всем до конца. — Пояснения. — Развитие человеческого царства в древнем мире. — Реальный предел — живой человекобог (апофеоз кеса рей). Как в животном царстве предваряющее явление человекообразной обезьяны относится к действительному человеку, так в природном человечестве предваряющее явление обожествленного кесаря относится к истинному богочеловеку
III. Богочеловек как первое и главное явление Царства Божия. — Основания для веры в историческое явление Христа (как Богочеловека) с точки зрения разумно понимаемой мировой эволюции
IV. Положительное единство всемирного процесса с трех сторон: 1) низшие царства входят в нравственный порядок как необходимые условия его осуществления; 2) каждое низшее обнаруживает тяготение к своему высшему; 3) каждое высшее физически (и психологическ и) вбирает в себя низшее. Собирание вселенной. — Задача природного человека и человечества — собирать вселенную в идее; задача Богочеловека и богочеловечества — собирать вселенную в действительности
V. Положительная связь между духовным и природным человеком, между благодатью и естественным добром. — Историческое подтверждение основной христианской истины
VI. Христос как совершенная индивидуальность. — Почему он сперва явился среди истории, а не прямо в конце ее
VII. Совершенный нравственный порядок предлагает нравственную свободу каждого лица, а действительная свобода для конечного духа приобретается только опытным путем: отсюда необходимость истории после Христа. Окончательный смысл этой истории. — Действите льная нравственная задача неизбежно переносит нас в область условий, определяющих текущее историческое существование общества, или собирательного человека
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ДОБРО ЧРЕЗ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
I. Разрыв между личностью и обществом как такими — лишь болезненный обман сознания. — Пояснение
II. Человеческая личность как такая есть данная в разуме и воле возможность для осуществления неограниченной действительности, или особая форма бесконечного содержания. — Химера себедовлеющей личности и химера безличного общества. — Общественность — в са мом определении личности как силы разумно-познающей и нравственно-действующей, что возможно лишь в образе бытия общественном. — Доказательства. — Общество есть объективно осуществляемое содержание разумно-нравственной личности — не внешний ее предел, а с ущественное восполнение — нераздельная целость общей жизни, отчасти уже осуществленной в прошедшем (общее предание), отчасти осуществляемой в настоящем (общественные служения) и, наконец, предваряющей будущее совершенное осуществление (общий идеал). — Эт им пребывающим моментам лично-общественной жизни соответствуют в историческом развитии три главные ступени: родовая (прошедшее), национально-государственная (настоящее), вселенская (будущее). — (Ясное различие этих сторон и ступеней жизни действительно и исторически проявляется лишь как последовательное преобладание, а не исключительная наличность той или другой)
III. Общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность сжатое, или сосредоточенное, общество. — Нравственно-историческая задача состоит не в создании, а в сознании лично-общественной солидарности, в превращении ее из невольной в вольную
— так, чтобы каждый понимал, принимал и исполнял общее дело как свое собственное
IV. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данною средою (равною, низшею и высшею). — Человек изначала является как существо лично-общественное, и вся история есть лишь постепенное углубление, возвышение и р асширение двусторонней, лично-общественной жизни. Из этих двух нераздельных и соотносительных терминов личность есть подвижное, динамическое, а общество косно охранительное, статическое начало в истории. — Принципиального противоборства между личностью и обществом не может быть, а бывает лишь столкновение по личному почину между новою и прежнею стадиями лично-общественного развития
Род (в широком смысле) как зачаточное воплощение целой нравственности (религиозной, альтруистической и аскетической) или осуществление личного человеческого достоинства в самом тесном и основном круге общества. Пояснения и подтверждения
VI. Нравственное содержание родовой жизни вековечно, форма родового быта расторгается историческим процессом. — Общий ход этого распадения. — Переход из рода через племя к народу и государству. — Знаменательность слова «отечество»
VII. С созданием нового, более широкого, чем род, общественного целого (отечества) род превращается в семью. — Пояснения. — Значение личного начала при переходе от родового быта к государственному
VIII. Всякая общественная группа имеет на человека лишь относительные и условные права. — Общественная организация, хотя бы относительно-высшая (например, государство), не имеет никаких прав над тем вечным нравственным содержанием, которое заключается и
в относительно-низших формах жизни (например, родовой). — Подробное объяснение из Софокловой Антигоны
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНО-ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ЕГО ГЛАВНЫХ ЭПОХАХ
I. Нравственный прогресс (со стороны религиозной и альтруистической), соответствующий прогрессу общественному. — Пояснительные замечания
II. Культурные успехи как условие прогресса и для нравственности аскетической, которая также не есть дело единичной личности, отдельно взятой, а может быть проявлена человеком лишь как существом лично-общественным. — Исторические пояснения и подтверждени я. — Условия возникновения отрешенного сознания
III. Опознание человеческою личностью своей чисто-отрицательной, или формальной, бесконечности без всякого определенного содержания — религия пробуждения: «Я выше всего этого; все это — пусто». — Буддийское исповедание «трех сокровищ»: «прибегаю к Будде, прибегаю к учению, прибегаю к общине», т.е. все обман, кроме трех вещей, достойных признания: духовно пробудившегося человека, слова пробуждения и братства пробужденных. Буддизм как первая сохранившаяся ступень человеческого универсализма, поднимающег ося над исключительным национально-политическим строем языческой религии и общественности. — Нравственная сущность буддийского учения: благоговение к родоначальнику пробужденных, заповедь безволия и заповедь всеобщего благоволения
IV. Критика буддизма его внутренние противоречил
V. Окончательная оценка буддийского учения как религиозно-нравственного нигилизма (в точном смысле), принципиально-упраздняющего всякий предмет и всякий мотив для благоговения, для жалости и для духовной борьбы
VI. Логический переход от индийского нигилизма к греческому идеализму. Греки не менее индусов чувствовали пустоту чувственного бытия: пессимизм в греческой поэзии и философии. — Но от чувственной пустоты грек переходит к умопостигаемой полноте идей.
Характеристика идеализма (исторические пояснения и примеры)
VII. Невозможность последовательного противоположения между двумя мирами. — Три относительные и аналогичные между собою неправды (аномалии) являемого мира: психологическая (подчинение разума страстям), социальная (подчинение мудреца толпе) и физическая ( подчинение живой органической формы неорганическим силам вещества в смерти). — Идеализм пытается бороться с двумя первыми аномалиями, но слеп и нем перед третьей. — Весь наш мир нераздельно (не только душевный и политический, но и физический) требует спа сения, и спасителем может быть не индийский аскет и не эллинский философ, а еврейский Мессия — не отрицатель жизни во имя небытия, или во имя отрешенных идей, а целитель и воскреситель жизни для вечности
VIII. Сравнительная оценка буддизма, платонизма и христианства; универсализм отрицательный, универсализм односторонний, или половинный, и универсализм положительный, целый, или совершенный. — Несостоятельность платонического мировоззрения со стороны нрав ственной. — Подготовительное значение буддизма и платонизма и их бесплодность как законченных учений. Характеристика христианства как абсолютного события, как абсолютного обещания и как абсолютной задачи
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. ОТВЛЕЧЕННЫЙ СУБЪЕКТИВНЫМ В НРАВСТВЕННОСТИ
I. Ложный взгляд, принципиально отрицающий нравственность как объективную задачу или дело собирательного человека. — Постановка вопроса
II Недостаточность нравственности как только субъективного чувства. Историческое подтверждение
III. Недостаточность нравственности как только личной проповеди. Исторические подтверждения
IV. Требование организованной нравственности. — Принципиальные разъяснения. — Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без связи с которым общественная среда никаких прав на человека
не имеет
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. НРАВСТВЕННАЯ НОРМА ОБЩЕСТВЕННОСТИ
I. Ложь социального реализма, по которому те или другие общественные учреждения и интересы имеют верховное, решающее значение сами по себе. человек не есть только общественное животное. — Понятие общественности, как такой, по содержанию скуднее понятия человек, а по объему — шире. — Описание муравьиной общественности
II. Безусловное значение лица для общественности человеческой. — Никакой человек, ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство или орудие — ни для блага другого лица, ни для блага известной группы лиц, ни для т ак называемого «общего блага». Пояснения. — Отношение религии, семьи, собственности к безусловной нравственной норме
III. Человеческая полноправность, ложно понимаемая как привилегия: одного (восточные деспотии), немногих (классические аристократии), многих (демократии). — Три главные аномалии древнего общества: отрицание человеческого достоинства у внешних врагов, у р абов, у преступников. Успехи нравственно-общественного сознания в древнем мире. — Безусловное утверждение человеческого достоинства в христианстве
IV. Настоящая задача: сообразовать все социальные учреждения с безусловною нравственно-общественною нормой, в борьбе со злом собирательным
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС С НРАВСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Зло собирательное в виде троякого безнравственного отношения: между различными народами, между обществом и преступникам, между различными общественными классами
I. Национализм и космополитизм. — Нравственная несостоятельность национализма
II. Отсутствие строго национальных делений в древнем мире. — Восточные деспотии и западные политии не совпадают с нациями. — Исторические указания
III. Евреи никогда не были только нацией. — Христианство — не отрицательный космополитизм, а положительный универсализм сверхнародный и всехнародный: оно также не может требовать безнародности, как и безличности. — Объяснение и исторические указания
IV. Универсализм новых европейских наций. — Исторический обзор: Италия, Испания, Англия, Франция, Германия, Польша, Россия, Голландия, Швеция
V. Вывод из исторического обзора: смысл и вдохновение народа как бытия частного только в связи и в согласии его со всеобщим. — Нравственная несостоятельность космополитизма. — Положительная обязанность по отношению к национальному вопросу: люби (в этичес ком смысле) все другие народности, как свою собственную. — Разъяснение
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. УГОЛОВНЫЙ ВОПРОС С НРАВСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Постановка вопроса
I. Должное противодействие преступлениям требует нравственной помощи обеим сторонам: обязанность защитить обиженного и образумить обидчика. — Две господствующие ложные доктрины отрицают ту или другую сторону дела,
II. Идея наказания как отмщения. — Ее корни — в обычае кровной мести времен родового быта. — Трансформация этого обычая в уголовную юстицию с переходом обязанности мщения от рода к государству
III. Фактическое происхождение уголовной юстиции ошибочно принимается за основание для ее нормы. — Нелепые аргументы в пользу дикого понятия наказания как отмщения или возмездия
IV. Безнравственная тенденция к сохранению жестоких наказаний. Общепризнанная нелепость возмездия заставляет эту тенденцию опираться на принцип устрашения. — Безнравственность этого принципа по существу. Роковая непоследовательность его сторонников
V. Хаотическое состояние современной юстиции. — Доктрина несопротивления злу в применении к уголовному вопросу. — Подробный разбор и опровержение этой доктрины
VI. Нравственное начало, не допуская ни наказания как устрашающего возмездия, ни равнодушного отношения к преступлениям, или их беспрепятственности, требует реального им противодействия, определяя его как справедливое средство деятельного человеколюбия,
законно и принудительно ограничивающее известные внешние проявления злой воли не только ради безопасности общества и его мирных членов, но непременно также и в интересах самого преступника. — Нормальное правосудие в криминальной области должно осуществля ть или во всяком случае иметь в виду равномерное осуществление трех прав: права обидимого на защиту, права общества на безопасность и права обидчика на вразумление и исправление. Временное лишение преступника свободы как необходимое предварительное усл овие для исполнения этой задачи. — Последствия преступления для преступника должны находиться в естественной внутренней связи с его действительным