Скачать:TXTPDF
Двести лет вместе. Часть I. В дореволюционной России

к сути так: Например, поправка к закону «принимает всех, и евреев, скажу, и немцев – кто бы ни приехал в нашу волость. Так что этим какое право предоставляется?.. Эти лица, приписавшиеся [к волости]… они ведь то место займут, а крестьяне остаются совершенно без всякого внимания… Если будет председателем волостной земской управы еврей, а его супруга делопроизводителем или секретарём, так что́ это, крестьянам дают право?.. Что же будет, где будут крестьяне?.. Вот, наши доблестные воины вернутся и какие будут им права предоставлены? Стоять на задней линии; а как во время войны – так на передовых позициях крестьяне-то все в серых шинелях… Не вноси́те вы таких поправок, которые совершенно противоречат быту практической крестьянской жизни, а именно, не давайте права участия в выборах в волостном земском самоуправлении евреям и немцам, ибо таковые народности, они не принесут не только какой-либо пользы населению, а громаднейший вред, и безпорядки будут чинимы в стране. Мы, крестьяне, не поддадимся этим национальностям»[1594].

А тем временем – публичная кампания за еврейское равноправие продолжалась. В поддержку были привлечены и организации, прежде никак не касательные к этому, как, например, гвоздевская Рабочая группа, представлявшая интересы русского пролетариата. Весной 1916 Рабочая группа подтвердила, что ей известно: «реакция» (подразумевалось правительство и аппарат м.в.д.) «открыто подготовляет всероссийский погром» евреев. И Козьма Гвоздев повторил эту чушь на съезде военно-промышленных комитетов. – В марте 1916 Рабочая группа обращается с письмом к Родзянке, протестуя и против того, что Дума прекратила прения по еврейскому вопросу как вызывающие возбуждение; за это группа обвиняла уже и саму Думу в потворстве антисемитам: «Поведение большинства Государственной думы в заседании от 10 марта фактически явилось прямой поддержкой и подкреплением антисемитской погромной политики господствующего курса… Думское большинство своей поддержкой боевого антисемитизма господствующих кругов наносит опасный удар делу самозащиты страны»[1595]. (Не согласовались, не поняли, что в Думе левая-то сторона и нуждалась погасить прения.) – Рабочих поддерживали и «еврейские группы», по донесению петроградского Охранного отделения в октябре 1916 «переполнившие ныне столицу и ведущие безпартийную, но резко враждебную власти политику»[1596].

А что же власти? Прямые документы неизвестны, но в сменных министерских составах 1916 года, видимо, уже серьёзно готовился акт о еврейском равноправии. О том не раз упоминал Протопопов, и ему, очевидно, уже удалось значительно уговорить Николая II. (Протопопов ещё и потому мог спешить, чтобы перекрыть начавшуюся против него кампанию от левых кругов.) – А последний к революции начальник петроградского Охранного отделения ген. Глобачёв в своих воспоминаниях пишет, со слов последнего же министра юстиции Добровольского, что «проект закона о равноправии евреев был уже приготовлен [в предреволюционные месяцы] и, по всей вероятности, закон был бы объявлен на Пасху 1917»[1597].

Но Пасха 1917 наступила уже не при этих властях. Сбылись острые желания наших радикалов и либералов.

«Всё для победы!» – да, но «не с этой властью!». И русская и еврейская общественность, и пресса оставались вполне преданы Победе, даже первые раззадорщики её, – но только не с этим правительством! не с этим царём! Они были в запале всё того же уверенного соображения, с которым начали войну, простого и гениального: ещё на ходу этой войны (а то потом будет трудней) и непрерывно побеждая Германию, – сбросить царя и сменить государственный строй. А тогда – наступит и еврейское равноправие.

Мы рассмотрели во многих подробностях всеразличные обстоятельства, сопровождавшие 120‑летнюю совместную жизнь русских и евреев в одном государстве. Одни из сложностей разрешались с ходом времени, другие возникали и набухли в последние годы – вот, к весне 1917. Но эволюционность развития определённо брала верх и обещала строительную основательность впереди.

И в этот самый момент разнесло взрывом вместе с государственным устройством России – и все плоды эволюции, и военное устояние, оплаченное многою кровью, и надежды на расцветную жизнь, – произошла Февральская революция.

Сноски

1

Ю. Бруцкус. Истоки русского еврейства // Еврейский мир: Ежегодник на 1939 г. (далее – ЕМ–1). Париж: Объединение русско-еврейской интеллигенции, с. 17–23.

2

Еврейская Энциклопедия (далее – ЕЭ): В 16 т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд‑во Брокгауз – Ефрон, 1906–1913. Т. 15, с. 648.

3

Краткая Еврейская Энциклопедия (далее – КЕЭ): [В 10 т.]. Иерусалим, 1976–2001. Т. 2, с. 40.

4

ЕЭ, Т. 9, с. 516.

5

В. Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. М., 1995–1998. Т. I, с. 283–286, 340.

6

Н. М. Карамзин. История государства Российского (далее – Н. М. Карамзин): В 12 т. 5‑е изд. СПб.: Эйнерлинг, 1842–1844. Т. 1, с. 127; см. также: С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён (далее – С. М. Соловьёв): В 15 кн. М.: Изд‑во соц. – эконом. литературы, 1962–1966. Кн. 1, с. 181. (Здесь и далее мы по возможности сохраняем орфографию и пунктуацию источника.)

7

Ю. Бруцкус. Истоки русского еврейства // ЕМ–1, с. 21–22; ЕЭ, Т. 7, с. 588.

8

В. Н. Топоров. Святость и святые… Т. 1, с. 280.

9

КЕЭ, Т. 4, с. 253.

10

Н. М. Карамзин, Т. 2, с. 87, 89.

11

В. Н. Татищев. История Российская: В 7 т. М.; Л.: АН СССР, 1962–1966. Т. 2, с. 129.

12

В. Н. Татищев. История Российская: В 7 т. М.; Л.: АН СССР, 1962–1966. Т. 2, с. 129*. (Здесь и далее в случаях, когда цитата приводится не по оригиналу, цитируемый источник снабжается знаком*.)

13

Н. М. Карамзин, Т. 2, Примечания, с. 89.

14

Ю. Бруцкус. Истоки русского еврейства // ЕМ–1, с. 23.

15

С. М. Соловьёв, кн. 1, с. 546.

16

Ю. Бруцкус. Истоки русского еврейства // ЕМ–1, с. 26.

17

ЕЭ, Т. 9, с. 5.

18

ЕЭ, Т. 9, с. 517.

19

Н. М. Карамзин, Т. 4, с. 54–55.

20

КЕЭ, Т. 4, с. 254.

21

ЕЭ, Т. 5, с. 165.

22

ЕЭ, Т. 13, с. 610.

23

Н. М. Карамзин*, Т. 6, с. 121.

24

Н. М. Карамзин*, Т. 6, с. 121.

25

С. М. Соловьёв, кн. 3, с. 185.

26

Н. М. Карамзин, Т. 6, с. 121–122.

27

Ю. Гессен. История еврейского народа в России (далее – Ю. Гессен): В 2 т. Л., 1925–1927. Т. 1, с. 8.

28

Энциклопедический словарь: В 82 т. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1894. Т. 22, с. 943.

29

ЕЭ, Т. 7, с. 577.

30

Н. М. Карамзин, Т. 6, с. 122.

31

С. М. Соловьёв, кн. 3, с. 185.

32

Н. М. Карамзин, Т. 6, с. 120–123.

33

В. Н. Топоров. Святость и святые… Т. 1, с. 357.

34

Н. М. Карамзин, Т. 6, с. 123.

35

ЕЭ, Т. 7, с. 580.

36

Н. М. Карамзин, Т. 6, с. 123.

37

С. М. Соловьёв, кн. 3, с. 186.

38

А. В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Париж: YMCA-Press, 1959. Т. І, с. 495, 497.

39

ЕЭ, Т. 13, с. 610.

40

ЕЭ, Т. 7, с. 579.

41

КЕЭ, Т. 2, с. 509.

42

А. В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1, с. 505.

43

С. Ф. Платонов. Москва и Запад. Берлин: Обелиск, 1926, с. 37–38.

44

КЕЭ, Т. 2, с. 509.

45

Ю. Гессен, Т. 1, с. 8.

46

Ю. Бруцкус. Истоки русского еврейства// ЕМ–1, с. 28.

47

ЕЭ*, Т. 8, с. 749.

48

Ю. Гессен*, Т. 1, с. 8–9.

49

Ю. Гессен, Т. 1*, с. 9. (Если хотя бы одна из цитат, покрываемых ссылкой, приводится не по оригиналу, цитируемый источник снабжается знаком *.)

50

Н. М. Карамзин*, Т. 12, с. 35, 36; Примечания, с. 33.

51

КЕЭ, Т. 7, с. 290.

52

Ю. Гессен, Т. 1, с. 9.

53

Н. М. Карамзин*, Т. 12, с. 141.

54

И. М. Дижур. Евреи в экономической жизни России // Книга о русском еврействе: От 1860‑х годов до Революции 1917 г. Нью-Йорк: Союз Русских Евреев, 1960, с. 156.

55

ЕЭ, Т. 13, с. 611.

56

ЕЭ, Т. 13, с. 611.

57

Ю. Гессен, Т. 1, с. 9–10.

58

ЕЭ*, Т. 11, с. 330.

59

ЕЭ*, Т. 11, с. 330.

60

ЕЭ*, Т. 13, с. 612.

61

С. М. Соловьёв*, кн. 8, с. 76.

62

С. М. Соловьёв*, кн. 10, 1963, с. 477.

63

ЕЭ*, Т. 5, с. 519.

64

ЕЭ*, Т. 11, с. 330.

65

Ю. Гессен, Т. 1, с. 11–12.

66

Ю. Гессен, Т. 1, с. 13; ЕЭ, Т. 2, с. 592.

67

Ю. Гессен, Т. 1, с. 13–15; ЕЭ, Т. 2, с. 592.

68

ЕЭ, Т. 10, с. 224–225.

69

ЕЭ, Т. 4, с. 591.

70

ЕЭ, Т. 10, с. 225.

71

С. М. Соловьёв, кн. 10, с. 256–257.

72

Ю. Гессен, Т. 1, с. 15.

73

С. М. Соловьёв*, кн. 11, с. 155–156.

74

Ю. Гессен, Т. 1, с. 16.

75

С. М. Соловьёв*, кн. 11, с. 204.

76

Ю. Гессен, Т. 1, с. 18.

77

S. M. Dubnow. History of the Jews in Russia and Poland, from the Earliest Times until the Present Day. Philadelphia: The Jewish Publication Society of America, 1916, vol. I, p. 258.

78

ЕЭ, Т. 7, с. 513.

79

Тельников Владимир Иванович (1937–1998) – педагог, переводчик, общественный деятель, политзаключенный (1957–1963), в 1971 эмигрировал, сотрудник Би-би-си. В его неоконченной неопубликованной работе о политике царского правительства по отношению к евреям указаны многие немаловажные источники к Части первой данной книги, использованные нами с благодарностью.

80

Dr. Ernst Herrmann. Geschichte des Russischen Staats. Fünfter Band: Von der Thronbesteigung der Kaiserin Elisabeth bis zur Feier des Friedens von Kainardsche (1742–1775). Hamburg, 1853, S. 171.

81

Г. Б. Слиозберг. Дореволюционный строй России. Париж, 1933, с. 264.

82

ЕЭ, Т. 5, с. 519–520.

83

С. М. Соловьёв, кн. 11, с. 134, 319–322.

84

С. М. Соловьёв, кн. 11, с. 383.

85

С. М. Соловьёв*, кн. 13, с. 112.

86

ЕЭ, Т. 7, с. 494.

87

Ю. Гессен*, Т. 1, с. 19.

88

Ю. Гессен, с. 20–21.

89

Ю. Гессен, с. 22–27.

90

Ю. Гессен, Т. 1, с. 32–34.

91

ЕЭ, Т. 15, с. 645.

92

ЕЭ, Т. 9, с. 788.

93

Ю. Гессен, Т. 1, с. 35.

94

S. M. Dubnow. History of the Jews…, p. 265; Джеймс Паркс. Евреи среди народов: Обзор причин антисемитизма. Париж: YMCA-Press, 1932, с .154.

95

С. М. Соловьёв, кн. 14, с .108.

96

Ю. Гессен, Т. 1, с. 30–31, 37, 43.

97

И. М. Бикерман. Россия и русское еврейство // Россия и евреи: Сб .1 (далее – РиЕ) / Отечественное объединение русских евреев за границей. Париж: YMCA-Press, 1978, с. 85. (1‑е изд. – Берлин: Основа, 1924.)

98

H. Graetz. Popular History of the Jews. New York: Hebrew Publishing Company, 1919, vol. V, p. 212.

99

Ю. Гессен, Т. 1, с. 40, 42.

100

Ю. Гессен, с. 51, 55.

101

Записка литовского губернатора Фризеля // Ю. Гессен*, Т. 1, с. 83.

102

Ю. Гессен, Т. 1, с. 68–69.

103

Ю. Гессен, Т. 1, с. 103–108.

104

Ю. Гессен*, Т. 1, с. 47.

105

Ю. Гессен*, Т. 1, с. 56.

106

Ю. Гессен*, Т. 1, с. 57.

107

Ю. Гессен*, Т. 1, с. 59.

108

ЕЭ, Т. 2, с. 731.

109

Ю. Гессен, Т. 1, с. 76–77.

110

Ю. Гессен, Т. 1, с. 76.

111

ЕЭ, Т. 13, с. 613.

112

Ю. Гессен, Т. 1, с. 72–73.

113

Ю. Гессен, Т. 1, с. 64.

114

Ю. Гессен, Т. 1, с. 65.

115

ЕЭ, Т. 13, с. 614.

116

ЕЭ*, Т. 7, с. 496.

117

Ю. Гессен, Т. 1, с. 72.

118

КЕЭ, Т. 7, с. 298.

119

Ю. Гессен, Т. 1, с. 77.

120

ЕЭ, Т. 11, с. 331.

121

Ю. Гессен*, Т. 1, с.

Скачать:TXTPDF

к сути так: Например, поправка к закону «принимает всех, и евреев, скажу, и немцев – кто бы ни приехал в нашу волость. Так что этим какое право предоставляется?.. Эти лица,