часа, в который приидет Сын Человеческий» (Евангелие от Матфея, гл. 25, ст. 1-13).
Очарование печали*
Речь. 1908.13 апреля. № 89.
Опечаленная невеста*
Образование. 1908. № 7.
Сказочки*
Печ. по изд.: Сологуб Ф. Собр. соч.: В 12 т. СПб.: Шиповник, 1909–1912. Т. 10. Сказочки и статьи. В издательстве «Офин» этому тому Сологуб дал название «Заклятие стен», но книга не вышла.
Первая подборка сказок Сологуба («Обидчики», «Ласковый мальчик», «Путешественник-камень», «Ворона», «Нежный мальчик») появилась в газете «Петербургская жизнь» 12 июля 189 8 г. (№ 297). Публикация сказок в 1898–1907 гг. продолжилась в газетах и журналах: «Север», «Живописное обозрение», «Наша жизнь», «Новости», «Вопросы жизни», «Задушевное слово», «Зритель», «Молот», «Адская почта», «Зеркало», «Маски», «Светает», «Тропинка», «Факелы», «Ярославская колотушка» и др. Отдельные изд.: Сологуб. Ф. Книга сказок. М.: Гриф, 1905; Политические сказочки. СПб.: Шиповник, 1906.
…кутасами побрякивают… Кутас – подвесной колокольчик, ошейник на рогатый скот (В. И. Даль).
Статьи*
Все статьи этого раздела печ. по изд.: Сологуб Ф. Собр. соч.: В 12 т. СПб.: Шиповник, 1912. Т. 10. Сказочки и статьи.
Елисавета*
Весы. 1905. № 9.
Театр одной воли*
Сб. «Театр. Книга о новом театре». СПб., 1908.
…«живы дети, только дети, //мы мертвы, давно мертвы»… – Первые строки стихотворения Сологуба без названия (1897).
.…«драка не драка, игра не игра»… – Из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»: «Здесь драка – не драка, игра – не игра».
Из царства взбалмошной Айсы… в царство… утешительной Ананке… – См. примеч. к «Мелкому бесу».
Притин – здесь в знач.: полуденник, солнцепек (В. И. Даль).
Вечный Рим – так назвали столицу крупнейшей империи античности в пору расцвета, в I в. до н. э. Днем основания Вечного города и его праздником считается 21 апреля 753 г. до н. э.
…чтоб видеть солнце… – Из первой строки стихотворения без названия К. Д. Бальмонта (1867–1942) «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Это изречение древнегреческого натурфилософа Анаксагора (ок. 500–428 до н. э.) поэт взял также в качестве эпиграфа к своей «книге символов» – «Будем как солнце» (1903).
В укор неправедному дню… – Из стихотворения Сологуба «Когда я в бурном море плавал…» (1902).
…бесстрастный голос «человека в черном» – Очевидно, имеется в виду таинственный, роковой персонаж из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830), заказавший Моцарту, словно предугадывая его близкую смерть, «Реквием»:
Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Кеяшет и скрылся.
Сел я тотчас
И стал писать – и с той поры за мною
Не приходил мой черный человек
<…>
Мой черный человек.
За мною всюду
Как тень он гонится.
Дездемона – героиня трагедии Шекспира «Отелло».
«Некто в сером» – образ рока, судьбы, персонаж драмы Леонида Николаевича Андреева (1871–1919) «Жизнь Человека» (1906).
…кто суетится и хлопочет на сцене, Шуйский или Воротынский… – Шуйский и Воротынский – персонажи трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825).
…он тайною завесил… – Из стихотворения Сологуба без названия «Мечтатель, странный миру…»(1894).
Страдания молодого Вертера? – Имеется в виду трагическая история любви героя романа Гёте «Страдания молодого Вертера» (1774).
Хорошо, что пляшет Айседора Дункан… – См. ниже примеч. и очерк «Мечта Дон Кихота (Айседора Дункан)».
…и ты не на Брокене, а в танцевальном зале в доме баронессы Журфикс. – Брокен (Броккен) – одна из вершин в горах Гарца (Германия), где, согласно немецким народным поверьям, ведьмы устраивали по ночам свой разгульный шабаш (см., например, сцену «Вальпургиева ночь» из первой части трагедии Гёте «Фауст»). Журфикс (от фр. риг-Яхе – определенный день) – постоянный день недели, устанавливаемый для приема гостей, театрализованных вечеров.
…воском – «даром мудрых тел»… – «Дар мудрых пчел» (1907) – трагедия Сологуба.
…Ведекинд. «Пробуждение весны»… – Франк Ведекинд (1864–1918) – немецкий драматург, поэт, прозаик, разносторонне исследовавший в своем творчестве проблемы интимной жизни человека. В частности, в гротескной драме «Пробуждение весны. Детская трагедия» (1891), упоминаемой Сологубом, речь идет о первом пробуждении у подростков интереса к загадкам пола.
Мечта Дон Кихота (Айседора Дункан)*
Золотое руно. 1908. № 1. Роман классика мировой литературы испанца Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547–1616) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1615) для Сологуба был с детских лет настольной, «учительной» книгой. И в стихах, и в новеллах, и в романах писатель постоянно возвращался к образам этой великой книги, к ее вечным темам и идеям: рыцарскому служению Красоте, «лирическому подвигу Дон Кихота». В творчестве Айседоры Дункан (1877–1927), одной из основоположниц модернистского направления в танцевальном искусстве, Сологуб увидел такой же «подвиг преображения», такое же «высокое и обольстительное зрелище творимой красоты», какие были воспеты Сервантесом. О парижских, московских и петербургских гастролях знаменитой американки, проходивших с небывалым успехом в 1904–1905 гг., наряду с Сологубом восхищенные отзывы напечатали М. А. Волошин, А. Белый, А. А. Блок, А. Н. Бенуа, В. В. Розанов, СМ. Соловьев, Н. И. Петровская и др. В1921– 1924 гг. Айседора Дункан, выйдя замуж за С. А. Есенина, жила в Москве и руководила собственной танцевальной студией.
Вечер Гофмансталя*
Весы. 1907. № 11
Гофмансталь Гуго фон (1874–1929) – австрийский поэт-символист, драматург, прозаик; глава «венской группы декадентов».
…в так называемом Новом театре, товариществом драматических артистов под управлением А. А. Санина… – «Новый театр» актрисы Лидии Борисовны Яворской (?–1921) давал спектакли в Петербурге с 15 сентября 1901 г. по 12 февраля 1906 г. Александр Акимович Санин (Шенберг; 1869–1956) – актер, драматический и оперный режиссер, дебютировавший в Обществе искусства и литературы, из которого вышли многие театральные знаменитости. С 1898 г. – в МХТ, где вместе с К. С. Станиславским поставил первые «мхатовские» спектакли «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. В 1902–1907 гг. в Александрийском театре. Участник «Русских сезонов» СП. Дягилева в Париже и Лондоне. С 1922 г. в эмиграции. За свою творческую жизнь создал более 150 спектаклей.
«Союз молодости» («Союз молодежи»; 1869) – комедия норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828–1906).
«Электра» (1903) – одна из «драм действия» Гофмансталя.
«Смерть Тициана» (1892) – лирическая драма Гофмансталя.
Микенские вазы – из числа находок во время раскопок древнегреческого города-крепости Микены в северной части Арголиды (Пелопоннес).
Тиринфский дворец – одна из центральных построек древнегреческого города-крепости Тиринф, открытого во время раскопок в 1884–1885 гг. Шлиманом и Дёрнфельдом.
Роксанова Мария Людимировна (наст. фам. Перовская; 1874–1958) – актриса МХТ в 1898–1902 гг., первая исполнительница роли Нины Заречной в «Чайке» А. П. Чехова.
Клитемнестра – жена мифического царя Микен Агамемнона. Была убита своим сыном Орестом, мстившим за убийство ею Агамемнона. Этот эпизод – центральный и в поэме Гомера «Илиада», и в трагедиях Эсхила, Сенеки, Гауптмана и др.
Умер убитый Орестом Эгист… – Эпизод из «Одиссеи» Гомера. Микенский царь Агамемнон, возвратившийся с Троянской войны, был убит женой Клитемнестрой и ее возлюбленным Эгистом. Мстя за отца, Орест убивает мать и Эгиста. Эти события описаны также в знаменитой трилогии трагика V в. до н. э. Эсхила «Орестея».
Демоны поэтов*
I. Круг демонов. Перевал. 1907. № 7.
«Услышишь суд глупца и смех толпы холодной». – Из стихотворения Пушкина «Поэту» (1830). Далее в статье цитируются пушкинские стихотворения, поэмы и роман «Евгений Онегин».
«Какое дело нам, страдал ты или нет!» – Из стихотворения Лермонтова «Не верь себе» (1839).
Читаю статью Белинского… о поэзии гениального Баратынского. Какая тупость! – Поэзия Евгения Абрамовича Баратынского (1800–1844) не раз становилась предметом рассмотрения Белинского: критик прошел в своих статьях путь от полного неприятия Баратынского (и не только его) до сдержанного признания. Сравните его высказывания: I. «Несколько раз перечитывал я стихотворения г. Баратынского и вполне убедился, что поэзия только изредка и слабыми искорками блестите них» («О стихотворениях г. Баратынского»; 1835). «…Мы высоко уважаем яркий, замечательный талант поэта уже чуждого нам поколения»; «какие дивные стихи!»; «из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит Баратынскому» («Стихотворения г. Баратынского» 1842). Поэт ответил критику-недоброжелателю (он назвал его зоилом) стихотворением «Когда твой голос, о Поэт…», в котором выражена боль одиночества и непонимания. В развернувшейся полемике активно защищал поэта П. А. Плетнев («кривой толк о поэзии»; «Белинский, заговорив о Баратынском, дал волю всей своей дикой и широковещательной философии»). В соцреализмовском, зашоренном политдогмами литературоведении не принято было вспоминать о том, что вечно мятущийся, увлекающийся и часто заблуждающийся, мечущийся между «за» и «против» критик точно так же обрушивался на многих, не утруждая себя выбором слов. Вот, например, о Пушкине: «Как жиденьки и легоньки первые поэмы Пушкина!» Когда уже ушла в прошлое острота споров о «Руслане и Людмиле» и всем стало ясно, что это пушкинский шедевр, критик вдруг заявляет, что эта поэма – детская безделица, в которой ему «ощутителен недостаток поэзии». Или: в «Капитанской дочке» «мало творчества». Или: «Достоевский – ерунда страшная»; «каждое его новое произведение – новое падение… Надулись же мы, друг мой, с Достоевским – гением!» А молодому, только-только входящему в литературу («Записками охотника»!) Тургеневу напророчивает: «Мне кажется, у вас чисто творческого таланта или нет вовсе, или очень мало». Эти и многие другие «художественные прозрения» тенденциозного критика, возведенного в ранг вождя и идеолога революционной демократии, вынудили Достоевского решительно заявить в письме Н. Н. Страхову от 23 апреля 1871 г.: «Смрадная букашка Белинский (которого Вы до сих пор еще цените), именно был немощен и бессилен талантишком, а потому и проклял Россию и принес ей сознательно столько вреда (о Белинском еще много будет сказано впоследствии; вот увидите)». Споры о Белинском действительно разгорелись в начале XX в. (в этом дискуссионном ряду и статья Сологуба), но они вскоре были заглушены большевистским переворотом 1917 г. (см. подробно об этом: Прокопов Т. Рыцарь идей на полчаса. Как неистовый Виссарион сокрушал Виссариона Смиренного. Книжное обозрение. 1998.31 марта. № 13).
В накуренной и заплеванной биргалке. – Биргалка – пивная (от нем. Bier – пиво).
«Поэт на лире вдохновенной» – Первая строка стихотворения Пушкина «Поэт и толпа» (1828).
«…С улыбкой розовой, как молодого дня // За рощей первое сиянье..» – Из стихотворения Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»(1840). Сологуб ошибочно отнес эти строки к пушкинским.
«Очи пламенеющего змея…» – Из стихотворения Сологуба «Вячеславу Иванову» (1906).
…личины Афродиты или Медузы, Девы Марии или Астарты, Прекрасной Дамы или Вавилонской блудницы, доброй Лилит или лукавой Евы, Татьяны или Земфиры, Тамары, дочери Гудала, или царицы Тамары. – Афродита – в греческой мифологии богиня любви и красоты. Медуза – в греческой мифологии младшая, «смертная», из трех сестер – горгон, чудовищных порождений морских божеств (старшие, «бессмертные», – Сфено и Эвриала). Дева Мария – мать Иисуса Христа. Астарта – в западно-семитской мифологии богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Прекрасная Дама – поэтический образ А. Блока, создавшего цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Вавилонская блудница – библейский образ, символизирующий