Скачать:TXTPDF
Социализм. «Золотой век» теории. Александр Владленович Шубин

более поздними, В.А. Твардовская и Б.С. Итенберг обвиняют Бакунина в лицемерии, словно не замечая, что между дружеским письмом Бакунина Марксу и критическими письмами Бакунина Герцену о Марксе прошел почти год, связанный с серьезным конфликтом из-за Альянса (В.А. Твардовская и В.С. Итенберг. Русские и Карл Маркс: выбор или судьба. М., 1999. С.70). Но и в письме к Герцену Бакунин не отходит от своей старой позиции, признавая за Марксом «огромные заслуги по делу социализма». В чем же лицемерие?

393

Например, Философская энциклопедия. М., 1967. Т.4. С.412.

394

Пирумова Н.М. Указ. соч. С.124.

395

Там же. С.135.

396

Там же. С.145.

397

«Прометей». Т.7. М., 1969. С.240.

398

Бакунин М.А. Избр. соч. Т. 2. С. 166.

399

Бакунин М.А. Бог и государство. М., 1906. С. 20.

400

Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989. С.503-504.

401

Бакунин М.А. Избр. соч. Т. 2. С. 169.

402

Даже такие серьезные историки, как В.А. Твардовская и Б.С. Итенберг, примитивизируют взгляды М. Бакунина, утверждая, что он отрицал «всякую власть в какой бы то ни было форме» (В.А. Твардовская и В.С. Итенберг. Указ. соч. С.67). Такой вывод можно сделать только на основании вырванных из контекста цитат о недостатках «власти как таковой», когда речь у Бакунина идет о правительстве или о вручении власти одному лицу (Там же. С.72-73).

403

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т18. С.615.

404

Стеклов Ю. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. М., Л., 1927. Т.2. С.406-407.

405

Бакунин М. Избр. соч. Т.3. С.97.

406

Там же. Т. 2. С.197.

407

Штырбул А.А. Безгосударственные общества в эпоху государственности. Омск, 2006. С.280.

408

Стеклов Ю. Указ. соч. Т.4. С.40.

409

Бакунин М.А. Философия, социология, политика. С.317-321.

410

Там же. С.19.

411

Там же.

412

Там же. С.19-20.

413

Там же. С.20.

414

Сапон В.П. «Философия пробудившегося человека». Либертаризм в леворадикальной идеологии (1840-е – 1917 гг.). Нижний Новгород, 2005. С.118.

415

Там же.

416

Там же. С.119.

417

Там же. С.115.

418

Там же.

419

«Колокол». Газета А.И. Герцена и Н.П. Огарева. С.105.

420

Цит. по: Стеклов Ю. Указ. соч. Т.2. С.405-406.

421

Пирумова Н.М. Указ. соч. С.124.

422

Там же. С.288.

423

Упоминания анархо-коммунизма Бакунина Н.М. Пирумовой были своеобразно использованы «анархо-маргиналом» П.А. Раушем для критики научного метода исследования анархистской мысли. По его мнению «историческая наука является областью искусства идеологической борьбы» (Рауш П.А. Идеи Кропоткина в восприятии анархистов современной России. // Петр Алексеевич Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации. СПб., 2005. С.139). Для доказательства этой мысли П.А. Рауш применяет методы идеологической борьбы, которые почему-то приписывает науке. Для начала он утверждает, что Бакунин в работах Н.М. Пирумовой – отрицающий собственность анархо-коммунист. Пирумова, однако, упоминала, что Бакунин выступает за коллективную собственность (Пирумова Н.М. Указ. соч. С.221). «Слегка» исказив точку зрения Н.М. Пирумовой, П.А. Рауш обращается к моей точке зрения, которую пересказывает подробно, но совершенно неверно – дабы облегчить себе задачу ее опровержения. Не приводя никаких цитат, он утверждает, что «Бакунин Шубина – сторонник синдикально-групповой частной собственности» (С.139). Разумеется, П.А. Рауш не может привести соответствующую цитату из работ Шубина, ибо ничего такого я не утверждал. Зато делает вывод о том, что раз два ученых могут расходиться во мнении на взгляды Бакунина – то и научное исследование не имеет преимуществ по сравнению с идеологическими рассуждениями. Следовательно, идеологи, подобные Раушу, могут утверждать что угодно, не утруждая себя доказательствами. В действительности наука не предполагает единомыслия, но она требует аргументации, ссылок на источники и доказательства. В этом – качественное различие между научным методом исследования и идеологическими манипуляциями, продемонстрированными П.А. Раушем.

Рауш уверен, что Шубин не прав, когда указывает на различия во взглядах Бакунина и Кропоткина: «в значительной мере именно им было введено в широкое употребление противопоставление Бакунина Кропоткину» (С.138). Это лестное для моего научного самолюбия утверждение, к сожалению, основано только на незнании П. Раушем литературы вопроса. Уже М. Неттлау писал об идеологическом перевороте, совершенном в 1880 г. Кропоткиным в анархистском движении против «коллективистического анархизма, который в течении 13 лет был гордостью анархистов» (Неттлау М. Очерки по истории анархических идей. Tucson, 1991. С.103). До конца 1870-х гг. Кропоткин поддерживал коллективизм, то есть был бакунистом, и Рауш напрасно цитирует в доказательство своей идеи текст Кропоткина раннего периода.

Сам Кропоткин в частных письмах так отзывался о работах Бакунина: «его писания для нас ужасно общи, неопределенны» («Каторга и ссылка». 1926 г. №24. С.18.). Так что учения двух теоретиков анархизма расходятся далеко не только по мнению А. Шубина.

Тем не менее, участие далеких от науки анархистов в научных конференциях благотворно сказывается на их представлениях. Даже П. Рауш все же признал, что Шубин «отчасти» прав (С.140), а из дальнейшего изложения видно, что прав полностью. Взгляды Бакунина и Кропоткина имеют и общие, и различные черты, причем общее виднее активистам, не очень разбирающимся в теоретических проблемах – таким как Н.И. Махно и ссылающийся на него П.А. Рауш. Разумеется, и Бакунин, и Кропоткин, и Прудон, и Махно были анархистами. Также можно вспомнить, что и Маркс, и Кропоткин, и Махно, и Мао Цзэдун были коммунистами. Возможны разные линии сравнения.

424

Цит. по: Максимов Г. Беседы с Бакуниным о революции. Чикаго, 1934. С. 42.

425

Бакунин М.А. Избр. соч. Т. 5. С. 201.

426

Guerin D. Op. cit. P. 186-187.

427

Бакунин М.А. Философия, социология, политика. С.224.

428

Там же. С.42. В этом издании последнее слово переведено с французского как «животное состояние».

429

Там же. С.298.

430

Цит. по: Эльцбахер П. Указ. соч. С.107.

431

Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989. С.41.

432

Бакунин М.А. Избр. соч. Т. 4. С.285.

433

Пирумова Н.М. Указ. соч. С.215.

434

Там же. С.287.

435

Бакунин М.А. Философия, социология, политика. С.548.

436

Там же. С.226.

437

Там же. С.437.

438

Там же. С.217.

439

Пирумова Н.М. Указ. соч. С. 145.

440

Бакунин М.А. Философия, социология, политика. С.106.

441

Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. М., 1934. Т.3. С.222.

442

Бакунин М.А. Философия, социология, политика. С.27.

443

Герцен А.И. Собр. соч. Т.12. С.187.

444

Бакунин М.А. Соч. Т. 4. С.177.

445

Цит. по: Эльцбахер П. Ук. соч. С.111.

446

Бакунин М. Избр. соч. Т. 4. С.48.

447

Бакунин М.А. Философия, социология, политика. С.24.

448

Герцен А.И. Собр. соч. Т.30. С.109.

449

Там же. Т.19. С.190.

450

Там же. Т.20. С.575.

451

Там же. Т.30. С.249.

452

Бакунин М.А. Избр. соч. Т.5. С.200.

453

Пирумова Н.М. Указ. соч. С.214.

454

Герцен А.И. Собр. соч. Т.20. Кн.2. С.590.

455

Там же. С.579.

456

Пирумова Н.М. Александр Герцен. Революционер, мыслитель, человек. М., 1989. С.216.

457

Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. М., 1934-1935. Т.4. С.313.

458

Там же. Т.2. С.28.

459

Там же. Т.4. С.314.

460

Сапон В.П. Указ. соч. С.95.

461

Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. Т.4. С.316.

462

Лавров П.Л. Государственный элемент в будущем обществе. // Утопический социализм в России. М., 1985. С.430-431.

463

Там же. С.431.

464

Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. Т.2. С.28.

465

Там же. Т.3. С.361.

466

Там же. Т.4. С.317.

467

Там же. Т.3. С.360.

468

Там же. Т.4. С.319.

469

Сапон В.П. Указ. соч. С.124.

470

Лавров П.Л. Указ. соч. Т.2. С.30.

471

Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения. Т.2. М., 1965. С.54.

472

Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы. Т.2. С.31-32.

473

Там же. С.68.

474

Там же. С.79.

475

Кан Г.С. «Народная воля». Идеология и лидеры. М., 1997. С.39.

476

Среди теоретических источников взглядов Н. Михайловского называют Прудона, которого Михайловский ценил более Маркса (см., например, Макаров В.П. Формирование общественно-политических взглядов Н.К. Михайловского. Саратов, 1972). Мы уже видели, насколько близки взгляды прудонистов и народников. В.А. Твардовская и Б.С. Итенберг, напротив, пытаются подчеркнуть различие во взглядах Прудона и Михайловского: «От Прудона его отдаляла не столько идея социального примирения буржуа и пролетариев, сколько ставка французского социалиста на монархию» (Твардовская В.А., Итенберг Б.С. Указ. соч. С.201). Совершенно непонятно, зачем нужно приписывать Прудону намерение примирить буржуа и пролетариев. Он стремился ликвидировать оба социальных состояния. «Ставка на монархию» социалиста, осужденного к тюремному заключению за оскорбление Наполеона – также сильное преувеличение (в 50-е гг. недолгое время Прудон пытался добиться от властей проведения социальных реформ, после чего снова стал резко критиковать Наполеона и имперскую администрацию). Но и Михайловский считал возможным поддержку власти (в России – монархической), если ее действия полезны народу (во время голода, например). Так что именно в этих пунктах Михайловский не расходится с реальным (а не мифологизированным) Прудоном. Вполне очевидно, что все последователи Прудона в дальнейшем расходились с ним в тех или иных взглядах – на то и развитие идей, чтобы они менялись. Но воздействие Прудона на народничество, как мы видели, было велико, и Михайловский не был единственным его проводником. В.А. Твардовская и Б.С. Итенберг продолжают: «Но именно у Прудона он нашел то, чего не обнаружил в марксовой теории – идею личности, не мирившейся ни с необузданным экономическим эгоизмом, ни с фаланстеризацией» (Там же). Спору нет, эта мысль роднит Прудона и народников, в том числе – Михайловского. Хотя вряд ли Михайловский нашел эту мысль «именно у Прудона», поскольку эта идея свободной личности, общая для народников и прудонистов, была уже широко распространена в оппозиционной среде России со времен пропаганды Герцена, Чернышевского, Бакунина и Лаврова.

477

Михайловский Н.К. ПСС. Т.1. Стб.148-150.

478

Плеханов. Соч. Т.7. С.103

479

Цит. по: Последния сочинения Н.К. Михайловского. СПб., 1905. Т.1. С.446.

480

Как и марксисты, Михайловский считает, что на его стороне общие закономерности, при чем характеризующие жизнь не только человека, но и всего живого: «всякое целое слепо, стихийно, в силу «имманентных» законов своего бытия «стремится» подчинить себе свои части, обратить их в служебное состояние для вящей полноты своего существования. В возникающей отсюда борьбе за индивидуальность, направленной на два фронта – вверх и вниз – шансы победы растут, так сказать, лавинообразно: чем больше удалось данному целому подчинить свои части, тем более гарантировано оно от подчинения высшему целому, часть которого оно само составляет» (Последния сочинения Н.К. Михайловского. Т.1. С.482). Несмотря на стремление Михайловского подвести под свои взгляды столь универсальную базу, речь идет прежде всего о человеке. Личность должна быть разносторонне развитой, и тогда она сможет быть самостоятельной. И наоборот – человеческим стремления соответствует такое общество, которое обеспечивает ему высокую автономию и разносторонность.

481

Последния сочинения Н.К. Михайловского. Т.1. С.446-450.

482

Михайловский Н.К. ПСС. Т.2. Стб.527.

483

Последния сочинения Н.К. Михайловского. Т.1. С.427-428.

484

Там же. С.431.

485

Блохин В. На переломе. 1881-1904. Н.К. Михайловский в идейно-политической борьбе в 80-90-е годы XIX века. Исторические этюды. М., 2004. С.135.

486

Михайловский Н.К. ПСС. Т.1. Стб.439.

487

Блохин В. Указ. соч. С.133.

488

Михайловский Н.К. ПСС. Т.1. Стб.440

489

Там же. Стб.464.

490

Колосов Е. Народовольческая журналистика. М., 1930. С.65.

491

Блохин В. На переломе. 1881-1904. Н.К. Михайловский в идейно-политической борьбе в 80-90-е годы XIX века. Исторические этюды. М., 2004. С.27.

492

Михайловский Н.К. ПСС. Т.10. Стб.65.

493

Авторы издания «Наше Отечество» (М., 1991. Т.1. С.178) считают, что Михайловский «в революцию не верил и боялся ее». Однако с этой точки зрения остается неразъясненным сотрудничество Михайловского с откровенно революционной «Народной волей». Этот факт позволил Э.С. Виленской считать Михайловского революционером, который в силу обстоятельств действовал преимущественно легальными методами (см. Виленская Э.С. Н.К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-80-х гг. XIX в. М., 1979. С.129).

494

Цит. по:

Скачать:TXTPDF

. «Золотой век» теории. Александр Владленович Шубин Социализм читать, . «Золотой век» теории. Александр Владленович Шубин Социализм читать бесплатно, . «Золотой век» теории. Александр Владленович Шубин Социализм читать онлайн