очистим страну, — мы очистимся сами. И это — единственно правильный исторический порядок, ибо зачем очищать воздух страны, если сами остаемся грязными?
Возразят: но как жаль молодежь! Ведь если на экзамене по общественной науке не проговоришь обязательной лжи, — двойка, отчисление из института, и перебито образование и жизнь.
В одной из следующих статей нашего сборника обсуждается, так ли правильно понимаем мы и осуществляем лучшие пути в науку. Но и без того: потеря в образовании — не главная потеря в жизни. Потери в душе, порча души, на которую мы беззаботно соглашаемся с юных лет, — непоправимее.
Жаль молодежь? Но и: чьи же будущее, как не их? Из кого ж мы и ждем жертвенную элиту? Для кого ж мы и томимся этим будущим? Мы-то стары. Если они сами себе не построят честного общества, то и не увидят его никогда.
Январь 1974
1 Эта угарная преданность государственным заказам очень нестеснительно выражена в недавней самиздатской публикации «Туполевская шарага». она не миновала и крупнейших фигур.
2 См.: В. Ф, Кормер, «Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура» «Вопросы философии», 1989, No 9). (Прим. ред.).
3 Все цитаты из Померанца здесь и ниже — главным образом из статей «Человек ниоткуда» и «Квадрильон».
4 По утверждению К. Любарского («Московские новости». 1990. No 39), настоящая фамилии автора статьи — Герцен Копылов. {Прим. ред.)
5 В Самиздате — текучи редакции. И позже Телегин изменил конец. Появилось:
«первые версты — бойкот неучастие, игнорирование». Игнорирование — это обычный шиш, а вот неучастие — где же?..