Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Социализм. «Золотой век» теории. Александр Владленович Шубин

А.А. Левые вчера и сегодня. //Левые в Европе ХХ века: люди и идеи. М., 2001. С.10.

4

Vincent K.S. Pierre-Joseph Proudhon and the Rise of French Republican Socialism. New York, Oxford, 1984. P.76. Как мы увидим, термин значительно моложе явления, но появился он вовремя — как раз тогда, когда социализм превратился в постоянный фактор общественной жизни.

5

Под «социализмом»принято понимать и идейное течение, и общественный строй, за которое оно выступает. Эти два значения различаются контекстом.

6

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.7. С. 303.

7

За пределами нашего исследования остается «национал-социализм» и другие фашистские течения, прикрывавшие модной в начале века социалистической риторикой изначальный разрыв со всеми ценностями социализма. Национал-социализм был крайне элитарен по своей идеологии, и уже в силу стремления закрепить классовое разделение не относится к социализму как таковому.

8

Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. // Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX – начала ХХ века. Избранные произведения. М., 1994. С. 190.

9

Мангейм К. Идеология и утопия. // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 151.

10

Шафаревич И.Р. Сочинения. М., 1994. Т.1. С. 174-209.

11

Герцен А.И. Собрание сочинений. М., 1954-1966. Т.12. С.168.

12

Энгельсон В.А. Что такое государство? // «Полярная звезда» за 1955 год. М., 1966. С.35.

13

См. Мэнюэль Ф.Э., Мэнюэль Ф.П. Утопическое мышление в западном мире. // Утопия и утопическое мышление. С.21-49.

14

Мор Т. Утопия. // Утопический социализм. М., 1982. С.53-76.

15

Б.Р. Тэккер. Государственный социализм и анархизм. // Анархизм. М., 1999. С. 28-29, 43-44.

16

Кампанелла Т. Город солнца. // Утопический социализм. С. 86.

17

Там же. С. 97.

18

Там же. С. 91.

19

Лафарг П. Томас Кампанелла. М., Л., 1926. С.67.

20

Уинстэнли Д. Избранные памфлеты. М., – Л., 1950. С.206-208.

21

Холореншоу Г. Левеллеры и английская революция М., 1947. С. 49-50.

22

Уинстэнли Д. Ук. соч. С. 221.

23

Там же. С. 210.

24

Павлова Т. Народная утопия в Англии XVII в. М., 1998. С. 105.

25

Там же. С.114.

26

Эльцбахер П. Сущность анархизма. М., 2001. С.41.

27

Цит.по: Чудинов А.В. Был ли Годвин «отцом анархизма». // Анархия и власть. М., 1992. С.36.

28

Эльцбахер П. Сущность анархизма. М., 2001. С.43.

29

Там же. С.44.

30

Там же. С.38.

31

Там же. С.13.

32

Цит.по: Чудинов А.В. Был ли Годвин «отцом анархизма». // Анархия и власть. М., 1992. С.38.

33

Там же. С.36.

34

Там же. С.37.

35

Там же. С.39.

36

Чудинов А.В. Указ. соч. С.39.

37

Кожокин Е.М. История бедного капитализма. Франция XVIII – первой половины XIX века. М., 2005. С.144.

38

Цит. по: Кожокин Е.М. Указ. Соч. С.144.

39

Цит. по: Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. М., 1983. Т.6. С.57.

40

Цит. по: Ревуненков В.Г. История французской революции. М., 2003. С.358-359.

41

Там же. С.360.

42

Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства. Т.2. М., 1963. С.136.

43

Там же. Т.1. С.321.

44

Там же. С.74-75.

45

Справочная книга социалиста Гуго и Штегмана. СПб., 1906. С.81.

46

Blanqui A. Critique sociale. P., 1885. V. I. P.206, 208.

47

Цит. по: Керженцев П.М. История Парижской коммуны 1871 г. М., 1940. С.17.

48

Blanqui A. Critique sociale. Р.109.

49

Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Марксизм, неосоциализм, неолиберализм. New York, 1982. С. 276-277. Справедливости ради отметим, что Вышеславцев, в целом точно охарактеризовавший идею Сен-Симона, несколько исказил его взгляды. Под промышленностью Сен-Симон понимал любой производящий труд, в том числе и труд крестьянина (правда, он тоже будет реорганизован “научно”). Под промышленниками — работников. Но указанная Вышеславцевым тенденция все же верна, так как, решая вопрос о власти (например, составлении бюджета), Сен-Симон уже говорит о “наиболее важных промышленниках” (Собрание сочинений Анри де-Сен-Симона. М.,-Пг., 1923. С.253, 255).

50

Вышеславцев Б.П. Указ. соч. С. 277.

51

Там же. С. 278.

52

См. Сен-Симон А. де. О теории общественной организации. // Утопический социализм. С.228.

53

Богданов А.А. Вопросы социализма. М., 1990. С.289.

54

Волгин В.П. Социальное учение раннего сен-симонизма. // Изложение учения Сен-Симона. М.-Л., 1947. С.16.

55

Изложение учения Сен-Симона. С.81.

56

Там же.

57

Там же. С.245.

58

Там же. С.250.

59

Там же. С.276.

60

Там же. С.269.

61

Утопический социализм. С.223-228.

62

Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. // Утопический социализм. С. 256.

63

Жид Ш. Пророчества Фурье. // Творцы кооперации. М., 1991. С.31.

64

Утопический социализм. С. 261-294.

65

Жид Ш. Ук. соч. С.37.

66

Туган-Барановский М.И. Ук. соч. С.191.

67

Там же. С. 192.

68

См. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1977-1985. М., 2001; Шубин А.В. Парадоксы Перестройки. Неиспользованный шанс СССР. М., 2005.

69

Туган-Барановский М. И. Указ. соч. С.192.

70

См., например, Бузгалин А.В. Ренессанс социализма (к теории социализма постиндустриальной эпохи). // Современная Россия и социализм.

71

Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 2. М., 1991. С.16.

72

См. Подмарков В.Г. Роберт Оуэн. М., 1976. С.18.

73

Оуэн Р. Книга о новом нравственном мире. // Утопический социализм. С.330.

74

Туган-Барановский М.В. Указ. соч. С. 199.

75

Оуэн Р. Избранные сочинения. Т.2. С.63.

76

Галкин В.В. Наука или утопия? Опыт исследования социалистических учений последователей Р. Оуэна в Англии 20-40-х гг. XIX в. М., 1981. С. 110.

77

Там же. С. 123.

78

Подмарков В.Г. Указ. соч. С. 36.

79

Там же. С. 92.

80

Цит. по: Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. М., 1996. С.99.

81

Подмарков В.Г. Указ. соч. С.93.

82

Фурье Ш. Новый хозяйственный и социетарный мир, или открытие способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти. // Утопический социализм. М., 1982. С.267.

83

Туган-Барановский М.И. Указ. соч. С. 199.

84

Оуэн Р. Книга о новом нравственном мире. С.331.

85

См. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. С.100-101.

86

Подмарков В.Г. Указ. соч. С.95.

87

Цит. по Андерсон К.М. Оуэнисты в Британии. Утопический социализм и общественные движения в Англии, 1810-1830-е гг. М., 1989. С.68.

88

Там же. С. 69.

89

См. Там же. С. 159.

90

Там же. С. 65.

91

Там же.

92

Подробнее см. Галкин В.В. Указ. соч. С.145-147; Андерсон К.М. Указ. соч. С.60-64.

93

Справочная книга социалиста Гуго и Штегмана. СПб., 1906. С.546.

94

Там же. С.547.

95

Oved Y. Two Hundred Years of American Communes. New Brunswick, 1988.

96

Гордеева И.А. «Забытые люди» История российского коммунитарного движения. М., 2003. С.21.

97

Цит. по Гордеева И.А. Указ. соч. С.55

98

Подробнее историю коммунитарного движения в России см. Гордеева И.А. Указ. соч.

99

См. например: Производственный федерализм П.А. Кропоткина и попытки его осуществления на Тверской земле (к истории создания и деятельности Бежецкой трудовой земледельческой коммуны). // Петр Алексеевич Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации. СПб., 2005. С.207-215.

100

Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е гг. М., 1990. С.112.

101

Утопический социализм. С. 326.

102

Оуэн Р. Книга о новом нравственном мире. // Утопический социализм. С.333.

103

Галкин В.В. Указ. соч. С. 121.

104

Туган-Барановский М.И. Указ. соч. С.198.

105

Ерофеев Н.А. Чартистское движение. М., 1961. С.109.

106

Цит. по: Кожокин Е.М. Указ. соч. С.306.

107

Кожокин Е.М. Указ. соч. С.306.

108

Несколько раньше Блана подобные взгляды высказывал христианский социалист Ф.Ж. Бюше. Карбонарий, работавший в контакте с рабочим движением, он затем примкнул к сен-симонистам. Бюше разделял идею самоуправляющегося производства Оуэна и Фурье, но считал, что эти принципы должны быть распространены на существующее индустриальное производство. Предприятия должны направлять часть прибыли на общие нужды «синдикальной организации» коллективного сектора (Vincent K.S. Pierre-Joseph Proudhon and the Rise of French Republican Socialism. NY., Oxford, 1984. Р. 136-138.). Буше распространил на французскую почву синдикализм Оуэна и во многом предвосхитил идеи Блана. В 1834 г. его сторонники организовали кооператив. Бюше и его сторонники стали развивать идеи христианского социализма, но дальнейшая эволюция его личных взглядов шла в консервативном направлении. Бюше в 1848 г. даже стал председателем Учредительного собрания, но проводил умеренно-либеральную политику.

109

Цит. по: Ревякин А.В. Социализм и либерализм во Франции в середине XIX века. М., 1999. С.270-271.

110

Там же. С. 274.

111

Творцы кооперации. С.52.

112

Луи Блан. Об ассоциациях. // Там же, С.53.

113

Туган-Барановский М.И. Прудон. // Прудон П.Ж. Что такое собственность? М., 1998. С.324.

114

Прудон П.Ж. Что такое собственность? С. 110.

115

Прудон П.Ж. Указ. соч. С. 196.

116

Там же. С. 77.

117

Proudhon P-J. Systeme des Contradictions economiques ou Philosophie de la Misere. / Marx K. Misere de la Philosophie. Paris, 1983. (Далее: Proudhon P-J. Systeme des Contradictions economiques…). Т. 1. Р.61.

118

Прудон П.Ж. Указ. соч. С. 75.

119

Там же. С. 200.

120

Там же. С.75.

121

Vincent K. Op. cit. P.156.

122

Op. cit. P.144-145.

123

Guerin D. Proudhon: oui et non. 1978. P. 187. Герен «ловит» Прудона и на других противоречиях, но столь же нелогично (Р.188-189). Прудон стремится передать «фабрики рабочим», и в то же время «передать власть» федерациям производителей. Но, как мы увидим, эти федерации строятся снизу, на основе принципов, которые подчиняют органы координации самоуправлению. Это — не противоречие, а система регулирования снизу. По этой же причине нельзя признать противоречивыми одновременное стремление Прудона к политической анархии и федерации, ибо анархия — это не хаос, а отсутствие организованного принуждения сверху, из центра (обо всем этом — ниже).

124

Прудон П.Ж. Указ. соч. С.200.

125

Там же. С.93.

126

Прудон П.Ж. Предостережение собственникам, или письмо г-ну Виктору Консидерану, редактору газеты «Фаланга», о защите собственности. // Анархия и власть. М., 1992. С.123.

127

Развивая этот терминологический компромисс, Прудон в книге «Новая теория собственности» предложил различать собственность-кражу (то есть, частную и государственную собственность) и собственность-свободу, собственность-справедливость (то есть то, что он называл владением). Иногда в этом видят отход Прудона от его критики собственности, но напрасно. Вся критика собственности как кражи остается при нем. Прудон просто не желает вступать с союзниками в лишние терминологические споры, если есть шанс договориться с ними о программе преобразований. В случае с бланкистами это удалось – прудонисты повели их за собой во время Парижской коммуны в деле социально-экономических реформ.

128

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.2. С.38.

129

Маркс К. О Прудоне (письмо И.Б. Швейцеру) // Прудон П.Ж. Что такое собственность? С. 319.

130

Proudhon P-J. Systeme des Contradictions economiques… T.1. P.IX.

131

Op. cit. Т.3. Р.326-327.

132

Op. cit. Р.327.

133

Маркс К. О Прудоне (письмо И.Б. Швейцеру). C. 319.

134

Анархия и власть. С.116.

135

Тэккер Б. Указ. соч. С. 30.

136

Туган-Барановский М.И. Указ. соч. С. 332.

137

Proudhon P-J. Systeme des Contradictions economiques…Т. 1. Р. 209.

138

Op. cit. Р. 211-212.

139

Proudhon P-J. Systeme des Contradictions economiques…Т.1. Р.XV.

140

Op. cit. Р. XIII.

141

Луи П. История социализма во Франции. М., 1906. С. 171.

142

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.4. С. 78.

143

Там же. С. 133.

144

Proudhon P-J. Systeme des Contradictions economiques…Т. 3. Р. 253.

145

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.4. С. 133.

146

Proudhon P-J. Systeme des Contradictions economiques…Т. 3. Р. 253.

147

Ibid.

148

Op. cit. Р. 254.

149

Op. cit. Р. 260.

150

Цит. по: Эльцбахер П. Ук. соч. С.82.

151

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.2. С. 39.

152

Gurvitch G. Proudhon et Marx. // L’Actualite de Proudhon. Bruxelles, 1965. P. 92.

153

Proudhon P-J. Systeme des Contradictions economiques… Т. 3. Р. 160.

154

Op. cit. Р. 161.

155

Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Марксизм, неосоциализм, неолиберализм. New York, 1982. С.348-349.

156

Там же. С. 173.

157

Прудон П.Ж. Указ. соч. С. 194.

158

Луи П. Указ. соч. С.170-171.

159

Proudhon P-J. Systeme des Contradictions economiques…Т. 1. Р.209-210.

160

Лапин Н.И. Молодой Маркс. М., 1986. С. 185.

161

Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. С. 380.

162

Там же. С. 379.

163

Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.42. С.102.

164

Там же. Т.1. С.380.

165

Рябов П.В. Проблема личности в философии классического анархизма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1996. С.11.

166

Цит. по: Эльцбахер П. Указ. соч. С.89.

167

Там же. Т.42. С.113.

168

Там же. С.102.

169

Там же. С.135-136.

170

Там же. С.82.

171

Там же. Т.3, С. 32.

172

Там же.

Скачать:TXTPDF

. «Золотой век» теории. Александр Владленович Шубин Социализм читать, . «Золотой век» теории. Александр Владленович Шубин Социализм читать бесплатно, . «Золотой век» теории. Александр Владленович Шубин Социализм читать онлайн