Скачать:PDFTXT
Сократ. Мыслители прошлого

а другие, те, что считаются похуже, напротив, более им одаренными. Но нужно мне рассказать вам о том, как я странствовал, точно я труд какой-то нес, и все только для того, чтобы убедиться в непреложности прорицания.

После государственных людей ходил я к поэтам — и к трагическим, и к дифирамбическим, и ко всем прочим, — чтобы хоть тут уличить себя в том, что я невежественнее их. Брал я те из их творений, которые, как мне казалось, всего тщательнее ими обработаны, и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, научиться от них кое-чему. Стыдно мне, афиняне, сказать вам правду, а сказать все-таки следует. Одним словом, чуть ли не все там присутствовавшие лучше могли бы объяснить творчество этих поэтов, чем они сами. Таким образом, и о поэтах я узнал в короткое время, что не благодаря мудрости могут они творить то, что творят, но благодаря некоей природной способности, как бы в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят. Нечто подобное, как мне показалось, испытывают и поэты; в то же время я заметил, что из-за своего поэтического дарования они считают себя мудрейшими из людей и во всем прочем, а на деде это не так. Ушел я и от них, думая, что превосхожу их тем же самым, чем и государственных людей.

Наконец, пошел я к тем, кто занимается ручным трудом. Я сознавал, что сам, попросту говоря, ничего не умею, зато был уверен, что уж среди них найду таких, кто знает много хорошего. Тут я не ошибся; в самом деле, они умели делать то, чего я не умел, и в этом были мудрее меня. Но, афиняне, мне показалось, что их промах был в том же, в чем и у поэтов; оттого что они были хорошими мастерами, каждый из них считал себя самым мудрым также и во всем прочем, даже в самых важных вопросах, и это заблуждение заслоняло собою ту мудрость, какая у них была; так что, желая оправдать слова оракула, я спрашивал себя, что бы я для себя предпочел: оставаться ли таким, как есть, и не быть ни мудрым их мудростью, ни невежественным их невежеством, или же, как они, быть и мудрым, и невежественным. И я отвечал самому себе и оракулу, что лучше уж мне оставаться как есть.

Из-за этой самой проверки, афиняне, с одной стороны, многие меня возненавидели так, что сильней и глубже и нельзя ненавидеть, отчего и возникло множество наветов, а с другой стороны, начали мне давать прозвание мудреца, потому что присутствовавшие каждый раз думали, будто если я доказываю, что кто-то в чем-то не мудр, то сам я в этом весьма мудр.

А в сущности, афиняне, мудрым-то оказывается бог, и своим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе даже ничего, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем ради примера, все равно как если бы он сказал: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто подобно Сократу знает, что ничего поистине не стоит его мудрость».

Я и посейчас брожу повсюду — все выискиваю и допытываюсь по слову бога, нельзя ли мне признать мудрым кого-нибудь из граждан или чужеземцев; и всякий раз, как это мне не удается, я, чтобы подтвердить изречение бога, всем показываю, что этот человек не мудр. Вот чем я занимался, поэтому не было у меня досуга заняться каким-нибудь достойным упоминания делом, общественным или домашним; так и дошел я до крайней бедности из-за служения богу.

Кроме того, следующие за мною по собственному почину молодые люди, те, у кого вдоволь досуга, сыновья самых богатых граждан, рады бывают послушать, как я испытываю людей, и часто подражают мне сами, принимаясь испытывать других, и, я полагаю, они в избытке находят людей, которые думают, будто они что-то знают, а на деле знают мало или вовсе ничего. От этого те, кого они испытывают, сердятся не на самих себя, а на меня и говорят, что есть какой-то Сократ, негоднейший человек, который портит молодежь. А когда их спросят, что же он делает и чему он учит, то они не знают, что сказать, и, чтобы скрыть свое затруднение, говорят о том, что вообще принято говорить обо всех, кто философствует: и что, мол, «[ищут] в небесах и под землею», и что «богов не признают», и «ложь выдают за правду». А правду им не очень-то хочется сказать, я думаю, потому, что тогда обнаружилось бы, что они только прикидываются, будто что-то знают, а на деле ничего не знают. А так как они, по-моему, честолюбивы, сильны, многочисленны и говорят обо мне упорно и убедительно, то давно уже прожужжали вам уши клеветой на меня.

Вот почему накинулись на меня и Мелет, и Анит, и Ликон; Мелет негодует на меня из-за поэтов, Анит — из-за ремесленников, а Ликон — из-за ораторов. Так что я удивился бы, как говорил вначале, если бы оказался в силах опровергнуть перед вами в такое короткое время эту разросшуюся клевету.

Вот вам, афиняне, правда, как она есть, и говорю я вам ее без утайки, не умалчивая ни о важном, ни о пустяках. Хотя я почти уверен, что тем самым я вызываю ненависть, но как раз это и служит доказательством, что я говорю правду, и что в этом-то и состоит клевета на меня, и именно таковы ее причины. И когда бы вы ни стали расследовать мое дело, теперь или потом, всегда вы найдете, что это так.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Августин 109

Алкивиад 9—12, 26–28, 95, 96, 173

Анаксагор 17, 57, 164, 166

Анит 172, 174, 176, 201

Антисфен 19, 98

Антокольский М. М. 4

Аполлодор 179

Апт С К. 11

Апулей 109

Аристид 15

Аристипп 153

Аристотель (Стагирит) 5, 13, 22, 66, 69, 70, 79, 80, 86, 87, 97, 114–116, 129–133, 141–150

Аристофан 4, 20, 28, 55

Архелай 138

Асмус В. Ф. 80

Аспазия 17, 31

Бамброу Дж. 133, 141, 142

Бертман М. 194, 195

Брен Ж. 93, 109

Бэкон Ф. 85

Варналис К. 4

Властос Г. 167

Галлей Н. 86, 167

Гатри У. К. 145, 167, 168, 170

Гегель Г. В. Ф. 202–204

Гераклит Эфесский 34, 54, 57, 161

Гесиод 16

Гиппий 35

Гомер 16

Гомперц Т. 109, 202

Горгий 48

Декарт Р. 64

Демокрит 13, 45, 57, 88

Диоген Лаэрций 173, 178

Диоген Синопский 98

Доватур А. И. 23

Достоевский Ф. М. 43, 126

Еврипид 17, 118

Евтидем 76–78, 154

Евтифрон 89–91, 93

Жебелев С. А. 109

Зенон Элейский 57, 66, 67

Зопир 20

Ильенков Э. В. 134—137

Калликл 83, 128

Калликсен 31

Кант И. 135

Кебет 165

Кимон 14, 65

Клеофонт 32

Климент Александрийский 109

Коненков С. Т. 4

Критий 32, 45, 101–104, 173, 196

Критобул 17, 179

Критон 167, 179, 181, 186–189, 192, 193, 197, 198

Ксантиппа 18—20

Ксенофонт 4, 13, 14, 19, 35, 41, 55, 57, 68–70, 76, 83, 87, 100, 101, 108–111, 113–115, 132, 152–155, 157, 158, 160, 163, 164, 173, 175

Кьеркегор С. 96

Лактанций 109

Лампрокл 18, 19

Лахес 28, 72, 74, 75, 113

Левкипп 45, 57, 88

Леонтий Саламинскнй 32, 183, 193, 195

Ликон 172, 176, 201

Лисимах 15

Лосев А. Ф. 109, 167

Льюис Дж. Г. 109

Маркс К. 110

Мелет 172, 176, 201

Мелисс 57

Менексен 18

Мильтиад 14, 65

Милль Дж. С. 85

Никий 74, 75

Николай Кузанский 64

Ницше Ф. 109, 143

Овидий 118

Парменид 57, 88, 151

Перикл 17, 20, 25, 31, 33, 34, 36, 37, 65

Перикл (сын Перикла) 31

Пиндар 16

Пифагор 54, 57

Платис Е. Н. 172

Платон 4, 12, 14, 19, 26, 32, 42, 48, 50–52, 56, 58, 60, 67, 69, 70, 76,81, 83, 87, 89, 92, 93, 101, 106, 108, 109, 111, 114, 115, 122, 125, 128, 136, 141, 142, 145, 149, 151, 152, 154, 158, 164, 168, 173–175, 179, 180, 187, 192, 197–199, 205

Плутарх 109, 173

Пол 128, 138

Продик 49, 50

Протагор 44–47, 79, 114, 127

Пушкин А. С. 146

Радзинский Э. 4

Симонид 127

Соловьев В. С. 125, 183—185

Софокл 17, 118

Софрониск (отец Сократа) 9, 15

Софрониск (сын Сократа) 18

Тертуллиан 109

Трубецкой С. Н. 109

Фаворин 173

Фалес 99

Федр 60

Фемистокл 65

Фенарета 15, 62

Фидий 17

Фогель В. 167

Фрасимах 94, 151, 152

Фукидид 21, 36, 65

Херефонт 51, 52

Хилон 99

Цицерон 20, 54, 109

Эмпедокл 57

Эсхил 118

Янг Г. 186–188, 190, 192, 193

Ярхо В. Н. 118

ЛИТЕРАТУРА

(ссылки на античных авторов даются в тексте)

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

2. Ленин В. И. Поли. собр. соч.

3. Асмус В. Ф. Сократ//История античной диалектики. М., 1972.

4. Бандзеладзе Г. Д. Была ли у древних греков совесть?//Литературная Грузия. 1977. № 10.

5. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1959. Т. 2.

6. Бузескул В. П. Перикл. Пг., 1923.

7. Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида// Культура и искусство античного мира. М., 1980.

8. Виндельбанд В. Сократ//Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1903.

9. Гегель. Лекции по истории философии //Гегель. Соч. М., 1932. Т. X.

10. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1913. Т. 2.

11. Доватур А. Я. Политика и политии Аристотеля. М.; Л., 1965.

12. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1973. Т, 5.

13. Жебелев С. А. Сократ. Берлин, 1923.

14. Ильенков Э. В. Гуманизм и наука//Наука и нравственность, М., 1971.

15. История философии. М., 1940. Т. 1.

16. История философии. М., 1957. Т. 1.

17. Кессиди Ф. X. Древнегреческая демократия и возникновение диалектики//Античная культура и современная наука. М., 1985.

18. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1972.

19. Кессиди Ф. X. Философия, диалог и диалектика в Древней Греции классического периода//Проблемы античной культуры. М., 1986.

20. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона//Платон. Соч. М., 1968. Т. 1.

21. Лосев А. Ф. История античной эстетики (Софисты. Сократ, Платон). М., 1969.

22. Лосев А. Ф. Сократ//Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.

23. Льюис Дж. Г. История философии в жизнеописаниях. СПб., 1885. Т. 1.

24. Нерсесянц В. С. Сократ. 2-е изд. М., 1984.

25. Ницше Ф. Из посмертных произведений. М., 1912. Т. 1.

26. Подосинов. К проблеме сократовского диалога//Античная культура и современная наука. М., 1985.

27. Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.

28. Соловьев В. С. Собр. соч. СПб., 1894–1897. Т. VII.

29. Табунов Н. Д. Влияние научных знаний на поведение личности//Вопросы философии. 1973. № 11.

30. Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890.

31. Цицерон. Избр. соч. М., 1975.

32. Ярхо В. И. Была ли у древних греков совесть?// Античность и современность. М., 1972.

33. Bambrough J. R. Socratic paradox//The philosophical quarterly (St. Andrews). 1960. Vol. 10. N 41.

34. Bertman M. A. Socrates Defence of Civil Obedience// Studium Generale (New York). 1971. Vol. 24. Fasc. 5.

35. Brun J. Socrate. Paris, 1963.

36. Dodds E. D. The Greek and Irrational. London, 1971.

37. Dover K. J. Socrates in

Скачать:PDFTXT

. Мыслители прошлого Сократ читать, . Мыслители прошлого Сократ читать бесплатно, . Мыслители прошлого Сократ читать онлайн