Скачать:TXTPDF
Женщина и социализм. Август Бебель

годах брачный возраст для мужчин в среднем был: для горнорабочих — 27,6; для фабричных рабочих — 27,7; рабочих по металлу — 28; для рабочих каменной промышленности — 28,2; строительной -28,6; деревообделочной — 28,7; машиностроительной — 29; в сельском хозяйстве — 29,6; транспортной промышленности — 30; торговли — 30,9; здравоохранения, церкви и чиновников — 31,8 — 33,4. В Англии возраст заключения браков среди образованных и независимых составлял, по Анселю, в 1840–1871 годах в среднем 29,95 года, но с I тех пор он для этих классов повысился. Средний возраст заключения браков для различных профессий составлял в 1880–1885 годах для

Эти числа опять-таки ясно показывают, насколько заключение брака зависит от социального положения. Если в большинстве европейских государств средний возраст вступления в брак в последние десятилетия XIX столетия несколько понизился, то это является последствием усиленной индустриализации общества. Так, в Германской империи, Австрии и Швеции увеличение числа молодых браков связано со значительным увеличением числа промышленных рабочих. Напротив, в старых промышленных странах, Англии и Франции, возраст вступления в брак повысился. Исключение составляет Россия, где повышение возраста вступления в брак является следствием вытеснения общинного владения.

Число мужчин, избегающих брака по самым различным. К причинам, постоянно увеличивается. И притом мужчины из так называемых высших сословий чаще не женятся, во- f первых, потому, что они ставят слишком высокие требования, во-вторых, потому, что они и вне брака находят себе наслаждения и развлечения. С другой стороны, для женщин условия особенно неблагоприятны в тех местах, где живет много пенсионеров с семьями и мало молодых людей. Там число женщин, не могущих выйти замуж, подымается на каждую сотню до 20–30 и больше человек. Недостаток в женихах особенно сильно чувствуется женщинами тех слоев, которые вследствие их социального положения предъявляют к мужчине более высокие требования, но вместе с тем не могут предложить ему хорошего приданого. Это касается в особенности девушек из многочисленных семейств, которые живут на жалованье. В социальном отношении они пользуются почетом, но не имеют средств. Жизнь женщины этого слоя — одна из самых печальных. Отсюда главным образом и вербуются конкурентки работниц, занятых вышиванием, белошвейным мастерством, изготовлением искусственных цветов, шитьем перчаток и соломенных шляп, одним словом, во всех тех отраслях труда, где предприниматель предпочитает заставлять работницу работать у себя на дому. Эти дамы работают за самое низкое вознаграждение, потому что во многих случаях им нужно заработать не на все свое содержание, а лишь для того, чтобы иметь достаточно дополнительных средств на наряды и предметы роскоши. Предприниматель охотно пользуется конкурирующей работой этих дам, чтобы понизить заработную плату бедных работниц и выжать из них последнюю каплю крови, так как они вынуждены напрягать все свои силы до полного изнурения. Точно так же и многие чиновничьи жены, мужья которых получают маленькое жалованье и не могут создать им «соответствующий» образ жизни, используют свое свободное время на эту скверную конкуренцию, которая так сильно давит широкие слои женского пролетариата.

Деятельность буржуазных женских обществ, направленная на возвышение женского труда и на допущение женщин к высшим специальностям, вызывается стремлением женщин высших слоев создать себе лучшее жизненное положение. И, чтобы иметь больше успеха, они любят ставить себя под покровительство самых высокопоставленных дам. Буржуазные женщины лишь подражают здесь буржуазным мужчинам, которые точно так же любят подобное покровительство и воодушевляются стремлениями, могущими принести успех лишь в мелочах, но не в большом деле. Они совершают сизифову работу и обманывают как себя, так и других в вопросе о необходимости коренных преобразований. С их стороны не допускается никакого сомнения в разумности основ нашей государственной и общественной организации. Консерватизм охраняет подобные общества от так называемых разрушительных тенденций. Когда на берлинском женском конгрессе весной 1894 года меньшинство высказало взгляд, что буржуазные женщины должны идти рука об руку с пролетарскими, то есть социал-демократическими женщинами, то поднялась целая буря негодования большинства. Но буржуазным женщинам не удается вытянуть себя из болота за свою собственную косу.

Как велико число женщин, которые вследствие указанных обстоятельств должны отказаться от брачной жизни, невозможно точно установить.

Излишек женщин распределяется в Германии очень неравномерно как по отдельным ее частям или округам, так и по возрастным классам. По переписи 1900 года, приходилось (Statistik des Deutschen Reiches, 150. Bd., S. 92), например:

В собственно зрелом возрасте, от 15 до 40 лет, превышение женщин во всей Германии доходит до 8 на тысячу мужчин, а между лицами указанного возраста на И 100 673 мужчин — 11 187 779 женщин, то есть получается излишек женщин в 87 106 человек. И это вполне понятно, так как из 11 146 833 немецких женщин — из которых в 1900 году были в зрелом возрасте (18–45 лет) только 6 432 772 (57,71 процента) были замужними — 283 629 (2,54 процента) вдов, 31 176 (0,28 процента) разведенных и 4 399 286 (39,47 процента) незамужних.

Отношение полов в тех же четырех возрастах в других странах (Statistik des Deutsches Reiches, 150. Bd., S. 92) распределяется следующим образом:

Мы видим, что почти во всех странах с одинаковой или сходной экономической структурой существуют одинаковые или сходные отношения распределения полов по возрастным классам. Таким образом, во всех них значительная часть женщин, независимо от других уже упомянутых причин, не может рассчитывать выйти замуж.

Так, в Англии в 1901 году из тысячи женщин старше 15 лет вышло замуж 496,4; в Шотландии — 442,8; в Ирландии — 370,9; в Швеции — 468,2; в Норвегии — 469,9.

Что скажут на это те, которые противятся стремлению женщин к независимому, равноправному положению, указывая им на брак и домашний очаг? Если так много женщин не выходит замуж, то это вовсе не по их злой воле.

Но какая же судьба постигает эти жертвы наших социальных условий? Месть оскорбленной, непризнанной природы находит себе выражение в своеобразных чертах лица и характера, которыми так называемые старые девы, точно так же как дряхлые аскетические старики, во всех странах и во всех климатах отличаются от других людей; на них лежит отпечаток огромного пагубного влияния подавленных естественных потребностей. Так называемая нимфомания у женщин, точно так же как различные роды истерии, вытекают из этого источника. К истерическим припадкам ведет также неудовлетворенность в браке, которая является одной из причин бесплодия.

Такова в общих чертах наша современная брачная жизнь и ее влияние. Результат таков: современный брак- учреждение, тесно связанное с существующими социальными условиями, с ними оно возникает, с ними оно и падает. Но этот брак находится в состоянии разложения и упадка, точно так же как и само буржуазное общество.

Что же мы твердо установили относительно буржуазного брака?

1) Относительное число рождений падает, хотя народонаселение в общем растет, что говорит об ухудшении жизненного положения семьи.

2) Число требований развода возрастает, и притом значительно сильнее, чем увеличивается народонаселение, и в большинстве случаев требования развода выставляют женщины, хотя в экономическом и общественном отношениях они более всего страдают при разводе. Это говорит за то, что неблагоприятно действующие факторы возрастают и брак, таким образом, распадается и уничтожается.

3) Число вступлений в брак относительно падает, хотя население возрастает, и это доказывает, что брак в глазах многих не соответствует его социальной и моральной цели и рассматривается как нечто ненужное или сомнительное.

4) Почти во всех культурных странах существует несоответствие между численностью полов, и притом к невыгоде женского пола, что происходит не вследствие рождений — так как в среднем родится больше мальчиков, чем девочек, — но вследствие неблагоприятно действующих социальных и политических причин, зависящих от государственных и общественных условий.

Так как все эти неестественные условия, вредные главным образом женщине, коренятся в сущности буржуазного общества и все более ухудшаются вместе с его существованием, то из этого видно, что буржуазное общество не способно уничтожить это зло и освободить женщину. Для этого, таким образом, необходим другой общественный строй.

Глава двенадцатая Проституция — необходимое социальное учреждение буржуазного общества

1. Проституция и общество

Брак представляет одну сторону половой жизни буржуазного общества, проституция — другую. Брак — лицевая сторона медали, проституция-оборотная. Если мужчины не находят удовлетворения в браке, они обыкновенно ищут его в проституции. И если мужчина по какой бы то ни было причине отказывается от брака, то он также обыкновенно ищет удовлетворения в проституции. Мужчинам, живущим вне брака по своему желанию или по необходимости, точно так же как и мужчинам, вступившим в брак, но обманувшимся в своих ожиданиях, гораздо легче, чем женщинам, удовлетворить свою половую потребность.

Мужчины всегда относились к проституции как к привилегии, данной им «по праву». Поэтому они гораздо суровее и строже следят за женщиной и осуждают ее, если она, не будучи проституткой, совершит «проступок». Но что женщина обладает теми же потребностями, как и мужчина, что в известные периоды жизни эти потребности проявляются у нее особенно сильно, это их не смущает. Благодаря своему господствующему положению мужчина заставляет женщину подавлять ее самые сильные потребности и ее общественное положение и брак ставит в зависимость от ее целомудрия. Зависимость женщины от мужчины нигде не проявляется так ярко и возмутительно, как в этом различном отношении к удовлетворению одной и той же естественной потребности.

Естественные условия особенно благоприятны для мужчины. Все последствия акта совокупления природа возложила на женщину; мужчина знает здесь одно только удовольствие, но ни забот, ни ответственности. Такое выгодное положение мужчины по сравнению с женщиной способствует той необузданности в половых отношениях, которой отличается большая часть мужчин. И так как существуют многие причины, препятствующие законному или достаточному удовлетворению половой потребности, то оно получает дикую форму.

Проституция, следовательно, является для буржуазного общества необходимым социальным учреждением, подобно полиции, постоянному войску, церкви, предпринимательству.

Здесь нет преувеличения, и это можно доказать.

Мы уже изложили, как древний мир смотрел на проституцию и, считая ее необходимой, даже организовал ее на государственный счет, как в Греции, так и в Риме. Какие воззрения господствовали в христианские средние века, мы тоже уже говорили. Даже святой Августин, считающийся после Павла самым значительным столпом христианства и усердно проповедовавший аскетизм, не мог удержаться, чтобы не воскликнуть: «Если уничтожить публичных женщин, то сила страстей все разрушит». А Фома Аквинский, считающийся до сих пор большим авторитетом в области теологии, выразился еще сильнее: «Проституция в городах уравнивает клоаку со дворцом, уничтожает клоаку и делает дворец нечистым и вонючим местом». Миланский провинциальный совет в 1665 году высказался в том же смысле.

Послушаем, что говорят современники.

Доктор Ф. С. Хюгель говорит следующее: «Будущая цивилизация постепенно придаст проституции более мягкие формы, но исчезнет с

Скачать:TXTPDF

Женщина и социализм. Август Бебель Социализм читать, Женщина и социализм. Август Бебель Социализм читать бесплатно, Женщина и социализм. Август Бебель Социализм читать онлайн