Скачать:PDFTXT
Двести лет вместе. Часть II. В советское время

клетки моей души окрашены в русский, какие в еврейский цвет? – Но было не только давление, не только насильственное сращениебыло ещё и нежиданное сродство этих проникающих друг в друга начал в каких-то глубинных душевных пластах. Словно бы они дополняли друг друга до новой полноты: пространство временем, душевную широту – душевной глубиной, всеприятие – всеотрицанием; и была взаимная ревность об избранничестве. – Поэтому у меня нет двух душ – враждующих друг с другом, обезсиливающих одна другую, раздваивающих меня. Душа у меня одна… не двойственная, не раздвоенная, не смешанная – одна»[1563].

А из России ему:

«Я верю, что неспроста это получилось на путях России – этот контакт души иудейской и души славянской, что было тут какое-то предназначение»[1564].

От автора

В 1990 году, заканчивая «Апрель 1917» и приводя в порядок огромный материал, оставшийся за пределами «Красного Колеса», я решил представить часть этого материала в виде исторического очерка о евреях в российской революции.

Почти сразу стало ясно, что для понимания происшедшего очерк неизбежно должен отступить по времени, – и так он отступал, даже к первому включению евреев в Российскую Империю в 1772, с чего и был начат; с другой стороны, революция 1917 стала динамическим толчком в судьбе российских евреев, – и очерк естественно протянулся в историю послереволюционную. Так родилось и название: «Двести лет вместе».

Однако я не сразу оценил тот отчётливый исторический рубеж, который положила широкая эмиграция евреев из СССР, начавшаяся в 70‑х годах XX века, – как раз к 200‑летию пребывания евреев в России, – и ставшая вполне свободной к 1987. Этот рубеж впервые отменил недобровольность состояния российских евреев: они более не прикреплены к жизни здесь, их ждёт Израиль, им доступны все страны мира. Ясно обозначившийся этот рубеж внёс поправку в мой план довести повествование до середины 90‑х годов – ибо замысел книги исчерпан: с момента Исхода исчезает и уникальность русско-еврейской переплетённости.

Теперь открылся совсем новый период в истории уже свободного российского еврейства и его взаимоотношений с новой Россией. Этот период явил стремительные и существенные перемены, но ещё короток, чтобы предсказывать его дальние результаты и судить о том, насколько характерны окажутся для него черты именно русско-еврейские, или же будут проявляться общемировые законы еврейской диаспоры. Следовать за развитием этой новой темы – уже за пределами жизненных сроков автора.

Сноски

1

Еврейская Энциклопедия (далее – ЕЭ): В 16 т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд‑во Брокгауз – Ефрон, 1906–1913. Т. 7, с. 434–436.

2

Краткая Еврейская Энциклопедия (далее – КЕЭ): [В 10 т.]. Иерусалим, 1976–2001. Т. 2, с. 405.

3

А. Воронель. Лёгкое порхание вокруг тяжёлых проблем // «22»: Общественно-политический и литературный журнал еврейской интеллигенции из СССР в Израиле. Тель-Авив, 1992, № 82, с. 125.

4

Эд. Норден. Пересчитывая евреев // «22», 1991, № 79, с. 118.

5

Эд. Норден. Пересчитывая евреев // «22», 1991, № 79, с. 118.

6

КЕЭ. Т. 2, с. 7.

7

И. М. Бикерман. К самопознанию еврея: Чем мы были, чем мы стали, чем мы должны быть. Париж, 1939, с. 12.

8

А. Кестлер. Иуда на перепутье // Время и мы (далее – ВМ): Международный журнал литературы и общественных проблем. Тель-Авив, 1978, № 33, с. 99.

9

А. Кучерский. Еврейская парадигма // «22», 1993, № 88, с. 142.

10

С. Я. Лурье. Антисемитизм в древнем мире. Тель-Авив: Сова, 1976 (1‑е изд. – Пг.: Былое, 1922), с. 171.

11

Г. Галкин. Что такое «еврейскость»? // «22», 1989, № 66, с. 94–95.

12

Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней: Записки русского еврея: В 3 т. Париж, 1933–1934. Т. 1, с. 7.

13

Ханна Арендт. Антисемитизм // Синтаксис: Публицистика, критика, полемика. Париж, 1989, № 26, с. 147.

14

Амос Оз. О времени и о себе // Континент: Литературный, обществ. – политический и религиозный журнал. М., 1991, № 66, с. 240.

15

Д. Левин. На краю соблазна: [Интервью] // «22», 1978, № 1, с. 56.

16

Г. Галкин. Что такое «еврейскость»?* // «22», 1989, № 66, с. 88–89. (Здесь и далее в случаях, когда цитата приводится не по оригиналу, цитируемый источник снабжается знаком*.)

17

КЕЭ, Т. 6, с. 230.

18

С. Шварц. Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны (1939–1965). Нью-Йорк: Изд. Американского Еврейского Рабочего Комитета, 1966, с. 8.

19

Д. Штурман. О национальных фобиях // «22», 1989, № 68, с. 148.

20

И. Либлер. Израиль – диаспора: Кризис идентификации // «22», 1995, № 95, с. 153–154.

21

А. Каценеленбойген. Антисемитизм и еврейское государство // «22», 1989, № 64, с. 173.

22

Гершон Свет. Евреи в русской музыке // [Сб.] Книга о русском еврействе: От 1860‑х годов до Революции 1917 г. Нью-Йорк: Союз Русских Евреев, 1960, с. 465.

23

КЕЭ, Т. 5, с. 323–324.

24

Ю. Карабчиевский. Борьба с евреем // Страна и мир: Обществ. – политический, экономический и культурно-философский журнал. Мюнхен, 1989, № 5, с. 111–112.

25

Российская Еврейская Энциклопедия. М., 1994–… Т. 1, с. 5.

26

КЕЭ, Т. 5, с. 49.

27

Great Jewish Speeches Throughout History / coll., ed., Steve Israel, Seth Forman. Northvale (New Jersey); London: Jason Aronson Inc., 1994, p. 70.

28

Амос Оз. Понятие отечества // «22», 1978, № 1, с. 30.

29

Сергий Булгаков. Расизм и христианство // Христианство и еврейский вопрос. Париж: YMCA-Press, 1991, с. 66, 93–94.

30

Амос Оз. О времени и о себе // Континент, 1991, № 66, с. 234.

31

Амос Оз. Понятие отечества // «22», 1978, № 1, с. 29–30.

32

И. М. Бикерман. К самопознанию еврея…, с. 101.

33

Николай Бердяев. Философия неравенства. Париж: YMCA-Press, 1970, с. 74.

34

М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // «22», 1981, № 19, с. 106.

35

Эд. Норден. Пересчитывая евреев // «22», 1991, № 79, с. 119.

36

Дж. Мюллер. Диалектика трагедии: антисемитизм и коммунизм в Центральной и Восточной Европе // «22», 1990, № 73, с. 96.

37

Жан-Поль Сартр. Размышления о еврейском вопросе // Нева, 1991, № 7, с. 151.

38

Александр Мелихов. Исповедь еврея. СПб.: Новый Геликон, 1994, с. 14.

39

И. М. Бикерман. К самопознанию еврея…, с. 64.

40

Г. А. Ландау. Революционные идеи в еврейской общественности // Россия и евреи: Сб. 1 (далее – РиЕ) / Отечественное объединение русских евреев за границей. Париж: YMCA-Press, 1978 (1‑е изд. Берлин: Основа, 1924), с. 103.

41

Вл. Жаботинский. На ложном пути // Вл. Жаботинский. Фельетоны. СПб.: Типография «Герольд», 1913, с. 249; Вл. Жаботинский. Вместо апологии // Там же, с. 205.

42

А. Этерман. Истина с близкого расстояния // «22», 1988, № 61, с. 98; см. также: А. Воронель // «22», 1978, № 2, с. 193; В. Меникер // «22», 1978, № 3, с. 181.

43

Николай Бердяев. Философия неравенства, с. 82–83.

44

В. С. Соловьёв. Национальный вопрос в России. Выпуск первый, 1883–1888 // Собр. соч.: В 10 т. Брюссель, 1966. Т. 5, с. 13, 16 [фототипическое воспроизведение: Собр. соч. 2‑е изд. СПб., 1911–1914].

45

А. Штейнзальц. Кто мы: трагические актёры или самобытная нация? // ВМ, Тель-Авив, 1975, № 1, с. 139, 140.

46

М. Вартбург. О себе, об Израиле, о еврействе // «22», 1986, № 47, с. 220.

47

А. Штейнзальц. Кто мы… // ВМ, 1975, № 1, с. 141, 142.

48

М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // «22», 1981, № 19, с. 106, 107, 108.

49

Ш. Эттингер. Краткая еврейская энциклопедия на русском языке: [Интервью с редакционным коллективом] // «22», 1987, № 55, с. 208.

50

Н. Вайман. Кризис цели // «22», 1979, № 7, с. 150.

51

Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней… Т. 3, с. 309–310.

52

Амос Оз. О времени и о себе // Континент, 1991, № 66, с. 242–243.

53

М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // «22», 1981, № 19, с. 114–116.

54

Ф. М. Достоевский. Дневник писателя за 1877, 1880 и 1881 годы. М.; Л.: ГИЗ, 1929. 1877. Март. Гл. 3, с. 83.

55

ЕЭ, Т. 14, с. 405.

56

Э. Менджерицкий. И Тора, и гены // «22», 1992, № 80, с. 152, 164.

57

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5802, оп .1, ед. хр. 31, л. 419–420.

58

Н. Бердяев. Христианство и антисемитизм: (Религиозная судьба еврейства). Париж: Издание Религиозно-философской академии, [1938], с. 4–5.

59

Н. Струве. От издателя // Сергий Булгаков. Христианство и еврейский вопрос. Париж: YMCA-Press, 1991, с. 6;

60

Сергий Булгаков. Сион // Христианство и еврейский вопрос. Париж: YMCA-Press, 1991, с. 7–8.

61

П. Самородницкий. Странный народец // «22», 1980, № 15, с. 137.

62

С. Цирюльников. Философия еврейской аномалии* // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 77, с. 144.

63

А. Воронель. Уникальность Израиля // «22», 1981, № 20, с. 123.

64

П. Самородницкий. Странный народец // «22», 1980, № 15, с. 145.

65

Р. Виссе. «Свет для народов»? // «22», 1991, № 77, с. 111.

66

А. Воронель. Накануне XXI века // «22», 1991, № 74, с. 141.

67

Д. Сэгре. Сионизм до и после национального возрождения // «22», 1978, № 3, с. 142.

68

Д. Левин. На краю соблазна: [Интервью] // «22», 1978, № 1, с. 53.

69

И. Эльдад. Еврейская аномалия в трёх измерениях // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 76, с. 140, 147.

70

А. Воронель. Накануне XXI века // «22», 1991, № 74, с. 146–147.

71

С. Цирюльников. Философия еврейской аномалии // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 77, с. 149, 152, 154–155.

72

А. Кучерский. Еврейская парадигма // «22», 1993, № 88, с. 136.

73

А. Щаранский. [Интервью] // «22», 1986, № 49, с. 112.

74

И. М. Бикерман. Россия и русское еврейство // РиЕ, с. 13.

75

ВМ*, Тель-Авив, 1976, № 11, с. 192.

76

Стефан Цвейг. Не внешняя мишура, но внутреннее воспитание // ВМ, 1976, № 11, с. 193–195.

77

Макс Брод. Любовь на расстоянии // ВМ, 1976, № 11, с. 200–202.

78

Р. Нудельман [в беседе с Л. Плющом] // «22», 1978, № 3, с. 192.

79

А. Воронель. Иаков остался один // «22», 1985, № 40, с. 126.

80

Sonja Margolina. Das Ende der Lügen: Rußland und die Juden im 20. Jahrhundert. Berlin: Siedler Verlag, 1992, S. 151.

81

И. Эльдад. Еврейская аномалия в трёх измерениях // ВМ, Нью-Йорк, 1984, № 76, с. 147.

82

Н. Воронель. Оглянись в раздумье…: [Круглый стол] // «22», 1982, № 24, с. 118.

83

А. Воронель. Трепет иудейских забот. 2‑е изд. Рамат-Ган: Москва – Иерусалим, 1981, с. 63.

84

А. Воронель. Агасферическое сознание и сионизм // «22», 1992, № 80, с. 204.

85

Речь, 1917, 7 марта, с. 2.

86

Биржевые ведомости, 1917, 8 марта (здесь и далее – утренний выпуск), с. 5.

87

Биржевые ведомости, 1917, 10 марта, с. 6.

88

Краткая Еврейская Энциклопедия (далее – КЕЭ): [В 10 т.]. Иерусалим, 1976–2001. Т. 7, с. 377.

89

Речь, 1917, 9 марта, с. 4; 10 марта, с. 5; и др.

90

Биржевые ведомости, 1917, 9 марта, с. 2.

91

Биржевые ведомости, 1917, 10 марта, с. 2.

92

КЕЭ, Т. 7, с. 377.

93

Г. Б. Слиозберг. Дела минувших дней: Записки русского еврея: В 3 т. Париж, 1933–1934. Т. 3, с. 360.

94

КЕЭ, Т. 7, с. 377.

95

Речь, 1917, 25 марта, с. 6.

96

Речь, 1917, 25 марта, с. 6.

97

Р. Г. Винавер. Воспоминания (Нью-Йорк, 1944)

Скачать:PDFTXT

клетки моей души окрашены в русский, какие в еврейский цвет? – Но было не только давление, не только насильственное сращение – было ещё и нежиданное сродство этих проникающих друг в