, и средства, расходуемые государством на содержание школ-интернатов, способствуют сглаживанию разницы в материальной обеспеченности семей.
Серьезнейшее значение для постепенного создания материальных условий равенства имеет система социального обеспечения.
Прежде всего речь идет о тех средствах, которые выделяются социалистическим государством на обеспечение своих нетрудоспособных граждан. Принято видеть в этом выражение социалистического гуманизма. И это целиком соответствует истине. Нигде не умеют так глубоко уважать человеческую жизнь и ценить прошлые трудовые заслуги, как в обществе, где царит свободный созидательный труд. Нам отвратительны нравы буржуазного мира, где дети нередко желают смерти родителям, чтобы завладеть их имуществом или избавиться от лишней обузы.
Однако не одно предписание совести обязывает обеспечивать нетрудоспособных — этого требуют также определенные закономерности в условиях жизни социалистического общества. Обеспечение нетрудоспособных при социализме является не только моральным долгом, но и необходимостью. Общество, в основе всего экономического и политического строя которого лежит идея равноправия, все развитие которого направлено к обеспечению условий социального равенства, не может допустить, чтобы где-то, в каких-то его клеточках рождались отношения неравенства. Именно такая опасность возникает в связи с тем, что какая-то, более или менее постоянная в процентном отношении, часть людей не способна (или временно утратила способность) доставлять себе средства существования собственным трудом. Особое значение пенсионного обеспечения состоит в том, что оно препятствует появлению социальной группы, материально зависимой и поэтому неравноправной.
Система пенсионного обеспечения на первых порах неизбежно соответствует господствующему при социализме принципу распределения по труду: размер пенсийнепосредственно зависит от того вклада, который был