Влади́мир Серге́евич Соловьёв родился 16 [28] января 1853, Москва. Дата смерти — 31 июля [13 августа] 1900, имение Узкое, Московская губерния. Русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.
Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в российской науке XIX века как по своему научному вкладу, так и по колоссальному влиянию, оказанному им на взгляды учёных и других представителей творческой интеллигенции. Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма. Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX – начала XX века.
Биография, Ранние годы
Владимир Соловьёв родился в Москве 16 января 1853 года, в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Мать, Поликсена Владимировна — принадлежала к дворянской семье Романовых, имевшей польские и казацкие корни. Среди предков Романовых был известный малороссийский философ Г. С. Сковорода, приходившийся Владимиру Соловьёву двоюродным прадедом.
Соловьёв учился в Первой московской гимназии, преподавание в которой было разделено на общее и специальное, а заканчивал обучение в Пятой московской гимназии.
После окончания гимназии в 1869 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перейдя на историко-филологическое отделение. В 1872 году с ним приключился бурный роман в поезде на Харьков со случайной попутчицей Жюли, после которого он испытал мистическое видение Софии. В студенческие годы Соловьев увлекся спиритизмом. Окончив университет в 1873, по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. В начале сентября 1873 Соловьев переселился в Сергиев Посад и в течение года слушал лекции в Духовной академии.
21-летний Соловьёв написал магистерскую работу «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (теоретического) и «эмпирического» знания. Защита состоялась 24 ноября 1874 в Санкт-Петербургском государственном университете, после чего он получил звание штатного доцента философии и один семестр читал лекции в Московском университете.
31 мая 1875 года отправился в командировку в Лондон для работы в Британском музее «с целью изучения индийской, гностической и средневековой философии». До места назначения он добирался через Варшаву и Берлин. В Лондоне Соловьев знакомится со спиритизмом и изучает Каббалу. 16 октября 1875 года он предпринял неожиданный вояж в Египет, связанный с мистическим видением Софии. Его путь пролегал через Францию и Италию. Из Бриндизи Соловьев пароходом направился в Александрию. В ноябре прибыл в Каир, где оставался до марта 1876, совершив путешествие в окрестности Фиваиды. Затем он возвратился в Италию, жил в Сорренто, Неаполе и Париже, откуда вернулся в Москву.
В июне 1876 года вновь приступил к преподаванию в Московском университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете. В Петербурге Соловьев сдружился с Достоевским. Во время русско-турецкой войны испытал подъём патриотизма и едва не отправился на фронт. К этому времени окончательно формируются философские взгляды Соловьева.
6 апреля 1880 года защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Игравший в Петербургском университете влиятельную роль М. И. Владиславлев, который раньше положительно оценил магистерскую диссертацию Соловьёва, стал относиться к нему довольно холодно, поэтому Владимир Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора. 28 марта 1881 года он прочитал лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II, после чего ушел из университета.
Семьи не имел. Жил большей частью в имениях своих друзей или за границей.
Исследователи убеждены в том, что он подорвал свой организм значительными периодами поста и интенсивными занятиями, а кроме того, постепенно отравлялся скипидаром, разрушительно действующим на почки.
Комната, где он жил, обыкновенно пропитывалась запахом скипидара. Этой жидкости он придавал не то мистическое, не то целебное значение. Он говорил, что скипидар предохраняет от всех болезней, обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены комнаты, а когда собирался в гости, то смачивал руки скипидаром пополам с одеколоном и называл это шутя «Bouquet Solovieff». Неоднократно старались друзья предостерегать его относительно опасности злоупотребления скипидаром, но он до самого последнего времени проявлял необычайное упрямство в этом вопросе.
— Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения.
За «очистительный от бесов терпентин» он поплатился жизнью, исподволь отравил себя скипидаром
— Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века. — М.: XXI век-Согласие, 2000. — С. 560. — ISBN 5-293-00003-9.
К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться. Летом 1900 года Соловьёв приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. Уже 15 июля, в день своих именин, почувствовал себя очень плохо. В тот же день он попросил своего друга Давыдова отвезти его в подмосковное имение Узкое (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Трубецкой, единокровный брат владельца имения. В имение Соловьёв приехал уже тяжело больным. Врачи определили у него атеросклероз, цирроз почек и уремию, а также полное истощение организма, но помочь уже ничем не смогли. Владимир Сергеевич Соловьёв скончался в Узком после двухнедельной болезни, в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года. Похоронен он был на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца.
Учение о праве
Мораль — всегда стремится к построению идеала; предписывает должное поведение, обращена только к внутренней стороне воли индивида.
Право — носит условный характер и предполагает ограничение, потому что в юридической области важны поступок и его результат; рассматривает внешнее проявление воли — имущество, действие, результат действия.
Задача права — не сделать Царство Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в Ад.
Цель права — уравновешивать два нравственных интереса: личную свободу и общее благо. «Общее благо» должно ограничивать частные интересы людей, но оно не может их подменять. Поэтому Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права.
Закон — это «ограничение личной свободы требованиями общего блага».
Признаки закона: 1) публичность; 2) конкретность; 3) реальная применимость.
Признаки власти: 1) издание законов; 2) справедливый суд; 3) исполнение законов.
Государство — охраняет интересы граждан.
Христианское государство — охраняет интересы граждан и стремится улучшить условия существования человека в обществе; проявляет заботу об экономически слабых лицах.
Прогресс государства — состоит в том, чтобы «как можно меньше стеснять внутренний нравственный мир человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние условия для достойного существования и совершенствования людей».
«Правовое принуждение не принуждает никого быть добродетельным. Его задача — препятствовать злому человеку стать злодеем (опасным для общества)». Общество не может жить исключительно только по нравственному закону. Для защиты всех интересов нужны юридические законы и государство.
Философия Владимира Соловьёва
Основной идеей его религиозной философии была София — Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.
Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. «Теократическую миссию» Соловьев возлагал на Россию, при этом сохраняя симпатии католицизму. Теократия заключается в «истинной солидарности всех наций и классов», а также в «христианстве, осуществленном в общественной жизни»
На философию Соловьева оказали большое влияние идеи русского религиозного мыслителя Николая Фёдорова. Соловьев считал Федорова своим «учителем и отцом духовным», называл гениальным мыслителем.
Влияние на искусство
Смысл искусства Соловьев видел в воплощении «абсолютного идеала» и в «пресуществлении нашей действительности». Он критиковал позицию, что художник должен творить одну видимость и миражи. В искусстве он различал эпос, трагедию и комедию. Влияние В.Соловьёва заметно в русском символизме и модернизме начала 20 века. Во многом на него ориентировались Александр Блок и Вячеслав Иванов. Интересно, что когда в 1894—1895 Валерий Брюсов выступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв выступил со злыми и меткими пародиями на их стиль.
Культурное влияние
Владимир Соловьёв вдохновил Ф.Достоевского на создание образа Алёши Карамазова в романе «Братья Карамазовы». Его влияние можно также увидеть в творчестве символистов и неоидеалистов поздней советской эпохи. Влияние его цикла статей «Смысл любви», можно проследить в повести Льва Толстого «Крейцерова соната» (1889).
Отношение к католичеству
Существует версия, что Владимир Соловьев в феврале 1896 года в Москве приобщился к католической церкви, приняв причастие из рук греко-католического священника отца Николая Толстого. Свои симпатии к католицизму Соловьев обосновывал приверженностью «Вселенской Церкви», где православие лишь выражает «Восточную Церковь». Акт Крещения Руси он именует принятием евангельской жемчужины, покрытой «византийской пылью». Само «папство» Соловьев считает «положительным началом», а «апостольский престол» в Риме — «чудотворной иконой вселенского христианства» («Россия и Вселенская Церковь», 1889). К числу преимуществ католицизма Соловьев причислял его наднациональный характер и преемство от апостола Петра. Раскол Церквей, по мысли Соловьева, является результатом «партикулярной» деятельности «партии православных-антикафоликов» (IX-XI вв.). Защищая «православное папство» древней Церкви, он говорит о «мнимом православии» Византии, где цезаропапизм представлял собой «политическое арианство». К числу особенностей антикафолического православия Соловьев причисляет три момента: отрицание роли Логоса в исхождении Св.Духа, отрицание непорочности Девы Марии, отрицание юрисдикции римского первосвященника.
Однако русский религиозный философ В. В. Розанов в статье «Размолвка между Достоевским и Соловьёвым» (1906) пишет: «В конце жизни, в глубокую минуту бессилия, он высказал, что отказывается от примирительных между православием и католичеством попыток, а умер крепким православным человеком. Таким образом, подозрение в сильной его католической окрашенности падает само собою».
Отношение к евреям
Отношение Соловьёва к евреям было последовательным выражением его христианского универсализма, этических принципов, предписывающих любить все народы как свой собственный. Отвержение евреями Иисуса представлялось Соловьёву величайшей трагедией, предопределившей всю будущую историю еврейского народа, однако философ возлагал вину за упорное неприятие евреями христианства не на евреев, а на самих христиан.
Взаимные отношения иудейства и христианства в течение многих веков их совместной жизни представляют одно замечательное обстоятельство. Иудеи всегда и везде смотрели на христианство и поступали относительно его согласно предписаниям своей религии, по своей вере и по своему закону. Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, напротив, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански. Они никогда не нарушали относительно нас своего религиозного закона, мы же постоянно нарушали и нарушаем относительно них заповеди христианской религии. Если иудейский закон дурен, то их упорная верность этому дурному закону есть конечно явление печальное. Но если худо быть верным дурному закону, то ещё гораздо хуже быть неверным закону хорошему, заповеди безусловно совершенной.
— «Еврейство и христианский вопрос»
В 1890 году цензура не пропустила в печать декларацию против антисемитизма, написанную Соловьевым и подписанную рядом писателей и ученых. Она была напечатана за границей.
Соловьёв выступал против преследований евреев в России. В письмах Ф. Гецу Соловьёв обличал погромы и заверял, что его перо всегда готово к защите бедствующего Израиля. В то же время Соловьёв не только не был филосемитом, но и сам не был свободен от антисемитизма:
Народ иудейский, показывающий самые худшие стороны человеческой природы, «народ жестоковыйный» и с каменным сердцем, этот же самый народ есть народ святых и пророков Божиих
Решением «еврейского вопроса» философ считал экуменизм — объединение иудаизма с православием и католичеством на общей религиозной основе. На смертном одре Соловьёв молился за еврейский народ и читал псалом на иврите. После смерти Соловьёва в синагогах читались молитвы за упокой его души.
Панмонголизм
Соловьев ввел в оборот термин панмонголизм, который в историософской концепции Соловьева выражал идею исторического возмездия Европе со стороны народов Востока и сопоставлялся с завоеванием Константинополя мусульманами.
«Если прекращение войны вообще я считаю невозможным раньше окончательной катастрофы, то в теснейшем сближении и мирном сотрудничестве всех христианских народов и государств я вижу не только возможный, но необходимый и нравственно обязательный путь спасения для христианского мира от поглощения его низшими стихиями.»
«Мне кажется, что успех панмонголизма будет заранее облегчен тою упорною и изнурительною борьбою, которую некоторым европейским государствам придется выдержать против пробудившегося Ислама в Западной Азии, Северной и Средней Африке.»
Всемирная история
Соловьев принимает идею прогресса. Дикость сменяется цивилизацией, а национальные монархии — всемирными монархиями. Ассиро-вавилонскую монархию сменяет, мидо-персидская монархия, а ту — македонская монархия. Первой истинной вселенской монархией Соловьев называет Римскую Империю. Цель истории — это богочеловечество.
Концепция «конца всемирной истории» рассмотрена Владимиром Соловьёвым в книге «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», под которым он понимает второе пришествие Христа, Божий суд и конец борьбы добра со злом на Земле.
Библиография
Мифологический процесс в древнем язычестве (1873)
Кризис западной философии (против позитивистов) (1874)
Кризис западной философии. По поводу «Философии бессознательного» Гартмана. (Статья первая) — Moscow: Ed. Orthodox Review, 1874.
Теория Огюста Конта о трёх фазисах в умственном развитии человечества
О философских трудах П. Д. Юркевича (1874)
Метафизика и положительная наука (1875)
Странное недоразумение (ответ г. Лесевичу) (1874)
О действительности внешнего мира и основании метафизического познания (ответ Кавелину)
Три силы (1877)
Опыт синтетической философии
Философские начала цельного знания (1877)
Чтения о богочеловечестве (1878)
Критика отвлечённых начал (1880)
Историческия дела философии (1880)
Три речи в память Достоевского (1881—1883)
Заметка в защиту Достоевского от обвинения в «новом» христианстве
О духовной власти в России (1881)
О расколе в русском народе и обществе (1882-188З)
На пути к истинной философии (1883)
Некролог. Кн. К. М. Шаховская (1883)
Духовные основы жизни (1882—1884)
Содержание речи, произнесённой на высших женских курсах в Петербурге 13 марта 1881 года
Великий спор и христианская политика. (1883)
Соглашение с Римом и московские газеты. (1883)
О церковном вопросе по поводу старокатоликов. (1883)
Еврейство и христианский вопрос. (1884)
Взгляд первого славянофила на церковный раздор. (1884)
Любовь к народу и русский народный идеал (открытое письмо к И. С. Аксакову) 1884
Ответ Н. Я. Данилевскому. (1885)
Как пробудить наши церковные силы?·(открытое письмо к С. А. Рачинскому). (1885)
Новозаветный Израиль (1885)
Государственная философия по программе Министерства Народного Просвещения. 1885
Учение XII апостолов. (Введение к русскому изданию Διδαχή τῶν δώδεκα ἀποστόλων.) (1886)
История и будущностъ теократии (исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни). (1885—1887)
Ответ анонимному критику по вопросу о догматическом развитии в церкви. (1886)
Русская идея [translated from Fr. G. A. Rachinsky]. — Moscow, 1911.
Россия и Вселенская церковь (1889)
Красота в природе (1889)
Общий смысл искусства (1890)
Г. Ярош и истина (1890)
Китай и Европа (1890)
Иллюзия поэтического творчества (1890)
Мнимая борьба с западом 1890
Об упадке средневекового миросозерцания (1891)
Идолы и идеалы (1891)
Из философии истории (1891)
Запоздалая вылазка из одного литературного лагеря. (Письмо в редакцию.) (1891)
Народная беда и общественная помощь. (1891)
Наши грехи и наша обязанность. (1891)
Враг с Востока (1892)
Заметка о Е. П. Блавацкой (1892)
Кто прозрел? (Письмо в редакцию «Русской мысли»). (1892)
Мнимые и действительные меры к подъёму народного благосостояния. (1892)
Вопрос о самочинном умствовании Л. Тихомирова, Духовенство и общество в современном религиозном движении (1893)
Из вопросов культуры (1893): I. Ю. Ф. Самарин в письме к баронессе Э. Ф. Раден
Из вопросов культуры (1893): II. Исторический сфинкс.
Смысл любви (1894)
Некролог. А. М. Иванцов-Платонов (1894)
Некролог. Ф. М. Дмитриев (1894)
Некролог. Франциск Рачкий (1894)
Византизм и Россия (1896)
Магомет, его жизнь и религиозное учение. — tip. of the «Public Benefit» company, 1896. — 80 с. — (Life of Remarkable People. Biographical Library of Florentiy Pavlenkov)
Когда жили еврейские пророки? (1896)
Мир Востока и Запада (1896)
Духовные основы жизни. — СПб., 1897.
Замечание на статью проф. Г. Ф. Шершеневича (1897)
Из Московской губернии. Письмо в редакцию «Вестника Европы» (1897)
Импрессионизм мысли (1897)
Мнимая критика (ответ В. Н. Чичерину) (1897)
Жизненная драма Платона (1898)
Мицкевич (1898)
Оправдание добра (1897, 1899)
Тайна прогресса (1898)
Идея человечества у Августа Конта (1898)
Некролог. Я. П. Полонский (1898)
Значение поэзии в стихотворениях Пушкина (1899)
Идея сверхчеловека (1899)
Лермонтов (1899)
Некролог. В. Г. Васильевский (1899)
Некролог. И. Д. Рабинович (1899)
Некролог. Л. И. Поливанов (1899)
Некролог. М. С. Корелин (1899)
Некролог. Н. Я. Грот (1899)
Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1900)
Некролог. В. В. Болотов (1900)
Некролог. В. П. Преображенский (1900)
Последняя лекция Владимира Сергеевича Соловьёва в С.-Петербургском университете в 1882 г. : (Лекция 25 февр.). — St. Petersburg: Printing house of M. Alisov and A. Grigoriev, [1882].