Скачать:TXTPDF
Оправдание добра

состоянием. — Необходимость соответственного преобразования уголовных судов: «условные приговоры» как первы й шаг к такому преобразованию

VII. Возможность исправления преступников; право и обязанность общества об этом заботиться. — Необходимое преобразование пенитенциарных учреждений

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВОПРОС С НРАВСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

I. Развитие преступности и национальной вражды в связи с ненормальным экономическим положением. — Простая сущность экономического вопроса. Принципиально неверные его решения со стороны ортодоксальных экономистов и социалистов

II. Ложное и безнравственное обособление экономической области отношений как независимой будто от нравственных условий человеческой деятельности вообще. — Как свободная игра химических процессов может происходить в организме только умершем и разлагающемс я, а в живом эти процессы связаны и определены целями биологическими, так точно свободная игра экономических факторов и законов возможна только в обществе мертвом и распадающемся, а в живом и имеющем будущность хозяйственные элементы связаны и определены целями нравственными. — Нет и не было в человечестве такого низменного состояния, когда материальная необходимость добывания жизненных средств не осложнялась бы нравственным вопросом. — Пояснения

III. И в хозяйственной своей жизни общество должно быть организованным осуществлением добра. — Особенность и самостоятельность хозяйственной сферы заключается не в том, что она имеет свои роковые законы, а в том, что она представляет по существу своих от ношений особое, своеобразное поприще для применения единого нравственного закона. — Двусмысленное начало и худой конец социализма. — Принцип сен-симонистов: восстановление прав материи. Истинный и важный смысл этого принципа: материл имеет право па сво е одухотворение человеком. — Этот смысл скоро уступил другому: материя имеет право господства в человеке. — Постепенное вырождение социализма в экономический материализм, сущность которого внутренно тождественна с сущностью плутократии. — Разъяснение

IV. Истинное решение экономического вопроса — в нравственном отношении человека к материальной природе (земле), обусловленное нравственным отношением к людям и Богу. — Заповедь труда: с усилием возделывать материальную природу для себя и своих, для всего человечества и для нее самой. — Недостаточность «натуральной гармонии» личных интересов. Опровержение доктрины Бастиа

V. Обязанность общества признавать и обеспечивать за каждым право на достойное человеческое существование. — Безнравственность известных условий работы. — Примеры, подтверждения и пояснения

VI. Главные условия, при которых человеческие отношения в области материального труда становятся нравственными: 1) вещественное богатство не должно признаваться самостоятельною целью хозяйственной деятельности человека; 2) производство не должно совершат ься как акт человеческого достоинства производителей, и ни один из них не должен становиться только орудием производства; 3) должны быть признаны обязанности человека и земле; (материальной природе вообще). — Пояснения. — Права земли. — Оценка троякого о тношения человека к материальной природе: 1) подчинение ей; 2) борьба с нею а эксплуатация ее; 3) ухаживание за нею для себя и для нее. — Без любви к природе для нее самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни. — Связь нравственн ого отношения к внешней природе с отношением к своему телу

VII. Недостаточность изучения производящих и материальных причин труда. Полное определение труда с нравственной точки зрения: труд есть взаимодействие людей в области вещественной, которое в согласии с нравственными нормами должно обеспечивать всем и к аждому необходимые средства к достойному существованию и всестороннему совершенствованию, а в окончательном своем назначении должно преобразовать и одухотворить материальную природу

VIII. Анализм понятия собственности. — Относительность ее оснований

IX. Право каждого на достаточный заработок и на сбережения. — Нормальное происхождение капитала. — Право и обязанность общества ограничивать злоупотребления частных собственников их имуществами. — Стремление социализма к неосновательному расширению этого общественного права и обязанности. — Нравственный смысл преемственной, или наследственной (семейной), собственности. — Особое значение семейной преемственности относительно собственности поземельной: требуется не ограничивать ее, а по возможности предос тавить каждой семье. — Опровержение возражений

X. Обмен и обман. — Торговля как общественное служение, не могущее иметь единственною или хотя бы главною целью частную прибыль. — Право и обязанность общества принудительно ограничивать злоупотребления в этой области. — Переход к морально-юридическому в опросу

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ. НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРАВО

I. В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента в нравственности — именно необходимых реальных условий достижения. — Сравнительное прео бладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безусловной — собственно нравственную область

II. Мнимое противоречие между правом и нравственностью. — Примеры и пояснение

III. Различные состояния как нравственного, так и правового сознания. Неизменные юридические нормы, или право естественное. — Консерватизм в праве. — Прогресс в праве, или неуклонное тяготение правовых положений к правовым нормам, сообразным, хотя и не тождественным с нравственными требованиями

IV. Тесная связь между нравственностью и правом, жизненно-важная для обеих сторон. — Ее словесное и этимологическое подтверждение

V. Различия между нравственностью и правом: 1) неограниченность чистонравственного и ограниченность правового требования, — в этом отношении право есть низший предел, или определенный минимум нравственности; 2) право требует главным образом объективной р еализации этого минимального добра, или действительного устранения известной доли зла; 3) в этой реализации право допускает принуждение

VI. Общее определение: право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла. — Основание для этого в нравственности: нравственный интерес требует личной свободы как услови я для человеческого достоинства и нравственного совершенствования; но человек не может существовать и, следовательно, иметь возможность свободы и совершенствования иначе как в обществе; итак, нравственный интерес требует, чтобы внешние проявления личной

свободы сообразовались с условиями существования общества, т.е. не с идеальным совершенством некоторых, а с реальною безопасностью всех. — Эта безопасность, не обеспеченная безусловным законом, нравственным самим по себе, как не существующим для людей бе знравственных, ограждается принудительным законом юридическим, имеющим силу и для них

VII. Положительное право как исторически-подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. — Нравственное требование для каждого свободы быть безнравственным; эта свобода обеспечивае тся положительным правом. Пояснения. — Непреложный предел принудительного действия всякой собирательной организации

VIII. Характер юридической оценки злодеяний

IX. По самому определению права интерес общего блага может в каждом случае лишь ограничивать интерес личной свободы, но ни в каком случае не упразднять его. — Отсюда — непозволительность смертной казни и пожизненного лишения свободы

X. Положительный закон в своих трех существенных признаках (публичность, конкретность, реальная применимость). — Санкция закона. — Общественная власть. — О трех различных властях (законодательной, судебной, исполнительной). — Верховная власть. — Государс тво как воплощенное право. Границы правового порядка в человечестве. — Переход к вопросу о войне

ГЛАВА ВОСЬМНАДЦАТАЯ. СМЫСЛ ВОЙНЫ

I. В вопросе о войне заключаются три вопроса: обще-нравственный, исторический и лично-нравственный. — Бесспорное решение первого вопроса в том смысле, что война есть аномалия, или зло

II. Война как зло относительное. — Пояснения. — Переход к вопросу об историческом смысле войны

III. Войны между родами естественно порождали договоры и права как ручательства мира. — Образование государства. — Организация войны в государстве как важный шаг к осуществлению мира. — «Всемирные монархии». Их сравнительная характеристика. — Pax Roman a. — Войны, которыми полна древняя история, расширяли область мира. — Прогресс военного дела в древнем мире был вместе с тем великим прогрессом нравственно-общественным, уменьшая в огромной пропорции число человеческих жертв войны

IV. Христианство в принципе упразднило войну; но пока этот принцип внутренно не усвоен, войны остаются неизбежными и могут быть при известных условиях меньшим злом, т.е. относительным благом. — Средние века. — В истории новых времен важное значение для в опроса о войне трех общих фактов: 1) обособления большинства народностей в самостоятельные политические целые, или «совершенные тела»; 2) развитие международных связей разного рода; 3) реальное распространение культурного европейского единства на весь зе мной шар. — Пояснения. — Предстоящая всемирная война

V. Общий исторический смысл всех войн: борьба Европы с Азией — сначала местная и символическая (Троянская война), под конец — в полном реальном объеме. — Конец внешних войн обнаружит ту великую истину, что мир внешний еще не есть сам по себе настоящее бл аго, а становится благом только в связи с внутренним (нравственным) перерождением человечества

VI. Субъективно-моральное отношение к войне. — Ложное отождествление войны и военной службы с личным убийством. — Война как столкновение собирательных организмов (государств) и их собирательных органов (войск) не есть дело единичных лиц, пассивно в ней у частвующих, и с их стороны возможное здесь убийство есть только случайное. — Отказ от военной службы, требуемой государством, есть по необходимости большее нравственное зло и потому непозволителен. — Нравственная обязанность единичного лица участвовать в защите своего отечества. — Основания ее в безусловном нравственном начале. — Пояснительные примеры. — Несомненные опасности милитаризма ничего не говорят против необходимости вооруженных сил. Библейская иллюстрация

VII. Положительная наша обязанность содействовать по только заприте или охранению своего отечества, но и его совершенствованию, нераздельному с общим улучшением человечества. — Для приближения к прочному и доброму миру должно действовать против злого кор ня войны, именно против вражды и ненависти между частями расставшегося человечества. — В истории война была прямым средством: для внешнего и косвенным средством для внутреннего объединения человечества; разум запрещает бросать это орудие, пока оно нужно, а совесть обязывает стараться, чтобы оно перестало быть нужным и чтобы естественная организация разделенного на враждующие части человечества действительно переходила в единство его нравственной или духовной организации

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. НРАВСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ЕЕ ЦЕЛОМ

I. Различия между естественною и тою нравственною солидарностью человечества, которая поставлена христианством как историческая задача сознательного и вольного совершенствования всех в едином Добре. — Настоящий субъект совершенствования — единичный челов ек совместно и нераздельно с человеком собирательным. — Три пребывающие воплощения совершенствующегося субъекта, или три естественные группы, действительно восполняющие личную жизнь: семья, отечество, человечество, чему в порядке историческом соответству ют ступени: родовая, народно-политическая и духовно-вселенская; последняя может реально осуществиться лишь под условием одухотворения двух первых. — Действительные стихии и формы жизни как условные данные для решения абсолют ной задачи. — Данная природна я связь трех поколений (деды, родители, дети) должна быть превращена в безусловно-нравственную чрез одухотворение семейной религии, брака и воспитания

II. Почитание дедов. — Его вечный смысл, сохранявшийся и в диких фактах. — Христианское преобразование древнего культа в его главных чертах

III. Брак. — Он также соединяет человека с Богом чрез настоящее, как религия дедов — чрез прошедшее. — В истинном браке естественная половая связь не уничтожается, а пресуществляется. — Для нравственной задачи этого пресуществления необходимыми данными с лужат естественные элементы полевого отношения: 1)

Скачать:TXTPDF

Оправдание добра Соловьёв читать, Оправдание добра Соловьёв читать бесплатно, Оправдание добра Соловьёв читать онлайн