Скачать:PDFTXT
Церковная история

рассматривался как наиболее естественный и даже как единственно возможный преемник епископа Александра, будучи его секретарем, долгое время живя с ним под одной крышей и являясь самым активным защитником позиций александрийской церкви на соборе в Никее.

60 Двадцатилетие правления Константина — 25 июля 326 г.

61 Константинополь был основан 8 ноября 324 г. Торжественная церемония открытия города состоялась 11 мая 330 г.

62 Из знаменитого храма Аполлона в Дельфах /в Фокиде, Средняя Греция/.

63 Елена /ум. 327/, дочь трактирщика, была первой женой Констанция Хлора, с которой он развелся в 293 г. {329}

64 Серапис — эллинистический бог плодородия, мертвых, явлений природы, повелитель наводнений, бог города Александрия.

65 Нилометр — прибор для измерения уровня воды в Ниле, имевший культовое значение.

66 Сарматы — кочевое племя, жившее в Северном Причерноморье, готы германское племя, также обитавшее в Северном Причерноморье. Сарматы и готы были разгромлены на Дунае в 332 г. Константин поселил сарматов в придунайских провинциях и в Северной Италии, а германцев — в Паннонии.

67 Интересно, что первыми распространителями христианской веры среди варваров оказались сосланные в балканские и придунайские провинции арианские епископы.

68 Бытие, XVIII.

69 Пифонский демончудовищный змей, рожденный богиней земли Геей и убитый Аполлоном, или же, что более вероятно, сам Аполлон.

70 Тир — крупный портовый город в Финикии.

71 Начало распространения христианства у индийцев относится к концу 20-х-началу 30-х гг. IV в.

72 Эвксинский Понт — древнегреческое название Черного моря

73 Св. Антоний Великий /251-17 января 356 г./ — знаменитый монах, проживший почти всю свою жизнь в египетской пустыне. Считается первым анахоретом /»тот, кто удаляется»/, т. е. монахом-отшельником.

74 В «Житии Св. Антония».

75 Мани /ок. 215-277/ — основатель манихейства, зверски замученный по приказу персидского шаха Бахрама I. Происходил из знатной персидской семьи. Манихейство, синтезировавшее многие элементы христианства, зороастризма и буддизма, было дуалистической религиозной системой. Согласно Мани, мир является ареной борьбы светлого и темного начал, а цель истории — освобождение частиц света от тьмы и зла. Человек должен этому всячески способствовать, ведя нравственный образ жизни, воздерживаясь от брака, мясной пищи, убийства себе подобных и т.д. /аскетическая этика/. Манихейство широко распространилось от Рима до Китая и просуществовало до XII в.

76 Сарацин — араб, житель Аравийского полуострова.

77 Монтан — ересиарх II в. /он был перешедшим в христианство жрецом Кибелы/, проповедовавший близость Второго Пришествия и конца света.

78 Будучи осужденным на Никейском соборе, арианство сосредоточило свои атаки против исходного в Никейском символе термина «единосущный», спровоцировав тем самым раскол христиан на «единосущников» и «неединосущников». «Неединосущники» /умеренные ариане/ утверждали, что Бог-Слово имеет не равную, но подобную Богу-Отцу субстанцию. Различия между этими двумя партиями сводились к одной букве — иоте: homousios /единосущный/ и homoiousios /подобосущный/. «Единосущники» стремились подчеркнуть единство двух первых лиц Троицы и абсолютную божественность Слова. «Неединосущники» сохранили от первоначального арианства отрицание идеи равенства сущностей Отца и Сына, но приняли никейскую концепцию Христа несотворенного и совечного Богу-Отцу. Лидерами «единосущников» были Евстафий Антиохийский и Афанасий Александрийский, лидерами «неединосущников» — Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомидийский.

79 Эмеса — город в южной Сирии.

80 Имя его было Евтокий.

81 Флавия Юлия Констанция умерла в 330 г. {330}

82 Календы в римском календаре — первые числа месяцев, приходившиеся на время, близкое новолунию.

83 в 321 г. на Александрийском синоде.

84 Хорошо видно, что изложенный Арием символ веры не содержал упоминания о «единосущии», но, судя по реакции императора, этого от него и не требовали. Константин считал, что Арий сделал достаточно уступок, теперь же шаг навстречу должен сделать и Афанасий. Именно поэтому император отправил Ария в Александрию, надеясь на примирение его с вождем ортодоксов. Это доказывает и приведенный ниже /I.27/ отрывок из послания Константина Афанасию.

85 Сократ умалчивает о роли в этих событиях весьма уважаемого им Евсевия Кесарийского, одного из главных врагов Афанасия. Верхняя Мизия — римская провинция на северо-западе Балканского полуострова, к югу от совр. г. Белград. Паннония — римская провинция к северо-западу от Верхней Мизии /совр. северная Сербия, восточная Хорватия и западная Венгрия/.

86 Участие мелетиан в кампании против Афанасия вполне естественно, так как он являлся одним из главных их врагов в Египте.

87 Речь идет, очевидно, об организаторе какого-то заговора против императора.

88 Мареотида — область в Нижнем Египте к западу от Дельты.

89 Потир — литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия.

90 Речь идет о цезаре Далмации Младшем, правителе Македонии, Греции и Фракии /убит в 337 г./. Цензор — должностное лицо, надзиравшее, за финансами, общественным строительством и нравами.

91 Имеется в виду храм Св. Гроба Господня. Его освящение произошло 13 сентября 335 г.

92 — Сократ не говорит, что председателем Собора был Евсевий Кесарийский.

93 Ахаав — восьмой царь Израиля, известный идолопоклонством и враждой к Богу и его пророкам.

94 Послание к Тирскому собору показывает, что в тот момент Константин решил поддержать Афанасия.

95 С ними также находился и Евсевий Кесарийский.

96 Египет являлся житницей Империи — он обеспечивал хлебом огромное население столицы.

97 Афанасий был сослан в 335 г.

98 Речь идет о Константинопольском соборе 336 г., осудившем учение Маркелла Анкирского. Маркелл проповедовал, что Бог-Сын получил бытие от Марии и что его бытие прекратится с концом мира. Оправдан на Сердикском соборе.

99 Умеренный арианин Василий Анкирский, врач по образованию, был рукоположен по инициативе доминировавшей в церкви группы Евсевия Кесарийского. Василий будет низложен Сердикским собором и заменен Маркеллом по настоянию императора Запада Константа, но затем вернется на епископский стол в 350 г. Однако через десять лет он вновь будет смещен /на этот раз акакианами/.

100 Имеется в виду трактат «Против Маркелла».

101 Афедрон — отхожее место.

102 Арий умер в 336 г. {331}

103 Константин II /Младший/ был объявлен цезарем 1 марта 317 г., Константин II — 8 ноября 324 г., Констант — 25 декабря 333 г. Константин получил Британию, Галлию и Испанию, Констанций — весь Восток, а Констант Италию, Африку и Иллирию.

104 Второй год двести семьдесят восьмой олимпиады — 333 г. Константин же умер 22 мая 337 г.

КНИГА ВТОРАЯ

1 «Апология о бегстве», «О соборах Ариминском и Селевкийском» и некоторые другие.

2 Императрице Евсевии.

3 Вмешательство Константина II было естественным, ибо Афанасий был сослан в его владения. В истории с Афанасием он выступил как выразитель интересов тех ортодоксальных областей, которыми он правил /Британии, Галлии и Испании/.

4 Осенью 338 г.

5 Евсевий Кесарийский умер в 339 г. на пороге своего восьмидесятилетия.

6 В апреле 340 г. недалеко от Аквилеи Константин II попал в засаду и был убит. Его владения перешли под управление его младшего брата Константа.

7 Александр Константинопольский умер в 340 г. Он занимал епископский престол с 325 г.

8 Юлий был римским епископом в 337-352 гг. Феодорит называет его преемником Сильвестра /V.40/. Однако между ними правил в течение девяти месяцев /начиная с 18 января 336 г./ Марк. Созомен /IV. 11 / также не упоминает о Марке.

9 По свидетельству Феодорита /V.40/, Плакид был третьим из череды арианских епископов Антиохии после Евлалия и Евфрония. По мнению же Сократа и Созомена /II. 19/ — вторым после Евфрония.

10 Скифополис — город в Самарии /центральная Палестина/.

11 См. прим. 9.

12 Математикой в то время назывались астрономия и астрология.

13 Григорий был умеренным арианином.

14 Антиохийское изложение веры знаменовало начало ревизии Никейского символа в направлении умеренного арианства. Соборные отцы анафематствуют тех, кто называет Сына творением, и признают, что он существовал с Отцом прежде других. В то же время избегают говорить о его «совечности и единосущности Отцу». Соборные отцы стремились устранить все, что вызывало споры, предлагая использовать лишь новозаветные определения.

15 Франки — группа германских племен, живших на Нижнем и Среднем Рейне. Их вторжение в Галлию относится к 341-342 гг.

16 «Житие Св. Афанасия» относит это событие к событиям, излагаемым Сократом в II.15.

17 Мера — 8,754 л.

18 По версии Феодорита /II. 12; V.40/ Георгий стал александрийским епископом лишь после третьего изгнания Афанасия в 356 г. и после убийства Григория александрийцами. Это также подтверждает «Житие Св. Афанасия».

19 Газа — приморский город в южной Палестине.

20 Адрианополь — крупнейший город Фракии. {332}

21 Юлий Римский как Глава первой из епархии Империи решил сыграть роль арбитра между ортодоксальным Западом и охваченным арианством Востоком. Однако его усилия привели лишь к новому витку напряженности в отношениях между враждующим церковными партиями.

22 В послании Юлию участники нового Антиохийского собора также оспаривали особые права римского епископа в имперской церкви.

23 Об этой смуте не упоминают ни Созомен, ни Феодорит.

24 Коринф — город на Коринфском перешейке, который соединяет Пелопонесс и Среднюю Грецию.

25 Констант, ставший после гибели Константина в 340 г. императором всего Запада.

26 Констанция II.

27 Ошибкаречь идет о Константе.

28 Это изложение веры практически повторяет, хотя и в более сжатой форме, Антиохийский символ. Главное отличиездесь Христос уже не называется «непреложным и неизменяемым, совершенным образом божественности, силы, воли и славы Отца».

29 «Пространное изложение веры» более подробно, чем предыдущее, освещает позицию умеренных ариан. Оно ничего не говорит о единосущии Христа и Бога-Отца, но в то же время отвергает идею, что Сын произошел не от Бога, а из не-сущего или из какой-либо другой ипостаси.

30 То есть в 347 г. По другим данным Сердикский собор состоялся в 343 или 344 г. Согласно Феодориту, в нем участвовало 250 епископов /II.7/. Сократ же называет другую цифру /около 376 членов/. На Сердикском соборе, где преобладали западные ортодоксальные епископы и где был подтвержден Никейский символ веры, потерпела неудачу политика примирения противоборствующих религиозных партий, и восточные епископы впервые открыто отделились от западных.

31 Филиппопольский собор заявил, что не присоединится к Сердикскому, пока там будет присутствовать Афанасий вместе с другими низложенными епископами /Созомен. III.11/.

32 Аквилея — город в северо-восточной Италии /в Истрии/ на побережье Адриатического моря.

33 В 348 г. По другим данным — в 346 г.

34 См. прим. 90 к Первой книге. Отцом Далмация Младшего был Далмаций Старший, сводный брат Константина Великого, убитый в 337 г. вместе с сыном.

35 Война Констанция с

Скачать:PDFTXT

Церковная история Сократ читать, Церковная история Сократ читать бесплатно, Церковная история Сократ читать онлайн