Скачать:TXTPDF
Неизданный Федор Сологуб. Фёдор Сологуб, Маргарита Михайловна Павлова, Александр Васильевич Лавров

Незлобина; писательница, автор литературных мемуаров «Ушедшее» (Мосты. 1961. № 8. С. 295–312; перепечатано в кн.: Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993. С. 412–429). 20 сентября Соколов писал Сологубу: «Лида выезжает завтра, в пятницу, в 12 ч., курьером и, пользуясь Твоим и Анастасии Николаевны любезным приглашением, намерена остановиться у Вас. Ergo, часов в 11 утра она прибудет на Разъезжую» (ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 3. № 636).

437

Речь идет о статье: Театрал. К открытию петербургского театрального сезона: (Письмо в редакцию) // БВ. Веч. вып. 1912. № 13155. 21 сентября. Тексту было предпослано редакционное пояснение: «Редакция дает место письму г. Театрала не только потому, что под этим псевдонимом скрывается имя одного из самых популярных сейчас в России писателей, но и потому, что, высказываясь по частному вопросу, автор трогает большой вопрос об аномалиях, давно уже сросшихся с делом русской драматургии и казенных театров». «Письмо в редакцию» содержало полемические реплики по поводу статей Ф. Д. Батюшкова («Открытие сезона») и Д. В. Философова («Театральные заметки»), помешенных в «Речи» 19 и 20 сентября.

438

Среди писем Сологуба к критику, прозаику, поэту Александру Алексеевичу Измайлову (1873–1921), редактировавшему литературную рубрику в «Биржевых ведомостях» (ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 2. № 7), указанного письма не сохранилось.

439

Изабелла Аркадьевна Гриневская (1864–1942) — драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, критик.

440

З. Н. Гиппиус.

441

См. коммент. 8 к п. 27 (в файле — комментарий № 434 — прим. верст.).

442

Датируется по почтовому штемпелю.

443

Л. Д. Рындина.

444

Нина Артемьевна Тамамшева (приятельница Чеботаревской и Сологуба) поселилась в доме 7 по Матвеевской улице (Петербургская сторона).

445

Георгий Иванович Чулков (1879–1939) — прозаик, поэт, критик. Его роман «Сатана» был опубликован в 5-м выпуске альманаха «Жатва» (М., 1914), затем вышел отдельным изданием (М., 1915).

446

Петр Бернгардович Струве (1870–1944) редактировал петербургский журнал «Русская мысль» в 1907–1918 гг.

447

Годом ранее, 9 сентября 1911 г., в письме к В. Я. Брюсову, редактировавшему тогда литературно-критический отдел «Русской мысли», Сологуб предлагал для журнала свой новый роман «Заклинательница змей»; в письме к Брюсову от 8 октября 1911 г. он заверял: «Я пришлю Вам мой роман, как только он будет окончательно пересмотрен и переписан, что я надеюсь окончить около 1 декабря» (РГБ. Ф. 386. Карт. 103. № 27). Роман «Заклинательница змей» в «Русскую мысль» представлен не был, опубликован отдельным изданием лишь десятилетие спустя (Пг.: Эпоха, 1921).

448

В № 39 журнала «Огонек» (1912. 23 сентября) была помещена заметка «Писатель Ф. К. Сологуб у себя» (с. <8>), иллюстрированная тремя фотоснимками: «Ф. К. Сологуб с супругой в столовой», «В гостиной» (Ф. Сологуб и Ан. Чеботаревская), «За рабочим столом» (Ф. Сологуб). Краткие биографические сведения о Сологубе, приведенные в заметке, сопровождались пояснением: «Никакие словари не дают его биографических данных. Сам он решительно уклонялся до сих пор от каких-либо сообщений этого рода альманашникам и литературным обозревателям. Безусловно, впервые читатель прочтет те сведения об его жизни, какими он поделился с нашим сотрудником».

449

Премьера «Фауста» (1-я часть) Гёте состоялась в Москве на сцене театра К. Н. Незлобина в сентябре 1912 г. (постановка Ф. Ф. Комиссаржевского; текст в прозаическом переводе Комиссаржевского и В. Т. Зенкевича). Постановка вызвала широкий общественный резонанс (см. перечень отзывов о спектакле в кн.: Житомирская З. В. Иоганн Вольфганг Гёте: Библиогр. указатель рус. пер. и критич. лит. на рус. языке. 1780–1971. М., 1972. С. 362–363; см. также: Волков Н. Гёте в русском театре // Литературное наследство. М., 1932. Т. 4/6. С. 913–914).

450

См. коммент. 6 к п. 27 (в файле — комментарий № 432 — прим. верст.).

451

«Бегство Габриэля Шиллинга» — драма Гергарта Гауптмана (1912). 24 сентября 1912 г. состоялась ее премьера в Русском драматическом театре А. К. Рейнеке (бывш. Панаевском театре; постановка А. Я. Таирова, декорации Б. И. Анисфельда).

452

С 1910 г. Л. Д. Рындина состояла в труппе театра К. Н. Незлобина.

453

См. коммент. 3 к п. 29 (в файле — комментарий № 444 — прим. верст.).

454

Датируется по почтовому штемпелю.

455

Исполнитель главной роли, художника Габриэля Шиллинга.

*

В автографе: а это, говорят.

457

Исполнительница роли Ганны Элиас. Ср. отзыв М. Вейконе на спектакль: «Может быть, крупный талант и сумел бы убедить нас, что Шиллинг носит в своей душе несбывшиеся надежды великих созданий, что он исключительная натура, отмеченная Богом, но г. Мурский никого в этом не убедил, и драма Шиллинга в его передаче свелась к болезненным переживаниям издерганного ординарного человека <…> было и слишком много суеты, судорог, скачков, резких жестов и, я бы сказал, кривлянья. Хриплый голос, большой темперамент несколько провинциального тона. <…> Внешней порывистой „игрой“ старалась и г-жа Чарусская (Ганна — любовница Шиллинга) покрыть моменты, когда бессильна была у нее внутренняя драма» (Театр. 1912. № 28. 26 сентября).

458

Евгений Германович Лундберг (1887–1965) — прозаик, критик; автор статьи «Лирика Федора Сологуба» (Русская мысль. 1912. № 4) и других критических откликов на произведения Сологуба.

459

Цитируемая открытка отправлена Лундбергом из Коппе 5 октября (н. ст.) 1912 г. (ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 5. № 153). Ранее, 10/23 сентября 1912 г., Лундберг писал Чеботаревской: «Что до Клейста — не знаю, о каком Вы мне переводе писали. Сейчас я возьмусь за любой перевод, ибо 2–3 месяца болезни и безработицы вывели меня из моего и без того сомнительного матер<иального> равновесия» (Там же). Готовый текст перевода Лундберг выслал Чеботаревской из Берлина в декабре 1912 г. Переводы предполагались для публикации в собрании сочинений Генриха фон Клейста (1777–1811), о подготовке которого Сологуб вел переговоры с издательством К. Ф. Некрасова. Переводы Лундберга из Клейста опубликованы не были. Приступая к изданию Клейста (которое тогда так и не было осуществлено), К. Ф. Некрасов писал Ан. Чеботаревской 4 июля 1914 г.: «Г. Лундберг писал мне, просил выслать деньги. Что именно переводил он из Клейста, я не знаю. Кроме того, он желает, чтобы его фамилия стояла на книге. Я ответил ему, что без Вас решать не могу ничего» (ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 5. № 179).

460

З. Н. Гиппиус.

461

Константин Николаевич Незлобии (1857–1930) — антрепренер, режиссер, актер, руководитель московского драматического театра К. Н. Незлобина (1909–1917).

462

Имеется в виду Антоний Павлович Воротников (1857–1937) — драматург, беллетрист, журналист, режиссер, работавший в театре Незлобина.

463

В отзыве на постановку «Бегства Габриэля Шиллинга» в Русском драматическом театре С. А. Ауслендер писал: «Ставивший пьесу режиссер Таиров нашел верный тон. Весьма тактично режиссер избежал опасности засушить эту несколько неподвижную пьесу. <…> Анисфельд своими декорациями дал яркий фон для драмы» (Речь. 1912. № 263. 25 сентября; подпись: С. А-р).

464

Датируется по почтовому штемпелю.

465

Одноактная пьеса Чеботаревской (на сюжет, заимствованный у датского писателя Хенрика Понтоппидана) «Таинственный гость (Принц Карнавал)» опубликована в журнале «Библиотека Театра и искусства» (1915. № 6. С. 36–46).

466

Надежда Александровна Тэффи (урожд. Лохвицкая, в замужестве Бучинская; 1872–1952) — прозаик, фельетонист, поэтесса; дружески общалась с Сологубом и Чеботаревской (см. ее письма к Сологубу: ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 3. № 692).

467

Алексей Николаевич Будищев (1864–1916) — прозаик, поэт.

468

Подразумевается главным образом проблематика романа Будищева «Лучший друг» (СПб., 1901).

469

Четырехстраничная книжка Игоря Северянина «Эпилог. „Эго-футуризм“» (Столица на Неве. <СПб.>, 1912). В картотеке автографов в библиотеке ИРЛИ зафиксирована надпись на экземпляре, подаренном Сологубу: «Мне — Дорогому Федору Сологубу любящий Игорь-Северянин. 1912. XII, 8».

470

Подразумеваются образцы обложек для «Собрания сочинений» Федора Сологуба, готовившегося издательством «Сирин». Николай Константинович Калмаков — художник (см. его письма к Ан. Чеботаревской за 1909–1915 гг.: ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 5. № 117), в числе его театральных работ — оформление спектаклей по пьесам Сологуба «Ночные пляски» и «Мечта-победительница». См.: Чеботаревская Ан. Квыставке картин Н. К. Калмакова // Солнце России. 1913. № 13. 23 марта.

471

Иванов-Разумник (наст. имя — Разумник Васильевич Иванов; 1878–1946), один из руководителей и организаторов издательства «Сирин», и основатели этого издательства — капиталист-сахарозаводчик, чиновник при директоре императорских театров Михаил Иванович Терещенко (1886–1958) и две его сестры — Елизавета Ивановна и Пелагея Ивановна.

472

Роман Романович Голике (1849-?) — владелец петербургской типографии «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг».

473

Имеется в виду переплет для «Полного собрания сочинений и переводов» Валерия Брюсова, предпринятого издательством «Сирин» в 1913 г.

474

Выставка общества художников «Союз молодежи» экспонировалась в Петербурге в декабре 1912-го — январе 1913 г. (Невский просп., 73). В ней участвовали братья Давид Давидович (1882–1967) и Владимир Давидович (1888–1917) Бурлюки, Наталья Сергеевна Гончарова (1881–1962), а также М. В. Матюшин, И. С. Школьник, В. Е. Татлин, К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов, В. В. Маяковский, А. В. Шевченко и др.

475

Павел Елисеевич Щеголев (1877–1931) — литературовед, историк революционного движения, журналист, издатель.

476

Леонид Евгеньевич Габрилович (псевдоним — Л. Галич; 1878–1953) — критик, журналист. Василий Регинин (наст. имя — Василий Александрович Раппопорт; 1883–1952) — журналист, официальный редактор ежемесячного литературно-художественного журнала «Аргус» с 1914 г. (с № 14; до него журнал редактировал П. М. Кондратенков).

477

Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874–1952) — драматург, прозаик, поэтесса, переводчица. Вероятно, речь идет о ее сборнике стихов «Облака» (М., 1912).

478

Андрей Николаевич Лаврентьев (1882–1935) — драматический актер, режиссер, с 1910 по 1918 г. работавший в Александринском театре; постановщик пьесы Л. Н. Андреева «Профессор Сторицын».

479

Федор Николаевич Фальковский (1874–1942) — драматург, один из создателей Нового театра в Петербурге.

480

Датируется по почтовому штемпелю.

481

Премьера пьесы Л. Н. Андреева «Профессор Сторицын» в Александринском театре состоялась 14 декабря 1912 г. (см.: Берлина М. С. Пьесы Леонида Андреева на Александринской сцене // Русский театр и драматургия 1907–1917 годов: Сб. науч. трудов. Л., 1988. С. 70–78); комедия Юрия Беляева «Дама из Торжка» (спектакль московского театра К. Н. Незлобина) была в Петербурге представлена в первый раз 15 декабря 1912 г.

482

Модистка Екатерина Васильевна Бекетова (Троицкая ул., дом 15–17).

483

Щербаков — возможно. С. С. Щербаков, один из авторов (вместе с Н. Г. Смирновым) сатирической пьесы «Торжественное заседание в память Козьмы Пруткова», поставленной в театре «Кривое зеркало» в 1913 г. «Пьеска» Чеботаревской — «Принц Карнавал» (см. коммент. 2 к п. 32 [в файле — комментарий № 465 — прим. верст.]).

484

Тэффи сменила квартиру — переехала с Боровой улицы (дом 11–13) на Бассейную (дом 17).

485

Цитируются хроникальные заметки из рубрик «Театр и музыка» и «У рампы» в газете «Киевская жизнь» (1912. № 61. 6 декабря. С. 5). Речь идет о постановке в киевском театре «Соловцов» пьесы Сологуба «Заложники жизни» 7 декабря 1912 г. (бенефис режиссера Н. Д. Красова, декорации И. Д. Коломейцева). См.: Киевская мысль. 1912. № 341. 9 декабря. С. 7; Киевская жизнь. 1912. № 63. 9 декабря. С. 5; Киевский театральный курьер. 1912. № 1416. 6 декабря. С. 1, 3; № 1417. 7 декабря. С. 10.

486

Имеется в виду издание: Бенуа Александр.

Скачать:TXTPDF

Незлобина; писательница, автор литературных мемуаров «Ушедшее» (Мосты. 1961. № 8. С. 295–312; перепечатано в кн.: Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993. С. 412–429). 20 сентября Соколов писал Сологубу: «Лида выезжает