Скачать:TXTPDF
Женщина и социализм. Август Бебель

11 Band, 3. Heft, Stuttgart 1908, S. 598.

215

L. Stieda, Das Gehirn eines Sprachkundigen. Zeitschrift fur Morphologie und Anthropologie. 11. Band, 1. Heft, 1907, S. 135.

216

Duckworth, р. 422.

217

К. Pearson, Variation in Man and Woman in Chances of death, 1. Band, London 1897, p. 376.

218

Die neuere Schopfungsgeschichte.

219

Данные для этого дает, как уже было упомянуто, доктор Хавелок-Эллис в своей (много раз цитированной нами) книге. Из них видно, что у многих диких и полудиких племен женщина по физической силе и по величине тела не только равна мужчине, но отчасти и превосходит его. С другой стороны, Эллис согласен с тем, что вследствие нашего культурного развития разница в объеме черепа между полами прогрессивно повышалась.

220

«Храм науки — храм демократии» (Buckle, Geschichte der Zivilisation in England, 2. Band, 2. Teil, 4. Auflage. tjbersetzt vou A. Ruge, Leipzig und Heidelberg 1870).

221

Циглер в вышеупомянутом сочинении на стр. 11 и 12 оспаривает, что эго соответствует смыслу вирховского заявления. Но его собственная передача вирховского заявления это подтверждает. Вирхов сказал: «Представьте только себе, как уже в настоящее время эволюционная теория выглядит в голове социалиста! (Смех.) Да, господа, многим это может казаться смешным, но это очень серьезно, и мне хочется надеяться, что эволюционная теория не принесет нам всех тех ужасов, которые подобные теории натворили в действительности в соседней стране. Во всяком случае, эта теория, если ее провести последовательно, имеет очень опасную сторону, и вы, надо надеяться, заметили, что социализм сблизился с ней, мы должны видеть это совершенно ясно». И вот мы сделали то, чего боялся Вирхов, мы сделали из теории Дарвина выводы, которые не сделали или сделали неверно Дарвин и большая часть его учеников. Вирхов предостерегает от опасности этого учения, так как он предвидел, что социализм сделает и должен сделать выводы, лежащие в этом учении.

222

Дюбуа-Реймон, указывая на прежние нападки на него, повторил эту фразу в феврале 1883 года по поводу юбилея Фридриха Великого.

223

Профессор Энрико Ферри написал сочинение, озаглавленное «Социализм и современная наука, ДарвинСпенсерМаркс» («Sozialismus und moderne Wissenschaft Darwin-Spenser-Marx», Ubersetzt und erganzt von Dr. Hans Kurella, Leipzig 1895, Georg H. Wigands Verlag), в котором он специально по адресу Геккеля доказывает, что дарвинизм и социализм находятся в полной гармонии и что большое заблуждение со стороны Геккеля — как он это делал до последнего времени — характеризовать дарвинизм как аристократическое учение. Мы не во всем согласны с сочинением Ферри и особенно не разделяем его точки зрения при обсуждении свойств женщины, где он стоит преимущественно на точке зрения Ломброзо и Ферреро. Эллис в своем сочинении «Мужчина и женщина» доказал, что если свойства мужчины и женщины разнородны, то тем не менее они равноценны (подтверждение изречения Канта, что мужчина и женщина лишь вместе составляют человека). Тем не менее сочинение Ферри вышло очень кстати, но переводчику его не следовало бы в выноске к стр. 10 при упоминании о Циглере говорить о «легкомысленных утверждениях Бебеля». Доказать это «легкомыслие» господину Курелла было бы трудно, и эта выноска к положениям Ферри, с которыми мы в данном случае совершенно согласны, как раз очень легкомысленна.

224

Профессор Геккель опубликовал в № 8 «Zukunft» (Берлин 18.95) статью о предложенном рейхстагу законопроекте, в конце которой он замечает, между прочим: «Я, конечно, — далеко не друг господина Бебеля, который на меня неоднократно нападал и, между прочим, в своей книге о женщине прямо оклеветал». Упрек, который мне здесь делает господин Геккель, принадлежит к сильнейшим, которые можно кому-нибудь сделать, он означает — этого, видимо, не знает профессор Геккель, — что кто-нибудь позволил себе нападки, сознательно ложные; я не сознаю, чтобы сделал это, и должен обождать, пока профессор Генкель докажет свое утверждение, до тех пор я его отбрасываю, как легкомысленное. — Автор.

225

внесение в списки полноправных студентов. — Ред.

226

Статистика, составленная Блашко, дает следующие сведения о распространении венерических болезней среди отдельных профессий: на первом месте находятся тайные проститутки — 30 процентов, затем следуют студенты- 25 процентов, торговцы- 16 процентов и рабочие — 9 процентов.

227

Женщины по различным основаниям с распоряжения министра могут не допускаться к отдельным лекциям.

228

«Die Organisation der unentgeltlichen polyklinischen Kranken-pflege in den grofien Stadten Rufilands. (St. Petersburg und Moscau)». Deutsche Vierteljahresschrift fur offentliche Gesundjieitspflege, Braunschweig.

229

О трудностях, выпадающих на долю женщин, имеющих семью и в то же время желающих или принужденных иметь заработок, масса интересного материала содержится в книге Адели Гергард и Елены Симон «Материнство и умственный труд» («Mutterschaft und geis-tige Arbeit», Berlin 1901). Здесь писательницы, художницы, певицы, актрисы и т. д. высказываются на основании собственного опыта. Их суждения говорят за то, что общество должно в корне изменить свои социальные условия, чтобы использовать огромную массу женской интеллигенции, которая уже существует и рвется к делу, что соответствует высшим интересам самого общества.

230

По последним известиям, в Англии в 1908 году было 16 женщин-инспекторов, в том числе мисс A.M. Андерсон в роли начальницы, остальные — в роли помощниц.

231

С 1897 года, когда в Баварии была назначена первая фабричная инспекция, число служащих-женщин достигло к 1909 году 26. 14 союзных государств не наняли вообще ни одной.

232

A. Chapman und M. Chapman, The statute of women under the english Law, London 1909.

233

Гражданский кодекс, изданный Наполеоном I. — Ред.

234

L. Bridel, La puissance maritale, Lausanne 1879.

235

Marianne Weeer, Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklune. Tubingen 1907, S. 377.

236

Как правильно это воззрение, видно из комедии Аристофана «Женское народное собрание». Аристофан изображает в своей комедии, как афинский государственный строй пришел в такое состояние, что никто более не знал, что предпринять. Пританы поставили в народном собрании на обсуждение афинских граждан вопрос: как спасти государство. В ответ на это одна женщина, переодетая мужчиной, предложила доверить управление государством женщинам, и это предложение, как «единственное, еще в Афинах не испробованное», было принято без возражений. Женщины стали у кормила правления и тотчас ввели коммунизм. Само собой разумеется, Аристофан высмеивает этот строй, но в его произведении самое характерное то, что он заставляет женщин, как только они получают возможность сказать решительное слово в общественных делах, ввести коммунизм, как единственно разумный, с их точки зрения, государственный и общественный строй. Арисгофан, конечно, не предполагал, какую правду он сказал своею шуткой.

237

См. Emma Adler, Die berühmten Frauen der frauzosischeu Revolution, Wien 1906.

238

Th. G. van Hippel, tJber die burgerliche Verbesserung der Weiber, Berlin 1792.

239

Klara Zetkin, Zur Frage des Frauenwahlrechts, Berlin 1907, S. 64 bis 65. В 1909 году женщины получили избирательное право еще в Южной Дакоте и Вашингтоне.

240

Указание о предоставлении английским колониям избирательных прав в области общинного представительства не соответствует действительности и основано на неверной информации, распространяемой английскими колониальными властями, введшей автора в заблуждение. — Ред.

241

Politisches Handbuch fur Frauen, Berlin 1909, S. 86.

242

Ультрамонтанство (фр.) — воинствующее направление католической церкви, добивавшееся неограниченного влияния папы римского на духовные и светские дела. — Ред.

243

Под «культуркампфом» понимается ряд законодательных мероприятий, принятых правительством Бисмарка против католической церкви в семидесятых годах XIX века. — Ред.

244

Духовенство заметило, что эта опасность может возникнуть. При больших размерах и значении, которое приобрело женское движение даже в буржуазных кругах, заправилы кагодического центра поняли, что они имеют дело уже не с неграми. Поэтому они совершенно переменили фронт. С той хитростью, которая с давних пор отличала служителей церкви, они поддерживают теперь то, против чего раньше боролись. Они выступают теперь не только за высшее женское образование, но и за полную свободу союзов и собраний для женщин. Наиболее дальновидные из них высказываются также за распространение избирательного права на женщин в надежде, что больше всего от этого выиграет церковь. Поэтому же они требуют организации женщин, например даже женской прислуги. Но делается все это не из чувства справедливости, но лишь для того, чтобы не толкнуть женщин в руки политических противников церкви.

245

«Половина финских депутатов-женщин являются матерями, уважаемыми супругами… Из замужних социал-демократических представительниц трое стали во время прежней деятельности в ландтаге матерями и, конечно, без всяких неприятных последствий, кроме того, что они отсутствовали на заседаниях в течение нескольких недель. Их беременность в период парламентской деятельности вообще рассматривалась как нечто естественное и не являлась чем-то странным или возбуждающим особое внимание. Можно скорее говорить о том, что это состояние оказало на собрание воспитательное влияние. Что касается парламентской работы женщин в узком смысле, то они избирались от своей партии в специальную комиссию. И это доказательство того, что партия убеждена в работоспособности женщин. В комиссии по рабочим делам, где вырабатываются законы об охране труда, страховании рабочих и новые промышленные законы, находятся рядом с 12 мужчинами также 4 женщины и 3 женщины избраны заместительницами. В законодательную комиссию, как и в конституционную комиссию были избраны в каждую по две женщины в качестве постоянных членов и по одной в качестве заместительниц. И женщины в комиссиях честно утвердили свое место». Fraulein H. Pdrssinen, Mitglied des Landtags von Finnland, Das Frauenstimmrecht und die Beteiligung der Frauen an den parlamentarischen Arbeiten in Finnland, «Documente des Fortschritts» 1909, Juli, S. 542 bis 548.

246

Professor Dr. Otto von Herff, Im Kampfe gegen das Kinderbett-fieber, Leipzig 1908, S. 266.

247

W. Williams, Deaths in Childbed, London 1904, p. 6–7.

248

«На каждую женщину, умирающую в настоящее время в родовой период, мы должны считать от 15 до 20, которые более или менее тяжело заражаются и нередко потом всю жизнь страдают от болезней половых органов, влияющих и на все здоровье». Frau Dr. med. Я. В. Adams, Das Frauenbuch, 1. Band, Stuttgart 1894, S. 363, Sudde-utsches Verlagsinstitut.

249

Общинные представители Нейса на Рейне дошли в 1902 году до того, что отказались поддерживать общественную купальню, так как нравственность может пострадать от того, что мальчики, прикрытые лишь купальными штанишками, будут видеть друг у друга голое тело.

250

Womanhood, Its Sanctities and Fidelities by Isabella Becher-Hooker, Boston.

251

A. Neymarck, La statistique Internationale dea valeurs mobili-eres im «Bulletin de 1’institut international de statistique», 17. Band, Kopenhagen 1908, p. 405.

252

Уже Платон знал следствия подобного состояния. Он писал: «Раз в государстве существуют классы, оно уже не едино; в нем два государства: одно образуют бедные, другое богатые, и те и другие живут вместе, подстерегая друг друга… Господствующий класс в конце концов не в состоянии вести войну, так как он должен тогда пользоваться массой, которой он, раз она вооружена, боится больше, чем врага» (Платон, Государство). Аристотель говорит: «Массовое обеднение — бедствие, так как почти никогда невозможно воспрепятствовать, чтобы подобные люди не

Скачать:TXTPDF

Женщина и социализм. Август Бебель Социализм читать, Женщина и социализм. Август Бебель Социализм читать бесплатно, Женщина и социализм. Август Бебель Социализм читать онлайн