беспокойно и стройно, как всегда…» (с. 359). Русская мысль. 1907. № 10.
«Жизнь моя, змея моя!..» (с. 359). Весы. 1908. № 9 (цикл «Моя змея»).
«Что было, будет вновь…» (с. 360). Весы. 1908. № 8. Чертовы качели (с. 361). Весы. 1908. № 8.
«Под сенью тилий и темал…» (с. 363). Волжские дали. 1908.№ 12.
Тилии, темалы, киферы, алмея, азра – поэтические неологизмы Сологуба.
«Блаженство в жизни только раз…» (с. 355). Альманах для всех. Книга 1. СПб, 1910.
Савл – гонитель христиан, услышавший на пути в Дамаск голос Иисуса Христа и ставший ревностным проповедником его учения, апостолом Павлом.
«Иди в толпу с приветливою речью…» (с. 366). Петербургская жизнь. 1899. № 237 (цикл «Советы»).
«Люби меня, люби, холодная луна!..» (с. 367). Общедоступный литературно-художественный альманах. Книга 1. М, 1911.
«Вздымалося облако пыли…» (с. 368). Весы. 1909. № 10/11.
«Судьба была неумолима…» (с. 369). Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». Книга 12. СПб, 1910.
«Все эти ваши слова…» (с. 371). Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». Книга 12. СПб, 1910.
«Отчего боятся дети…» (с. 372). Юбилейный сборник Литературного фонда. 1859–1909. СПб, 1910.
«Ликуй, звени, блести, мой легкий, тонкий стих…» (с. 375). Сологуб Ф. Собр. соч. СПб.: Шиповник, 1911. Т. IX.
«Поняв механику миров…» (с. 375). Сологуб Ф. Собр. соч. СПб.: Шиповник, 1911. Т. IX.
Жемчужные светила*
Печ. по изд.: Сологуб Ф. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. Жемчужные светила: Стихи. СПб.: Сирин, 1913. Посвящение – Ан. Н. Чеботаревской.
«На могилу милой…» (с. 383).
Барвинок – род многолетних трав.
«С врагом сойдясь для боя злого…» (с. 384). Наблюдатель. 1898. № 3 (под названием «Видение»). Мара – в низшей мифологии Европы злой дух, воплощение ночного кошмара, ночная ведьма, вызывающая удушье у спящих.
«Словно лепится сурепица…» (с. 385). Петербургская жизнь. 1898. № 313 (цикл «Параллели»).
«Что жалеть о разбитом бокале!.» (с. 387). Домашняя библиотека. 1897. № 10.
Счастье (с. 388). Живописное обозрение. 1897. № 37.
«И дымят, и свистят пароходы…» (с. 3 89). Иллюстрированный мир. 1894. № 35 (без подписи, под названием «На реке и на погосте»),
«Странный сон мне снился: я кремнистой кручей…» (с. 391). Бодрое слово. 1908. № 3..
«Душою чистой и незлобной…» (с. 397). Северный вестник. 1894. № 8.
«В томленьях жизни несчастливой…» (с. 398).
Киприда – в греческой мифологии богиня любви и красоты Афродита. По преданию, богиня явилась из пены морской вблизи Кипра («кипророжденная»).
Ирина (с. 402). Петербургская жизнь. 1897. № 245 (под названием «О былом»; первая строка «Помнишь, милая, ту осень…»).
«После жизни недужной и тщетной…» (с. 404). Сологуб Ф. Тени. Рассказы и стихи. СПб, 1896.
«Сердцем овладевшая, злоба застарелая» (с. 405). Иллюстрированный мир. 1894. № 31.
В мае (с. 406) Иллюстрированный мир. 1893. № 52 (без названия. Подпись: Тетерников).
«Я слагал эти мерные звуки…» (с. 407). Иллюстрированный мир. 1894. № 27.
«Как высокая, тонкая арка…» (с. 408). Петербургский журнал. 1898. № 313 (цикл «Параллели»).
«Невольный труд..» (с. 421). Петербургский журнал. 1905.№ 829.
Звездная даль (с. 421). Сологуб Ф. Тени. Рассказы и стихи. СПб, 1896.
«Судьба безжалостная лепит…» (с. 423).
Майя – в ведийской мифологии способность к перевоплощению, колдовская иллюзия; нередко выступает в персонифицированном виде как божественная женщина небесного происхождения. Нирвана (санскр. угасание) – в буддизме и джанизме состояние полной отрешенности от внешнего мира, означающее высшее состояние свободы, покоя и блаженства.
Костер (с. 426). Петербургский журнал. 1896. № 167.
«Блажен, кто пьет напиток трезвый…» (с. 427). Сологуб Ф. Стихи. Книга первая. СПб, 1908.
«Лампа моя равнодушно мне светит…» (с. 429). Сологуб Ф. Стихи. Книга первая. СПб, 1908.
«Ты не знаешь, невеста, не можешь ты знать…» (с. 432) Сологуб Ф. Тени. Рассказы и стихи. СПб, 1896.
«Я устал, – я едва только смею дышать…» (с. 433). Весы. 1908. № 9 (цикл «Моя змея»).
«Я любил в тебе слиянье…» (с. 434). Голос Сибири. 1911.1 января.
«Я люблю всегда далекое…» (с. 434). Петербургский журнал. 1905. № 820.
«Толпы домов тускнели…» (с. 435). Слово. 1908.27 июля.
«Я приготовился принять гостей…» (с. 437). Сологуб Ф. Стихи. Книга первая. СПб, 1908.
«Влачится жизнь моя в кругу…» (с. 444). Петербургский журнал. 1897. № 262 (цикл «Жизнь»).
«На закат, на зарю…» (с. 444). Белые ночи. Петербургский альманах. СПб, 1907.
Больная жена (с. 446). Петербургская жизнь. 1904. № 769.
«Вижу зыбку над могилой…» (с. 447). Петербургский журнал. 1897. № 234 (цикл «На севере»).
«Какие злые перемены!..» (с. 447). Сборник товарищества «Прогресс». Т.1.М, 1911.
«Я – бог таинственного мира…» (с. 448). Северные цветы на 1902 год, собранные книгоиздательством «Скорпион». М, 1902.
«Не могу собрать…» (с. 453). Вопросы жизни. 1905. № 4/5.
«Я иду от дома к дому…» (с.453). Бодрое слово. 1909. № 19.
«Под кустами…» (с. 454). Газета «Отмена визитов». 1910.18 апреля.
Родник изведенный (с. 455).
Посох Моисеев – жезл, врученный богом вождю и пророку еврейского народа, которым он разделил море так, чтобы ведомые им израильтяне смогли пройти по морю, как по суше (воды были им стеною справа и слева).
«Узкие мглистые дали…» (с. 456). Сологуб Ф. Собрание стихов. КнигаIII и IV. 1898–1903. М.: Скорпион, 1904.
Огненный мак (с. 457). Петербургский журнал. 1905. № 822.
«Вереницы мечтаний порочных…» (с. 463). Сологуб Ф. Собрание стихов. Книга III и IV. 1898–1903. М.: Скорпион, 1904.
«Я воскресенья не хочу…» (с. 468). Вопросы жизни. 1905. № 4/5.
Простая песенка (с. 470). Наша жизнь. 1905.26 ноября.
«Моя усталость выше гор…» (с. 471). Новый путь. 1904. № 11.
«Змий, парящий над вселенной…» (с. 473). Золотое руно. 1906. № 6.
«Грешник, пойми, что Творца…» (с. 478). Былое-грядущее. 1907. № 2.
«Не смейся над моим нарядом…» (с. 479). Беседа. 1907. № 8 (под названием «Не смейся»).
«О, жалобы на множество лучей…» (с. 479). Корабли. Сборник стихов и прозы. М, 1907.
«Солнце светлое восходит…» (с. 481). Вопросы жизни. 1905.№ 10/11 (под названием «Восход солнца»).
«Нерон сказал богам державным…» (с. 482). Сологуб Ф. Пламенный круг. Стихи. Книга восьмая. М.: Золотое руно, 1908.
Нерон Клавдий Друз Германик (37–68) – римский император, традиционно считающийся жестоким тираном, первым гонителем христиан.
Вячеславу Иванову (с. 484). Золотое руно. 1909. № 2 (под названием «Ответ Федора Сологуба», вслед за стихотворением Вяч. И. Иванова «Апотропей», адресованным Сологубу).
Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949) – поэт, драматург, филолог-классик, критик, теоретик символизма.
«В мантии серой…» (с. 485).
Абадонна (Аваддон) – губитель; библейское имя ангела бездны, владеющего ключом от шеола (преисподней). Адонаи (евр.) – одно из имен Бога.
«Разбудил меня рано твой голос, о Брама!..» (с. 486). Золотое руно. 1907. № 2.
Брама (Брахма), Вишну, Шива – в индуистской мифологии триада верховных богов, олицетворяющих зарождение вселенной, ее жизнь и гибель. Лингам (лин-га) – фаллический символ производящей силы бога Шивы.
«На холмах заревых таинственную быль…» (с. 488).
Шафран, кардамон, ваниль – травы из семейств касатиковых, имбирных и орхидных, используемые в качестве пищевых добавок, в том числе для приготовления омега, хмельного, одурманивающего напитка. Айса – в греческой мифологии олицетворение случайности (в противоположность Ананке – необходимости). Флагелланты – занимающиеся флагелляцией – бичеванием для достижения взаимного сексуального возбуждения, в данном случае – в ритуальных целях, при служении языческому божеству.
«Пришла опять, желаньем поцелуя…» (с. 490). Русская мысль. 1911. № 1.
«Плещутволны перебойно…» (с.492). Русская мысль. 1912.№ 8.
«Я часть загадки разгадал…» (с. 493). Русская мысль. 1912. № 8.
Епогим – одно из наименований Бога в библии; здесь в знач.’ искуситель.
«Там, внизу, костры горели…» (с. 495). Русская мысль. 1912. № 8.
Спарта – древнегреческий город, столица одноименного государства античности.
«Светлый дом мой все выше…» (с. 495). Русская мысль. 1912. № 12.
«Проснувшися не рано…» (с. 496). Голос Земли. 1912.10 января.
Лугано – озеро и город-курорт в Италии, на границе с Швейцарией.
«Зелень тусклая олив…» (с.498). ГолосЗемли.1912.12 января.
Гефсимания– название масличного сада на склоне горы Елеонской, где часто отдыхал Иисус Христос, беседуя со своими учениками. Здесь же он был предан Иудой.
«Опять ночная тишина…» (с. 499). Литературно-художественный альманах издательства «Шиповник». Книга 15. СПб, 1911.
«Коля, Коля, ты за что ж…» (с. 500). Думы и песни. Сборник новых песен. Сост. А. Чеботаревская. М., 1911.
Красота Иосифа (с. 502).
Иосиф – младший сын патриарха, родоначальника израильского народа Иакова, проданный братьями в рабство в Египет. Здесь его безуспешно пыталась соблазнить сладострастная Залиха (Зулейка), жена начальника телохранителей египетского фараона.
«Беспредельно утомленье…» (с. 505). Литературно-художественный альманах издательства «Шиповник». Книга 15. СПб, 1911.
Александр Блок. Пламенный круг*
Золотое руно. 1908. № 7–9.
Иннокентий Анненский. О современном лиризме*
Аполлон. 1909. № 1, 2, 3. Фрагмент о Сологубе из первой части статьи, оставшейся неоконченной. Печ. по изд.: Анненский И. Книги отражений. М.: Наука, 1979 (серия «Литературные памятники»). Автор – Иннокентий Федорович Анненский (1855–1909), поэт, критик, драматург, переводчик, педагог.
…что она 8-ая… – Имеется в виду сб. Сологуба «Пламенный круг. Стихи. Книга восьмая». М, 1908.
Франсис Жамм (1868–1938) – французский поэт, воспевавший природу. «Тантал» (1905) – трагедия Вяч. И. Иванова.
Корнуэлл Барри (1787–1874) – английский поэт. Вольным подражанием его песне является стихотворение А. С. Пушкина «Пью за здравие Мери».
Геката–в древнегреческой мифологии богиня луны и ночи, колдунов и привидений, скитавшаяся в сопровождении собак и призраков. Ее атрибутами были факел, бич и змеи.
…Иокаста, оплодотворенная ею же рожденным Эдипом. – Иокаста – в греческой мифологии фиванская царица, мать Эдипа. Не узнав друг друга через много лет, они стали супругами, родившими двух сыновей и двух дочерей.
…после пробуждения Раскольникова. – Эпизод романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ренье Анри Франсуа Жозеф де (1864–1936) – французский поэт-символист, прозаик, критик.
Елкич – фантастический персонаж из одноименного рассказа Сологуба.
Пусть себе переводит стихи Верлена. – Имеется в виду книга: Верлен П. Стихи, избранные и переведенные Федором Сологубом. СПб, 1908.
…как Горы качают Амура. – Горы (оры) – в греческой мифологии богини времен года, покровительницы урожая и живительных сил природы. Они упорядочивают жизнь человека. Амур – в римской мифологии божество любви (у греков Эрот)
…пушкинская «Телега». – Стихотворение Пушкина «Телега жизни» (1923).
…уж ровно не при чем! – «Посвящение Сологуба в пророки» Анненский сравнивает с тем, о котором говорится в гл. 6 Книги пророка Исайи (этой теме посвящен также «Пророк» Пушкина).