Скачать:TXTPDF
Женщина и социализм. Август Бебель

нового, лучшего времени. И если мы падем во время этой великой освобождающей человечество борьбы, то наше место заступят стремящиеся в бой вслед за нами. Мы падем с сознанием, что выполнили наш долг человека, и с убеждением, что цель будет достигнута, как бы ни оборонялись и ни противились этому силы, враждебные прогрессу человечества. «Будущее принадлежит социализму, то есть прежде всего рабочему и женщине».

Примечания

1

Здесь и далее цитируется по настоящему изданию.

2

Август Бебель, Из моей жизни, Л. 1925, стр 335.

3

В. И. Ленин, Соч., т. 13, стр. 429.

4

Журнал «Женщины мира» № 5, 1957, стр. 2.

5

В. И. Ленин, Соч., т. 32, стр. 139.

6

«Die Arbeiterfrage». Em Einfuhrung von Dr. H. Herkner, Berlin 1894.

7

«Die Naturwissenschaft und die sozialdemokratische Theorie, ihr Verhaltnis dargelegt auf Grund der Werke yon Darwin und Bebebel», Stuttgart 1894, Verlag von Ferdinand Enke.

8

«Der Geschlechtstrieb», Stuttgart 1894, Verlag von Ferdinand Enke.

9

Полигамия (греч.) — многобрачие, многоженство. — Ред.

10

Моногамия (греч.) — единобрачие. — Ред.

11

Полиандрия (греч.) — многомужество. — Ред.

12

Die Abstammung des Menschen und die geschlechtliche Zucht-wahl, von Charles Darwin, 20 Kapitel. Sekundare Geschlechtscharak-tere der Menschen. Halle a. d. S., Otto Hendel.

13

«Gestaltung und Vererbung. Bine Entwicklungsmechanik der Organismen», Leipzig 1893.

14

«Moses oder Darwin. Eine Schuhlfrage», Stuttgart 1895, Fünfte vermehrte Auflage.

15

Дуализм — ложное философское направление, признающее материю и сознание двумя самостоятельными и независимыми началами. — Ред.

16

Телеология — идеалистическое лжеучение, утверждающее, что всякое развитие в природе заранее предопределено «свыше». — Ред.

17

«Das Weib als Verbrecherin und Prostituirte», Leipzig 1894.

18

Die krankhaften Erscheinungen des Geschlechtssinnes. Berlin 1886.

19

Lehrbuch der Psichiatrie, 1. Band, 2. Auflage.

20

Бебель, очевидно, имеет в виду две группы людей по профессии, ибо ни учителя, ни медики не могут рассматриваться как классы буржуазного общества. — Ред.

21

«Der Schutz der unehelichen Kinder», Leipzig 1893.

22

«Die sexuelle Frage», Buchdruckerei M. Müller U. Sohn, Mün-chen. 4. und 5. Auflage. S. 578 und 589.

23

G. S. Howard, A History of matrimonial institution, London 1904, p. 234, 235.

24

«Изолированный человек, которому на начальной ступени истории человечества противостоит естественное правоучение о contrat social), является открытием, не соответствующим действительности, и поэтому для теоретического анализа форм человеческой жизни как и для исторического познания, также не представляет никакой цены и вводит в заблуждение. Скорее человек принадлежал к стадам животных, то есть к той породе животных, отдельные индивидуумы которой жили в длительной и прочной связи» (Ed. Meyer, t)ber die Anfange der Staates und sein Verhaltnis zu den Geschlechts-verbanden und zum Volkstum, 1907).

25

Книга Бахофена появилась в 1861 г. под названием «Das Mutterrecht. Eine Untersuchung uber die Gynakokratie der alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natur», Stuttgart, Verlag von Krais u. Hoffmann.

Фундаментальное сочинение Моргана появилось в немецком переводе под названием «Die Urgesellschaft. Untersuchungen uber den Fortschritt der Menschheit aus der Wildheit durch die Barbarei zur Zivilisation», im Verlag von J. H. W. Dietz, Stuttgart 1891.

В том же издании появились «Der Ursprung der Familie, des — Privateigentums und des Staates» — в связи с исследованиями Моргана — Энгельса, 4-е дополненное издание 1892 года, и «Die Verwandtschaftsorganisationen der Australneger. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte der Familie» Генриха Кунова, 1894.

26

Циглер в предисловии к упомянутому сочинению насмехается над тем, что мифу придают какое-то значение для истории культуры. Здесь сказывается вся односторонность естествоиспытателя, В мифах лежит глубокий смысл, они возникли из «народной души», в основе их лежат народные нравы и обычаи, которые с течением времени исчезли, но продолжают жить в мифе, окруженные ореолом религиозного величия. Но, когда открываются факты, объясняющие миф, тогда имеются все основания признать за ним историческое значение.

27

Dr. Adolf Bastian, Reisen im Innern des Archipel, Singapore, Batavia, Manila und Japan, Jena 1869, S. 12.

28

Bachofen, Das Mutterrecht.

29

Тотемный союз — родовой союз: у всякого рода имеется свое тотемное животное, например игуанская ящерица, волк, медведь и т. п., которое дает союзу свое название. Тотемное животное пользуется особенным уважением; оно считается для союза священным, и принадлежащие к союзу не имеют права ни убивать это животное, ни есть его мясо. Тотемное животное имеет значение, сходное с святыми покровителями цехов в средние века.

30

Jahrgang 1891, S. 224 ff.

31

Jahrgang 1893/94, S. 119.

32

См. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1952, стр. 38.

33

Havelock Ellis, Mann und Weib, Leipzig 1894, S. 3 bis 4.

34

Книга Судей, 20, 21 и следующие.

35

В древнейшей части города Праги находится маленькая синагога, которая существует с VI столетия и считается самой старинной синагогой. Когда посетитель спускается на семь ступеней вниз, в полутемное помещение, он замечает в противолежащей стене несколько отверстий в виде амбразур, ведущих в совершенно темное помещение. На вопрос, куда ведут эти отверстия, нам проводник ответил: в женское отделение, где женщины слушают богослужение. Современные синагоги устроены более приветливо, но отделение женщин от мужчин соблюдается и поныне.

36

Агнат — родственник по отцовской линии. — Ред.

37

Bachofen, Das Mutterrecht.

38

Когда зимою 1899–1900 годов в Берлине, Вене и т. д. была поставлена на сцене новая постановка «Орестейи» Эсхила, в обработке Г. Вилановича-Молендорфа, то публика и критика были неспособны понять глубокий смысл этой трагедии; она осталась для них чуждой.

39

Гомер, Одиссея, ГИХЛ, Москва 1953, стр. П.-Ред.

40

Там же, стр. 16. — Ред.

41

Греческие женщины не допускались в театр.

42

Deutsche Kultur-und Sittengeschichte von Job. Scherr, 9 Auflage, Leipzig 1887, Otto Wigand.

43

Plato, Der Staat, Ubersetzt von Friedr. Schleiermacher and erlautert von J. H. v. Kirchmann, 5 Buch, Кар. 17. Berlin 1870.

44

Гинекократия (греч.) — господство женщин. — Ред.

45

Bachofen, Das Mutterrecht.

46

К. Kautsku, Die Entstehune der Ehe und der Familie. Kosmos 1883.

47

Mantegazza, Die Liebe in der Menschheit.

48

Такие же условия существуют в колонии Камерун и остальной Западной Африке. Один немецкий морской врач, лично изучавший страну и людей, пишет следующее: «У большого числа родов право наследования в основе своей имеет матриархат. Отцовствовещь безразличная. Братьями и сестрами считаются только дети одной матери. Мужчина передает свое наследство не своим детям, а детям своей сестры, то есть своим племянникам и племянницам, как своим несомненно кровным родственникам. Глава народа Майи объяснил мне на ужасном английском языке: моя сестра и я, конечно, кровные родственники, так как мы дети одной матери; моя сестра также несомненно в кровном родстве со своим сыном; таким образом, ее сын — мой наследник и после моей смерти будет королем моего города (town). «А ваш отец?» — спросил я. «Я не знаю, что это такое- мой отец», — ответил он. Когда я затем спросил у него, разве он не имеет детей, он мне ответил, катаясь по земле от смеха, что у них не мужчины имеют детей, а только женщины».

«Я могу Вас уверить, — пишет далее автор, — что даже наследниками короля Белля в Камеруне является не сын его, а один из его племянников. Так называемые дети Белля, из которых некоторые дрессируются в германских городах, есть только дети его жен, отцы которых неизвестны; одним из них я мог бы объявить и себя».

Что скажут те, кто отрицает материнское право, прочтя этот рассказ, относящийся к нашей современности? Авторчеловек с открытыми глазами, который проникает в глубину вещей. Многие ли, живущие среди полудиких народов, делают так? Отсюда и их извращенные рассказы о «безнравственности» туземцев.

49

H. v. Wlislocki, Bilder aus dem Leben der Siebenbürger Zigeu-ner. Geschichtliches, Ethnologisches, Sprache und Poesie, Hamburg 1890.

50

Tarnowsky, Die krankhaften Erscheinungen des Geschlechtssin-nes, Berlin 1886.

51

Mosaisches Recht von Job. David Michaelis, 1. Band, 2. Auflage, Reutlingen 1793.

52

Родился в 106 г. до нашей эры.

53

Lex Julia de adulterüs — Закон Юлия Цезаря о супружеской неверности. — Ред.

54

Жил с 483 по 565 год нашей эры.

55

Послание святого Павла к римлянам, 1, 26 и 27. «Потому предал их бог постыдным страстям; женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам».

56

Он жил с 2 по 65 год нашей эры.

57

Август, приемный сын Цезаря, принадлежал через усыновление к юлианскому роду, отсюда название — юлианский закон.

58

Tacitus, Historien, 5. Buch.

59

Mantegazza, L’amour dans 1’humanite.

60

Сборник древнеиндийских законов, относящихся ко II веку до нашей эры — II веку нашей эры. — Ред.

61

Шаг, против которого, между прочим, протестовали священники Майнцской епархии, которые говорили так: у вас, епископы и аббаты, большие богатства, королевский стол и роскошные охотничьи экипажи; у нас, бедных, простых пастырей, нет для утешения ничего, кроме жены. Воздержание, может быть, прекрасная добродетель, но поистине она «тяжела и жестока». Yves Guyot, Lea theories sociales du Christianisme, 2. Auflage, Paris

62

Много примеров этому приводит Бокль в своей «Geschichte der Zivilisation in England», 4. Ausgabe, Leipzig und Heidelberg 1870, переведенной на немецкий язык Арнольдом Руге.

63

Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 141–142.

64

Крестьянская община в средневековой Германии. — Ред.

65

Салический закон- свод законов франков, отражающий период разложения родового строя. — Ред.

66

То же самое происходило при господстве «мира» в России. См. de Laveleye, Das Ureigentum, Leipzig 1879, S. 35. Переведено Карлом Вюхером.

67

L. L. v. Maurer, Geschichte der Markverfassung in Deutsch-land.

68

И это происходит еще поныне. Об этом свидетельствует обычай, существующий в Амрипшенде, около Сент Блазиен, по которому отец приветствует рождение ребенка. Если это девочка, то он восклицает: «Сто чертей!», — если же это мальчик, то: «Тысяча чертей!» Badisch.es Volksleben im XIX Jahrhundert von Eduard Hugo Maier, StraBburg 1900.

69

«История уничтожения крепостного права в Европе до середины XIX столетия», СПБ 1861.

70

Memminger, Stalin und andere: Beschreibung der wurttember-gischen Amter. Heft 20 (Oberamt Goppingen). Hormayr, Die Bayern im Morgenlande, Anmerkung, S. 38. cm. Sugenheim, вышеуказанное сочинение, стр. 360.

71

Uber Stetigung und Ablosung der bauerlichen Grundlasten mil besonderer Rucksicht auf Bayern, Württemberg, Baden, Hessen, Preussen und Osterreich, Landshut 1848.

72

Миннезенгеры (нем.) — придворные поэты и певцы в германских странах, воспевавшие любовь рыцаря к «даме сердца». — Ред.

73

Minnesangs — Fruhling, Sammlung von Karl Lachmann und Moritz Haupt, Leipzig 1857, S. Hirzel.

Разве неприлично

Нравственному мужу

Жен двоих иметь?

Что мужчине можно,

Женщине нельзя.

74

Dr. Karl Bucher, Die Frauenfrage im Mittelalter, Tubingen 1882, S. 6, bis 7.

75

Dr. Karl Bucher, S. 35

76

Joh. Scherr, Geschichte der deutschen Frauenwelt, 4. Auflage, Leipzig 1879.

77

Л. Ришэ в своей книге «La femme libre» рассказывает о следующем случае. В Париже была осуждена одна горничная за детоубийство, совершенное отцом ее ребенка, видным благочестивым адвокатом, сидевшим на суде в числе присяжных. При этом адвокат был даже сам убийцей и мать совершенно невиновна, как она признала перед судом лишь после своего осуждения.

78

Dr. Karl Hagen, Deutschlands literarische und religiose Ver-haltnisse im Reformationszeitalter, Frankfurt a. M. 1888.

79

Dr. Karl

Скачать:TXTPDF

Женщина и социализм. Август Бебель Социализм читать, Женщина и социализм. Август Бебель Социализм читать бесплатно, Женщина и социализм. Август Бебель Социализм читать онлайн