Л., 1966. С. 410.
19
Старостин Б. А. От феномена человека к человеческой сущности // Тейяр де Шарден П. Феномен человека. С. 7.
20
Богданов А. А. Эмпириомонизм. Кн. 1. М., 1904. С. 7.
21
Вызывает недоумение, что литературовед Л. Аннинский в интересной статье «Откровение и сокровение. Горький и Платонов», говоря о восприятии А. М. Горьким и А. П. Платоновым нового мироотношения, в котором «основа бытия не материя, а энергия, преодолевающая, преображающая и одухотворяющая материю» (Литературное обозрение. 1989. № 9 С. 19), проходит мимо А. А. Богданова, влияние которого испытали оба великих писателя.
22
Критический анализ понятий абсолютного пространства и абсолютного времени классической механики, осуществленный Э. Махом, сыграл большую роль в становлении теории относительности и был высоко оценен А. Эйнштейном, не принимавшим, однако, философии Маха.
23
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. С. 43.
24
См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 241.
25
Кедров Б. М., Огурцов А. П. Марксистская концепция истории естествознания. М., 1985. С. 404.
26
Наст. изд. С. 142.
27
Там же. С. 63.
28
Богданов А. и др. Очерки философии коллективизма. СПб., 1909. С. 51.
29
См.: Богданов А. А. Эмпириомонизм. Кн. III. М., 1906. С. X.
30
Там же. Кн. I. М., 1904. С. 57.
31
Богданов А. Очерки философии коллективизма. С. 46, 45.
32
Богданов А. А. Эмпириомонизм. Кн. II. М., 1905. С. 43.
33
Заметим, что при всем содержательном богатстве «Тектологии» и в ней сохраняется неправомерное противопоставление системного подхода материалистической диалектике.
34
Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 351.
35
Луначарский А. В. Религия и социализм. СПб., 1909. Т. 2. С 378.
36
Каменев Л. Б. Между двумя революциями. М., 1923. С. 274.
37
Протоколы совещания расширенной редакции «Пролетария». М., 1934. С. 42–43.
38
См.: Гангнус А. На руинах позитивной эстетики // Новый мир. 1988. № 9; Лебедев А. А. «Последняя религия» // Вопросы философии. 1989. № 1. // Примечательный факт. В 1979 г. литературовед В. Акимов в книге «В спорах о художественном методе» с характерным подзаголовком «Из истории борьбы за социалистический реализм» на 60 страницах доказывал, что предварительным условием победы метода соцреализма был разгром «эстетических концепций богдановщины». В 1988–1989 гг. А. Гангнус уже заявляет о том, что соцреализм — «реванш», взятый «богдановщиной» у диалектического материализма.
39
См.: Архив А. М. Горького. М., 1954. Т. 4: Письма к К. П. Пятницкому. С. 13.
40
Горький М. Собр. соч. В 30 т. М., 1954. Т. 28. С. 121 (письмо Л. Н. Толстому, 1900).
41
Замечательный критический анализ метаморфозы Горького-индивидуалиста в Горького-коллективиста дан в статье А. К. Воронского «О Горьком» (1911 г.) // Воробченко Н. И. Публицист-ленинец. Кишинев, 1986. С. 106–107.
42
Архив А. М. Горького. Т. 4: Письма к К. П. Пятницкому. С. 251.
43
Литературное наследство. М., 1988. Т. 95. С. 184.
44
Для Богданова «критика была лозунгом всего прогрессивного в познании» (Эмпириомонизм. Кн. 1. С. 5).
45
Богданов прямо признавал «вред, который приносит пропаганда богостроительства и абсолютов» (Протоколы совещания расширенной редакции «Пролетария». С. 42).
46
Луначарский А. В. Религия и социализм. Т. 2 С. 338 и др.
47
См.: Горький М. Исповедь // Полн. собр. соч. В 30 т. М., 1950. Т. 8. С. 331.
48
См.: Луначарский А. В. От Спинозы до Маркса. М., 1925. С. 13, 128.
49
Горький А. М. Предисловие // Легенда об Агасфере. СПб., 1919. С. 23.
50
Наст. изд. С. 64.
51
Наст. изд. С. 184.
52
См.: Ленин В. И. Полн собр. соч. Т. 19. С. 19.
53
См.: БСЭ. М., 1929. Т. 13. С. 388.
54
См.: Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. С. 50.
55
См.: Под знаменем марксизма. 1928. № 4. С 183.
56
Богданов А. А. Падение великого фетишизма. М., 1910. С. 60.
57
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 309.
58
См. там же. С. 306.
59
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 308.
60
См.: Ильенков Э. В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1980. С. 89.
61
«Невиданное торжество математических, физических и химических формул — идеальная точность расчета в истреблении миллионов людей» — такова, по мнению Богданова, роль науки в первой мировой войне (Богданов А. Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса М., 1920. С. 71) Напомним, что в 1918 г. Нобелевскую премию по химии получил Фриц Габер глава военного департамента кайзеровской Германии в 1914–1918 гг., инициатор массового боевого применения отравляющих веществ.
62
См., например: Иного не дано М., 1988. С. 357–359.
63
Вопросы экономики. 1988. № 10. С. 105–106.
64
Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. Кн. I. С. 108–109.
65
Клямкин И. М. Еще раз об истоках сталинизма // Политическое образование. 1989. № 9. С. 48.
66
Там же.
67
См.: Богданов А. А. Между человеком и машиною (О системе Тейлора). СПб., 1913. С. 13; Калинин Ф. Об идеологии // Пролетарская культура. 1917. № 6. С. 5.
68
См. наст. изд. С. 307, 354.
69
Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. I. С. 424.
70
Философская энциклопедия определяет сциентизм как 1) социокультурную позицию, признающую конкретно-научное знание в совокупности его результатов и способов получения наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека; 2) направление социальной мысли, ориентированное на методологию естественных наук (см.: Т. 5. М., 1970. С. 173, 175). К А. А. Богданову приложимы оба эти толкования.
71
Подробное сопоставление идей Сен-Симона и А. Богданова см.: Гловели Г. Три утопии Александра Богданова // Социокультурные утопии XX в. Вып. 6. М., 1988.
72
См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 157.
73
Наст изд. С. 98.
74
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. I. С. 476.
75
Следует отметить, что ни А. А. Богданов, ни другие исследователи 20х гг., писавшие о «логически-производственной точке зрения Маркса» (Рапопорт И. К проблеме Маркс и Бакунин // Записки Научного общества марксистов. Пг.; М., 1922. Вып. 3. С. 158), не были знакомы с ранними экономическо-философскими рукописями Маркса.
76
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. II. С. 123.
77
Там же. Т. 25. Ч. II. С. 387.
78
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Т. 46. Ч. II. С. 217.
79
Аристотель. Метафизика // Соч. В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 67.
80
Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959. С. 146.
81
Богданов А. А. Тектология. Кн. I. С. 141, 47.
82
Блонский П. П. Реформа науки. П., 1919. С. 45.
83
Вспомним, что Д. И. Писарев (автор «Очерков из истории труда») отрицал А. С. Пушкина во имя задачи «накормить голодных». В. В. Берви-Флеровский (автор «Положения рабочего класса в России») обрушился на «изящного романиста» Л. Н. Толстого, не найдя в гениальном полотне «Войны и мира» ничего, кроме «безнравственности» и «барства» и т. д.
84
Богданов А. А. Падение великого фетишизма. С. 113.
85
См.: Блок А. А. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. С. 194.
86
Там же. Т. 5. С. 283.
87
Там же. С. 276.
88
Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987. С. 119, 82.
89
Половинкин С. И. П. А. Флоренский: логос против хаоса. С. 50.
90
Богданов А. А. Общественно-научное значение тенденций новейшего естествознания. Доклад в Комакадемии // Архив АН СССР. Ф. 350. Оп. 2. № 14. Л. 18.
91
Протоколы I Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительских организаций. М., 1920. С. 40.
92
См. наст. изд. С. 421.
93
«Мы относимся к миру прежде всего практически… познаем его в соответствии с этими нуждами и потребностями. Но есть другое отношение к миру, лишенное этого узкого практицизма, есть „день седьмый“… когда мы бескорыстно хотим любоваться и природой и людьми» (Воронский А. К. Искусство видеть мир. М., 1987. С. 543). Заслуживает внимания и замечательная формула А. В. Луначарского о диалектическом синтезе научно-инженерного отношения к природе и греческого мышления о мире (см.: Луначарский А. В. Собр. соч. В 8 т. М., 1967, Т. 8. С. 189–190).
94
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 374.
95
См. там же. Т. 46. Ч. II. С. 110.
96
Там же. Т. 18. С. 215.
97
«Подвижное равновесие» — одно из понятий «всеобщей организационной науки» (Богданов А. А. Тектология. Кн. I. С. 187).
98
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. II. С. 208.
99
Воронский А. К. Искусство видеть мир. С. 199.
100
Наст. изд. С. 56.
101
О связи «послушания большинству» с деформациями социализма см.: Ципко А. С. Человек не может изменить своей природе // Политическое образование. 1989. № 4. С. 77.
102
Ципко А. С. Истоки сталинизма // Наука и жизнь. 1988. № 12. С. 45.
103
См.: Богданов А. А. Тектология. Кн. I. С. 241.
104
Каменев Л. Б. Между двумя революциями С. 284.
105
Богданов А. А. Тектология. Кн. I. С. 50.
106
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 431.
107
Наст. изд. С. 297–298.
108
См.: Богданов А. А. Тектология. Кн. I. С. 50.
109
До написания своих известных «Писем Луначарскому» В. Г. Короленко опубликовал в «Русских ведомостях» (1917, 3 декабря) статью «Торжество победителей (открытое письмо Луначарскому)», перепечатанную многими газетами.
110
Коммунист. 1919. № 3. С. 19.
111
Там же.
112
Цит. по: Спутник коммуниста. 1923. № 24. С. 182.
113
Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 17.
114
И. С. [Скворцов-Степанов]. А. А. Богданов // Известия ВЦИК. 1928. 9 апреля.
115
См.: Под знаменем марксизма. 1928. № 4. С. 185.
116
См.: Белых А. А. О кибернетических идеях А. А. Богданова // Экономика и математические методы. 1988 № 5.
117
После ухода Лебедева-Полянского и Богданова Пролеткульт в 1921 г. возглавил журналист В. Ф. Плетнев, к ошибкам которого Богданов отношения не имеет.
118
Характерно, что еще в 1935 г. Литературная энциклопедия (Т. 9. С. 309–310), говоря о том, что «Коммунистическая партия неустанно исправляла» (а не разоблачала!) ошибки Пролеткульта, подчеркивала и его заслуги, в том числе в области «критического усвоения» ценностей прошлых эпох. Создание традиции исключительно негативных оценок Пролеткульта вызвано тем обстоятельством, что многие его деятели в период культа личности были репрессированы (А. К. Гастев, М. П. Герасимов, В. Т. Кириллов, Н. М. Лукин, С. М. Третьяков, И. Г. Филипченко и др.) или посмертно оклеветаны (А. А. Богданов, Андрей Белый).
119
Ленин В. И. Полн. Собр. соч. Т. 39. С. 67.
120
См.: История русской советской литературы. В 4 т. М., 1967. Т. 1. С. 159.
121
Знамя. 1988 № 4. Оценка тейлоризма Богдановым была близка к ленинской. На I конференции по НОТ он прямо противопоставил тейлоризму научную организацию труда и активно полемизировал с крайностями «большевиков-тейлористов» во главе с А. К. Гастевым, что отмечается и зарубежными исследователями (Stites R. Fantazy and Revolution // Bogdanov A. Red Star. Bloomington, 1984. P. 7).
122
Семенова С. Г. Преодоление трагедии. М., 1988. С. 263.
123
На I Всероссийской конференции по НОТ из 8 основных докладов три были сделаны деятелями Пролеткульта — самим А. А. Богдановым, М. Н. Смит и М. В. Пиолунковским.
124
Под знаменем марксизма. 1928. № 4. С. 186.
125
См.: Луначарский А. В. Статьи о советской литературе. М., 1958. С. 76.
126
Бухарин Н. И. Памяти А. Богданова // Богданов А. А. Тектология. Кн. II. С. 346.
127
См.: Бухарин Н. И.