336 (здесь и далее по второму изданию).
32 Быт. 22, 1 — 13.
33 Чис. 22.
34 Старое название эволюционного учения.
35 Иер. 5, 8.
36 Быт. 3, 7 — 11.
37 девы и мальчики (лат.) (Гораций. Оды. Кн. III 1. Пер. Вл.Соловьева. См.: Значение поэзии в стихотворениях Пушкина ?? Собр. соч. Т. 9. С. 340).
38 См.: Гоголь Н.В. Игроки. Явление XXV.
39 Одна из основных школ гностицизма, влиятельного религиозно-философского течения поздней античности и средневековья, стремившегося к синтезу различных восточных верований, христианства, иудаизма и греческой философии. Взгляды Валентина (ум. ок. 161 г.) , основателя школы, известны по изложению св. Иринея Лионского в специальном трактате «Обличение и опровержение учения, ложно именующего себя знанием» (см.: Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского. М., 1871). Вл.Соловьев, много и глубоко изучавший г ностицизм, — автор статей «Валентин» и «Валентиниане», а также «Гностицизм» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (см. также: Собр. соч. Т. 10. С. 285 — 290, 323 — 328).
40 Религия, возникшая в III в. в Персии. Основатель — проповедник Мани (216 — 277). В основе манихейства — зороастрический дуализм, т.е. признание двух субстанциальных начал бытия — противоборствующих Света и Тьмы. См. также статью Вл.Соловьева «Манихейс тво» в Собр. соч. (Т. 10. С. 416 — 421) и Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (Т. XVIII (2). С. 541 — 543).
41 Вл.Соловьев, вероятно, имеет в виду первые слова из книги «Жизнь Плотина» Порфирия, ученика Плотина и автора достоверного описания жизни учителя. Ср.: «Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике. ..» (Порфирий. Жизнь Плотина ?? Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 427).
42 1 Коринф. 6, 19; 15, 40, 44, 50; Фил. 3, 21.
43 Лев. 10, 9; сикер — крепкий напиток.
44 Матф. 19, 12.
45 1 Коринф. 7; 1 Тим. 2, 15; Лук. 20, 34 — 36.
46 См.: Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 7.
47 вследствие невозможности (лат.).
48 См.: Гюго В. Кромвель. Предисловие ?? Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 447 — 449.
49 Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. Т. IV. С. 234 — 235.
50 В тексте второго прижизненного издания вместо «ему» напечатано «им», причем в «Необходимых поправках» этот случай не оговорен. При подготовке данного издания мы исходили из принципа согласования.
51 Это определение альтруизма Соловьев берет у Шопенгауэра (см.: Критика отвлеченных начал. Гл. IV ?? Т. 2. С. 26, а также: Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. Т. IV. С. 143).
52 Исаак Сириянин (см. наст. том с. 162).
53 Деян. 19, 28 — 34.
54 Быт. 10, 6 — 20.
55 Brosses Ch. de. Du culte des dieux fetiches au parallele de 1’ancienne religion de l’Egipte avec la religion actuelle de la Nigritie. Paris, 1860 (Бросс Ш. де. Культ богов-фетишей и параллель между древнеегипетской религией и религией современной Афри ки).
56 См.: Спенсер Г. Основания социологии ?? Спенсер Г.В. Соч.: В 7 т. СПб., 1898. Т. 4. Ч. 1.
57 Подробное изложение своих взглядов на происхождение религии Вл.Соловьев дал в статье 1890 г. «Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки» (Собр. соч. Т. 6).
58 Главный бог в литовском и латышском пантеоне, бог-громовик.
59 2 Ездр. 4, 41.
60 Матф. 7, 21.
61 Напр., хлысты различных толков.
62 Деян. 9, 15.
63 Фет А.А. Вечерние огни. Вып. I. СПб., 1883. Сонет. Эта книга была подарена автором Вл.Соловьеву с надписью: «Дорогому зодчему этой книги Владимиру Сергеевичу Соловьеву».
64 Быт. 3, 1 — 15.
65 Это решение (математической или метафизической проблемы) справедливо (фр.).
66 равенство (лат.).
67 См. наст. том с. 152.
68 высшее право — высшая несправедливость (лат.). Цицерон. Об обязанностях I 10, 33 (СПб.; М., 1874. С. 15).
69 См.: Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1; Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.; Л., 1935.
70 См.: Софокл. Антигона.
71 любовь к родине (лат.); любовь к родителям (лат.).
72 да свершится правосудие, да погибнет мир (лат.). Это выражение приводится в книге Иоганна Манлиуса «Loci communes» (Общие места) (1563) как девиз императора Фердинанда I (1556 — 1564).
73 Пс. 145, 3.
74 «На этом грешном свете нужно любить много вещей» (фр.). Строка из сонета «A M. Victor Hugo» французского поэта Альфреда де Мюссе. В тексте воспроизводится неточно. У Мюссе: «Il faut, dans ce bas monde, aimer beaucoup de choses».
75 Ср.: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» (1 Иоан. 2, 16).
76 Матф. 22, 35 — 40.
77 восприимчивость к действию (лат.).
78 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иовн. 15, 13). Ср. также: Матф. 10, 39; 16, 25; Иоан. 12, 25.
79 См.: Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 233 — 234.
80 1 Иоан. 5, 19.
81 Данная строчка не поддается атрибутации.
82 Игезий Киренский (Гегезий, Гегесий), представитель киренской школы, столь выразительно описывал страдания жизни, что власти запретили ему проповедовать самоубийство. Вл.Соловьев — автор статьи о Гегезии (см.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефро на. Т. VIII. С. 217).
83 Никомахова этика 1152 в 15 — 16.
84 Пушкин А.С. Пир по время чумы.
85 Гете В.И. Собр. соч.: В 10 т. М., 1975. Т. 1. С. 261, где приведен «Trost in Tranen». Вероятно, это собственный перевод Вл.Соловьева. См. перевод Жуковского «Утешение в слезах».
86 Ср.: Милль Дж. С. Утилитарианизм. СПб., 1882. С. 39.
87 Имеется в виду монолог Барона (II сцена).
88 я не род, я дух (лат.).
89 Впрочем, спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. 1 Тим. 2, 15.
90 ужас святотатства (лат.).
91 от хотения плоти; от хотения мужа (Иоан. 1, 13).
92 Пс. 33, 20.
93 См.: Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 3. С. 416 — 437.
94 Шиллер Ф. Философы. Вероятно, перевод самого Вл.Соловьева, хотя он отличается от другого перевода Вл.Соловьева этого же стихотворения:
Сомнение совести
Ближним охотно служу, но — увы! — имею к ним склонность.
Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?
Решение
Нет тут другого пути: стараясь питать к ним презренье
И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг.
(См.: Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М., 1955. Т. 1. С. 243).
В «Критике отвлеченных начал» (1877 — 1880) Вл.Соловьев дает еще один перевод тех же строк из «Философов» Шиллера:
Делать добро, моим ближним привык я, но только к несчастью
Делаю это охотно, зане я сердечно люблю их.
Как же тут быть? — Ненавидь их, и с чувством враждебным
и злобным
Делай добро, и тогда только будешь морально оправдан.
(Собр. соч. Т. 2. С. 65).
95 См.: Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 89 — 90.
96 См.: Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 454 — 468.
97 Деян. 17, 28.
98 материя (греч.), материальная причина (лат.) (Быт. 2, 7).
99 форма (греч.), формальная причина (лат.) (Быт. 1, 27).
100 цель (греч.), целевая причина (лат.) (Быт. 1, 26).
101 1 Фес. 1,6. 2 Коринф. 1, 22; 5, 5.
102 Термин «отвлеченный морализм» отсутствовал в журнальном варианте. Введен в книгу при первом издании в связи с полемикой против воззрений Л.Толстого. Об этой полемике см.: Лосев А.Ф. Вл.Соловьев и его ближайшее литературное окружение. Ч. 1. Вл.Соловье в и Л.Толстой ?? Литературная учеба. 1987. № 3.
103 Вл.Соловьев имеет в виду религиозные воззрения Л.Толстого и его последователей; см.: Соловьев В.С. Идолы и идеалы ?? Собр. соч. Т. V.
104 хорошо (древнеевр., греч.) (Быт. 1, 10, 12, 18, 21, 25); хорошо весьма (древнеевр., греч.) (Быт. 1, 31).
105 Притч. 3, 19 — 20.
106 Матф. 5, 45.
107 Матф. 5, 48. О «демоне» Сократа см.: Платон. Апология Сократа 31d, Федр 242b, Теэтет 151а.
108 Рим. 8, 9, 11; 1 Коринф. 3, 16; 2 Тим. 1, 14.
109 Иоан. 10, 22 — 38; 1, 9 — 14.
110 Рим. 8, 19 — 21.
111 Всеобщее (полное) спасение (греч.). Апокатасис (т.е. неизбежное спасение, просветление и соединение с Богом всех, включая дьявола) — одна из главных идей Оригена.
112 Иоан. 1, 12.
113 См.: Кант И. Трактаты и письма. С. 129.
114 Деян. 9, 1 — 19.
115 Гал. 3, 27; Рим. 13, 14.
116 Лук. 1, 38.
117 Матф. 5, 48.
118 Имеются в виду «Божественная комедия» Данте и «Arcana coelestia» Сведенборга (рус. сокр. перевод — «О небесах, о мире духов и об аде». Лейпциг, 1863).
119 Morgan L.H. Leaque of the Ho-de-no-sau-nee, or Iroquois. Rochester; New York, 1851 (Морган Л.Г. Лига Ходеносауни, или ирокезов. М., 1983).
120 См.: Whately R. Historical Doubts Relative To Napaleon Buonaparte. London, 1819 (Исторические сомнения относительно Наполеона Бонапарта).
121 Софокл. Антигона 73.
122 Софокл. Антигона 74 — 77.
123 Софокл. Антигона 453.
124 Софокл. Антигона 454 — 459.
125 Софокл. Антигона 189 — 190.
126 Софокл. Антигона 677 — 678.
127 См.: Smith W.R. Lectures on the Religion of the Semites. First Series. The Fundamental Institution. London, 1889 (Смит У.Р. Лекции по религии семитских народов. Раздел первый. Основные институты).
128 Быт. 29 — 31.
129 Исх. 1, 13.
130 Быт. 14, 17 — 21.
131 По-видимому, имеется в виду сборник раннебуддийских текстов, который называется «Типитака» на языке пали или «Трипитака» на санскрите, что означает «Три корзины».
132 См.: Платон. Тимей 50 с; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов VII 136.
133 Малах. 4, 2.
134 См.: Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 270 — 273.
135 Вл.Соловьев, вероятно, имеет в виду первые слова из книги «Жизнь Плотина» Порфирия, ученика Плотина и автора достоверного описания жизни учителя. Ср.: «Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике …» (Порфирий. Жизнь Плотина ?? Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 427).
136 Положение Римского права.
137 старинная доблесть (лат.).
138 Имеется в виду гражданская война в США (1861 — 1865) и крестьянская реформа 1861 г. в России.
139 Определение Аристотеля (Никомахова этика 1097 b 11 — 12, 1169 b 18; Политика 1253 a 2).
140 Имеется в виду Б.Н.Чичерин и его статья «О началах этики» (Вопросы философии и психологии. 1897. ? 39. С. 647).
141 свободное вето (лат.). Право наложения единоличного запрета на постановление законодательного собрания в Римском сенате.
142 что невозможно (лат.).
143 Имеются в виду семьи Агамемнона и Эдипа.
144 Сенат и народ римский (лат.). Официальная формула, знаменовавшая носителя высшей государственной власти в Римской республике.
145 Теренций. Самоистязатель 77 (см.: Теренций. Комедии. М., 1985. С. 115).
146 Иоан. 19, 5.
147 Вл.Соловьев, вероятно, имеет в виду слова Геродота